Норильская история

От одного из авторов
 
В этой истории нет вымысла, она случилась, когда нам было по 22 года, лишь изменены  некоторые имена. Строки, выделенные словом "Он", являются выдержками из моего дневника, а строки, начинающиеся словом "Она", написаны Ею позже и присланы письмом.  Мне показалось, что из записок  двоих сложилась еще одна страничка бесконечной саги под названием  «Мужчина и Женщина». Об остальном судить читателю.

НОРИЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

ОН: Слово "Норильск" вызывает у людей разные ассоциации. Самый северный из промышленных городов,  он выстроен на несчитанных костях заключенных, оставивших в память о себе каменные дома на сваях, развороченную мерзлоту и высоченные трубы медно-никелевого комбината, далеко выжигающие тундру по розе ветров.  Норильск величайший поставщик цветных металлов,  а плато Путорана,  примыкающее к нему,  является  местностью фантастической,  напоминающей кое-где суровые марсианские ландшафты.

В 70-80-е годы прошлого века этот край стал "комсомольской дачей" (выражение нашего тогдашнего ректора, академика Георгия Александровича Николаева) для московских, красноярских и северокавказских студентов, - "дачей", которая закаляла одних и оставляла весьма тягостные впечатления у других.

Во мне имя города неизменно отзывается глубоким и волнующим звуком любви.  В 1978 году здесь началась история, оставившая незабываемый след в моей жизни. Студент-дипломник Высшего технического училища, я спешил на Север командиром линейного ССО.  В неполные 22 года был уже тертым стройотрядовцем, но сюда ехал впервые.

ОНА: Норильск - место, куда приходили  умирать олени. Братская могила оленей, жертв репрессии и разбитых мечтаний «девочек с Севера, девочек ниоткуда».  Поговорку «где родился, там и пригодился»  придумали чукчи.
 
Норильск - экзотика для туристов и студентов, а для рожденных на Севере -  суровая правда жизни.   

http://www.1978 год.Лето//.   По этой гиперссылке попадаешь в свои двадцать два.  Эмоции и события, к которым возвращаешься  с трепетом,  нежностью,  грустью.
 
ОН: Каждое лето МВТУ формировало для нужд Таймыра районный отряд из 600 бойцов - целое строительное управление, которое за 50 дней июля и августа  успевало провернуть гигантский объем черновых работ - отчасти благодаря хорошей подготовке хозяев, но, главным образом, за счет молодого  задора и 12-часового трудового дня.  Работали,  как правило,  в две смены: летом солнце в Заполярье ходит по кругу и светит довольно  ласково, если небо не затянуто тучами.

Внутри районного  отряда существовала строгая,  почти военная иерархия. Всеми вопросами производства и быта ведали районный командир и его штаб.  Линейные отряды пользовались ограниченной автономией. При необходимости они реорганизовывались, сливались; один мастер мог "закрывать" наряды на два-три отряда с разных факультетов; все заработанные деньги стекались в единую копилку.  Об этом своеобразном мире  я  знал только понаслышке.
 
ОНА: После окончания Ленинградского института физкультуры вернулась в Норильск.  В городе на Неве у меня остался молодой человек, с неопределенными планами на будущее.  После Ленинграда было скучно и одиноко.  Подружка доучивалась.
 
Первое рабочее лето. В летний лагерь на Большой земле меня не берут. Начинается «сумасшедший дом» с пионерлагерями,  детскими комнатами и стройотрядами. Прошла инструктаж  у коллег:  с первым и вторым контингентом работать внимательно. Одновременно в воде  30-40 детей не умеющих плавать …  обучить!!!

Со стройотрядами проще, 20 человек – впустить, 20 – выпустить, и не оказаться в «интересном положении» к осени после их посещения бассейна!  Народ  столичный, шустрый,  оставляет потомство и  благополучно возвращается  к московским пассиям.  Предупрежден,  значит  вооружен.

ОН: 2 июля. В аэропорту  Алыкель  мы  приземлились  вечером.  Солнце стояло низко,  но  садиться не собиралось - в тундре царил полярный день. Когда самолет шел на посадку, перед нами разворачивался полуостров Таймыр во всей красе:  множество озер,  мхи,  редкий лес,  вдали - Енисей.
 
Электричка по  одноколейке  уползла  в город, пока мы получали багаж. Следующего отправления ждали четыре  часа. Дислоцируемся в 23-й школе.  Здесь размещены три отряда, в том числе, мой.  Поселил бойцов в трех классах, а сам занял коридорчик, ведущий  из  холла  в  спортзал,  заперев  и занавесив заднюю дверь.

Школа построена на берегу небольшого озера с плоским галечным берегом. Асфальтированные дороги ограничены высокими бетонными бортами (поребриками);  дома  стоят каре с глухими дворами - защита от лютых зимних ветров. На центральном проспекте зеленеют чахлые кусты, а на соседних улицах растительности не увидишь: сплошь симфония камня. Дома общежитского типа как будто держали оборону: штукатурка и краска иссечена или полностью содрана ветрами и морозами. Куда ни глянь - стройка или ремонт.  По дорогам ревут тяжелые "Магирусы" и "БелАЗы", выпуская черные выхлопы. От едко-кисловатого воздуха першит в горле.

8 июля. Шестой день пребывания.  Прилетел почти весь районный отряд. Из-за учебной сессии и проблем Аэрофлота эпопея приезда студентов растягивается недели на две. Осваиваюсь с работой командира. Назначил коменданта, выдал бойцам талоны в столовую на 2 рубля 50 копеек в сутки. Кружусь на общественном транспорте между городом, Кайерканом (места работы моих бригад) и Талнахом, где разместился районный штаб. Когда отряд переведут на работу в две смены, смогу поспать, наверное, только в автобусе.

А как же тренировки по борьбе? Зачем тащил сюда два комплекта формы – для себя и спарринг-партнера?

"Старики" организовали посещение бассейна для командиров и мастеров -  отличная вещь! Нас сверяла со списком строгая стройная  девушка  в  белой  спортивной майке и синих тренировочных брюках.  Народ, глядя на нее, выдал протяжное «О-оо!».

ОНА: В тот день я была дежурным тренером. Выхожу  встречать группу  студентов и понимаю, что передо мной стайка генофонда СССР. А у самого шустрого в глазах бегущая строка: «Мне не отказала ни одна дамочка! И Вам не советую!».  У него заранее победоносный вид.  Еще минута, и он, как альпинист, установит флажок на покоренной вершине. («Кто здесь не бывал, тот не рисковал, тот сам себя не испытал…»). Смешно бы я смотрелась в руках с этим флажком!

Конечно,  было не так. Хорошие, умные ребята пришли поплавать в бассейне…
На воде уравняла всех в шансах и возможностях,  нарядив  в резиновые шапочки (гренадеры стали смешными и трогательными), а шустрый сопротивлялся. К тому же сделал вид, что недостаточно хорошо плавает.
 
ОН: 10 июля. Здания в Заполярье ставят на сваях,  которые вбивают в вечную мерзлоту,  а  чтобы сваи  не оттаивали летом,  их гидроизолируют, а под днищем дома делают стоки для отвода воды. Это и есть наш трудовой фронт. Моим ребятам еще повезло - подполья высокие и  сухие;  а бригады Пыжова вынуждены ползать на брюхе по липкой грязи. Работа труднейшая и не из приятных.
 
Вчера после  открытия лагеря был скучноватый концерт самодеятельной песни.  Гораздо интереснее получился наш внутриотрядный конкурс "Поющие гитары".
 
Во время второго посещения бассейна я набрался смелости и,  когда товарищи попрыгали в воду, обратился к девушке-тренеру:

- Простите...

- Да? – с неприступным видом.
 
- Не могли бы Вы взять надо мной шефство?  Я очень плохо плаваю...

Она пожала плечами:

- Это не входит в мои обязанности.

- Тогда давайте меняться.

- То есть?..

- Я кмс по дзюдо, и если хотите, мог бы Вас кое-чему научить…

Сработало! Через минуту я барахтался у бортика, пытаясь плыть без помощи рук.  Но приятнее плавание на спине: так  могу  рассматривать  Яну Валентиновну (имя моей наставницы), не опасаясь заслужить упрек в нескромности.  Ей  к  лицу спортивная форма. Богини в наш век могут быть только такими.

ОНА: Я понимала, что командир собирается преподать  урок обольщения своим бойцам.
   
– Девушка, научите меня плавать!
 
– Мы учим только детей!

Это был отказ в общении.
 
Опять он.  Идет…Сергей… урок по дзюдо?  Сейчас в душе скажет: «Я эту цыпочку сначала наряжу в кимоно, а потом положу на лопатки».  Смешной.    Хорошо сложен,  пытается произвести впечатление.
 
ОН: 16 июля, воскресенье. День Металлурга. Итоги недели не очень весёлые. В  отряде - травма и 7-е место по комиссарской службе.  Сегодня утром собирались на Красные камни, но поездку отменили  из-за  плохой погоды.

Мой отряд с утра работал на турбазе автотранспортного предприятия: носили  бревна  для улучшения общеполитической обстановки.  Затем была линейка - вручение комсомольских путевок и значков.  Сейчас народ разбрелся  по  городу. В 15.00 будет общий конкурс "Поющие гитары".  Надеюсь, что блеснут мои товарищи.

Позавчера  поджидал Яну в холле с двумя белоснежными кимоно. Тренировка удалась. После краткой вводной лекции и разминки были прыжки, отработка техники падения, а в конце - пробная схватка.

Состоялась ответная тренировка в воде. Роли поменялись: мастер спорта показала мне  азы  техничного  плавания.
 
ОНА: В назначенный день  была спокойна,  готовая фраза висела на языке: «Что? Не смогли прийти? Ничего… Как-нибудь в другой раз!»  И тут… «Яна, иди, тебя молодой человек спрашивает!». Мне хотелось улетучиться, испариться, раствориться. Зная о моем аскетизме, коллега по работе сказала: «Хотелось бы посмотреть, как вы будете кувыркаться!», чем окончательно повергла  меня в шок.  «Пока без зрителей!» 

Меня  радовало  то, что кимоно хорошо держалось на теле.
 
Сергей в борцовской одежде был похож на самурая, собран и строг.  Сказал, что теперь он для меня сенсей, проверяя, плотно ли на мне сидит наряд.  Кто такой сенсей,  мне объяснили, из чего следовало мое неукоснительное подчинение и послушание во время урока.

Он грамотно провел разминку. Мы разогрелись и растянулись, все было очень прилично,  и тут я не теоретически познала японскую пытку. Он меня подбрасывал и забывал ловить, выкручивал, сжимал, растягивал, делал подсечки, болевые приемы (видимо, мне в жизни это должно пригодиться).  Из этих рук вырваться невозможно! Хотелось шепнуть ему: «Полегче, я девочка!», но надо было держать фасон! А когда был проведен захват сзади, я вспомнила желание коллеги! Мысленно хохотала до слез. 

От дзюдо я была в восторге, адреналин хлопнул на полную катушку! Урок на воде.  Делает вид, что слушает внимательно. Координация хорошая, скоро можно выпускать на пляж.

Дома  я могла только стоять. Сидеть и  лежать  я могла вчера.  Понимала, что это наказание  за мое любопытство. Чувствовала себя кошкой, которую хулиган таскал за хвост. Негуманное отношение.  Крайне негуманное отношение!  Второй урок я не вынесу,  но если он решил меня мять до «флажка», то в целях самосохранения правильнее пригласить его в гости.
 
ОН: 19 июля. Сегодня было партсобрание районного отряда. Меня вызвали на ковер по случаю травмы бойца.  Районный  командир  снял с должности моего бригадира, у которого случилось ЧП,  а мне влепил строгий выговор. Собрал своих бойцов, долго обсуждали вопросы техники безопасности.

А после отбоя побывал у Яны! Ее мама и отчим уехали отпуск, в квартире собралась молодежная компания. Яна держалась  свободно, независимо.  Она всё больше мне  нравится.

…Вино, сигареты,  разговоры. Разговор лился непринужденно. С девушками можно беседовать ночи напролёт. Вернулся в лагерь около трёх часов утра и получил замечание от члена районного штаба Женьки Корнилова.

ОНА: Начинаю привыкать к присутствию Сергея в моей жизни. В кругу моих приятелей он легок в общении. Очаровал Наталью и Татьяну,  а я, как хозяйка дома, могла его рассматривать неограниченно. Удивительно: «бегущая строка» исчезла,  светились ясные глаза.  С юмором у Сергея полный порядок. Отмечаю для себя - всегда чист и опрятен, когда успевает? Да, вот еще. Его тело ничем не пахнет, как мое для меня. Хотя, какая мне разница? Когда успела пересечь приватную границу?
 
С ним легко и спокойно, смех вернулся в мою жизнь. Удивительно, меня в нем ничего не раздражает.  А что с работой?  Работаю в режиме недосыпа. Полярным летом ночью у меня  солнечная сторона! Для нормальных людей такое сочетание слов - полный бред!
 
ОН: 22 июля. Сегодня мы снова встретились с Яной: позвала загорать на крышу бассейна. Был на редкость солнечный денек, с крыши открывался красивый вид города и озера, а дальше – на Зуб-Гору. Я полулежал на халате,  что-то рассказывал Яне и поглядывал на ее стройную фигурку.  Она была со мной на дружеской ноге, но - ни намека на большее.

ОНА: Здесь память дает сбой, хотя.…  Была крыша бассейна. Мы загорали, я была в купальнике. В двух полосках материи трудно скрыть чего либо, вот и хорошо, каждый имеет право на информацию.

Спокоен, ни один мускул не дрогнет. Молодой, сильный, а мускул не дрогнул? Резонно задуматься, если рядом друг  …. Спокойно, Яна, это ДРУГ…
 
ОН:  29 июля.  Лучше ориентируюсь в производстве,  решаю вопросы. Сегодня в Кайеркане должны быть закончены все три подполья. Туда приятно заглядывать:  ползут,  рыча,  тяжелые бульдозеры, скрипит стрела крана,  бугры заправски дирижируют грузовиками.  Я  своей бригаде уже не нужен: всё организовано.
 
Был курьез, чуть не закончившийся печально.  В расположении объекта стояла банка с водой, накрытая марлей, рядом – наполовину заполненный стакан. Уставший от жары и пыли, беру стакан, делаю пару глотков и понимаю: что-то не то. Побледневший бригадир кричит: «Командир! Рипудин!!!» Выходит, я хлебнул жидкости от комаров! Отпивался молоком, два пальца в рот... Кажется, обошлось.

Как выдается минута – бегу на свидание. В квартире собирается девичник, прибегаю я, и начинаются разговоры... Ленивица Яна под строгим взором старшей сестры хлопочет у плиты. Я уверяю обеих, что видеть женщину у плиты для мужчины истинное наслаждение.

ОНА: Вся наша теплая  компания глумится надо мной, когда я провожу химические опыты с едой. Девчонки громким шепотом напоминают, что МУЖЧИНА  в доме, могла бы и расстараться! Прекрасно знают, что я с кухней не дружу, а мужчина в доме - не повод стоять у плиты.  Вот они бы для него…  Сергей делает вид, что не слышит. В эту минуту лимон бы ему был кстати!
 
ОН: 1 августа, 5 часов 30 минут утра. Вернулся из «ночного». Пойду будить отряд и - на работу.  Сегодня  подведение  итогов  за  половину рабочего периода.

Есть ли смысл возвращаться в лагерь посреди ночи? Прихожу к подъёму.  Это открывает широкие возможности.  Она мне все больше нравится: ироничная, иногда сердитая, очень живая, пластичная, с милым баском и ясными глазами.  Не то что б я без ума от нее, но - удивительное дело! – не страшно и жениться. А с другими было страшно! Уже две ночи мы лежали в одной постели. Я обращался с нею бережно: прикосновения и  поцелуи - не больше.
 
ОНА: Сергей приходил в гости, был тактичен, обаятелен. К  внешним данным добавился интереснейший внутренний мир. Девчонки «цвели махровым цветом», кокетничали, строили глазки. Я чувствовала себя в безопасности, купалась в облаке стабильности и  внимания.  Мне было весело и спокойно.

Засиживались допоздна. Сергей оставался, но это не пугало меня. Соблюдали пакт  о ненападении. От того, что мы ложились спать, сон не приходил. Сергей не робко, но нежно целовал меня. В его руках я таяла, как конфета. Меня это удивляло. На такой поворот событий я не рассчитывала.

ОН: 3 августа.  Ночь после конкурса агитбригад ССО. Играли в карты.  Много дыма и веселой болтовни, в четыре  утра все разбежались по домам. Я прилёг к Яне. Она демонстративно повернулась ко мне стройной спинкой в рубашке. И тут я вдруг спросил:

- Ты способна на серьезный разговор?

Молниеносный поворот-взмах головки:

- Ну?

Не зная  с чего начать и решив без обиняков приступить к делу,  ляпнул:

- Выйдешь за меня замуж?

Сон моментально слетел с неё.  Она залилась смехом, потом с любопытством посмотрела на меня и заявила:

- Конечно, нет!

Никакого серьезного разговора,  конечно же,  не получилось:  ни у меня не  было уверенности идти до конца,  ни у Яны желания принимать мои слова всерьез. Но… я впервые предлагал свою руку и сердце,  нимало не опасаясь услышать «да» в ответ!
 
Пошёл разговор «о том о сём». Яна рассказывала о своей подружке,  еще о чём-то, а я лежал и пытался разобраться в своих чувствах. Что это: любовь? Или просто увлечение? Или я почувствовал, что она по мне вылеплена? Как ей это объяснить? Всю эту сумятицу мыслей прервал звонок будильника:  пора идти в лагерь,  поднимать ребят  на  работу.
 
Собираясь,  я заглянул в её комнату и сказал:

- Яна, мы говорим не о том. Отношения с тобой для меня - праздник.  Я чувствую теперь, что способен влюбиться,  насчет чего меня грызли сомнения.

Она улыбнулась и ответила:

- Мы с тобой будем хорошими друзьями.

- Надеюсь…

- Пока!

- Пока!

ОНА: Август близился к середине. Кто сказал, что мужчина и женщина не могут дружить? Очень даже могут.
   
Как-то Сергей пошутил, выйду ли я за него? Кто так шутит? Замужество длиной в половину сезона пребывания стройотряда?  Обязательно, прямо сейчас!  Он откровенно смеялся надо мной. Хорошо, что мы нормальные люди, можем иронизировать, не обижая друг друга. По моей просьбе время визитов сократилось до отбоя. Взяла тайм-аут.

ОН: 4 августа. Сегодня в бассейне она заявила,  что не намерена принимать меня ночью - только  до отбоя. И прибавила, что будет издеваться надо мной, как проделывает со всеми, кто вздумает в нее влюбиться. Это меня смутило. 
Надо менять тактику! Подумав, решил оставить сентиментальный тон и поиграть в мачо. Хочу, чтобы Яна стала моей! Боюсь скатиться в толпу поклонников, о которых вытирают туфельки.

ОНА: Месяц назад я не догадывалась о его существовании,  а сейчас им заполнено мое жизненное пространство.  Я думаю о нем. Меня радуют его звонки по телефону.    Что-то Сергей все меньше похож на друга.…
 
ОН: 8 августа. Использую тактику «непоколебимая уверенность». При встречах веду себя спокойно и насмешливо, хотя внутри меня нет гармонии.
 
На днях мы договорились идти  в  кафе. Условиться  нужно  было назавтра. И случилось так, что мне подарили огромную белорыбину - чира. Я позвонил Яне. Слышу холодное "Привет" в трубке (самый момент борьбы: кто кого?). Тоном, не терпящим возражений,  полуутверждаю-полуспрашиваю:

- Можешь подойти к "Цветам"?  Нужно кое-что тебе передать.

В ответ трубка недовольно запела:

- Рыбу? Да ну её... Не надо. Я разморозила холодильник. И вообще нет вре...

- Все! - отрубил я и повесил трубку.

Когда я  подошел к магазину "Цветы",  Яна уже прохаживалась там с неприступным видом.  На меня взглянула неприветливо.  Увидав, что не собираюсь глядеть собачьими глазами,  сменила тон, и мы поболтали несколько минут. О кафе так и  не  договорились. На следующий день я уехал на Ламу.

ОНА: Однажды он позвонил и сказал, что есть  отличные новости, раздобыл рыбу (название у нее смешное - ЧИР). Я пыталась объяснить, что не стоит беспокоиться, отнеси обратно… Но, куда там! Повесил трубку. Рыбак!!! Это был гипноз, не иначе! Пошла, забрала, принесла.

Он сохранял спокойствие и был рядом.
   
ОН: 11 августа. Озеро Лама  -  суровая красота Севера.  Горы в лесах и тумане над зеркалом свинцовых вод.  Водопады в оформлении базальтовых и мраморных каньонов. Грибы  на опушках неожиданно густого леса,  мохнатые ездовые псы на причале,  обжигающее купание, красная рыба, что ловится на спиннинг прямо с берега.  И все время путешествия - ни в компании мастеров и командиров, ни в одиночестве - не было мне покоя от томительных мыслей. Я всё время думал о Яне. А почему думал: ответить себе не мог.

По приезде  позвонил  в  бассейн  и  приятно удивился перемене тона:

- Привет!  Мы сейчас собираемся судить соревнования,  эстафету по Ленинскому. Приходи!

Прихожу. На улице разминается толпа мужчин в спортивных трусах, подходит Яна,  и все собираются  вокруг  неё.  Почему-то волнуюсь. Бегу в ресторан "Красноярские Столбы", покупаю сигареты, закуриваю, бросаю и только потом подхожу. Меня неожиданно встречают приветливо. Вместе судим эстафету, потом идем по магазинам и к Яне домой. Яна предлагает мне приготовленный ею для меня (!) ужин.  У меня глаза на лоб лезут от удивления: с чего бы такое внимание?

Верный своей непробиваемо-неторопливой тактике, я рано ухожу в лагерь.

ОНА: Городская эстафета.  В этот день все обязаны продемонстрировать красоту тела и бодрость духа. Идти не очень хотелось, но Сергей обещал составить компанию. На Ленинском проспекте собрался весь цвет Норильского спорта. Народ разминался, поигрывал мышцами, гарцевал.  Когда появился Сергей, мужчины коллеги развели руками: «Ягодская! Ты не права…»  Я улыбалась и не опровергала их предположений.  Знал бы Сергей, как я «подорвала» его репутацию! Статус у него был тот, что надо! Бойцы могли гордиться своим командиром!

И опять мы играли в карты, я мухлевала, смеялась, когда меня на этом ловили. Обещала больше никогда…

ОН: 13 августа, День Физкультурника. Дружеская вечеринка после отбоя со штабом отряда,  а потом вдвоем с Женькой Корниловым. Он уговаривает меня не идти в такую ночь к Яне, предупреждает о завтрашнем параде (День Строителя!),  намекает на то, что может дать сигнал в районный штаб.

Меня никто не может остановить. Лечу к Яне. Там компания. Карты, коньячок… Часа в три гости уходят домой. Остаёмся вдвоем.  Повторяется знакомая картина:  я вытягиваюсь  в кресле, она убегает в ванную, выпархивает оттуда в халатике и решительно направляется в спальную, явно не собираясь приглашать меня.

- Яна!

- Что такое? - суровый  взгляд.

Я прислонился к косяку. Мы смотрим друг на друга. Роняю обрывистые фразы:

- Неужели ты не понимаешь, что я люблю тебя.  Для тебя все это игра, смех,  а мне сейчас не до шуток.  Я думаю о тебе постоянно, везде!

Никогда потом я не видел у  неё  такого  лица.  Куда  делась  вся её суровость?  Смущение, покорность, нежность, волнение - все это вместе, и не только это - не могу описать...

Привлекаю её к себе.  Она мягкая, покорная, ее губы отвечают моим призывным поцелуям.

- Так мало осталось времени. Как я буду уезжать?

Она сильнее прижимается ко мне. Так мы стоим, целую ее, но весь во власти обстановки и собственных признаний,  делаю это скорее нежно, чем страстно.

- Пойдем,  покурим,  - это уже Яна.
 
О чём мы говорили, не помню. Помню,  схватил её на руки и понес на тахту. Мы бились в объятиях друг друга,  мои руки смелели, Яна сопротивлялась, но это было уже не то сопротивление. Она опомнилась, когда осталась в одних трусиках. Вскочила,  побежала в спальню. Я за ней! Здесь, на кровати, мы впервые познали друг друга.

Потом долго лежали рядом и молчали. Все произошло молниеносно. То, что она достаточно опытна, я понял только сейчас.. Когда я пришел из ванной и присел к Яне,  почувствовал, что между нами возник холодок, дистанция.  Она спросила:
 
- Ну, что, еще одна победа? – спросила она.  – Это еще не победа, учти это.

Я поцеловал ее и  убежал в лагерь.

ОНА: А потом он меня окликнул.  Это был голос мужчины, не стройотрядовца, не комсомольского вожака, не юного повесы.  Его руки сомкнулись у меня за спиной, и он тихо, спокойно что–то говорил. Я не слышала слов, я понимала, что мне  в жизни больше нечего бояться. Самое хорошее, что может быть между нами, уже есть. Что он не выпустит мою руку,  будет рядом, а мне надо довериться и быть счастливой. Реальность уходила.  Душа дрожала. Медленно приходило осознание, что это происходит со мной.  В животе «полетели бабочки».

Он был сильный и решительный. Я следовала за ним, полностью ему доверяя.  Сейчас я ему расскажу, что мир для меня раскрасился яркими красками! Да!  Связь была внезапной, незащищенной, но я теперь не одна.

Только что это в руке???  Не может быть! Так не бывает! Флажок альпиниста… 
Что, «провинция»,  «погрела уши»?   Пусто и холодно, и почему-то ноги замерзли. 

О том, что я «дала маху» буду знать только я. К счастью, Мах свой человек!  Господи! А эстафета???  И внутри плохо, и снаружи.
 
Потом мы не виделись. Надеюсь, у Сергея хватит такта  не возвращаться к этому эпизоду, а меня минует «нечаянная радость».

ОН:  14 августа. День  Строителя - главный праздник ССО. На стадионе "Заполярник"  состоялся  митинг и парад стройотрядов.
 
Выпили чаю с Яной, а когда я собрался уходить, кровь ударила мне в голову. Набросился  на  девушку!  Она сражалась упорно - уроки дзюдо не прошли даром. Яна отлично сложена:  стройная, с гладкой кожей. Борьба нас распалила.  Сколько наслаждения!.. Ощущаю прилив космической силы.

Примчалась за мной в душ,  уселась на унитазе и решительно заявила,  что желает посмотреть, как моются мужчины. Великодушно разрешил: мне-то что? Курила и хладнокровно наблюдала процесс. В короткой юбочке она выглядит как десятиклассница.

Уходя, спросил:

- Почему целый месяц меня мучила?

- Ты был слишком  самоуверен.

- Считаешь, теперь сбила с меня спесь?

Смешок:

- Вряд ли…

- А если бы не был уверен в себе?

- Тогда тем более…

Вот и поговори с ней.

ОНА: 14 августа.  Сергей как обычно к отбою собрался домой.  Задержались у порога с пожеланиями спокойной ночи и сладких снов. Думаю, Сергей, перепутал  прилагательные местами, сладкой ночи и спокойных снов.… Вот уж нет!  Второй раз «встать босыми ногами на холодный пол»?  Он не понимал, что ситуация для меня стала со знаком минус. Его глаза  светились: «Хочу! Могу! Буду!» Он чувствовал и слышал только себя.  Французская комбинация разлетелась в клочья, кружева тянулись и рвались.

То, что с  моей стороны было сопротивлением, для него  была ролевая игра. Меня трясло от того, что со мной происходит.

Моя профессия предполагает деликатный проход по мужскому душу. Корректно, не вызывая смущения у ребят. 

Сергей был в душе, когда я с сигаретой вошла, отдернула шторку и села на унитаз, как на трон.  У него была секунда неловкости и непонимания.  Это была моя война. И заберите свой флажок, Сергей Александрович!
 
Я не понимала причину охлаждения, и упаси Господь, услышать ее озвучивание.

ОН: 16 августа. Хорошая ночь, начало третьего. Сочиняю отчет для районного штаба. Пишется легко и свободно.  Только что разошлись бригадиры. Санька сказал, что у его коллег-комиссаров наилучшее мнение о нашем дружном отряде. Приятно.

Вчера мы тоже встречались - я забегал ненадолго в бассейн перед тем, как уехать в Талнах на подведение итогов работы ССО. Возникший между нами холодок испарился. С Яной по-прежнему нельзя расслабиться и почувствовать себя хозяином положения. Но  мне стало гораздо спокойнее. Твёрдо намерен приехать в Норильск осенью.

Обстановка на рабочем фронте днём напряженная, но вечером позволяет немного расслабиться. Валентин Неземский пишет наряды;  завтра составим геосправку и будем наряды закрывать.  В пятницу,  послезавтра,  должна быть получена справка о зарплате.  А сегодня после обеда,  в то время,  как мужики пашут в Кайеркане, у командира есть время писать этот трактат и думать о встрече с Яной Валентиновной.

ОНА: Мы продолжали встречаться.  Каждый раз отношения начинались с нуля. В нем уже что-то поменялось,  а меня это что-то не отпускало. Мой мужчина боролся за отношения со мной каждую встречу.  Для меня это важно: я была влюблена. Шанса быть слабым у него нет.  Если слаб духом,  нечего радовать тело.

ОН: 18 августа. Самое хорошее началось теперь, в конце «семестра». Яна объявила,  что квартира отчима предоставляется в её полное распоряжение. Мы отправились смотреть нашу новую резиденцию, прихватив съестного и спиртного. Я увидел отличную однокомнатную квартирку с кухней, туалетом и большой отдельной ванной за драпированным входом. Подруга, сопровождавшая нас, восклицала:

- Господи, за что такое счастье?! – у вскоре после этого тактично упорхнула.

ОНА: Родители вернулись из отпуска. У нас с Сергеем наметился переезд.  По Ленинскому проспекту мы почти бежали, смотреть наше гнездо.  Он опять был мужчиной, окликнувшим меня.  Ощущение защищенности возвращалось, и от этого хотелось смеяться и хулиганить. 

Однокомнатная квартира казалась огромной. Замок Синей бороды. Помня о моих кулинарных победах, Сергей не  рисковал.  У нас был вечер полный романтики, без обид  и завоеваний. Преград быть счастливыми больше не было. Было ощущение, что перемешанные паззлы начинают собираться в еще непонятную картинку.

ОН: Ощутив прилив творчества, я приступил к приготовлению ужина. Яна сидела на кухне и наблюдала за моими  действиями.  Когда пригласил  её  к столу, она захлопала в ладоши,  а позже сказала мне:

- Сегодня я увидела тебя в новом качестве,  и ты нисколько  не проиграл.

Мы ужинали как любовники или как супруги. На столе стояли  вазы с фруктами и конфетами,  пакет с соком манго, сковорода с яичницей, блюдо с рыбой чир.

Полумрак, тяжелые шторы, мерцание вина, впитавшего свет ночника - вся  обстановка была столь хороша, что нас охватил тихий восторг.

ОНА: Кем мы были? Всеми. Статус менялся по мере общения. Любовники, супруги, часть пионерского отряда, школьница и строгий учитель, Дуремар и его пиявка, пловец и акула, кот и повар. Запретов не было, было огромное желание радовать. Мы научились слышать и понимать друг друга.

ОН: Началась великолепная  ночь,  первая  настоящая ночь нашей любви. Ягодка раскинула тахту, застелила ее пахнущим свежестью бельем. В ночной рубашке из светлого полотна (подарок подруги) она выглядела принцессой из сказки.
И я ощущал  себя  сказочным героем.  Никогда раньше мне не доводилось отдаваться физической любви со столь острым чувством радости и такой мощной силой. Мышцы звенели, возбуждение нарастало. Я сжимал Ягодку в своих объятиях, двигался резко, чувствовал кульминацию - и продолжал. Вторая кульминация – и снова нет остановки!  Это уже для нее. С упоением слышу, как Яна возбуждается. Её дыхание становится  частым,  прерывистым,  руки лихорадочно ласкают меня и,  наконец, раздается глубокий, странный, неведомый мне стон!

Она то прижимается ко мне, то начинает отталкивать. Слышу прерывистый горячий шепот:

- Я больше не могу! Больше не могу! -  а сама ласкает меня.
 
Протяжно зарычав, я набросился на любимую с новыми силами и нескрываемым восторгом. Объятия становились всё лихорадочнее, наши движения – всё быстрее и,  наконец, мы влетели в обоюдное содрогание, в цветную и яркую область взрыва и мучительно сладостного облегчения!  Внезапный переход из гонки к расслаблению. Мы дышим  как загнанные зайцы. Она обнимает меня и восторженно повторяет:

- Ах, как это здорово! Как это здорово!

Мы лежали и лежали,  лаская друг друга, и то, о чем заговорили позже,  стало естественным продолжением ласки. Я стал рассказывать Ягодке  историю наших отношений. А вот что я услышал в ответ:

- Когда  ты  пришел в бассейн,  я не обратила на тебя внимания. Потом ты пристал. Я не поверила тому, что придешь тренировать меня дзюдо,  и поначалу растерялась. В  кимоно ты мне очень понравился. А тренировка была классная…

«Класс» - любимое словечко Ягодки. 

- Потом ты напросился ко мне в гости, - продолжала она. - Ко мне как раз собирались два парня,  которых  я знала постольку поскольку.  Я подумала:  ну пусть и этот придет за компанию… Потом ты стал звонить мне, я не прогоняла тебя, думая: пусть помучится. Тем более что мне было очень одиноко. Я целый год была одна, совсем одна. Это так страшно, одиночество! У меня в Ленинграде был парень.  Когда я уехала в Норильск, наши отношения как-то ослабли. Он спохватился:  что теряет!  - и сейчас пишет, просит выйти за него.  Но его надо ждать три года, целых три! Когда видишь, что вокруг все парами, так тошно на душе... Ну, а тебе просто крупно повезло.  Подруга постоянно подталкивала к тебе. (Вот неожиданный союзник!) Она говорила: «Яна, ну что ты теряешь? Парень, видно, серьезный. Такое раз в жизни случается». Поначалу я не хотела.  И в ту ночь не хотела,  хотя раньше, в принципе, не всегда отвергала такой вариант.  Но ты пристал, как банный  лист. У тебя и  в тот вечер ничего не получилось бы,  но меня вдруг охватило осознание мужской силы,  исходящей от тебя,  и вслед за ним – ощущение спокойствия. Я сопротивлялась, но всё, в общем-то, было уже решено.

- А дальше?

- Когда всё произошло,  я почувствовала холодок,  исходящий  от тебя, и  замкнулась.  Потом  тебя  целые сутки не было.
 
- Был занят…

- Когда ты пришел на следующий день, у меня не было никакого желания. Но я вспомнила ощущение, охватившее меня позавчера, и ты  снова  добился  успеха!  Во мне постоянно происходила внутренняя борьба.

- Во мне тоже: сначала появилось чувство опустошенности. Но потом, как раз в эту ночь, оно растаяло, испарилось и больше не возникало.
 
- Но я подумала, что скоро ты уедешь, и я постараюсь все забыть. Вот ... Ну, а  сейчас - это сейчас, - Ягодка сидела около меня и улыбалась с какой-то болью и нежностью.

Я объяснил ей, что творится в моей душе.

- Сейчас - это сейчас, - это уже мои слова,  порывисто обнимаю Ягодку, и мы снова смеёмся, конец всем серьезным разговорам.

Отправляемся в ванную,  плещемся в горячей воде,  дурачимся, заодно и моемся. Ванна отличная, большая. Обтираем друг друга полотенцем. Несу Ягодку на руках в постель. Нам, мокрым, посиневшим, помогает согреться электрокамин. Холодная Ягодка прижимается ко  мне,  дрожит, стучит зубами, а глаза весёлые. Совсем девочка-малютка. Мы согреваемся и засыпаем...

Но в семь утра звенит треклятый будильник.  Яна лежит на мне и теребит за нос:

- Вставай!

С трудом открываю глаза, но растормошить - Ягодка умеет. Одеваюсь, иду на работу.

ОНА:  Какие сны должны мне сниться? Вот один из них.

Вечером Сергей мне говорит: «Я подарил тебе Вселенную, подарок надо принять, прыгнув с парашютом. А так не считается»! Мы едем на аэродром. Поднимаемся на борт небольшого самолета, взлетаем, а парашютов нет. Открывается люк, или как там ее, дверь… Он говорит: «Прыгай!»  Полный бред.  Пячусь назад. Понимаю, что кто-то из нас двоих неадекватен, и я догадываюсь кто!  Сергей уверенно подтягивает меня к краю: «Не бойся, прыгай!»  Надо проснуться. Еще свежи воспоминания урока дзюдо…  «Хорошо, давай вместе!»  Крепко держит меня, наклоняется за борт, прошли точку «невозврата», падаем. Верещу от ужаса. Удар об воздух, хлопок – мои неоновые, разноцветные, мерцающие бабочки раскрылись в форме парашюта.  Сергей  прыгал «затяжным». Его фейерверк разлетался, усиливая красоту моих бабочек.

Это была первая взрослая ночь.  Картинка собралась.  Мы отражались в зеркале. Сергей сказал: «Посмотри, как красиво!»
 
ОН: 20 августа. Почти  каждую ночь убегаю  из лагеря. (Командир - и убегаю!) Но времени остается все меньше - всего несколько дней. Работа  требует моего присутствия совсем в другом месте. 18-го августа мы получили финансовую справку и засели за расчет зарплаты в своих отрядах.  «Вычислительная» ночь сменилась «вычислительным» днем,  уже на Талнахе, а там еще одна ночь, заполненная расчётами. Утром, когда первый автобус привез нас с комиссаром в Норильск, я, буквально засыпая на ходу, поплелся к Ягодке. Она была теплая, нежная...

Когда днём она растормошила меня,  я надел ее рубашку и стал босиком носиться по квартире. Мы готовили обед и хулиганили. Яна  смеялась:

- Вон смотри, на улице детишки. Может быть,  это мои ученики.  Что если они увидят,  чем занимается их тренер?..

21 августа. Какие дни!  Сутки будто раздвинулись: столько в них вмещается работы, "политики" и любви! Время использую на полную катушку: шесть часов сна - невиданная роскошь. Вчера удалось подремать всего часа два - и то одетому. Сегодня после бессонной ночи Яночка уложила меня на мгновение. Если оглянуться: на протяжении всего периода часто ночью вообще не смыкаешь глаз (причины - разные),  а днем ухватишь пару часов  - и всё. Удивляюсь сам себе.  Летом вообще сон недолог, но это лето - особенное. И, что невероятно, - жизнедеятельность интенсивная, мощная!

ОНА: Пройдет время, и я об этом буду вспоминать так:
 
Ты мой праведный грешник, ты - соблазнов ручей.
Еще тело трепещет от тихих речей.
О, мой милый источник сладких блудней моих,
Я экстаз откровений разделю на двоих.
Мы сошлись на минуту, получилось на час.
Думал все как обычно, как бывало не раз…
Ты забылся всем телом и, не внемля душе,
В сладком, страстном томленье призываешь к себе.
Ты зовешь меня, манишь. Я валюсь в забытьё,
Поцелуями меряя тело твоё…

ОН: 24 августа. Потом было прощание и отъезд. Ягодка плакала. Прибыв с  отрядом в аэропорт Алыкель, я увидел там пассажиров, скопившихся за три дня нелетной погоды. О стойку регистрации бились яростные человеческие волны. Бойцы передали меня по головам отъезжающих; я свалился на регистраторшу с пачкой билетов в зубах. И мы улетели в тот же день!

Из норильского аэропорта, из Москвы я названивал Ягодке. Поеду к ней на Новый год, в самые морозы! Мы молоды, влюблены, впереди вся жизнь…
_____________

…Читатель, ты хотел бы знать продолжение Норильской истории? Зачем? Любовь, как и все живое, вершит свой жизненный круг. Наша история  продолжалась целых восемь лет и преобразила нас. Я верю: такие события не исчезают совсем, они живут в пространстве, как живет где-то двадцатидвухлетняя Ягодка, и мы с нею прыгаем затяжным парашютным прыжком, постигая Вселенную…

ОНА: Такого накала страсти я не ждала. Это был порыв, который я выпустила наружу. Испытать такую любовь – огромное везение в жизни. Судьба нас не развела. Она нас не свела. Повзрослев, я с теплотой буду вспоминать Сергея:

И вот закат. И вот рассвет.
И никого роднее нет.
И, если скажут: «Выбирай,
с кем встретить свой счастливый май!»
Не стану я гадать любя.
Я снова выберу тебя!

1978-2010


Рецензии
Бывает же! Слов не нахожу достойных этому ... их нет и быть не может! Просто - блеск! Сергей Ботуз.

Сергей Ботуз   12.11.2017 17:30     Заявить о нарушении