Про Градусник

Про Градусник.
Светлой Памяти Моего Лучшего Школьного Друга Гонзы (Андрея Любимого) Посвящается.

 
А вы не задумывались над таким вопросом, кто, когда и как придумал, такую казалось бы для нас, для всех, простую вещь как градусник. Ну, так это, наверное, Цельсий, скажут мне. Да нет ребята, Цельсий как раз тут ни при чём. Цельсий был гораздо позже. В двух словах, если Вы не знаете ответа на постановленный мною вопрос, то я Вам об этом расскажу. Вопрос этот очень интересный и познавательный. Но об этом, как всегда, поговорим в самом конце рассказа, чтобы нам тут время не тратить. А я, пока пойду дальше. Тем более что впереди нас ждет очень увлекательный и смешной рассказ.
Так вот, эта история началась с того что, в этот день (если быть точным в Воскресенье) я решил побить все мировые рекорды и даже попасть в книгу рекордов Гиннесса. Ну конечно в наших местных масштабах. Дело было в том, что между моим домом (если быть точно за домом) и моей школой, находился стадион. Кстати стадион немаленький. И вот на этом стадионе каждый раз спортсмены (ученики детской Юношеской Школы «Юность», которая также примыкала к стадиону, только с левой стороны) сдавали на время лыжню. То есть, нарезали круги на скорость. И вот тут, я решил, если они нарезают по пять кругов и не больше. То почему бы мне, не нарезать 35, всем назло и без всяких ограничений во времени. Кстати, я, совсем забыл Вам с казать, что мне было тогда десять лет и я ходил в четвертый класс. Ну а дальше, я надел клетчатое серое пальто, было у меня тогда такое. Подвязался ремешком, чтобы меня не поддувало. У этого пальто ремешок на поясе был специально сделан, для красоты. Надел черную кроличью шапку ушанку с развязанными ушами, штаны темно синего цвета, шерстяные, плотные. Затем я надел валенки. Вот тут, вы только не смейтесь. Я серьезно насчет валенков. Дело было, в том, что лыжи у меня тогда были на валенках. Тут все упиралось в то что при совке поганом, при тотальном дефиците, детские лыжи на ботинках с нормальным креплением, были большой редкостью, так же как и хорошие клюшки.
Короче говоря, закончив со своей амуницией я, наконец-то вышел на стадион. Ну а дальше, не успел я толком отмотать два или три круга (каждый круг я отмечал на снегу, ударом лыжной палки) как ко мне тут же подошел Гонза - мой самый лучший и самый близкий школьный друг. Первым делом, он у меня так и спросил:
- А на хрена тебе это надо. В Воскресенье, на лыжах по стадиону таскаться. Тебе что физры не хватает?
Когда я ему рассказал про свой замысел, после этого он мне так сказал:
-Ну да, да только у тебя завтра все будет болеть и руки и ноги. Ломать будет, как у долбаного наркомана.
-Это еще почему?- спросил я.
-Да потому что. С непривычки. За такое надо браться не сразу. В один день три круга, затем, на следующий день пять. Ну, и так далее, каждый день.
На эти слова Гонзы, я ответил одной репликой:
-Посмотрим.
Короче говоря, усевшись на трибуну для зрителей (трибуна для зрителей была у нас на стадионе не большая и чем-то напоминала ступеньки) Гонза стал наблюдать, как я хожу на лыжах.
Ну а дальше, ближе к обеду, ходить на лыжах я начал в половине двенадцатого, Гонза мне так и сказал:
-Ну, да ладно. Пойду-ка я домой. Сейчас с минуты на минуту «Ералаш»(помните, такой детский кино журнал был)  начнется 25 выпуск. Да и пожрать пора.
На предложение пойти вместе с ним похавать, я ответил, что так не пойдет. Тут надо ходить без остановки. Иначе круги не засчитаются. Кстати, Гонза со мной никогда до конца не спорил. Он видимо уже давно для себя решил в отношении меня. Если что-то дурак вбил в голову, то тут всё, до конца.
Так вот, по стадиону я ходил до тех пор, пока не стемнело. Ну а дальше, когда я пришел домой, пот с меня катил градом. У меня промокли насквозь не только фланелевая рубаха, которую я надел, чтобы не простыть, но и майка, хоть выжимай.
Заметив это, мои Родители, закрыли все форточки и двери, на всякий случай, чтобы меня не продуло от сквозняка. После этого они взяли полотенце и обтерли меня с ног до головы. При этом они мне так и сказали:
-Ну и зачем, надо было так над собой изгаляться.
Когда, я им рассказал про рекорды, они мне так и сказали:
-Ну и зачем, это надо было делать. Если это всё равно никто не видел. Ты бы хоть, нам об этом сказал. А мы бы за тобой из окна следили бы. Каждый круг твой отмечали бы.
Так вот, на следующий день, когда я проснулся, у меня всё болело. Ноги, руки, поясницу ломило. Кстати, на поясницу надо было обратить отдельное внимание. Несмотря на это, я собрался и пошел в школу. И там уже на классном часе, на первой парте, я тут же уснул, положив голову на руки. Заметив это, наша классная Лариса Георгиевна сразу подошла ко мне при этом она так и спросила у Гонзы, который сидел со мной за одной партой.
-Что это с ним (имелся в виду я, который спал на ее глазах как убитый).
На этот вопрос, Гонза ей ответил так:
-А, это он вчера себя на стадионе ухайдокал. Целый день ходил на лыжах.
После этого, своей ладошкой прикоснувшись к моему лбу, Лариса Георгиевна так и сказала:
-Да нет, лыжи тут ни при чём. Лоб-то у него горячий.
Ну а дальше, Лариса Георгиевна взяла меня за руку, и я вместе с ней пошел к нам на первый этаж, где у нас располагался медицинский кабинет (кабинет у Ларисы Георгиевны располагался на втором этаже). Кстати, врачихой в нашем мед кабинете была Наталья Сергеевна. Почему я называю ее врачихой. Да потому что, женщиной она была пожилой и вредной до крайности. Вечно, ей всё не нравилось. Так вот, осмотрев меня, Наталья Сергеевна тут же заставила меня открыть рот и показать ей сначала язык, потом горло. Затем, она усадила меня на кушетку и поставила градусник под мышку. Кстати, температура моментально поднялась до 38,5. И вот, уже поле этого Лариса Георгиевна у нее так спросила:
-Ну и что с ним?
-Да это у него грипп,- ответила тут же Наталья Сергеевна,- грипп сейчас по городу ходит, вот он и подцепил его где-то.
-Ну что делать? - опять спросила Лариса Георгиевна.
-Да пускай за ним приезжают его Родители,- ответила и на этот вопрос, Наталья Сергеевна (хотя, до моего дома ходьбы было минут пять, не больше)
На мой немой вопрос, зачем вызывать Родителей. Наталья Сергеевна ответила так:
-Пускай лучше уж они его заберут, чем он будет шататься где попало. Еще упадет в сугроб и замерзнет.
Ну а дальше, минут так через 30 за мной приехал Мой Отец на микроавтобусе «Латвия» (помните такие были тогда ). В институте, где работали Мои Родители, этот автобус был как бы дежурный, на всякий случай.
Ну и всё, на следующий день я уже сидел дома или если уж точно лежал. При этом я пил заваренный шиповник и клюкву. Лечили меня, как говорится народными средствами, иногда давали анальгин, чтобы сбить температуру. Кстати, ровно через два дня, точно так же как и я, грипп подхватил Гонза. С теми же самыми симптомами как у меня. Еще через два дня, трое из нашего класса, так же слегли с температурой. Короче говоря, ровно через десять дней почти весь наш класс сидел дома с гриппом. Так вот, единственным из всего моего класса, кто ходил ко мне чуть ли не каждый день, чтобы меня проведать был Дима Савин. Каждый раз, когда он ко мне приходил, то первым делом, у моих Родителей (во время обеда кто-то из моих Родителей сбегал с работы, чтобы меня накормить) он спрашивал как у меня температура, как горло. Затем он проходил ко мне в комнату и точно такие же вопросы задавал уже мне. После этого садился в кресло рядом с моей кроватью и вместе со мной смотрел телевизор. Кстати по телевизору тогда ничего толкового не шло. Так, какая-то музыка классическая. Какой-то пряник, сидел за роялью и что-то там бацал. Иногда показывали спорт. В основном, это были гимнасты на брусьях и на кольцах. Порой показывали фильм для взрослых, непонятный для нас. Короче говоря, смотреть по телевизору было нечего.
Так вот, на следующий день было то же самое. Дима приходил ко мне домой, задавал те же самые вопросы моим Родителям, затем мне, после этого садился в кресло и вместе со мной смотрел телевизор. И так продолжалось изо дня в день, точь-в- точь. Так и в этот раз, когда он пришел ко мне, я так у него и спросил:
-Ну и что ты сюда таскаешься. Тебе что, надо от меня, в конце концов.
На этот вопрос Дима мне ответил так:
-Да тут такое дело Серж (хотя в школе, да и в жизни ко мне всегда он обращался или по фамилии, или просто говорил мне Ты. А тут, Серж). Замаялся я в нашу школу ходить. У нас ведь, из всего класса только два человека осталось. Я и Танька Садовникова. Если раньше я домашнее задание делал день через день, или бывало целую неделю не делал, то теперь, приходится каждый день делать. Ты только представь, наша математичка задолбала меня, теперь каждый раз перед началом урока она так и говорит: «Ну все достаем тетради и начинаем проверять домашнее задание». Я за эту неделю, считай все примеры решил по математике. И главное деваться некуда. Даже спрятаться.Нас ведь теперь только двое. Вот я решил от тебя этот грипп подхватить.
На мой вопрос, почему он к другим не ходит, он мне ответил так:
-Да и я к ним также уже ходил. Да толку никакого. Вот, я и подумал, если они от тебя заразились. То и я от тебя, точно заражусь. Да только, этот грипп меня не берет. Хоть убей.
На эту реплику я ему так ответил:
-Да ты бы меньше чеснок жрал.
Дело было в том, что у нас в столовой на плоских железных тарелках каждый день выставляли чеснок, несколько зубчиков, как говорится для профилактики. Чтобы каждый из нас, когда входил в столовую вдыхал этот лечебный запах. Так вот, Дима поступал так, он приходил в столовую, брал зубчик тыкал им в солонку с солью и после этого съедал целиком. Или еще хлеще, брал корочку хлеба, натирал ее усиленно чеснольцом. Затем с большим аппетитом съедал, после этого от него запах шел на весь класс, хоть Святых выноси.
-Да какой там чеснок,- сказал мне тут же Дима,- Его уже и выкладывать в столовой перестали. Какой смысл, если вся считай школа заразилась уже.
На этом наш разговор закончился, так как ко мне в комнату зашла моя Мамуля и пригласила нас на кухню за стол, на чай с черничным вареньем. Варенье было в вазочках. Помимо черничного варенья, нам подали нарезаный белый батон намазанный сверху сливочным маслом.
Ну а дальше, уже через три дня я пошел в нашу поликлинику, где мне во-первых, выдали справку что я здоров. А во-вторых, в этой же справке указали, что я освобожден от физкультуры на две недели. Чему я был очень рад. Кстати, ровно через неделю, почти весь наш класс был на ногах. Хотя ровно через два дня после этого, начались весенние каникулы. Наконец-то третья четверть закончилась. Про то как Дима в следующем году пытался косить от физры, на каждый урок физкультуры нас возили на лыжную базу Янтарь, я Вам в следующий раз расскажу. Это будет еще та забавная история.
Теперь как и обещал Вам расскажу про то, кто, когда и как изобрел термометр (от греч. тепло и  мерю). Разговорное наименование термометра – градусник. До изобретения термометра о температуре материального объекта судили по непосредственному ощущению. Для обозначения различной степени нагретости люди пользовались словами «горячо», «холодно», «тепло» и т. п. Если требовалось отметить температуру воздуха в зимний день, то говорили так: «мороз мал» или «мороз лютый», в летний день говорили «жарко», «прохладно», а в Средней Азии мороз определялся количеством халатов, которые нужно было надеть, чтобы не чувствовать холода. Первый прибор для измерения температуры был сконструирован в 1597 году Галилео Галилеем назывался он термоскоп ( по-гречески терм(о) – тепло, скоп(ия) – смотреть). Прибор этот представлял собой тонкую стеклянную трубку, оканчивающуюся полым стеклянным шариком. Открытый конец трубки опускали в сосуд с водой. Вода в трубке устанавливалась на определенной высоте. В дальнейшем, если шарик нагревался, уровень воды в трубке понижался, потому что воздух в шарике расширялся и вытеснял из трубки часть воды, при охлаждении шарика уровень воды в трубке повышался потому что, воздух в шарике охлаждался, его давление уменьшалось, и вода под действием атмосферного давления поднималась по трубке вверх. По изменению уровня воды в трубке термоскопа можно было судить о повышении или понижении температуры, числовых значений температуры термоскоп не давал.
Примерно через 60 лет термоскоп Галилея был усовершенствован учеными флорентийской «Академии опыта». Они убрали сосуд с водой, трубку перевернули шариком вниз, в трубку налили спирт. Действие прибора основывалось на расширении спирта при нагревании, и сжатии при охлаждении. Чтобы можно было сравнивать температуры тел, они снабдили прибор шкалой, разделив, трубку метками на равные отрезки. Таких меток наносили обычно 50 – 100. В качестве «постоянных» точек шкалы брались температуры наиболее жаркого летнего дня и наиболее холодного зимнего дня. Это был один из первых жидкостных термометров, однако числовых значений температуры он не давал.
По мере распространения термометров возникла необходимость в создании температурной шкалы, позволяющей приписывать температуре определенные числа. Обычно для построения шкалы выбирают две так называемые реперные точки. Реперные точки — это точки, на которых основывается шкала измерений. Слово «репер» в переводе с французского означает «метка». На всех температурных шкалах, как правило, фиксируют две температуры (реперные точки). Интервал между этими температурами делят на определенное количество равных частей, являющихся единичными. Этим устанавливается единица измерения температуры. Многие ученые пытались создать свою шкалу температур. К концу 18-го века температурных шкал существовало уже около 20. Они основаны были на разных реперных точках.. Одни из них были более популярны и используются до сих пор, другие постепенно вышли из употребления. Впрочем, рассмотрим по порядку имеющиеся шкалы и попробуем сравнить их с точки зрения удобства использования и практической пользы.
Термометр современной формы, наиболее пригодной для бытового применения, с точной шкалой измерения создал Даниэль Габриэль Фаренгейт - немецкий физик, впрочем, большую часть своей жизни он провел в Голландии. Он описал свой способ создания термометра в 1723 году. Изначально Фаренгейт создал два спиртовых термометра, но потом принял решение применить в термометре ртуть.
Единица измерения температуры по шкале Д.Фаренгейта называется гра;дус Фаренге;йта  (обозначение: °F)
Первоначально шкала Фаренгейта базировалась на трёх реперных точках:
 Первая точка – 0°F – это температура соляного раствора (лед, вода и нашатырь в соотношении 1:1:1). 
 Вторая точка – 32 °F – это температура плавления льда
 Третья точка – 96 °F – это нормальная температура человеческого тела.
Температура кипения воды по шкале Фаренгейта получилась около 212 °F . В дальнейшем ученые решили немного переопределить шкалу, приписав точное значение двум  хорошо воспроизводимым точкам: температуре плавления льда 32 °F и температуре кипения воды 212 °F, и Шкала Фаренгейта стала базироваться на двух реперных точках:
Первая точка – 32 °F – это температура плавления льда
Вторая точка – 212 °F – это температура кипения воды
Интервал между 212°F и 32°F был поделен на 180 частей. 1/180 –это градус Фаренгейта. По такой шкале нормальная температура человека получилась около 98 °F , а не 96 °F .
В 1730 году французский ученый Р. Реомюр предложил спиртовый
термометр. Единица измерения по шкале Реомюра — градус Реомюра (обозначение:°R). Шкала Реомюра базировалась на двух реперных точках:
 Первая точка – 0 °R – это температура плавления льда
 Вторая точка – 80 °R – это температура кипения воды.
Интервал между 80 °R и 0 °R был поделен на 80 частей. 1/80 - градус Реомюра. В настоящее время шкала вышла из употребления, дольше всего она сохранялась во Франции, на родине автора.
В 1742 г. в швецкий физик А. Цельсий предложил свой вариант термометра. Единица измерения по шкале Цельсия — градус Цельсия (обозначение: °С). Шкала Цельсия базировалась на двух реперных точках: Первая точка – 100 °C –. это температура плавления льда
 Вторая точка – 0 °C – это температура кипения воды
Обратили внимание, что температура плавления льда равна 100 °С, а температура кипения воды равна 0 °С? Так Цельсий обозначил точки, чтобы избежать отрицательных температур. Интервал между 100 °C и 0 °C был поделен на 100 частей. 1/100 - градус Цельсия. Однако более удобной оказалась «перевернутая» шкала Цельсия, на которой
Первая точка – 0 °C –. это температура плавления льда
Вторая точка – 100 °C – это температура кипения воды
По одной из версий, шкалу «перевернули» после смерти Цельсия его современники и соотечественники ботаник Карл Линней и астроном Мортен Штремер, но по другой — Цельсий сам перевернул свою шкалу по совету Штремера. Такая «перевернутая» шкала Цельсия оказалась более рациональной и получила широкое распространение.
В 1848 году выдающийся английский физик Кельвин ввел абсолютную шкалу температур.  Нулевая температура по шкале Кельвина соответствует абсолютному нулю – это температура при которой прекращается хаотическое движение молекул и атомов, а следовательно, дальнейшее охлаждение тел невозможно. Единица измерения по шкале Кельвина — Кельвин (до 1968 года градус Кельвина) (обозначение: К).
Сегодня самой распространенной является шкала Цельсия. Шкалой Фаренгейта по сей день пользуются в США и Англии, а шкала Кельвина используется в научных исследованиях.
Шкала Фаренгейта в англоязычных странах была приоритетной шкалой до 60-х годов 20 века. Впоследствии страны Европы перешли на шкалу Цельсия. Британские газеты, как правило, указывают температуру воздуха в градусах Цельсия, но при этом приводят таблицу перевода в градусы Фаренгейта. Но по-прежнему  особенная привязанность к шкале Фаренгейта отмечается  в США. Психологи утверждают что температура воздуха записанная в градусах Цельсия и в градусах Фаренгейта воспринимается по разному. Так -6 °С звучит для человека холоднее, чем 21 °F, а 94 °F звучит более впечатляюще, чем 34 °С.
Перевести температуру из одной шкалы в другую очень просто надо в интернете найти Интерактивный перевод единиц измерения (www.convert-me.com/ru/) или Конвертер температуры http://2mb.ru/konverter/temperatura/достаточно только записать значение температуры и вы получите значение температуры в других шкалах. А можно самостоятельно сделать перевод с помощью следующих простых соотношений:
Цельсий (°C)=(F-32)/1,8               Кельвин (K)=(F + 459,67)/1,8
Цельсий (°C)=K-273,15                Кельвин (K)=С + 273,15)
                Фаренгейт (°F)= C·1,8 + 32
                Фаренгейт (°F)= K·1,8-459,67

На ум приходит «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери. В эпиграфе романа говорится, что температура, при которой воспламеняется и горит бумага равна 451° по Фаренгейту. Я лучше воспринимаю температуру по Цельсию. Беру соотношение Цельсий(°C)=(F-32)/1,8. Считаю (451-32)/1,8=232,8 ~ 233°С. Не маловато? Проверю в интернете какая температура воспламенения бумаги. В справочниках не нашел, зато узнал что не я один этим интересуюсь. Некоторые даже проводят эксперимент, положив бумагу в духовку при температуре 250°С, бумага не воспламеняется, правда меняется цвет и появляется запах. Некоторые нагревали бумагу в пробирке и тоже при 233 °С не получили воспламенения бумаги. Есть такие дотошные экспериментаторы, что проводят нагревание и измеряют температуру, массу, анализируют как разлагается целлюлоза, какие летучие продукты образуются, строят график. Бумага у них загорается при температуре выше 450°С, а на графике – 454 °С.
У экспериментаторов возник вопрос: «А может знаменитый фантаст ошибался, может перепутал градусы Цельсия и градусы Фаренгейта, может надо 451 градус по Цельсию?». Если температура воспламенения бумаги 451°С, сколько тогда по Фаренгейту. Опять считаем. Беру соотношение Фаренгейт = C·1,8+32=451·1,8 + 32 = 843,8 ~ 844 °F.
Так ошибался Рэй Брэдбери или нет? Ответ так и не найден до конца.
И напоследок, это интересно знать.
Принцип действия термометра жидкостного основан на расширении жидкости при нагревании и сжатии — при охлаждении, поэтому в измерительной трубке термометра при нагревании столбик жидкости поднимается, а при охлаждении опускается. Возьмем ртутный медицинский термометр и измерим температуру тела. После измерения уберём его от тела. Температура окружающей среды меньше температуры тела. Ртуть в наконечнике термометра будет охлаждаться, значит, столбик ртути в измерительной трубке термометра должен опускаться. Смотрим. Высота столбика не изменилась, термометр показывает измеренную температуру тела. Почему? А потому, что ртутный медицинский термометр является максимальным термометром. Назначение максимальных термометров - измерить наивысшую температуру за весь период измерения.
Конструктивно ртутный медицинский термометр представляет - наконечник заполненный ртутью переходящий в тончайший капилляр и далее в тонкую измерительную трубку. Возьмите ртутный медицинский термометр и посмотрите. При измерении температуры ртуть в наконечнике нагревается, расширяется, выходит из наконечника и под давлением, которое возникает в результате теплового расширения ртути проходит через капилляр в измерительную трубку. После окончания измерения ртуть в наконечнике охлаждается, сжимается, но из измерительной трубки ртуть через капилляр пройти не может. Обратный ход ртути невозможен из-за недостатка давления, молекулярные силы ртути недостаточно сильны, чтобы втянуть её обратно сквозь капилляр, что приводят к разрыву непрерывности ртути в капилляре. В результате, ртуть в измерительной трубке изолируется от ртути в наконечнике, благодаря чему после охлаждения не происходит снижения показаний.
Чтобы столбик ртути опустился обратно в наконечник термометра, термометр надо встряхнуть. При встряхивании, вследствие инерции, ртуть из измерительной трубки проталкивается через капилляр в наконечник термометра.
22.05.2015
23.17


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.