Слесарь

Давным-давно, а может быть и недавно, в когда-то великой, а теперь забытой стране, жил-был слесарь.

Работал этот слесарь в одном институте точных измерений. В этом институте каждый день проводились очень важные опыты для того, чтобы узнать, как устроен наш мир, а слесарь каждый день делал для этих опытов новые точные приборы, потому что старые быстро ломались в борьбе с законами природы.
И вот, наконец, директор института объявил, что на завтра намечается последний решительный опыт, в котором окончательно станет ясно, как в мире всё устроено. И после этого все опыты прекратятся за ненадобностью, и каждый сможет жить, как он хочет, потому как все поймут наконец, что им от жизни нужно, и где это можно достать, бесплатно и без очереди.

Но назавтра по радио объявили, что до этого народ жил неправильно, а что теперь всё будет по-другому, правильно и красиво.
Институт закрыли, точные приборы увезли куда-то за границу, а учёным и рабочим объявили, что они теперь свободные люди и могут идти на все четыре стороны.

На последние деньги слесарь снял маленькую каморку в подвале своего института, прикупил нужный инструмент, нарисовал вывеску и стал делать ключи.
Закалённые в борьбе за точность, его руки творили чудеса. Вскоре в городе ему не стало равных. Завистники три раза поджигали его каморку, распускали грязные слухи, грозили убить или покалечить. Но слесарь только усмехался: его каморка была сделана из кирпича и железа, гореть там было нечему, а что касается угроз и сплетен, его разум был настолько закалён в борьбе за науку точности, и ему ничего не стоило каждый раз разгадывать коварные планы врагов и поворачивать события так, что враги попадались в собственные сети.
Со временем его мастерство возросло многократно: ему уже не надо было видеть ключ или замок, достаточно было поговорить с заказчиком несколько минут чтобы знать, какую следует взять заготовку и какие нарезать на ней бороздки. Иногда одним таким ключом можно было открывать все замки в доме.

Со всей страны к нему стекались люди: ходили слухи, что эти ключи открывают не только дверные замки, но и людские сердца, и двери Госпожи Удачи. И правда, многим они помогали, но чего тут было больше - мастерства умельца или веры заказчика, сказать было трудно. Человек - гораздо большее существо, чем кажется на первый взгляд.

Постепенно у слесаря появились ученики. Добрые люди в знак благодарности выкупили здание института, привезли оборудование и учебники и открыли Лицей, а слесарь преподавал в нём науку точности.
Шли годы. Предоставив дела учёбы и управления Лицеем своим наиболее способным ученикам, Слесарь, или Учитель (именно так, с большой буквы, называли его, хоть он и не просил), стал проводить всё больше времени в одиночестве в своей старой каморке, за плотно закрытой дверью. Ему вспоминались годы науки, точные приборы, идущие на приступ Загадки Мироздания, люди, трудившиеся с ним бок о бок, терзаемые надеждами и сомненьями, с красными от бессонниц глазами. Где они теперь? Всё погрязло в мелочёвке: людям теперь не нужны Ключи, им нужны ключики, маленькие решения их крошечных проблем. А Вселенная стала никому не нужна.
Точнее, почти никому.
 
Однажды Слесарь попросил учеников принести ему заготовки. Когда это было исполнено, он назначил самого лучшего из учеников на своё место, забрал принесённое и заперся в своей каморке. Возле двери, не спуская с неё глаз, постоянно дежурил кто-то из Лицея. В течение месяца люди ждали, когда он появится и что скажет, но из-за неё лишь изредка доносился шум старого станочка.
Потом замолчал и он.

Прошёл ещё месяц. Наконец, в великой тревоге за жизнь Учителя, ученики открыли дверь.
Каморка была пуста.

07.07.2012
Калуга


Рецензии