Очерк о Верхнелальской школе

      В 2014 году Верхнелальская школа отмечает своё 170-летие. Таким возрастом не многие школы района могут похвастаться, кроме сёл Лальска (1740 г – Малое духовное училище, впоследствии малое народное) и Учки (1841 г). Что касается времени учреждения духовного училища в Лальске мне не удалось найти внушающих доверия документов, а вот об открытии в 1787 году малого народного училища упоминается в «Историческом очерке Сольвычегодского городского училища».
      Как утверждают данные из церковной летописи, школьное обучение детей началось даже несколько раньше официального открытия приходской школы в Верхолалье. А именно с 9 апреля 1842 года, благодаря трудам и усердию бывшего тогда приходского священника отца Иоанна Соколова. Дети обучались в его доме  совершенно безвозмездно грамоте, молитвам, письмоводству и счетоводству. В церковном образовании молитва была приоритетной
      История училищ в сельской местности в России не столь уж и древняя, в 18 веке во всей стране было всего 11 сельских училищ. В 1803 году 24 января Указом императора Александра I правительственному Сенату было дано указание: «Об насаждении народного образования по всей Российской империи». В Вологодской губернии первые сельские училища начали открываться с 1810 года. В 20-х годах существовало всего четыре училища в домах священников, но не дав ощутимых результатов почти все они были закрыты. Только ближе к средине 19 века училища начали вновь открываться по решению сельских сходов. В 1843 году было принято «Наставление по управлению приходскими училищами в селениях государственных крестьян», предписывалось руководствоваться Уставом училищ от 1828 года. .
      Учащиеся из сельских школ обычно выходили с плохими знаниями. «Наука преподавалась очень строго, – пишет в «Историческом очерке» священник Пучужской  (ныне Верхнетоемский район Архангельской области) церковноприходской школы, – Уму-разуму учили больше розгами, дисциплина была самая строгая, например, требовалось, чтобы всякий ученик при встрече с кем-то ни было должен отступить от дороги на аршин, остановиться и поклониться в пояс, а против Волостного правления все ученики обязательно должны проходить с обнаженной головой. За всякий проступок немилосердно наказывались розгами». Для наполнения школ пытались применить административный ресурс, т.е. старостам общин предписывалось направлять детей в школу, так же практиковалось проведение экзаменовки на освобождение от воинской повинности.
     В 1844 году 16 октября стараниями того же священника Соколова уже официально открыто Верхолальское начальное сельское училище, в котором священник Соколов
был утвержден наставником по обучению детей всем предметам начальной школы. Школа открыта по предписанию Министра Государственных имуществ, опубликованному в Вологодских Губернских ведомостях 10 июня 1844 года. Учебный год был определен с 1 сентября по 1 мая. Училище по-прежнему продолжало размещаться в собственном доме священника до 1861 года. За труд обучения священник имел с этого времени жалование 42 рубля в год и квартирных 28 рублей; учащихся было до 30 и более человек. Верхолальское начальное училище существовало до 13 декабря 1852 года, когда оно было переведено в соседний Ильинский Вилегодский приход, как центр местной Ильинско-Подомской волости. С этого времени с 1852 года и по 1861 год в селе Верхолальском училища не было и регулярные занятия по обучению детей не велись, хотя время от времени духовенство собирало приходских детей в свои квартиры и совершенно безвозмездно вело с ними занятия по обучению грамоте и письму за свой собственный счет,  более же состоятельные из крестьян отвозили детей в этот период времени для обучения в соседний Ильинский приход за 25 верст. 
     Нельзя не отметить, что писанию в 19 веке, да и 20 тоже, дети учились далеко не на таких материалах, как мы привыкли сегодня. Ещё по воспоминанию людей поколения моей бабушки помню на чем писали, это были грифельные доски, дощечки покрытые воском для письма, на бумаге многоразового использования. Такая бумага пропитывалась постным (льняным) маслом и истертым в порошек и разведенным водой мелом, написанное можно было стереть мокрой тряпкой. Писали на ней гусиными перьями или стальными перьями. Во время Великой Отечественной войны тоже были серьезные проблемы с бумагой. Использовали оберточную и газетную бумагу. Бывало что и деловые бумаги (письма, обращения) писали на попавших под руку обрывках, клочках  бумаги.
     С 1861 года, 15 ноября училище возобновило регулярную работу,  занятия сначала вновь проходили в доме всё того же священника Соколова Иоанна, но вскоре были перенесены в трапезную храма – западную его часть. Учебный год заканчивался  в Лазареву субботу (вербная неделя Великого поста, т.е. перед Пасхой).  В 1863 году для школы из старого причтового дома за церковный счет была выстроена изба в которой и велись школьные занятия, но казенного финансирования школа не получала, да и местное население довольно прохладно относилось к материальной поддержке обучения своих детей.
Так дело обстояло до 1880 года, когда 7 октября в селе Верхолалье было открыто Начальное Земское училище с трехгодичной программой обучения, которое помещалось первоначально в наемном крестьянском доме в деревне Астафьева Гора отстоящей от церкви на расстоянии одного километра. Училище разместилось в доме Суздалова Михаила Игнатьевича. С этих пор в школе преподавали не только священники, но и профессиональные учителя. Не маловажный факт, учителя пользовались бесплатным проездом земским транспортом, который существовал в Верхолалье. Ямщиками на земской станции состояли крестьяне за отдельную плату. Первым учителем в этом вновь открывшемся земском училище был некто Василий Тюпышев.
В 1881 году начинал учительствовать Вениамин Попов, но в том же году его сменил  Андрей Леонтьевич Попов, служивший до 1883 года включительно. Он вероятно был из состоятельной семьи и скорей всего был политическим ссыльным. От семьи своей получал не малые деньги и жил ни в чём себе не отказывая.
С 1884 года по 1886 год состоял учителем Василий Антропов. С 1886 года по 1891 год учителем был 20-летний Павел Алексеевич Потапов, сын станового пристава. Образование все учителя получили в Тотемской семинарии. Потапов был последним из числа учителей Земского училища, которое 5 февраля 1891 года было преобразовано в церковно-приходскую одноклассную школу. С этим наименованием школа просуществовала до революции 1917 года.
     В процессе реформирования школы из земской в ЦПШ активное участие приняло Стефано-Прокопьевское братство, а именно его Сольвычегодское отделение, пожертвовав на эти цели около 1000 рублей денег, и в последствии ежегодно финансировало покупку учебников и наглядных пособий.
     Законоучителями и наставниками как Земского училища, так и церковно-приходской школы за все время их существования состояли местные священники: до 1875 года Иоанн Соколов, затем его сын, священник Федор Соколов, а после его скоропостижной смерти с 1877 года по 1894 год – священник Александр Заварин, с 1895 года и первые годы  Советской власти священник Алексей Клочков.
     В июле 1884 года было закончено строительство  на церковной земле недалеко от храма на средства Сольвычегодского уездного Земства деревянного здания для размещения земского училища, которое в 1891 году при преобразовании училища в церковно-приходскую школу со всем училищным имуществом  было передано во владение Сольвычегодского отделения училищного Совета. Школа в этом здании помещалась до 1903 года. 8 октября 1903 года переведена во вновь отстроенное каменное школьное здание, в котором помещалась долгие последующие годы. Верхнелальцы знают это здание под названием «Белая школа». Здесь же в здании помещалась квартира учителя, точней сказать учительниц, как поздней сообщу, с некоторого времени и на долгие годы, учительская профессия в Верхолалье стала женским занятием.
     Учителем в церковной школе после Потапова стал Николай Манаков на период с 1891 год по 1900. Манаков запомнился многим жителям Верхнее-Лалья, его вспоминали спустя многие десятилетия, вплоть до средины 20 века. После окончания своего учительства в Верхолалье, он переехал в Вондокурью чтобы продолжить свою деятельность на церковном поприще, где прошел путь от псаломщика до сана дьякона.
     В 1900 году приступает к работе учительницей София (Софья Николаевна) Булатова, окончившая Епархиальное женское училище в Великом Устюге и работала до 1908 года. По воспоминаниям ученииков она была белокурая и среднего роста. С учениками держала  себя строго.
Известный у нас Власий Васильевич Сапожников самовольно без спроса отца в семилетнем возрасте явившийся в школу учиться определил её при первой встрече как сердитой. Она являлась заведующей школой и вела старшие классы. Первый класс вёл помощник учителя молодой человек Синицын Прокопий Петрович из крестьян Никольской волости на Виледи, только окончивший второклассную школу в Ильинске Подомском. Для ясности необходимо отметить, что хоть школа и была одноклассной, но учили в ней 3 года.
В сентябре 1908 года учительницей назначена Серафима Попова, кончившая также Епархиальное женское училище, но в связи с замужеством уволилась и переехала в с.Лальск. С января 1909 года учительствует в школе дочь Верхнелальского диакона Мария Попова, также закончившая то же учебное заведение, что и её предшественницы.
С 1902 года при школе открыта должность помощника учителя, которую занимали:  Прокопий Синицын с 1902 по 1906 год, Надежда  Богданова с 1906 по 1908 год и Мария Попова вскоре назначенная учительницей, затем Чеснокова Александра. С 1914 года в школе учительствуют Ильин Николай Кириллович и Шушнина Вивея Григорьевна
     Наибольшее число учащихся в эти годы достигает  70 - 90 человек, наименьшее от 50 до 60 человек. Учебные занятия в школе ежегодно начинаются обычно с 15 сентября, кончаются 1 мая.  Обучение заканчивали не все поступившие, около 30-40% выбывали, а из тех что проходили курс обучения не более 10% являлись на выпускные экзамены и получали свидетельства. Председательствовал на экзамене представитель Стефано-Прокопьевского братства. Напомню, что одноклассная школа не означала один год обучения. Это могло быть и два года и более. Занятия проводились по расписанию – три дня по пять уроков и три дня по четыре урока. Перемены между уроками 15 минут, большая перемена с обедом тридцать минут. День начинался утренней молитвой, молитвой вечерней заканчивался. Читал их назначенный старшеклассник, пели хором. Каждый урок также заканчивался короткой молитвой.
Около 1910 года было введено четырёхлетнее обучение, что стало поводом считать сельчанами четырехклассным образованием.
     Библиотека школы ежегодно пополнялась на средства Сольвычегодского отделения Стефано-Прокопьевского братства. В начале 20 века в школе числилось более 500 книг разных названий, из них кроме учебников имелось не малое количество книг для внеклассного чтения, особенно исторического содержания и религиозно-нравственного. Из наглядных пособий имеются при школе картины по богослужению, по русской истории, по географии, картины животных и растений, глобус, карта Европы и полушария, типы племен, микроскоп, компас, уровень, магнит, термометр, различные таблицы.
     Общежития или помещения для ночлега при школе не было, но во время весенних разливов реки и в зимнее морозное время ученикам дальних деревень разрешалось ночевать в школе: на кухне и прихожей, где иногда ночевали по 20 и более человек.  Вечерами предоставлялось освещение для выполнения домашних заданий.
     За общим состоянием детей с начала 20 века наблюдал местный фельдшер, посещавший школу не менее одного раза в полугодие. В Верхолалье своей больницы не было, была земская больница на Виледи построенная к восьмидесятым годам девятнадцатого века. От туда приезжал фельдшер для приема больных.
     При школе велось обучение девочек рукоделию два-три раза в неделю после основных уроков, материалами также обеспечивало Братство и сами жители деревень.
С 1899 года при школе велись народные чтения, которые пользовались большой популярностью среди населения, как в последствии демонстрация кинофильмов . Иной раз собиралось до 150 человек слушателей. Книги читали вслух учащиеся школы или учительницы. Кроме этого из школьной библиотеки выдавались книги для домашнего чтения грамотным крестьянам.
Существовала хорошая земская библиотека с подобранными книгами для разных поколений читателей. Были книги многих известных писателей, ныне называемых классиками. Библиотека размещалась в доме псаломщика Скворцова Николая Александровича рождения 1833 года, добродушного старика, бездетного и горького пьяницы, он же был библиотекарем. В начале 20 века при школе открыли церковно-приходскую библиотеку, где преобладали книги нравственного и патриотического содержания типа романов Загоскина М.Н.
     Местное население ежегодно жертвовало деньги на отопление и освещение школы, предоставлялся сторож для охраны.
     Дела в Верхолальской школе в общем-то обстояли не плохо, так в 1993 году школа отмечена в пятерке лучших в Сольвычегодском уезде. Особо отмечалось усердие и успехи в церковном пении и благоговейное стояние на церковных службах. Школа была отмечена при праздновании 100-летия победы над Наполеоном, причем материалы и упоминания священника Клочкова Алексея с учеником Николаем Плаксиным, читавшим собственные стихи, цитируются даже в 21 веке в современной российской печати. Во время торжеств 11 октября 1912 года в церковно-приходской школе села после выступления священника А.Клочкова, крестьянин Николай Плаксин прочитал стихотворение составленное им самим ко дню юбилея:

Дружно, дети, собирайтесь, в школу праздник отправлять.
Старички, и Вы стекайтесь, Вы должны об этом знать, -
Как французы воевали, сожжена была Москва,
Бонопарт напрасно думал, что Россия пленена.
Над святыней издевался, в церковь коней загонял,
Церкви Божие сменялись на презренный идал.
Но окрепни Русь Святая! Православный мир, проснись!
Призови на помощь Бога, со врагом смелей дерись!
Прочь французы из столицы, вся Москва у наших ног,
Бог посрамлен не бывает, Бог за правых – с нами Бог!
И Москва в руках осталась бело-русского царя,
Все согласно миром грянем наше русское: «Ура!»
Век прошел со дня разрухи, юбилей справляем мы.
Будьте впредь счастливы годы, - детски все желаем мы.
Вознесем молитвы Богу за победного царя
И на брани убиенных за преславные дела.

По окончании вечера детям были выданы памятные книжки о событиях Отчественной войны 1812 года, которые были специально выпущены к торжествам столетнего юбилея в широком ассортименте и ценовой категории от 3 до 30 копеек.
     Стоит также отметить, что с 1 октября 1897 года в деревне Жёлтиково действует школа грамоты, располагающаяся в съемном доме. В ней обучалось до 20 детей. Учителем был не имевший специального образования молодой выпускник Вилегодской двуклассной школы 16-ти летний  Иван Михайлов Токмаков сын крестьянина со Стройкова, известно что в 1905 году он ещё исполнял обязанности учителя.  После его сменила Екатерина Александровна Седельникова, проработавшая до 1925 года.
На содержание школы тратилось 73 рубля в том числе на жалование учителю 50 рублей в год, в 1905 году жалование составляло 120 рублей. (В это время учительница главной – церковно приходской,  школы Верхолалья получала жалование 180 рублей) Преподавались грамота и Закон Божий. С 7 января 1898 (1899 ?) года в деревне Вяткина Гора (Ворончиха) открылась школа, где учительствовала Вера Иосиповна Бровина из села Никольского с Виледи.   
В 1911 года ещё добавились  школы грамоты - Романовская и Ерёминская. Учителями в Романовской школе стали Домника Александровна Холопова и Куклин Иван Феоктистович, в Ереминской школе - Ватлина Людмила Александровна и Александра Ивановна Ватлина. Одноклассная церковно-приходская школа уже имела четырехлетнее обучение, поделенное на несколько ступеней.
Учителя были приезжие, по причине бытовой неустроенности работали не долго. Уже в 1912 в Романовской школе вместо Куклина прибыл работать Холопов Михаил Стефанович, впрочем вскоре с началом войны был призван на военную службу. В Ереминской школе с 1913 года работают Мария Попова, ранее работавшая в церковно-приходской школе и Клавдия Николаевна Кузнецова.
     В 1917 году в Верхолалье одноклассная церковно-приходская школа снова перешла под земское управление. На Астафьевой горе открыта двухклассная школа, содержащаяся на средства Министерства просвещения с учителем Иваном Николаевичем Федяевым. Продолжают работать Жёлтиковская, Романовская и Ереминская земские школы.  Обязанности учителя Закона Божия в Верхолальской церковно-приходской и Романовской земской школе исполняет священник Алексей Клочков, в Ерёминской школе и министерской на Астафьевой Горе второй священник Сергей Пуртов, в Желтиковской - учительница Екатерина Александровна Седельникова.
     После Октябрьской революции Декретом СовНаркома от 5 июня 1918 года школы переданы в ведение народного комиссара по просвещению.  Верхолальская школа получила название «Верхнелальская советская школа 1 ступени», а также и другие школы ранее называемые школами грамоты стали школами 1 ступени. В первые годы Советской власти была предпринята попытка открыть школу 2 ступени, что предполагало 9-летнее обучение, но она не удалась: тяга к учебе у населения была слаба, да и достаточной  материальной базы не было. Однако на Астафьевой Горе работала школа второй ступени с шестилетней программой обучения, размещалась в доме Меньшикова. Вверху в мезонине размещалась канцелярия ВОЛОНО (в 1918 – 1924 годах Верхолалье было Волостью) .
В общей сложности во всех школах Верхнелалья обучалось до сотни и более человек. Продолжали работать Верхнелальская, Романовская и Ерёминская школы. В селе Верхолалье в 1924-27 работала Карасева Анна Степановна, урожденная Быкова, выйдя замуж за Сапожникова Ивана Васильевича уехали в город Невьянск.
     Школа на Астафьевой Горе была объединена с ближайшей Верхнелальской. Наблюдалась большая текучесть учительских кадров. Сказывались последствия почти десяти лет войн и революций в стране, последующий экономический спад. Положение учителей было настолько тяжелым, что им  была дана 10% прифронтовая надбавка к зарплате (возле Котласа шли боевые действия) и горячие  обеды наравне с учениками.
     В таких сложных условиях после 1925 года закрылась Желтиковская школа, и только в 1930 году вновь открыта как начальная школа под руководством И.А.Маклакова.
     В двадцатые и тридцатые годы в Верхнелалье, как и во всей стране прошли компании по ликвидации безграмотности, практически во всех деревнях были организованы занятия силами наиболее грамотных односельчан при участии школьных учителей.
В 1931 году с начала учебного года на базе действовавшей школы была открыта школа крестьянской молодежи (ШКМ). Введено обязательное обучение для всех детей.  Задачей школы было дать её воспитанникам неполное среднее образование и приобщить к сознательному сельскохозяйственному труду на основе современных знаний. Директором стал Старцев Андрей Петрович, но через два года школу стали именовать неполной средней (НСШ) и директором её назначен учитель истории Н.Докунихин. С этого периода в школе появились учителя-предметники. Ими были Лавров М.Г. (математика), Найденова (русский язык и литература), Лазарева Е.П (биология), Работинский И.Н. (труд).  В 1934 году школа становится семилетней.
     С 1935 года в школе снова произошли существенные кадровые изменения. Директором стал Абрамов Зосима Федорович и работал почти до начала войны, был призван в армию, воевал, с войны не вернулся. Многие  предвоенные учителя остались работать на долгие годы, это были Абрамова А.Ф. (русский язык), Лазарев Иннокентий Александрович (история), Дураков Ф.Я. (биология), Дуракова А.И. (начальные классы), Лазареваа О.В. (Русский язык и литература), и другие.
После призыва в армию Абрамова, учитель математики Дворянкин И.М. становится директором школы, но и он ушел на войну в 1941 году.  В эти предвоенные годы Верхнелальские школы окрепли и выросли количественно. В сентябре 1937 года в Верхнелальскую НСШ пошло 323 ученика, в Романовскую начальную школу 116 человек, в Ереминскую – 91, Жёлтиковскую – 23, в недавно открывшуюся Лекмажскую – 14 учащихся. Было построено новое типовое здание Романовской школы на 160 мест, а Верхнелальской школе  было передано двухэтажное здание, некогда принадлежавшее купцу Токмакову Николаю Александровичу и успевшее побывать приютом для Коммуны в 20-х годах.
     Отечественная война показала, что тот нравственно-патриотический потенциал, который царил в довоенной Верхнелальской школе, отчетливо проявился в героизме ее бывших учеников на фронтах Отечественной войны. Сотни воспитанников школы храбро сражались. И среди них Сластихин Алексей, который в 19-летнем возрасте удостоен за форсирование Днепра звания Героя Советского Союза, Гондюхин Иван, прославленный моряк-североморец, с подводной лодки Щ-404, о подвиге которого написал в 1943 году военный морской журналист Тимур Гайдар, сын знаменитого писателя Аркадия Гайдара. В честь Гондюхина И.Е. названы улица и школа в Полярном.
     С началом войны почти все мужчины-учителя Верхнелалья ушли на фронт. В 1942 году директором школы стала эвакуированная из Петрозаводска Веселовская Александра Петровна, выпускница Высших женских Бестужевских курсов в г. Петрограде. До оккупации Петрозаводска финской армией она работала директором одной из школ. В Верхнелалье проработала руководителем школы до 1956 года, а затем много лет оставалась учителем. Вместе с Веселовской в Верхнелальской школе работала Максименко Мария Андреевна, эвакуированная из Калининской области, математик и завуч школы, и Дмитриева Мария Дмитриевна, учитель начальных классов из Торжка Калининской области.
     В педколлектив Верхнелалья в военные годы пришло несколько молодых учителей.
Военные годы были очень трудными для школы, как и для всей страны. Не хватало учителей. Школа недостаточно обеспечивалась наглядными пособиями, письменными принадлежностями. Много приходилось работать в колхозах. Школа сама выращивала для себя картофель, капусту, овощи, заготовляла дрова. Помогали фронту: собирали теплые вещи, деньги в фонд обороны Родины.
     С окончанием Отечественной войны среди первых были демобилизованы из армии учителя, именно они пополнили коллектив Верхнелальской школы. Вернулись бывшие учителя этой школы: Лазарев Иннокентий Александрович (он стал завучем, потом и директором школы); Токмаков Р.С. (физика), Сумкин А.Д. (физкультура); Токмаков В.Е. (математика), Белых Н.Н., Плаксина М.А., Работинский Георгий Васильевич (география, в 70-х годах директор школы). В школу пришли и молодые учителя: Пластинина А.А. , Докунихина О.Н., Токмакова О.Н., и другие.
     Школа приняла участие в эксперименте по раздельному обучению девочек и мальчиков.
    Опыт работы коллектива школы по трудовому, нравственному и патриотическому воспитанию неоднократно изучался методическим кабинетом РОНО, а в 1949 году директор школы Веселовская А.П. выступила с докладом об опыте работы коллектива на областной научно-практической конференции. В этом же году Веселовская А.П. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Ленина.
     В 1953 году школа реорганизована в среднюю. Прежних помещений стало мало, поэтому в 1954 году в деревню Сирино было перевезено типовое здание Романовской начальной школы на 160 мест.
     В 1956 году новая средняя школа провела первый выпуск из 10 клacca. Аттестаты зрелости получили 22 человека. В этом же году Веселовская А.П., легендарный директор школы, ушла на пенсию. Правда, она еще 12 лет продолжала оставаться учителем русского языка и литературы, вела кружковую работу, основала уникальный кукольный театр. А директором школы стал заместитель по учебно-воспитательной работе Лазарев Иннокентий Александрович. На этом посту он работал 9 лет с 1956 по 1965год. Завучем назначена историк Гондюхина Александра Егоровна. Коллектив школы, решая задачи политехнического обучения и приобщения учебного процесса к жизни, провел значительную работу по созданию материальной базы производственного обучения.
     В 1959 году силами учащихся выращено и передано колхозам 3900 кур. Расширились объемы среднего образования. Требовался интернат. Его открыли в старом церковном доме, а потом построили дополнительное здание. Кроме того, построили 2-квартирный дом для учителей, столовую с кухней и подсобное помещение, в котором на отходах от школьной столовой выращивали поросят.
Ежегодно старшеклассники заготовляли дрова для школы в полном объеме. В 1960 году на базе интерната открыли летний школьно-совхозный, комсомольско-молодежный лагерь для старшеклассников.
Верхнелальский интернат был одним из самых крупных в районе – в нем проживало до 45 учащихся из дальних деревень. На базе дневной школы в 60-е годы несколько лет работала школа сельской молодежи, в которой обучалось по 10-14 человек. За свой труд директор школы Лазарев И.А. награжден значком «Отличник народного просвещения». В 1965 году по состоянию здоровья ушел с поста руководителя и на 9 лет остался завучем, а потом и учителем истории. Его на 2 года сменил Работинский Георгий Васильевич, а потом (на 4 года) - Низовцев Адольф Анатольевич. В школу приходили новые учителя.  1972-1977 годы - пятилетка нового директора школы Работинского Георгия Васильевича. 
Школа тесно работала с совхозом «Ярцевский» в части привлечения детей к общественно полезному труду, подводились итоги по окончании летних сельхозработ, лучшие награждались ценными подарками от школы и совхоза. На школьном приусадебном участке проводились испытательные селекционные работы под руководством Бачуринской Зои Порфирьевны. Продолжалась кружковая работа по направлениям лыжный спорт, стрелковый, баскетбол, фотография, шахматы, художественная самодеятельность.
     В 1977-78 годах директором был Токмаков Александр Николаевич. Он через год покинул родину, но и на новом месте был замечен,  возглавил строительство новой школы на 840 учащихся в Заклинье Ленинградской области, где был бессменным руководителем 23 года.  С его именем в нашей школе связано проведение военно-патриотической игры «Зарница», в которой были задействованы все учащиеся с 4 по 10-й класс. Ещё будучи молодым учителем физкультуры он начал ежегодно проводить это грандиозное мероприятие. В полной мере использовал опыт срочной службы в воздушно-десантных войсках. Игре предшествовали строевые занятия, разучивали строевые песни, изготавливали макеты оружия и снаряжение. Затем в назначенный день проходили  полевые маневры, соревнования и день заканчивался строевым смотром отрядов с отрядной песней.
     Александра Николаевича  на посту руководителя Верхнелальской школы сменила учительница математики Першина Людмила Михайловна. К этому времени начался постепенный процесс упадка количественного состава в школе (средняя наполняемость снизилась до 70-75 человек). Но качество знаний школьников поднялось. Вскоре на 2-й год оставался один ученик, либо школа работала без второгодников. Продолжал работать школьный интернат, его посещали более половины детей, проживавших далее 3 км от школы. Наполняемость школы была достаточно стабильной, но на уровне 65-70 человек.
     В 1983 году к руководству школой второй раз (на 13 лет, до 1996 года) пришел Низовцев Адольф Анатольевич. Главной заслугой Низовцева А.А. за его директорские годы главным было то, что ему огромными усилиями удалось добиться строительства и успешно завершить новое типовое школьное кирпичное здание со своей автономной котельной и теплицей. В 1996 году Низовцев Адольф Анатольевич ушел на пенсию, руководителем школы назначили молодого выпускника пединститута, учителя географии, Игумнова Александра Владимировича, которого через два года сменил (тоже молодой) историк Горячевский Николай Анатольевич. В эти годы уже несколько лет висел «дамоклов меч» реорганизации школы из средней в основную. Количество учащихся постоянно сокращалось. К 1997/98 учебному году в школе насчитывалось 55 школьников. Увеличилась сменяемость кадров. В школу приходили (и часто через год-два уходили) новые учителя. 
В 2005 году количество учащихся школы достигло нижайшей отметки - 37 человек. Все понимали, что назрела необходимость реорганизовать среднюю школу в основную. Вместе с тем, педагогический коллектив сделал все для того, чтобы сохранить в школе те замечательные традиции, которые выработались в школе за многие десятилетия ее существования. Школа работает по собственному учебному плану, который составлен на основе базисного учебного плана.
Инвариантная часть плана представлена всеми предметами Федерального компонента,
что гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков образовательного стандарта. Вариативная часть плана представлена предметами регионального (краеведение) и школьного (математика, русский язык, физика, литература, химия, география) компонента. Введено дополнительно по 1 часу уроков физкультуры. Факультативная часть учебного плана дает возможность учащимся расширить и
углубить знания по русскому языку, математике. Введен спецкурс «Информатика» и «Информационные технологии», факультатив «Культура здоровья».
     С 2002 - 03 учебного года школа включилась в эксперимент по сдаче экзаменов в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена) и показала хорошие результаты, в особенности по математике (Першина Л.М.). В школе сложилась система воспитательной работы, главной целью которой является создание условий для развития личности ребенка. Основу системы составляют ключевые дела каждой учебной четверти. Школа работает в сотрудничестве с сельской библиотекой и Домом культуры, проводятся предметные недели, работает кружок ОФП (общей физический подготовки), большое внимание уделяется работе по воспитанию (как с детьми, так и с родителями). Работает детская организация «Юнком + Росинка».  Коллектив учителей в школе стабильный.
Сейчас в школе так мало учащихся, что она переведена в разряд основной школы,
9-летней.
     Хочется верить, что с годами оживет Россия, возродится к жизни село и Верхнелальский округ, появятся в этом северном краю люди, влюбленные в землю, создадут семьи, «поднимут» детишек - и возродится снова Верхнелальская школа, и воспитает новые поколения людей, способных вести Россию в светлое будущее.


Рецензии