Про розовских мальчиков и идеалистов Островского

В 70-80 годы читала от корки до корки журнал «Искусство кино» (не путать с «Советским экраном», в котором не было серьёзных критических статей на тему кино). Так вот, словосочетание «розовские мальчики» оттуда. Ещё ни одного произведения Розова не прочла, еще не одного фильма по его произведениям не видела, но уже знала почти всё об этих розовских мальчиках – мальчиках-идеалистах. Затем мне «выпало счастье» посмотреть фильм «Шумный день» по его произведению. Посмотрела с интересом... Сделан фильм энергично…

Прошло много лет, однажды я подсела на спектакли по пьесам Островского. После просмотра нескольких спектаклей по пьесам Островского, я неожиданно вспомнила про розовских мальчиков. У Островского во многих пьесах есть негодяи, прохвосты, плуты, мошенники. В противовес им Островский ставит юношу-идеалиста. Как правило, у этих идеалистов нет никаких шансов на справедливость в этом мире, на пощаду со стороны судьбы. Однако ж они упорно проповедуют любовь к ближним, сострадание, честность…

Идеалисты Островского заставили меня другими глазами посмотреть на всю кутерьму с розовскими мальчиками. О них так часто писали в советских журналах советские идеологи, что закралось сомнение – а была ли это просто реклама Розову? Или тут было нечто другое? А не было тут замещения, подмены идеалистов Островского на идеалистов Розова.

А подмена эта подлая.

Зачем и кому нужна была такая подмена? Есть такая категория избранных, которые легко манипулируют авторскими правами. Берётся лучше у аборигенов, переписывается и выдаётся за уникальное, а первоисточник исчезает (из архивов, из памяти народа путём замалчивания и т.д.). Память у народов короткая, несколько поколений – и народ снова как чистый лист бумаги. Однако тема идеалистов не просто так возникла в литературе, это отражение требований времени. А раз эта тема существует, то отчего не заменить одно на другое: Островского на Розова? Однако не всё так просто с такой подменой…

Вот что писал в середине 19 века Александр Васильевич Никитенко, цензор:
«Всякая партия бессильна, когда она не имеет корней в народе, который бы ей сочувствовал и поддерживал ее, и когда она рассчитывает только на возбуждение диких и неистовых страстей».

Как верны слова цензора Никитенко в отношении к Розову и его собратьям по перу. Партия писателей, в которой состоял Розов, была далека от народа. Вернее, эта партия противостояла народу, потому как корни этой партии ведут к пароходам революции, которые завозили в Россию отщепенцев для кровавой смуты, для уничтожения того самого народа.

Как верны слова цензора Никитенко в отношении к розовским мальчикам. Розовские мальчики, не имели никаких корней с народом. Эти мальчики – дети интернационала. Этим и объясняется их истеричность, суетливость, мельтешение в мыслях и поступках….

В обществе есть потребность в идеалистах? Нам и предъявили розовских мальчикиов, детей интернационала, - жуйте, ешьте, только не подавитесь… Это не просто подмена, это увод с главной магистрали в тёмные злачные болота… Указатель вроде стоит на месте, но стрелку повернули в иное, ложное направление… Розовские мальчики - лживые идеалисты, деланные пальцем.

А вот Александр Васильевич Никитенко, чью цитату я привела выше, – самый что ни на есть настоящий идеалист из народа. Идеалисты были во все времена. Но лишь от идеалиста Никитенко сохранись дневники, которые он вёл на протяжении 50-ти лет. У всех идеалистов, в том числе и у Никитенко, печальная судьба. Но мир жив, пока живы идеалисты.

Вот еще одна цитата цензора Никитенко, которая подходит в полной мере к драматургу Островскому и его идеалистам.
«Мы считаем писателем социальным не только того, который нам указывает на разладицу общественных нравов и общественной жизни с идеалом человечности и народности, но и того, который эти идеалы возвышает, очищая их от всех временных искажений и извращений. Дело только в том, чтобы этот последний не выставлял нам идеалов отвлеченных или таких, которые чужды нашей народности и общественности. Пусть идеал его будет в высшей степени человечен, но пусть он в то же время вращается в сфере наших национальных и общественных понятий. Пусть между ним и этими последними существует связь, хотя бы и основанная на темных гаданиях только или предчувствиях людей, на стремлении их к лучшему или даже не к лучшему, а к известному, определенному миросозерцанию».

Идеалисты Островского – не отвлеченное понятие, в отличие от розовских мальчиков, которые возникли ниоткуда. Идеалисты Островского в «высшей степени человечны» и «вращаются в сфере наших национальных и общественных понятий». Вот почему за ними сила, вот почему за ними - правда. Они – суть чаяния народа, его стремления к истине, правде, справедливости.

Различна судьба идеалистов в пьесах Островского. Вот идеалистам Платону в пьесе «Правда - хорошо, а счастье лучше» и Мите в пьесе «Бедность не порок» повезло. Это везение было случайным, потому как не было никаких для того предпосылок. А вот идеалисту из пьесы «Пучина», который хотел служить правде, да споткнулся, не повезло. Он предал свои идеалы и был жестоко наказан судьбой. Увы, лишь по закону театра и литературы отступники расплачиваются в полной мере, в реальной жизни люди без принципов всегда на плаву. Но как бы автор пьес не распоряжался судьбами идеалистов, эти мальчики становились идеалом человечности и народности.

А как жили и старели идеалисты в реальной жизни? Тут нас ожидает невероятное везение. Я уже писала, что Александр Васильевич Никитенко – самый что ни на есть настоящий идеалист из народа. И у него сохранись дневники, которые он вёл на протяжении 50-ти лет!

Если ты русский человек, прочти эти дневники. Здесь нет никаких вымыслов. Как любой человек, Александр Васильевич ошибается, заблуждается в иных суждениях. Но это ошибки и заблуждения, а не кривда.

Александр Васильевич Никитенко (1804-1877) - крепостной, домашний учитель, студент, журналист, историк литературы, цензор, чиновник Министерства народного просвещения, дослужившийся до тайного советника, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.

Дневники Никитенко - уникальный документ исключительной историко-культурной ценности: в нем воссоздана объемная панорама противоречивой эпохи XIX века.

Моё знакомство с этим автором началось случайно. Стала читать его Дневники и не могла оторваться. Но постоянно мучил вопрос… Как? Как этот мальчик из крепостных сделался студентом университета? Дневники начинались со студенческой поры: поры больших надежд, но нищенского существования. Тогда, чтобы ответить на мучивший вопрос, я прервала чтение Дневника, и стала искать биографию Никитенко. И опять везение. Дневник Александр Васильевич стал вести еще с 14-ти лет. Позже он литературно переработал «детский» дневник в «Воспоминания» («Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был»). Невероятные превратности судьбы русского мальчика и его семьи! Невероятная история русского идеалиста! Почитайте! Не пожалеете!

Скачать и читать:
Никитенко. Воспоминания. Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был. (https://vk.com/public117382757?w=wall-117382757_281)

Смотреть спектакли по пьесам Островского:
Островский. Спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше» (1951):
https://www.youtube.com/watch?v=kcXM7dyDsUU

Островский. Спектакль «Бедность не порок» (1969):
https://www.youtube.com/watch?v=9b0aPAmoe24

Островский. Спектакль «Пучина» (1973):
https://www.youtube.com/watch?v=vKJ0K5pLYgE

Современные постановки по пьесам Островского смотреть невозможно!
Такое впечатление, что современный театр сошёл с ума!
Весь этот балаган не имеет права именоваться театром.
О времена! О нравы!


Рецензии