Допустимость манипулирования

Допустимость  манипулирования массовым сознанием с позиции права.

Где границы допустимости нравственного поведения кандидатов в депутаты при  обмане всего общества?

Манипулировать сознанием одного человека в короткое время сложно, но можно. Манипулировать массовым сознанием, как бы это парадоксально не звучало, намного проще. Сработает цепная реакция толпы, массы, общества. Увеличивается число «передающих» информацию. Даже ложную. Законом это никак не регламентировано.
Юридически можно говорить только об одном – обман граждан, общества.

Так что же такое – «манипулирование»?

Слово  манипуляция происходит от французского – manipulation, латинского - manipulatio - manipulus - движение горсти, ладони.  В первом понимании  -  движение рук, связанное с выполнением определенной физической задачи, например, с работой. Во втором – ловкость рук, демонстрирование фокусов,  умение отвлечь внимание зрителей от того, что явно от них скрывается. В третьих -  это обман, махинация, мошенническая проделка. 
Вместе с тем, за отправную точку часто берут  часть определения из “Словаря иностранных слов” ...умение отвлечь внимание ... от того, что должно быть скрыто. Добавляют также, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели, установленной самим манипулирующим. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в свое время ранее бытовавший термин «макиавеллизм».

На мой взгляд, манипуляция сознанием – это активное изменение восприятия реальных событий, правил, задач и т.п.  посредством комбинирования всех психофизических способов воздействия на «атакованный» субъект с целью достижения определенных результатов, смысл которых известен только субъекту - манипулятору.
Рассмотрение этого психологического направления интересно тем, что манипуляция осуществляется как на одного субъекта, так и на сообщество субъектов. И хотя методы воздействия одинаковые, но отличаются различными результатами в зависимости от поставленных перед манипулятором задачами.
С развитием общества и его урбанизацией  термин манипуляция стал использоваться  в политическом, социальном, техническом или медицинском контексте.  Он стал все чаще использоваться применительно к мероприятиям, направленным на управление и программирование мнениями и  руководством психическим  состоянием общества. Конечная цель таких усилий — контроль над обществом, его управляемость и подчиненность власти. 
Справка: «Современный словарь социологии» (1969 г. Нью-Йорк) определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

  Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор выбирает для себя цель такой манипуляции.

Правовой защиты от манипуляций (обмана) политиками общества или граждан нет. Да, и в России, как и в других странах,  есть законы, которые прямо указывают на нарушения в области защиты потребителя, в области защиты от  недобросовестных поставщиков…
И есть довольно четкие определение таких действии. Первое – умысел! Наличие умысла означает, что манипулятор знает о целях своих действий.
И все!

А почему? Потому что в идеале механизмом, позволяющим проконтролировать… «выполнение определённых обещаний политиков, является «императивный» мандат в форме обязательных к исполнению наказов избирателей».
Сейчас в значительном большинстве стран  «императивный» мандат отсутствует!
И в угоду политикам обещания преподносятся обществу в качестве фантика.  Поскольку депутат руководствуется только совестью и своими внутренними убеждениями, а процедура отзыва депутата во многих странах и вовсе отсутствует.
Невозможно  привлечь избранное лицо к ответственности, так как его защищает броня -  неприкосновенность депутата.
Практически общество, выбирая депутатов и президентов, само несет бремя ответственности за любые действия выбранных лиц.
 
Ни одного из политиков, раздающих направо и налево пустые обещания, не привлекали к какой либо ответственности! Депутат не отвечает за свои слова! Точно также как и не отвечает за свои действия и сам президент! Эта система не родилась в России. Исторически так сложилось, что политики любого уровня защищены «общественным» иммунитетом  - народ выбирает того, кто хорошо платит или говорит. Что он может выполнить или совершить в ближайшем будущем, не определено. И не прозрачно.
Вспомним комедию Мольера «Тартюф» - можно лишь переступить грань разумного поведения и ты понимаешь, что никто тебе ничего сделать уже не может. Обманув раз, ты будешь обманывать постоянно. И верить в то, что твоя ложь – это правда. Поскольку никакой ответственности нет! Лишь порицание со стороны народа… Незначительная потеря для личности в современном мире капитала.
Вспомним политиков 20 и 21 века… Г. Коль, М. Горбачев, А.Меркель, Б. Ельцин, Ф.Олланд, Б. Обама, Д. Трамп, П. Порошенко…там еще тысячи имен.
 
Они не понесли и не несут никакой ответственности за ложь!

Есть ли выход из такого положения, хотя бы в России.
Попытки изменить положение в небольшой части, были предприняты лет пять назад. И глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» дополнена статьей 5.59 КоАП, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Чиновников (но не депутатов) «призвали» к ответу.
Согласно этой  норме на чиновника может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Возникает вопрос – сколько чиновников было привлечено к ответственности именно по этой статье? Ведь Россия и так занимает уже не последнее место в мире по бюрократической волоките, а ряды чиновников только растут.
Выявляя коррупционную составляющую, прокуратура и СК  возбуждает уголовные дела против чиновников. Но лишь пять  чиновников  были оштрафованы по этой статье за бездействие!
Привлечь же депутата или президента по данной статье никогда не удастся…
Если не будет соответствующего закона. Принятие, которого, скорее всего, будет заблокировано самими же субъектами политических услуг.
Но думаю, что со временем и этот закон будет принят.
Если депутат не выполнил своих обещаний – он должен нести повышенную материальную ответственность. Это не затронет его «неприкосновенность». Есть его предвыборная программа, и есть доказательства того, что он публично ввел общество в заблуждение. Комиссия по депутатской этике обязана подать заявление в суд о наложении на данное лицо штрафа. И штрафные санкции должны быть реально соответствующими депутатскому окладу.
Таки образом будет установлен паритет между стремлением «оторвать» часть политической славы  и исполнением своих обещаний.

 


Рецензии