Москва слезам не верит

    Я родилась в Казахстане в 1938 году и всю жизнь прожила на своей Родине. Есть поговорка – «Где родился, там и пригодился!». Я прожила длинную, довольно сложную, но счастливую жизнь.
     Не помню, в который раз на днях пересмотрела любимый фильм «Москва слезам не верит» и решила поделиться соображениями, почему этому фильму достался «Оскар» и он полюбился во всём мире и всеми народами Земли.
     Владимиру  Меньшову и его артистам с удивительной точностью удалось передать атмосферу того времени, мечты, возможности и желания молодых девушек, приехавших в Столицу из провинции.

     В начале фильма сказано: Шёл 1958 год…
А мне в 1956 году с грехом пополам удалось поступить в Алматы  на лесохозяйственный факультет Каз.СХИ. Алма – Ата, конечно, уступала Москве в уровне светской жизни, но качество образования ценилось во всей стране, поэтому на нашем факультете был высокий конкурс среди абитуриентов из всех республик СССР.
Возраст студентов колебался от 19 до 21 года и все мы были детьми Войны, многие потеряли отцов и матерей на полях ВОВ, и даже сами жили на оккупированных территориях. Большая часть студентов жила в общежитии в комнатах по 10-12 человек по типу армейской казармы. Ребята ходили в телогрейках, девушки в простых ситцевых платьях и бриджах. Стипендии при наличие троек в зачётной книжке - не получали, а отличники получали повышенную стипендию, поэтому в учёбе все старались, а потерять невинность до свадьбы было позором.

        Мы все были вынуждены зарабатывать на жизнь на сельхоз работах на целине и в лесхозах во время летних каникул или производственной практики. Первую в жизни бутылку Советского шампанского мы – студенты второго курса распили, возвращаясь с хлебоуборки первого миллиарда тонн пшеницы, полученного на освоенных целинных землях Казахстана. В совхозе при расчёте за ударный труд мы получили благодарность и  сумму, равную трём повышенным стипендиям,  а наш бригадир Виталий Кривцанов предложил скинуться на билеты в купированном вагоне. Мы разошлись по купе и пришли в восторг от белых простыней, столика между полками на который поставили свои кружки и чашки и припасенные на ж.д. станции пирожки,  печенье и конфеты. Когда поезд тронулся со станции Павлодар, Виталий обошёл все купе и предложил выйти в коридор со своими кружками. Наш бригадир решил угостить всех парой глотков шампанского, которое купил сам для поднятия настроения всем нам, которые его не подвели. На иллюстрации - Фото 1957 год наш курс едет на хлебоуборку в товарном вагоне не своих "матрасовках" с сеном. Вероятно совнеменные студенты этому не поверят...

     Мы – студенты той поры были дружны и верны своей дружбе на долгие годы, как и девушки из фильма В.Меньшова. Я поддерживаю связь со своими подругами и друзьями – бывшими студентами до сих пор. И сейчас после просмотра фильма позвонила Людмиле – 79-летней подруге, с вопросом смотрела ли она, и добавила, что плачу, вспоминая нашу молодость…
Она засмеялась и  ответила, что не смотрела, эту сказку…
      Я не согласилась и парировала, что это философский и почти документальный фильм о взаимоотношении людей, про любовь и дружбу, а прообразы героев мы можем найти среди студентов нашего курса. Я добавила, что, в послевоенные годы в
единственном кинотеатре г. Чимкента мы всей семьёй и соседями с восторгом смотрели первые цветные фильмы Ивана Пырьева «Сказанье о Земле Сибирской», «Кубанские казаки» про любовь, дружбу, предательство и взаимоотношение между советскими людьми, которые потом клеймили критики за сказочность и неправильное отображение действительности…

      Своей подруге Людмиле К. а сказала, что считаю её прообразом Тони, а её мужа – Юрия прообразом Гоши в фильме «Москва слезам не верит» потому, что они с мужем прожили в любви и взаимопонимании 56 лет. Люда однажды сама признавалась, что была за мужем, как за каменной стеной. Юра скончался 8 марта 2009 года. Его обожали все женщины предприятия, а он в свою очередь всех их жалел, уважал и помогал…
       Вот и весной 2009 года я встретила его по дороге в магазин, а он сказал, что уже купил всем женщинам отдела подарки к 8-му Марта, после которого вероятно уволится и уйдёт на пенсию.

       Мою ближайшую подругу Раечку К. можно считать прообразом Людмилы, которую блистательно сыграла Ирина Муравьёва. Раечка была дочерью директора завода и даже во время Войны по её утверждению порхала, как бабочка. В 19 лет она уступила красавцу – спортсмену и по настоянию старшей сестры сделала аборт, а на 3-ем курсе согласилась выйти за него замуж.
       Дочку Раечка родила после окончания Вуза, работая по блату в Институте Ботаники Академии Наук. Муж со временем приревновал её к многочисленным поклонникам и развёлся, она всплакнула, но вскоре нашла себе другого, от которого родила сына. Её второй муж спился и умер, а следом за отцом скончался  и сын от передозировки наркотиков. И теперь в свои 80 лет она плачет и считает себя несчастной. Я даже описала историю жизни моей подруги в своём "почти романе" – Анна Каренина ХХ1 века - http://www.proza.ru/2016/04/18/1175
      
        Ну а в качестве прообраза главной героины Катерины я вижу себя или мою ближайшую подругу - одноклассницу Зауре Уракпаеву казахской национальности. И я и Зауре были не красавицы и средними детьми в своих семьях. С малых лет мы нянчили своих племянников и племянниц, ухаживали за больными бабушками, а со временем за больными родителями.
        Как и Катерина, окончив Вуз, мы дослужились до высоких должностей и больших зарплат, вот только остались без «женского» счастья и детей.

        Просто в те времена, когда мы кончали школу и даже учились в Вузе рождение рёбёнка без замужества или регистрации брака считалось позором для девушки. А стать матерью – одиночкой и оставить своего ребёнка без отца мы не могли потому, что и родители и школа и сама жизнь возложили на нас высокое чувство ответственности за того, кого мы приручили, а вернее произвели на свет.       
      Ни я, ни Зауре не считаем себя несчастными, а наша подруга Раечка даже нам завидует. Вот и Людмила из фильма в исполнении Ирины Муравьёвой тоже заплакала в финале. 

      Каждый человек сам хозяин своей жизни и своей судьбы не должен быть рабом своих желаний или хотений, а должен соблюдать заповеди Господни:
Одинаковые все мы – люди, звери и народы!
Одинаковые все мы - дети матери-природы.
Вкус плохой или хороший?
Цвет – красивый, некрасивый?..
Береги свои ладоши! Это бред кобылы сивой.

Кто глупее, кто умнее? Физик, лирик иль биолог?
Или врач какой важнее - лор, хирург или проктолог?
Или где найти границу между счастьем и несчастьем?
И поймать свою жар-птицу, мрак развеяв в одночасье?..

Не кляни судьбу-злодейку, злого рока не бывает!
Сам добудь свою копейку, каждый сам себя слепляет.
Кто из нас имеет право рассудить - кто хуже? лучше?
Кто достоин премий, славы? где успехи, а не «случай»?

Просто разные мы все, и в этом дело,
Как бы краше ВСЕХ казаться не хотелось....


Рецензии
Вы правы в том, что фильм "Москва слезам не верит" полюбился всем, потому что очень правдиво показал жизненные ситуации, причём типичные для всех стран...
Любовь и счастье просто так к людям не приходит - их нужно заслужить! И счастье любви заключается не только в официальном муже, о чём и свидетельствует судьба героини Муравьёвой......

Светлана Шакула   23.11.2018 14:09     Заявить о нарушении
Сердечное СПАСИБО за Ваш отклик и положительную оценку...

Маргарита Вышенская   24.11.2018 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.