Сорок лет тому назад

В августе 1974 года я, молодой учитель, только что закончивший Северо-Осетинский госуниверситет, вместе с семьей, женой и маленьким шестимесячным сыном, выехали на работу в степное село Учтюбе Нефтекумского района Ставропольского края. Как объяснили мне местные жители, название села Учтюбе в переводе с тюркского означает три кургана.

Небольшое село, в две сотни выбеленных известкой саманных домов, раскинулось двумя улицами посреди ставропольской степи. В домах — печное отопление под дрова и уголь, привозной балонный газ, предназначенный для варочной плиты. В каждом дворе — колодцы-бассейны (вырытые в форме кувшина с забетонированными стенками), которые заполняются привозной артезианской водой машиной-водовозкой.

Посреди села пролегла пыльная дорога, которая в дни распутицы превращается в непроходимое месиво грязи с выбитыми тракторами и машинами глубокими колдобинами.

В период с осени до весны самая ходовая обувь — резиновые сапоги. Возле дворов — деревья колючей акации. А на приусадебных участках — посадки кустарникового винограда и редко посаженные фруктовые деревья.

Два длинных здания, приспособленные под школьные помещения и похожие на казармы, разместились друг против друга, расположившись в центре села. Школа малокомплектная восьмилетняя. Контингент учащихся интернациональный: ногайцы, русские, украинцы, даргинцы, калмыки и даже казахи.

Недалеко от школы по центру улицы на пригорке, словно инородное тело, нелепо возвышается сельская баня. На все село один медпункт с вечно заспанной и зевающей медсестрой. Стационарные поликлиника и больница находятся в десяти километрах от Учтюбе в соседнем селе Каясула.

Выезжая из Орджоникидзе на работу в село, я прихватил с собой, помимо вещей необходимых для жизни, портфель с медицинскими инструментами: стерилизатором, шприцами, зажимами, пинцетами, различными медицинскими препаратами и антибиотиками. Об этом, конечно же, позаботилась мама, предварительно обучив меня делать внутримышечные инъекции и пользоваться медицинскими инструментами.

Учтюбинская восьмилетняя школа на время моего приезда располагала вакансиями учителя-словесника и должностью завуча, совмещенной с должностью организатора внеклассной работы. Коллектив школы небольшой и в основном женский, «разбавленный» двумя мужчинами: мной и учителем по трудовому обучению и физкультуры.

Вот таким образом, я стал жителем «Трех Курганов» (Учтюбе), обретя статус сельского учителя. Семье выделили квартиру в доме, где когда-то размещалась совхозная контора. В квартире две комнаты, маленькая кухня и длинный коридор, в начале которого — кладовка для дров и угля.

В одной из комнат, самой большой, предназначенной, по всей вероятности, для заседаний и собраний в бывшей конторе, «расположилась» огромная печь, которая дымила «по-черному» и нисколько «не производила» ожидаемого от нее тепла.

Вот поэтому, обратившись к местным мастерам-умельцам, зарядив их (по настоятельной их же просьбе) «огненной водой», я приобрел замечательную компактную, профессионально сработанную из толстостенной трубы, печку-«буржуйку», которая, при закладке угля в ее всепоглощающее жерло, раскалялась до красна от добросовестно выполняемой работы.

Таким образом, облагородив свой быт, обеспечив тепло и относительный уют, продолжал я «службу править» «на ниве педагогического труда» в качестве завуча и учителя словесности в учтюбинской восьмилетней школе.

Контингент учащихся достаточно сложный: много детей, живших далеко от села на кошарах, часто были переростками, плохо посещающие школу и в этой связи, отстающие в учебе. Директор школы, сердобольная ногайка, женщина средних лет, часто на двуколке, запряженной в жеребца-двухлетку, выезжала на кошары, посещая родителей детей, отстающих в учебе.

После летних каникул плохо управляемая ватага детворы долго и сложно включалась в школьный ритм жизни. Однако, воспитательные линейки, контакты с родителями, классные часы с определенной тематикой медленно но верно делали свое дело. И все-таки, иногда, к сожалению, между учениками случались жестокие драки, в последствиях которых всегда необходимо было тщательно разбираться.

До сегодняшнего дня не могу забыть случай той драки, которую с большим трудом удалось предотвратить. Выходя из учительской во двор школы, заметил я возбужденную и кричащую толпу восьмиклассников, которая с дикими криками и нецензурной бранью кружилась по школьному двору.

Врезавшись в толпу, стремительно ворвался в круг дерущихся пацанов, где чуть было не нарвался на летящий в руке нож, которым размахивал мальчишка даргинец. С разбитым окровавленным лицом, он не подпускал к себе пятерых восьмиклассников ногайцев. Не знаю как, но мне удалось в какой-то миг поймать руку мальчишки и вырвать из его руки нож.

Взволнованный происшествием, раздавая подзатыльники направо и налево, чтобы остудить пыл ошалевших и озверевших от драки пацанов, стал растаскивать их друг от друга. Женщины учителя, стараясь помочь мне в этой битве, стали разводить эту плохо управляемую ораву по классам.

Такое радикальное вмешательство в драку ребят на время остудило горячие головы, но надо было знать особенности кавказского менталитета, чтобы понять о возможности продолжения конфликта. Вот поэтому и необходимо было тщательно разобраться в причинах возникшей драки.

А мой «кавказский пленник» (мальчишка даргинец), «заключенный» в стенах моего кабинета, гневно выговаривал: «Все равно этим ногаям не жить, ответят они мне за то, что обижают мелких даргинчат! Они, ногайцы, шакалы, не могут драться один на один, но я им устрою!…».

Прозвенел звонок на перемену и мой «пленник», сорвавшись с места, выбежал во двор школы. Но продолжение драки не состоялось.

На следующий день директор школы вызвала старших из рода ребят. В кабинете директора состоялся разговор с учениками, после которого воцарился относительный мир между сторонами конфликта. Так сорок лет назад начиналась моя педагогическая практика.

Поздней холодной осенью 1974 года простудился мой сын Денис. Кашель, сопли и слезы из глаз не давали покоя сыну. С большим трудом удалось приехать в каясулинскую поликлинику и попасть на прием к врачу. Грипп — вынес диагноз врач и назначил лечение — уколы с применением антибиотиков. Вот тут мне и пригодились уроки моей мамы в применении внутримышечных инъекций.

Мой маленький сын долго обижался на меня за те уколы, которые приходилось ему терпеть, а когда немного подрос, стал посмеиваться над моими медицинскими способностями. Однако, в тот период жизни было не до смеха.

В декабре 1975 года родился сын Вова, а летом 1976 года представилась возможность переехать в поселок Красный Октябрь Буденновского района, где продолжилась моя педагогическая деятельность.


Рецензии
Нелегко Вам видимо пришлось. Управлять такими ребятами очень сложно.
Надо было иметь авторитет среди них.
Всего Вам доброго!

Михаил Захарович Шаповалов   04.01.2019 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил Захарович, и Вам всего доброго в Новом году и творческих успехов. Виктор К.

Виктор Кислов   04.01.2019 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.