Про розовских мальчиков и идеалистов Островского
Прошло много лет, однажды я подсела на спектакли по пьесам Островского. После просмотра нескольких спектаклей по пьесам Островского, я неожиданно вспомнила про розовских мальчиков. У Островского во многих пьесах есть негодяи, прохвосты, плуты, мошенники. В противовес им Островский ставит юношу-идеалиста. Как правило, у этих идеалистов нет никаких шансов на справедливость в этом мире, на пощаду со стороны судьбы. Однако ж они упорно проповедуют любовь к ближним, сострадание, честность…
Идеалисты Островского заставили меня другими глазами посмотреть на всю кутерьму с розовскими мальчиками. О них так часто писали в советских журналах советские идеологи, что закралось сомнение – а была ли это просто реклама Розову? Или тут было нечто другое? А не было тут замещения, подмены идеалистов Островского на идеалистов Розова.
А подмена эта подлая.
Зачем и кому нужна была такая подмена? Есть такая категория избранных, которые легко манипулируют авторскими правами. Берётся лучше у аборигенов, переписывается и выдаётся за уникальное, а первоисточник исчезает (из архивов, из памяти народа путём замалчивания и т.д.). Память у народов короткая, несколько поколений – и народ снова как чистый лист бумаги. Однако тема идеалистов не просто так возникла в литературе, это отражение требований времени. А раз эта тема существует, то отчего не заменить одно на другое: Островского на Розова? Однако не всё так просто с такой подменой…
Вот что писал в середине 19 века Александр Васильевич Никитенко, цензор:
«Всякая партия бессильна, когда она не имеет корней в народе, который бы ей сочувствовал и поддерживал ее, и когда она рассчитывает только на возбуждение диких и неистовых страстей».
Как верны слова цензора Никитенко в отношении к Розову и его собратьям по перу. Партия писателей, в которой состоял Розов, была далека от народа. Вернее, эта партия противостояла народу, потому как корни этой партии ведут к пароходам революции, которые завозили в Россию отщепенцев для кровавой смуты, для уничтожения того самого народа.
Как верны слова цензора Никитенко в отношении к розовским мальчикам. Розовские мальчики, не имели никаких корней с народом. Эти мальчики – дети интернационала. Этим и объясняется их истеричность, суетливость, мельтешение в мыслях и поступках….
В обществе есть потребность в идеалистах? Нам и предъявили розовских мальчикиов, детей интернационала, - жуйте, ешьте, только не подавитесь… Это не просто подмена, это увод с главной магистрали в тёмные злачные болота… Указатель вроде стоит на месте, но стрелку повернули в иное, ложное направление… Розовские мальчики - лживые идеалисты, деланные пальцем.
А вот Александр Васильевич Никитенко, чью цитату я привела выше, – самый что ни на есть настоящий идеалист из народа. Идеалисты были во все времена. Но лишь от идеалиста Никитенко сохранись дневники, которые он вёл на протяжении 50-ти лет. У всех идеалистов, в том числе и у Никитенко, печальная судьба. Но мир жив, пока живы идеалисты.
Вот еще одна цитата цензора Никитенко, которая подходит в полной мере к драматургу Островскому и его идеалистам.
«Мы считаем писателем социальным не только того, который нам указывает на разладицу общественных нравов и общественной жизни с идеалом человечности и народности, но и того, который эти идеалы возвышает, очищая их от всех временных искажений и извращений. Дело только в том, чтобы этот последний не выставлял нам идеалов отвлеченных или таких, которые чужды нашей народности и общественности. Пусть идеал его будет в высшей степени человечен, но пусть он в то же время вращается в сфере наших национальных и общественных понятий. Пусть между ним и этими последними существует связь, хотя бы и основанная на темных гаданиях только или предчувствиях людей, на стремлении их к лучшему или даже не к лучшему, а к известному, определенному миросозерцанию».
Идеалисты Островского – не отвлеченное понятие, в отличие от розовских мальчиков, которые возникли ниоткуда. Идеалисты Островского в «высшей степени человечны» и «вращаются в сфере наших национальных и общественных понятий». Вот почему за ними сила, вот почему за ними - правда. Они – суть чаяния народа, его стремления к истине, правде, справедливости.
Различна судьба идеалистов в пьесах Островского. Вот идеалистам Платону в пьесе «Правда - хорошо, а счастье лучше» и Мите в пьесе «Бедность не порок» повезло. Это везение было случайным, потому как не было никаких для того предпосылок. А вот идеалисту из пьесы «Пучина», который хотел служить правде, да споткнулся, не повезло. Он предал свои идеалы и был жестоко наказан судьбой. Увы, лишь по закону театра и литературы отступники расплачиваются в полной мере, в реальной жизни люди без принципов всегда на плаву. Но как бы автор пьес не распоряжался судьбами идеалистов, эти мальчики становились идеалом человечности и народности.
А как жили и старели идеалисты в реальной жизни? Тут нас ожидает невероятное везение. Я уже писала, что Александр Васильевич Никитенко – самый что ни на есть настоящий идеалист из народа. И у него сохранись дневники, которые он вёл на протяжении 50-ти лет!
Если ты русский человек, прочти эти дневники. Здесь нет никаких вымыслов. Как любой человек, Александр Васильевич ошибается, заблуждается в иных суждениях. Но это ошибки и заблуждения, а не кривда.
Александр Васильевич Никитенко (1804-1877) - крепостной, домашний учитель, студент, журналист, историк литературы, цензор, чиновник Министерства народного просвещения, дослужившийся до тайного советника, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.
Дневники Никитенко - уникальный документ исключительной историко-культурной ценности: в нем воссоздана объемная панорама противоречивой эпохи XIX века.
Моё знакомство с этим автором началось случайно. Стала читать его Дневники и не могла оторваться. Но постоянно мучил вопрос… Как? Как этот мальчик из крепостных сделался студентом университета? Дневники начинались со студенческой поры: поры больших надежд, но нищенского существования. Тогда, чтобы ответить на мучивший вопрос, я прервала чтение Дневника, и стала искать биографию Никитенко. И опять везение. Дневник Александр Васильевич стал вести еще с 14-ти лет. Позже он литературно переработал «детский» дневник в «Воспоминания» («Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был»). Невероятные превратности судьбы русского мальчика и его семьи! Невероятная история русского идеалиста! Почитайте! Не пожалеете!
Скачать и читать:
Никитенко. Воспоминания. Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был. (https://vk.com/public117382757?w=wall-117382757_281)
Смотреть спектакли по пьесам Островского:
Островский. Спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше» (1951):
https://www.youtube.com/watch?v=kcXM7dyDsUU
Островский. Спектакль «Бедность не порок» (1969):
https://www.youtube.com/watch?v=9b0aPAmoe24
Островский. Спектакль «Пучина» (1973):
https://www.youtube.com/watch?v=vKJ0K5pLYgE
Современные постановки по пьесам Островского смотреть невозможно!
Такое впечатление, что современный театр сошёл с ума!
Весь этот балаган не имеет права именоваться театром.
О времена! О нравы!
Свидетельство о публикации №217111100883