Наша военная молодость-1...

НАША ВОЕННАЯ МОЛОДОСТЬ-1…
(Воспоминания о годах учебы в ВАД 1983-1987гг.)

«Прошу не кидать в меня камнями, что я такое кощунство написал…»


ВВЕДЕНИЕ

Я долго вынашивал идею публикации своих воспоминаний на всеобщее обозрение. Публиковать или нет. Идея написать воспоминания родилась еще задолго до нашего 25-летнего выпуска. В соцсетях увидел размещенную фотографию нашего НК в ВАД. Поделился новостью с сослуживцами. Началось обсуждение, отклики. Я разместил в «ОК» наброски-рассказы о нашей учебе в ВАД. Реакция на публикацию была не однозначная. Кому-то не понравилось, меня заносили в «черные списки»,кто-то поддерживал и предлагал новые темы из жизни и учебы в эти годы.
Прошло 30 лет со дня выпуска из стен ВАД. Была надежда, что мы все встретимся в Москве, но нет ВАД на Китайгородском  проезде, нет станции метро «Площадь Ногина», уходят в мир иной и наши сослуживцы. Нет уже с нами: Лимина Ильи; Руденко Александра; Сидоренкова Сергея; Корнелюка Василия…

Предчувствую, что в мой адрес посыпятся  упреки, что я все наврал, напридумывал, нафантазировал и т.д. Я считаю, так: это мое мнение и видение событий 30-ти летней давности. Прошло тридцать лет, но я свои взгляды и мнения на происходящие события не поменял.
В ВАД поступал как состоявшийся офицер, за плечами было уже девять лет офицерской службы, звание капитан. О службе в ВС знаю не по наслышке, знаю чем живет армия и как служат в ВС РФ молодые ребята, т.к. продолжаю работать в военной организации МО РФ, бываю в войсках, на полигонах и в организациях. МО.

Со мной можно не согласиться, но авторское право я оставляю за собой, и свое мнение оставлю при себе. Всем спасибо!

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. Ф.Э. Дзержинского (1983-1987гг.).
Воспитанники нач. курса (н.к.) п-ка Качура П.В. (КПВ)

№       Воинское        Фамилия, имя                2017г.
п/п      звание


1 капитан Алтухов Олег
2 капитан Барадакий Владимир
3 капитан Болдырев Виктор
4 капитан Горюнов Сергей
5 майор             Морозов Юрий
6 капитан Килинник Виктор
7 капитан Кротов Олег
8 капитан Корнелюк Василий умер

9 капитан Макаркин Юрий
10 капитан Охрименко Виктор
11 капитан Садовой Петр
12 капитан Сидоренков Сергей умер
13 майор             Спиридонов Андрей
14 капитан Черный Владимир
15 капитан Харлов Владимир
16 капитан Шейкин Сергей
17 капитан Шакунов Николай

18 капитан Балабонин Юрий
19 капитан Выдрин Сергей
20 капитан Зайцев Владимир
21 капитан Кокарев Василий
22 капитан Лимин Илья             умер
23 капитан Максимович Владимир
24 капитан Обухов Борис
25 капитан Перевалов Сергей
26 капитан Покропивный Владимир
27 капитан Прут Василий
28 капитан Пылев Олег
29 капитан Руденко  Александр умер
30 капитан Сенников  Владимир
31 капитан Смирнов  Михаил
32 капитан Солоничкин Сергей
33 капитан Сотниченко Александр
34 капитан Суворов Александр
35 капитан Трегубов  Анатолий
36 капитан Урупа Александр
37 майор             Щербинин  Виктор

Не знаю. Я не нахожу ответа. Ну почему ПВК не уважал нас, слушателей, не считался с нашим мнением, предложениями? Ведь никто из нас не прибыл со школьной скамьи. Мы были не те пацаны, которых только что оторвали от маминых пирожков, призвав в армию. Все имели военное среднетехническое образование, имели звание старший лейтенант, капитан, даже был один майор. В войсках прослужили на офицерских должностях не менее 5-ти лет. Знали Уставы ВС и что такое служба.
Но вот мы в центре столицы нашей Родины, г. Москве. Все поступали с желанием учиться, получить знания, что бы потом, продолжить службу в ВС.
Когда нас принял ПВК, то ощущение было такое, что мы – солдаты первогодки и из нас надо делать воинов.
Вспомните, как мы после первого курса находились в Балабаново, в течении месяца проходили КМБ - курс молодого бойца. Физподготовка стояла на первом месте. Был и марш бросок на время. Был месяц август. Мы одетые в полевую форму одежды, в сапогах, в фуражках, со снаряжением (портупея) бежим по маршруту. Пот заливает глаза, тяжелое прерывистое дыхание. Петр Садовой, крепкого телосложения мужчина. Ему тяжело дается марш-бросок, он отстает. Но к финишу должны прийти все одновременно. Время засекается по последнему человеку. Петр просит оставить его, «бросить», « убить», «пристрелить», «делайте что хотите - не могу». Мы берем его под руки, тащим, бежим вместе с ним и приходим к финишу, уложившись во времени. Увидев человека в минуты слабости, нач. курса  сделал для себя выводы. «Рожденный ползать, летать не может» - эта поговорка была не для ПВК. Он создавал команды отстающих в беге на короткие дистанции, кроссе и назначал ответственных за их подготовку. Как тяжело было бегать Василию Пруту из-за его телосложения, зато он показывал отличные результаты в гиревом спорте и тяжелой атлетике. А для Вовы Покрапивного, Сергея Балабонина (тот еще перед стартом успевал выкурить пару сигарет) кросс в 1км были вообще не проблемой. Они бегали как лоси.  Многие организации МО хотели бы видеть у себя спортсменов, отстаивающих честь родного коллектива, предприятия. Благодаря ногам, кто-то и оставался по распределению в При Арбатском ВО. Слушателей других факультетов почти не видно на спортплощадках в иное время, кроме факультативов. А мы, воспитанники ПВК, почти весь курс, целый день в тренировках. Утром - физзарядка, заканчивающаяся кроссом, пробежкой. Перед обедом, после занятий - надо было «намотать круги» по территории академии. Вечером, в часы самоподготовки, помимо обязательных факультативов по физо, весь курс в 18.30 заканчивал занятия и находился на спорт - городке. ПВК тут как тут. Он в своем амплуа, на кого-то покрикивает, кого-то отчитывает…  Он работает. Со стороны это смотрится  как петух со своими курами или пастух со стадом овец-баранов.

Размещаю свои рассказы-миниатюры в виде диалогов, откликов, реплик, размещаемых на «ОК» в теме, на форуме…

Сергей Шейкин
Хороший, душевный и немногословный человек.

Сергей Сидоренков
Его я точно не забуду !! "душевный" ...   

Андрей Спиридонов
Просто интересно. Ну почему у нас (слушателей) не было с ним взаимопонимания? 

Василий Кокарев
После него все командиры - слабаки, лично для меня. Может поэтому ещё и на службе...

Сергей Сидоренков
Сильно сказано ,  МУЖИКИ !!    Мы выжили, укрепились, и он внес   свой могучий вклад в воспитание подрастающих  и дикорастущих..нас..Будем жить !!   Все путем..

Андрей Спиридонов
Везло мне на командиров. На требовательных и «очень требовательных» тоже.
Вспоминаю годы учебы в ВАД. Только прибыл после Байконура в Москву, пришел представляться начальнику курса (н.к.). На мне китель, брюки « с иголочки». За плечами 9лет офицерской службы, звание капитан. Принимал нас ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ КАЧУР (ПВК), подполковник, говорят, служил в Ленинске баллистиком.
Возле кабинета стояло несколько младших офицеров в форме одежды,  различных видов войск: ВВС, сухопутных офицеров ВМФ, РВСН.  Оттуда пулей вылетали офицеры. Дошла очередь и до меня. Захожу, докладываю, представляюсь. Окинув меня взглядом с ног до головы, последовала команда : "Кругом! Шагом МАРШ!" Вышел. Ничего не понял. Что, за что? Так продолжалось несколько раз. В таком положении оказалось большинство прибывших. Не поймем в чем дело. Тут проходит дежурный по факультету (старший товарищ). Мы с расспросами к нему. Он так же осмотрел нас с ног до головы и сказал, чтобы устраняли недостатки по форме одежды. В комнате дежурного висел стенд с образцами формы одежды, были приведены размеры размещения знаков различия. Оказывается, мы знаки размещали на "глазок", а надо было вымерять по миллиметрам. Вот, что значит служба в войсках и в ПриАрбатском ВО!
Вспоминаю, каким требовательным и исполнительным был нач. курса. После зимней сессии (3-й курс) и каникул, мы прибыли в академию, на построение. Построение включало: проверку л/с, осмотр внешнего вида, выдача указаний, доведение приказов, распоряжений и т. д.                Накануне, зашел в парикмахерскую, попросил подстричь покороче, подстригся как считал, нормально. На построении однако, получил замечание от нач. курса «Подстричься и доложить». После построения многие сунулись в академическую парикмахерскую, но там народу было очень много. Толпой пошли на Солянку. Там в парикмахерской задались вопросом: " Как вас стричь?"- "Покороче". -" Так Вы же подстрижены?"- "Покороче!". Парикмахер сделала свое дело. Я пошел докладывать нач.курса, что замечание устранено. Он осмотрел меня с ног до головы, дал команду "КРУГОМ!" и пришел в ярость. "И вы считаете, что подстриглись?"- "Стричься! В академической парикмахерской! Доложить!" Я с поникшей головой снова пошел в академическую парикмахерскую. Добросовестно прождал очередь, часа два. Стриг старый еврей, у него никогда не было сдачи. Даешь ему рубль, подстрижка стоила 80 копеек, 20 копеек не возвращал никогда. Он пощелкал ножницами над головой, побрызгал одеколоном и сказав "Пожалуйста", сделал свое дело. Я пришел к нач.курса и в третий раз за день доложил, что замечание устранено, ваше приказание выполнено! Он развернул меня, дав команду "Кругом" и сказал -"Вот теперь вижу, что вы подстриглись! Неужели этого невозможно было сделать сразу?".
Ну что тут можно было сказать? Очень требовательный был нач. курса!!!
Юрий Макаркин
Андрей! Ты чего, у тебя ностальгия?

Сергей Сидоренков
Андрюха готов писать мемуары " Как я  "Акачуривался" под началом Качура.. Слезу вышибает ..   
У тебя прорезался писательский талант. Напиши еще чего-нибудь..
Сюжеты будем собирать коллегиально. То кто что вспомнит. Объявляется конкурс на лучшее сочинение. Слабо, ребятушки? Кто начинает историю душещипательную ?? 
Ждем-с....
Андрей Спиридонов
Сергей! Просто помниться как мы "акачуривались".               
А сюжет, пожалуйста, хоть десять.

Помните, как добивался нач. курса, чтобы все слушатели курса имели разряды по любым видам спорта: кто по полосе препятствий, кто по гирям, кто по нырянию в длину в плавательном бассейне. Я нырял в длину не плохо. На тренировках показывал 50м-первый разряд. Петр Васильевич уже записал прогноз перед соревнованиями, кто на что способен. И вот соревнования. Много нашлось причин, но я не дотянул до 50м, только 48м-второй разряд.
Я только выныриваю, страхующий морду дерет вверх, чтобы глотал воздух, а не воду. А Петр Васильевич сопровождает по кромке бассейна, и грозиться наказанием. Так и я имел взыскание "За слабую волю к победе"-выговор, а это тянуло за собой лишение 13-й з.п. и т.д. На партийном собрании за это неоднократно подвергался критике. Конечно, потом я пересдал, нырнул на 50 метров, но осадок от этого остался.
Друзья! Вспомните патентный поиск на предполагаемое изобретение. Как все были охвачены изобретательской работой, работали в патентной библиотеке. Как говорил наш преподаватель высшей математики Г.И. Богатырев : «Не важен метод, важен результат!». ПВК мог на собрании факультета, на очередном совещании доложить, что у него все слушатели  участвуют в изобретении. Конечно, подавали и мы заявки, но зачастую приходили отказы, где нам указывалась на аналоги или недостаточно проведенный патентный поиск. Были и талантливые ребята, у которых жилка инженера уже была заложена с детства, которые получали свидетельства на изобретения. Так Н. Шакунов, В. Черный изобрели новый клапан. Что интересно, когда оформлялось изобретение нашлись и «прилипалы-соавторы» с кафедр, факультета из постоянного состава.                Под видом библиотеки, кому-то надо было срочно быть дома: помочь жене или решать проблемы с детьми. Нач.курса осуществлял контроль по телефону. Звонил в библиотеку, просил к телефону то командира отделения, то спорторга, то парторга, то секретчика- чтобы дать указания. Трудно было командиру отделения отвертеться, если требуемого лица не было в библиотеке, и всю ответственность он брал на себя...
Владимир Харлов
Партийное собрание! Докладчик простит 10 минут, выступление в прениях до 3-х минут. Начало в 18.30 окончание в 21.59.

Василий Кокарев
Андрюха, такого не должно было быть! На нашем курсе у всех был первый разряд, иначе со взысканием был бы и я - как спорторг. Наверняка ты позже пересдал...

Сергей Сидоренков
Так, ребятушки..процесс пошел..Кто продолжит ...Активнее...    
А где комментарии  командира отделения тов.Черного, секретаря парт. организации тов. Шикунова и кап. Спиридонова..Хочется узнать мнение тов. Охрименко про "ежиков"...Жджем-с....
А также хочется заслушать тов. Морозова по вопросу как правильно ставить ногу на " калбук",      " там, где сидит мой пинжак, не садиться..".." У меня к вам вопросы есть?"..И наконец, " Построение в понедельник в правом углу круглого сквера.."
Ждем-с...
Андрей Спиридонов
Василию Прут
Молодец, что не сломался, выдержал и не"акачурился".

По поводу распределения после окончания ВАД.
Помните, собеседования были, где нач. курса четко обрисовал:
1. Москва, академия. НИИ.
2. ВП МО
3. Арсеналы.
4.Полигоны.
5. Войска.
Мне лично светил пункт 5, Карталы, инженер службы ракетного вооружения в ракетной дивизии. Мы были на стаже в Татищево и за месяц войсковой стажировки сделали для себя многие выводы. Жена была не против, ехать в Карталы. Я слышал, что там напряженка с жильем. Посоветовались, и я в отделе кадров попросил найти для меня место на Байконуре. Так я снова оказался в Ленинске-Байконуре. Тогда же высказал нач. курса пожелание или возможность оставить в Москве. Он удивился моему пожеланию, ведь у меня был синий диплом и много удовлетворительных оценок по точным начальным предметам, поэтому вежливо сказал, что «здесь вопрос упирается в наличие жилья». Я сказал, что «семья будет жить у тещи, и на служебную квартиру я не претендую». ПВК заорал на меня и обвинил, что «я мог бы отказаться от академической жилплощади еще на первом курсе и жил бы у тещи». Было сказано мне категорическое "НЕТ!". В ответ лишь сказал, что «на первом курсе у меня не было возможности проживать семьей с тещей, а за время учебы теща похоронила двоих сыновей (трагически погибших) и ситуация изменилась...»
Вспомните Витю Килинника. Он был назначен командиром роты охраны в Первомайскую дивизию. Он пошел на прием к нач. отдела кадров без ведома нач.курса и для него нашлась должность военпреда в Днепропетровске. Когда Виктор доложил, что едет в Днепр, то ПВК его наказал и в адрес предприятия направил нелицеприятное письмо, в котором характеризовал Виктора, как очень слабого специалиста и недисциплинированного офицера...
Не секрет, что я имел "неуд" по мат анализу. Вел его у нас профессор Геннадий Иванович Богатырев (вечная память), влюбленный до самозабвения в свой предмет.                Первая зимняя сессия. Сдаем начертательную геометрию и матан. Здесь из более 30 с лишним человек, более половины имели "неуды", в том числе и я. За это был переизбран с секретарей партбюро группы. Зимний каникулярный отпуск накрылся. Нач. курса приказал, все зимние каникулы усиленно заниматься и готовиться к пересдаче. За это время все получили взыскания, типа "выговор". Вызывает н.к. к себе в кабинет и начинает проводить душе-спасительную беседу. Время назначает, например в 9.00. К 9.00 уже толпимся у кабинета, сверяем часы. В 9.00 толпой входим, докладываем, что прибыли. Он выбирает жертву и с вопросом, почему вы опоздали, заставляет звонить по телефону, узнавать время. Голос в трубке отвечает" Московское время 9 часов 2 минуты". Тут же жертва получает взыскание. Взыскание влекло за собой «урезание13-й з.п.» Но этого было мало.                Некоторые не выдерживали этого, писали рапорта об отчислении. Так ушел от нас, Сергей Шмонин, отличный спортсмен, баскетболист. Но нач. курса не унимался. Он доложил нач. факультета о нас "двоечниках" и привел «на ковер». Нач. факультета, генерал- майор Лобанов (царство небесное, вечная память) человечный был человек. Дошла очередь до меня. Я представился. Он спросил, -«где служил, должность, состав семьи, сколько двоек и есть ли желание продолжить учебу или отчисляться и ехать в войска». Я доложил, -«что прибыл с должности нач. отделения, Южный полигон - 9лет, двое детей, жена еще не трудоустроена, есть желание учиться». Лобанов поставил срок, до которого ликвидировать "хвосты" и напутствовал: «Иди сынок, учись. Нам нужны командиры." Эти слова, наверное, на протяжении всей учебы вдохновляли, как бы не было трудно, и порой хотелось написать рапорт на отчисление...
Сергею Сидоренко
Сергей! А ты вспомни, как сдавали экзамен по физике.
У нас лекции читал дед (фамилию запамятовал). Он часто сидел или стоял, т.к. у него был протез на ноге и если он поднимался, то производил переключения на ноге. Мы его уважали, да и к слушателям он относился вежливо. Вызывая к доске на практических занятиях (решение задач), он обращался: "Вас я, попрошу...". Очень здорово получалось в отношении Василия Кокарева, Василия Прута. Выходило так, что он их знал и звал по имени ВАСЯ. Все шутили, надо же, дед записал в друзья Василиев…                В очередной семестр мы отделением сдавали экзамен по физике. Получив билеты начали использовать "подсобный материал"-"шпоры". Садовой в открытую достал из чехла калькулятора и начал писать ответ на билет. Сергей С. тоже. Дед предупредил, что бы убрали все и готовились отвечать. Затем дед щелкнул ногу, встал, направился к Петру, потребовав от него "шпоры".
Тот не отдал, сказал, что у него ничего нет. А вот Сергею пришлось отдать. Дед отобрав подсобный материал, положил его на окно. Тут на экзамен пришел нач. курса. Дед и ПВК беседовали. Речи о "шпорах" не было, дед нас не сдавал. Нач. курса прошелся по классу и увидел на подоконнике   "подсобный материал". Он спросил деда, тот замял разговор. Тогда н.к. поднял по стойке "Смирно" ком. отделения- Черного Володю, а затем парторга Шейкина Сергея, Шакунова Николая. Все молчали. А он распалялся. Очень неудобно было деду и нам стыдно, что так получилось. При подведении итогов экзамена на курсе, нач. курса не обошел вниманием этот вопрос и долго допытывался, кто пользовался "подсобным материалом". Этот вопрос потом обсуждался и на партийном собрании...
Сергей Сидоренков
Хорошо пошло, господа офицеры. Давайте вспомним что-нибудь радостное, например Леню Уткина.."Утка" с "Селезнем" не товарищ...

Андрей Спиридонов
Ну, Леня Уткин, это экземпляр особый! Он тригонометрические функции sin (синус), cos (косинус), икс - x, игрек-y читал как сосинус ху.
А вспомните, как на черчении полковник Чабан, ломал карандаши зажатые меж своих пальцев, об стол, когда Лени объяснял: "Вот смотрите, муха ползет, ползет по этой линии... Покажите, куда она заползла?"
Ладно, мы пересдавали матан доценту-профессору Г.И. Богатыреву пусть не с первого захода, но с третьего точно! А для Лени Уткина собирался совет кафедры математики и специальная комиссия принимала у него экзамен, и был вынесен суровый приговор- "Как он мог окончить среднее техническое училище и поступить в академию? Если базовые знания школьной программы отсутствуют."
Леня был хитрый жук. На пересдаче у Богатырева с первого раза не проходило. Он нас оставлял одних, т.е. была возможность списать с конспекта. Леня добросовестно списывал все с конспекта, в наглую, просил дополнительно чистый лист бумаги, и уверенно шел отвечать. Геннадий Иванович Богатырев (на то он и профессор), просил отложить в сторону исписанный лист с ответами и просил дать определения, что такое производная, физический смысл предела, функции, что такое интеграл и т.д. Леня плыл, дальше некуда. И конечно, снова "не зачет"...
Не знаю, или я такой восприимчивый, или стареем, и время заставляет память все помнить. Но помним, однако!  Хотя в этом году будет 25 лет со дня выпуска! 25!!! Я еще раз подчеркиваю, что я ни на кого не обижаюсь и не держу обиды, я рассказываю, как это было. Не ныл и не ною! Может в чем-то я не прав, поправьте. Но мне так виделось, и сейчас видеться после стольких лет.
Сейчас модным стало писать мемуары, воспоминания. Я рад, что из нашего отделения нашлись 7 человек. Двоих не можем найти...
Мир тесен. За время службы, командировок, работы на объектах и на предприятиях, пересекаешься со многими людьми. И когда выясняется в гостинице или за "кружкой чая" круг общих знакомых, то разговорам нет конца! Вот и на меня нахлынули воспоминания от размещенной у Владимира Панченко (старшего нашего товарища) фотографии начальника курса...
Сергей Сидоренков
Ну, Леня - это мерило математических  возможностей ...недолго музыка  для него  звучала..Он остался в истории Академии как точка отсчета.....

Андрей Спиридонов

Владимиру Харлову
Володя, вспомни, как на протяжении всей учебы нач. курса напоминал: " Харлов! А библиотека помнит!"
Первый курс. Мы, слушатели, отсидев три пары часов занятий, спешим на обед в столовую, тыкаемся в разные залы, где поменьше народу.
Захватив с собой личные портфели, дипломаты мы их оставляли без присмотра на входе в зал. После обеда, на месте кожаного дипломата Володи не оказалось. Возможно, кто-то перепутал, а может кто-то и позарился, на хороший дипломат, но поиски ни к чему не привели. Да и Бог с ним, с дипломатом, но дело в том, что в дипломате были учебники с грифом ДСП (для служебного пользования). Мы изучали "Общевойсковое хозяйство. Управление и ведение ротного хозяйства". То есть, по простому сказать, как клеймить одежду, виды портянок, размеры и т.д. Ничего секретного даже на тот момент, сведения, изложенные в ДСП литературе не представляли. Но как говориться "Гора породила мышь" или "из мухи сделали слона". Было расследование, книги не нашли и их списали. Володя получил взыскание. А перст с поднятым указательным пальцем (как в х/ф сказке «Варвара краса-длинная коса», водяной все напоминал о должке)  "Библиотека все помнит!", все напоминал о бдительности и соблюдении режима секретности на протяжении всей учебы...
Эх, где же вы теперь, друзья-однополчане? Почти всех сослуживцев по учебному отделению упомянул или упомяну. Жаль, что Петр Садовой где-то затерялся. Я вспоминаю и его. Наверное, он был классный техник, штурман: летал до академии на вертолете, служил на Дальнем Востоке и говорил, что "маршруты полета знал по брошенным "бычкам" с вертолета".
Вспоминается как он чудил. Класс практической подготовки работы на ЭВМ. Мы сидим попарно за клавиатурой и мониторами. Преподаватель, полковник что-то распинается, рассказывает у доски. "Петяну" не интересно, он одним пальцем тычет по клавиатуре, набирает текст: "Ты х_@_й" (извините). Нажимает «Enter». Это он как бы адресует мне, я не хочу остаться в долгу и пытаюсь тоже что-то набрать. Я не успел ничего еще сделать, как в аудиторию влетает майор из постоянного состава, обслуживающий технический класс и с вопросом к аудитории: " Кто это сделал?". Все в недоумении: в чем дело? Преподаватель тоже спрашивает. Майор поясняет, что за процессом обучения, через стенку, следят женщины и вдруг появляется на большом мониторе бегущая строка "ТЫ Х_@_Й". Все были возмущены. Начали искать виновного. Это был залет. Полковник сказал, что доложит нач. курса. Все молчали. Строили догадки, кричали друг на друга. Меня пытали, Петра прижали убедительными фактами. Никто не признавался. Дело дошло до нач.курса. ПВК поставил задачу ком. отделения и секретарю парт группы найти виновного.
Вспоминаю, какие были начальники курсов у нас на факультете и других курсах. Заступаешь дежурным или помощником дежурного по факультету. Несешь службу, выполняешь определенный круг обязанностей согласно УВС и инструкции. Приходит телефонограмма или приказание. Доклад нач. факультета, начальнику учебной части. Те пишут резолюцию "довести до нач. курсов". Начинаешь обходить нач. курсов. Кто-то записывает исходящий номер и о чем речь, потом вернется к этому документу, кто-то просто пишет "ознакомлен", ставит роспись и отпускает дежурного. Но вот доходит очередь до нашего н.к. ПВК начинает изучать документ, он его конспектирует. Идет время, у дежурного большой круг обязанностей, но это нач.курса не интересует, он занят и не отпускает пока не изучит весь документ.  А потом претворяет в жизнь!
Нет, все-таки, своеобразный был человек Петр Васильевич. Нас, слушателей 1983-87гг. он воспитывал четыре года!
В 1983году, по весне, я был в Москве, встречались с другом-сослуживцем, он заканчивал ВАД, был на 4 курсе. Выпускал их ПВК (он их вел только 2 года). Я рассказал другу, что поступаю в ВАД, на 1-й факультет. Дело было в пивбаре на Новикова-Прибоя. Там было как всегда, много нашего брата, слушателей. Друг кого-то окликнул. Подошел капитан. Мы разговорились. Капитан сказал, что «очень хотел бы посмотреть на тех, кто будет после них учиться, у ПВК». Я сказал, что « Я». Он меня обозвал дураком, покрутил пальцем у виска, посоветовал учиться на 4-ом факультете или вообще поступать в Можайку (Ленинград). Я твердил одно, «мне бы поступить, а учиться я буду, не смотря ни на какие трудности, и кто будет нашим нач. курса -воспитателем, меня не интересует!»
Друзья, а помните, как мы ездили утром на занятия в академию на троллейбусе? Многие из нас проживали в служебном жилье с подселением в районе "Строгино", Новикова-Прибоя. Добираться нужно было на троллейбусе до метро "Полежаевская", как правило, на «20» маршруте. Можно было ехать и на трамвае до "Щукинской", но это было дольше ехать. Занятия в академии начинались в 9.30, но мы приезжали к 8.00, что бы заниматься на спорт городке или "мотать круги"-бегать по территории академии. А до этого, в 6.15 все слушатели нашего курса, должны быть на физ подготовке, т.е утренней физзарядке. Никакие веские причины, как у Николая Шакунова и других, что утром надо идти на молочку за молоком для детей, не брались в счет. Об отсутствующих на физ. зарядке, командир отделения и спорт торг  докладывали нач.курса. Если веских причин не было, то н.к. вызывал через дежурного по уч. отделению слушателя и проводил разборку, причину отсутствия. Мы делали пробежку от Новикова-Прибоя до Строгинского моста и обратно. Все это закаливало нас, прививалась выносливость. Не зря ВАД считалась "конно- спортивной академией". В дальнейшем, пробежать 1км, не составляло никакого труда. Основная масса легко укладывалась в разрядные нормы. Это потом, мы находили возможность после кросса привести себя в порядок, помыться и переодеться. А в начале учебы, на первом курсе, мы переодевались на спорт площадке, показывая всем свои обнажённые телеса или семейные трусы. Из-за забора на Набережной на нас смотрели иностранцы или гости столицы, мы стеснялись. Возможности привести себя в порядок не было, после кросса все спешили ехать домой. От нас шла испарина, и мы потели. Было очень неудобно в метро и общественном транспорте, что от нас шарахаются в сторону, как ныне от бомжей. Но н.к. нам внушал, что «это наша работа и служба, и не надо никого стеснятся».  Петр Васильевич жил на Глаголева. Часто бывало, что мы едем на транспорте, и на остановке входит ПВК.  Плохо было тому, кто продолжал сидеть в присутствии нач. курса. Даже если это была суббота, и народу практически в такую рань не было. Он садился на сиденье и наблюдал за нами. Так мы и ездили стоя в его присутствии до метро.                В метро ПВК постоянно делал замечания, кого-то одергивал, заставлял отдавать воинскую честь слушателей с других курсов и факультетов. Записывал фамилии слушателей, кому делал замечание. И вы думаете, он оставлял это без наказано? Ничего подобного! Он находил время, что бы сообщить деж. по факультету или на курс, о сделанных замечаниях и требовал доклада руководству и ждал доклада о принятых мерах...
Не знаю, кому сильно "насолил" ПВК, кто так сильно был на него в обиде из "старших товарищей", но факт остается фактом, и это он сам  потом рассказывал и пытался выяснить нашу реакцию на событие.
"Старшие товарищи"-двухгодичники  (ВАК-высшие академические курсы, ФРИЗ- факультет руководящего инженерного звена) выпускались после 2-х лет учебы под руководством ПВК. Но вот Петру Васильевичу вместе с обязательной прессой, выписываемыми газетами и журналами, стал приходить журнал для глухонемых " В едином строю". Петр Васильевич был очень удивлен, посчитал, что это ошибка и почтальон доставил корреспонденцию не по тому адресу. Он пошел в отдел доставки на почту и начал разбираться. Оказывается, на его адрес, Ф.И.О.  оформлена подписка на годовое издание журнала. Он пытался отказаться от этого издания, но журнал доставлялся ежемесячно до конца года...
Говорят, что кто-то пошутил и из наших. Только ему оформили подписку на журнал                " Овцеводство и свиноводство". Здесь, наверное, тоже был какой-то смысл и какое-то сравнение…
Ребята, а помните события, связанные с Рустом, когда он сел на Красной площади? Ведь некоторые даже были очевидцами этих событий.
  1987год, конец мая. Мы на 4 курсе, идет написание дипломов и подготовка к защите. Основное время проводим в 4 лабораторном корпусе. Закончились занятия. Прошел обед.  Мы, дипломники, слушатели разных факультетов стоим перед зданием в курилке. Кто-то из наших находится еще на спорт площадке и продолжают играть в футбол, со стороны гостиницы «Россия», некоторые уже на подходе в учебный корпус. Время около 16.00, впереди самоподготовка. Вдруг видим, над «Солянкой» летит самолет, спортивного типа в сторону гостиницы "Россия". Он так появлялся несколько раз.
Мы начали обсуждать, что это "ДОСААФский " самолет разлетался в центре Москвы? Вроде здесь полеты запрещены? Решили, что съемки какого-то кино идут. После этого все пошли на самоподготовку, в 4 лаб. корпус. День  закончился, как обычно.
  А на следующий день начались большие события. Ребята, путь которых проходил в районе Красной площади, вечером вчерашнего дня, стали свидетелями посадки своего самолета Рустом. Об этом они рассказывали утром, перед занятиями. После обеда завертелась карусель. Нач. курса вызвал к себе весь актив: командиров отделений, парторгов, спорторгов, секретчиков. И началось! Доложить, кто, что видел, описать в письменном виде. Нач. курса доложили, то что видели многие. ПВК в приказном порядке велел каждому изложить все это на бумаге. Затем собрал всех и начал проводить собрание, поднимая того или иного слушателя и с вопросом: - «Почему вы не приняли ни каких мер? Почему сразу не доложили по команде?»...                В верхних эшелонах власти, МО СССР обсуждали промах нашей ПВО, обвинили во всем Армию и ее Вооруженные Силы. Все, кто носил армейские погоны-стали в один момент виновными. В отношении военных ужесточились требования. Было тепло и на территории академии было разрешено ходить без кителей, в рубашках. После этого случая, хоть потом обливайся, но без кителей ходить было запрещено. Только в аудитории можно было снять китель и повесить на спинку стула...
Каждый день нагнетался какой-то психоз в отношении военных. Мы почувствовали  это после самоподготовки. Как всегда, группой прошли основную проходную академии и направились к метро «Площадь Ногина». Здесь уже стояли «Фараоны»- представители военной комендатуры г. Москвы во главе со старшими офицерами. Нас, человек 5-6, пригласили пройти в ихний служебный автобус. Там работала во всю канцелярия! С формулировкой «За нарушение формы одежды. Не отдание воинского приветствия» выписывались предписания на строевую подготовку, которая проходила в масштабе московского гарнизона на Октябрьских полях, в районе метро «Полежаевская». Утром, мы доложили нач. курса о полученных замечаниях и необходимости быть на строевой подготовке. Это был промах, в воспитательной работе н.к.! Он не находил себе места. После занятий он назначил нам прием зачета по знанию статей Строевого Устава. За 4 года учебы в академии, все основные положения и определения «отлетали от наших зубов». ПВК построил нас, «нарушителей», лично каждого осмотрел, сделал кому-то замечания с немедленным устранением и отправил на «Полежаевскую». Это потом, нач. курса выработал тактику и стратегию. Он отпускал одного-двух человек в метро и те сообщали, что в переходах метро патруля нет и можно спокойно идти. Если же там был патруль из "Фараонов", то н.к. давал указание, «идите  на "Таганскую", т.е обходите выставленные патрули»...
  Сменилось руководство Министерства Обороны, сняли Соколова, к армии начали относиться с презрением. Мы это почувствовали при поездках в общественном транспорте. В нашу сторону неслись реплики не приятного характера, плевки, а иногда и потасовки. В последствии, командование академии приняло решение о прибытии в академию в гражданской форме одежды. Мы приезжали по гражданке, переодевались в военную форму, а затем снова убывали домой в гражданской одежде. Так шла «Перестройка», путь лежал к «Демократии». Впереди были 90-ые годы со своими событиями…

Учеба. Сдача экзаменов, зачетов с оценкой отделением, группой. Первый-второй курс общеобразовательные предметы (математический анализ - матан, начертательная геометрия, сопромат и т.д.). По ним имели задолжности –«хвосты».Пересдача, оценка «удовлетворительно»- «синий диплом». «Красный диплом»- отличники. Средний балл по диплому (предметы, оценки). Исправления, пересдачи. Претенденты на «красный диплом»-отличники.Прогнозы преподавателя по предмету, как сдаст группа. Связь с кафедрами. Ответственный за предмет.  Партприкрепленный офицер из постоянного состава (куратор) с кафедры. Все готовились к экзаменам. Готовился и НК. Он строил прогнозы. В разных цветах у него был список личного состава курса, он строил прогнозы и подсчитывал, кто на что сдаст. Приходил на экзамены, вел разговоры с преподавателем и тихонько подсовывал свою ведомость с выставленными оценками. Многие преподаватели даже не смотрели на прогнозы НК и что ему надо. Они отвечали «посмотрим и оценим знания слушателей по факту».
Помню, четвертый курс.  Мы сдаем один из предметов по специальности. Многие уже служили до ВА и были с техникой на «ТЫ». Здесь  теория сплеталась с практикой и на выходе должен быть результат. Я из трех вопросов по билету был оценен: две пятерки и одна четверка. Учитывая, что я не претендую на «красный диплом», мне объявляется общая оценка -хорошо. Я не возражаю. Но вот двое наших «отличников» что-то плывут, и преподаватель оценивает их знания на  «удовлетворительно». НК идет «во банк», он тычет преподавателю свою ведомость с прогнозом экзаменов, т.е. кому что надо поставить. Тот противится и говорит, что так не получится. НК предлагает другой вариант, что бы «овцы были целы и волки сыты», «давайте баллы снимем с «троечников» и повысим «отличникам», не надо резать идущих на «красный диплом», а «троечникам» это все равно, это никак на них не повлияет. Меня спросили. «Ты согласен на оценку «удовлетворительно», я ответил, что «преподаватель уже оценил мой ответ на «хорошо», а там делайте, что и как хотите». В результате, одному «отличнику» удалось поставить оценку «хорошо», другому оставили «удовлетворительно» и у меня «хорошо». Средний балл за сдачу экзамена не пострадал. Преподаватель и НК были довольны. Но «отличнику» пришлось потом пересдавать свою «тройку» на «хорошо».
В дальнейшем, какой бы предмет не сдавали в виде зачета с оценкой или экзамена, НК сам или посылал командира отделения на кафедры с ведомостью и прогнозом договариваться (кому какие оценки ставить). Это была система. Редко кто из преподавателей проявлял принципиальность и ставил оценки за знания.
Помниться, как сдавали экзамены по Уставам ВС. Это первый или второй курс. Мы сдавали экзамены полковнику Орлову (Общевойсковая кафедра). Здесь было все строго по Уставам: «Есть!», «Так точно!», «Никак нет!». Подход, отход строевым шагом, на столе служебная карточка. Кроме вопросов билета рассматривались и служба в ВС, должность, место службы, поощрения и  взыскания. После рассмотрения всех вопросов выставлялась общая оценка по Уставам.
На третьем и четвертом курсах, во время летних и зимних сессий зачеты с оценкой принимал уже НК. В определенный день после занятий нас усаживали в большой аудитории (весь курс) и мы брали билеты и отвечали письменно. Результаты сдачи зачетов с оценкой по Уставам за семестр не объявлялись. Все было отдано на откуп НК. Он опять же исходя из прогнозов кто тянет на «красный диплом» тому шло автоматом «отлично», а кто на «синий» тому приходилось сдавать зачет раза два-три, хоть ты «семь пядей во лбу» или все списал с Устава. Это была система. Система выглядеть  хорошо в глазах начальства-руководства…
Как и все войска, находящиеся на территории московского гарнизона, мы - слушатели ВАД, несли как внутреннюю службу, так и гарнизонную. Если внутренняя служба включала в себя наряды: дежурный, помощник по факультету, пом.деж. по академии, дежурный по корпусу, деж. по гардеробу и т.д., то гарнизонная заключалась в патрулировании в определенных районах Москвы. Подготовке  к несению самой службы уделялось в академии, на факультете и курсе серьезное внимание. С графиком нарядов были ознакомлены все под роспись. В патрулирование заступали, как правило, в выходные дни: в субботу после занятий, а в воскресенье в утреннюю или вечернюю смену. Всю неделю, предшествующую заступлению в гарнизонный наряд, шла подготовка. Изучались Уставы ВС СССР, обязанности и т.д.
Во вторник сдавали зачеты по знанию обязанностей, а в четверг с утра было  построение всего гарнизонного наряда, наряжаемого от ВАД. На построении  «правил балом» комендант академии, он осматривал внешний вид, спрашивал обязанности. На построение мы прибывали в парадных шинелях, сапогах и снаряжении (портупея), т.е. в том, в чем предстояло нести службу. Хотя при повседневной форме одежды вне строя, мы были в ботинках. В зимнее время, когда еще была лыжная подготовка, и после построения, и занятий надо было ехать на лыжную базу, приходилось брать с собой большие объемные сумки для спортивной одежды.               

Так вот, комендант делал свое дело, но…
Петр Васильевич знал, что его воспитанники заступают в наряд, и он так же рано приезжал в академию и присутствовал на построении. Получивший предварительно от коменданта замечание слушатель, попадал в «черный список» у ПВК. Он тут же вмешивался и отчитывал своего слушателя. 
Мы несли службу в разных районах города Москвы, там где сосредоточены воинские части. В основном это были районы «Царицыно», «Люблено»,Садово-Спасская улица, вокзалы – Курский, Ярославский, а так же Центр города. После теоретической подготовки, в назначенный день и час прибывали к дежурному по академии на построение и инструктаж.  Здесь тоже осуществлялся осмотр внешнего вида, выборочный опрос знаний обязанностей. Вручались предписания для следования в районную комендатуру. Группами, самостоятельно, на метро и общественном транспорте ехали в назначенные районы.
Нас принимал офицер  комендатуры (капитан, майор - «Фараон».). Они отличались от обычных офицеров отличиями по форме одежды: на них были не простые шапки-ушанки, а каракулевые; петлицы  красного цвета и общевойсковые эмблемы. Они смотрели на нас как волкодавы, готовые в любой момент наложить арест и отправить на гауптвахту. Мы держались. Здесь снова осмотр внешнего вида, опрос по знанию Уставов и обязанностей, вручение удостоверений  и листов патрулирования (по сути, выдача плана по количеству задержанных – записанных). Не дай Бог, кто-то не приглянулся  офицеру, или разволновавшись забыл все что знал по Уставам. В предписании из академии, напротив фамилии слушателя появиться запись о плохой подготовке к несению службы в гарнизонном наряде. Это ВСЕ! Это залет!
В один из мартовских воскресных дней (второй курс) мы несли службу в районе «Люблено». Пройдя все инструктажи, вышли на маршрут патрулирования с курсантами военного училища им. Верховного Совета СССР (училище готовило общевойсковых командиров). Ребята рослые, крепкие, какие-то уставные, словно сошедшие с плакатов об армии. Они вооружены штык -ножами, а мы без оружия. Идем по своему маршруту, заходим в опорный пункт милиции, представляемся. Военнослужащих не видно, но вот встречается курсант военного училища. Он браво отдает воинскую честь, но мы его останавливаем. Вроде замечаний нет, но все равно записываем и его (нужно выполнять план). Время идет медленно.
Подходим к районному «Универсаму». Это центр микрорайона, здесь тусуется молодежь. Мы становимся свидетелями внезапно вспыхивающей потасовки среди молодежи, раздаются крики : «Помогите!», «Держите вора!». От толпы молодежи отделился парень с переносным магнитофоном и побежал в сторону «Универсама». Я дал команду патрульным, задержать парня. Мы все бросились в погоню за ним.  Связи в те времена не было (типа рации или мобильного телефона) и я направил одного курсанта бежать в опорный пункт милиции и сообщить о случившемся, вызвать милицию. Вдвоем мы ринулись в магазин, парень метнулся к подсобкам. Я встал на его пути и приемом самбо, сделал его захват, он вырывался, но совместно с курсантом, мы завели ему руки за спину и держали крепко. Набежал народ, молодежь, подъехала патрульная милицейская машина. Парня с вещдоком  затолкали в машину. Нас пригласили прийти в опорный пункт. Мы привели себя в порядок и направились в опорный пункт.
Там выяснилось, что парень – вор рецидивист, отобрал переносной магнитофон и попытался скрыться с ним, а мы ему помешали. Милиция оформляла протокол, документы. Мы поставили свои подписи на необходимых документах. Нам сказали « Спасибо» и мы продолжили патрулирование по своему маршруту.
В определенное время я позвонил в районную комендатуру, отвечал дежурный офицер из слушателей, сказал, что на проверке маршрутов находиться офицер комендатуры. До конца патрулирования мы с ним не встречались. По окончании службы мы отчитывались перед офицером комендатуры. Дошла очередь до меня.
Ко мне сразу начали предъявлять  претензии, что «в момент проверки, патруля на маршруте не было, а солдаты с в/ч ходят в самоволки». Напротив моей фамилии, в предписании  с академии, появилась  соответствующая запись с принятием мер. Я пытался высказать капитану, что в это время мы оказывали помощь милиции в задержании опасного преступника и находились в опорном пункте милиции. Никакие доводы и аргументы не принимались. Виновен!
 
С грустными мыслями в понедельник ехал на занятия. Доложил командиру отделения о полученном замечании, предписание было сдано коменданту академии. В перерыве между первой и второй парой занятий, дежурный по отделению придя от нач. курса, сообщил, что бы я после занятий прибыл к ПВК. Нач. курса был уже расстроен тем, что я принес на курс замечание, или проще говоря «залет». Он негодовал! С порога, не успев выслушать доклад о прибытии, он начал меня отчитывать. Я пытался что-то сказать, но команда «Молчать!» не давала возможности высказаться. Нач. курса тут же объявил мне взыскание «Выговор» с занесением  в служебную карточку. Последствия взыскания тянули за собой различные разборки, собрания - как по служебной, так и партийной линии, возможного лишений «13 зарплаты» и т.д.
В наказание еще, ПВК приказал заступить пом. деж. по факультету вне очереди, заменив заступающего, по графику. Я выполнил все указания нач. курса. Но на факультете были еще люди: это относиться к нач. факультета генералу-майору Лобанову (вечная память), начальнику учебной части полковнику Касаткину Николаю Николаевичу, нач. политотдела (замполиту) факультета полковнику Калиновскому. Заступив на дежурство, получал инструктаж у п-ка Касаткина Н.Н. Разговорились. Он начал меня стыдить за проступок. Я рассказал, как было все на самом деле. Касаткин Н.Н. повел меня к замполиту, п-ку Калиновскому. Тот тоже выслушал мой рассказ. Они приняли решение: надо ехать в опорный пункт милиции по месту патрулирования и писать опровержение в комендатуру о незаконном наказании слушателя. Одним словом, в опорном пункте меня уже разыскивали, наводили справки. Мне была выдана официальная бумага, выражалась благодарность « за оказание помощи милиции в задержании опасного преступника» с подписями и печатями. По прибытии в академию, я представил бумагу в учебную часть. С милиции звонили на факультет начальнику.
Через несколько дней  было мероприятие с присутствием всего курса факультета. На нем, генерал-майор Лобанов поднял меня и рассказал, как  я совершил подвиг и надо брать с меня пример в несении гарнизонной службы, объявил мне «Благодарность» отменив ранее наложенное взыскание нач. курса. Жизнь продолжалась…



                ЭПИЛОГ
ПВК сейчас на пенсии, пишет мемуары, воспитывает внуков. Читал его все миниатюры, рассказы. Жизнь у ПВК была трудная, яркая, насыщенная. И тем более не могу понять и найти ответ на свой вопрос, почему к нам было такое отношение? Возможно н.к. был настолько предан РВСН, что хотел «перековать мечи на орала», сделать из бывших штурманов, техников самолетов настоящих ракетчиков? Может ему это и удалось в какой-то мере, но посмотрите… и сейчас бывшие слушатели ВАД, воспитанники ПВК бредят авиацией, смотрят в небо, вспоминают молодость и службу в ВВС, размещая фотографии в соцсетях возле самолетов, на аэродромах. Детскую мечту о небе, самолетах не перевоспитаешь, это навечно, навсегда…
Я стал ракетчиком, принимал непосредственное участие в учебно-боевых пусках, ставили комплексы на вооружение. Продолжаю и сейчас работать в том же направлении, бываю в командировках на полигонах, и на объектах, растим молодежь и передаем ей свой опыт и знания. Никогда не думал, что судьба меня приведет в северную столицу, хотя многие корни в Москве. Однако и в Питере есть квартира, работа, семья, внуки. Я счастлив! Что еще надо, что бы достойно встретить старость? Стабильность! Но это во многом уже от нас не зависит.
Всем СПАСИБО!


Рецензии