Ляпси и император Рима Деций

(Это второй диалог из "Беседы мёртвых" (в загробном мире).


ДЕЦИЙ.

Я знаю тебя! Я сам отправил тебя было в цирк на съедение зверям, но ты пал мне в ноги и изъявил полную покорность. Ты принёс жертвы статуе императора и курил фимиам, и вкушал жертвенное мясо, в то время как твои собратья толпами умирали в муках.! Ты ляпси-"отступник" ((Латинский термин - Н.Ю.))!

ЛЯПСИ:

Да, я ляпси! И я тебя ненавижу! Ты затеял всё это! Как же!Культ имератора-бога! Кто отказывается от обрядов,посвящённых ему, подлежит пыткам и казни! А кто смиряется и молится изображениям императора, в силу одного лишь принуждения, кто не готов к пыткам и смерти, тот ляпси - отступник для римлян, предатель для своих,ничтожество для самого себя...А до потомков вообще не дошли мои  стенания!
Мученики потом оказались героями, а слабые в вере своей кажутся преступниками только потому, что они боятся пыток!Но разве формальный акт повиновения - предательство, если в душе ты остаёшься верен своему мировоззрениям и идеалам? Но кто захочет разбираться в этом? И именно ты, последний император-язычник сделал меня тем, что я есть!

ДЕЦИЙ.

Вспомни какое это было время! Бунты, проблемы... Власть держалась из последних сил! Мы были в окружении варваров, Рим заполонили чужеземцы, а христиане и иудеи в своих писаниях называли Рим "вавилонской блудницей"! Они были источниками смут, союзниками наших врагов, фанатиками и сумасбродами!Власть искала примирения, но ей было отказано в этом!.. В такой атмосфере без культа императора и выявления лояльности власти не обойтись! Неужели ты думаешь, что императоры в самом деле верили в свою божественность? Ореол святости только усиливал авторитет и силу власти, не позволяя империи погрязнуть в дрязгах и развалиться! Это политика и патриотизм с нашей стороны! Мои меры были продиктованы необходимостью, а не злобой моего характера! А христианам, как не странно, всё это пошло лишь на пользу. Во первых, они отсекли от себя отступников и те что остались только сплотились, стали ещё более благочестивы в своей вере. И не с этого ли начался их культ мучеников?  Император покажется потомкам зверем, а любой идиот погибший за веру - святой!Но у каждого был выбор! Почему ты стал именно ляпси? Ведь были турификатные или "выгнанныесо двора" Они ограничивались сжиганием ладана на алтаре без жертвы животным. Были те кто выдержал запугивание без последствий - останцы...

ЛЯПСИ.

И были либеллатики-книжечники! Те, что приобрели твой серфикат о лояльности за взятку! Маленький документик, спасающий жизнь! Добавь сюда и тех, чьи судьбы волею случая сложились по разному ; в заточении, но без пролития крови исповедники или те же останцы! Каждый случай имел свой термин. Разделили агнецов и волков ещё до Страшного Суда... Впрочем, то что было - репетиция ада! Почему я стал ляпси? Случайные обстоятельства, ситуация и страх - тёмный, первобытный, инстинкт самосохранения, жизни - разве это не естественно для человека? Ты ведь тоже пёкся о своей шкуре! На моём месте ты бы тоже предал! Просто так получилось, что у тебя было право казнить и миловать, а у меня ничего ; бедность, зависимость и желание жить - вопреки всему! И знаешь... Все палачи оправдывают себя исторической необходимостью, логической реакцией на ситуации, пользой для государства и отечества! Поглядишь - они просто беленькие и пушистенькие котята!... Сколько душ замучил и погубил ты во славу своего Отечества? Тысячи женщин и мужчин, даже детей!..И много радости ты получил? Сплочение христиан? Сильную оппозицию в лице Новатиана и его еретиков-катар, то есть "чистых?Избавил ли ты Рим от проституток, чужестранцев, рабов и бедняков, всех тех, кто ненавидел его и желал ему погибели? Стал ли ты счастлив,омывшись в чужой крови?Ты правил около трёх лет,ненавидимый всеми. А свернувший тебя - Константин - сделал тех, кого ты пытал господами Рима!

ДЕЦИЙ.

Да я Был несчастлив. Порою я ужасался самому себе! Чем эффективнее я пытался действовать, тем хуже были результаты. Слабые переломили силу - массой, духом и предательством моих интересов Константином. История самого меня сделало жертвой.И в загробном своём бытие я лишь изгой, горящий в вечном огне тяжёлых воспоминаний. И порою ко мне приходят мои жертвы - пытать меня!Мой дух здесь слаб, любой может наступить на него и не заметить. Но в чём-то я прав. Вы считали, что Рим блудница? Но Рим лишь часть целого, такого, где выживает сильнейший, где одни хищники поедают других, где зло в множестве масок и обличий всю жизнь превращает в страдание, неудовлетворённость, собрание иллюзий. За всякую свободу приходится драться, но побеждает ли она окончательно? Не выявляет ли она в жизни лишь новые формы рабства? Может ли вообще душа человека быть счастливой долгое время?.. Не Рим создал жесокость, несправедливость, казни!... Едва человеческая культура образовалась на земле - она заболела проказой!.. И что,Константин вылечил её? Нет!Просто на смену языческим хищникам пришли хищники христианские, с нетерпимостью к инакомыслию, с вечной жаждой абсолютной власти над народами!Рим оказался сильнее других  цивилизаций, он создал империю! И на её основе, на её трупе, остальной мир строил всю свою реальность далее... Мы можем сейчас ненавидить друг друга, можем даже возлюбить врага своего. Но не лучше ли просто разойтись, признав, что всё человечество в своём материальном мире сидит в одной большой и довольно грязной Луже!

ЛЯПСИ:

Ты до сих пор находишься под властью культа силы!Кто кого победит физически,тот и прав! Ты видишь только тёмную сторону реальности. Уже этим самым ты становишься её жертвой, а значит и палачом! А у меня было время побеседовать с собственной душой, я урел и свет бытия, я понял, что Добро не могло бы быть Добром без того, с чем оно борется, без своей противоположности, Зла. Словно белый и чёрный драконы, сплетённые друг с другом в вечной схватке - без победителя и побеждённого, Зло и Добро, Созидание и Разрушение творят любую реальность. А альтернатива этой любой реальности - пустота. Жизнь всегда противоречива, а там где существует глупость, существует и разум. Всяческие виды свободы и рабства овладевают дущой человека, обществом. Нужно пройти свой ад, чтобы понять, что рай может быть только в нас самих - это наши Слова и Дела  Света! И пусть пята тьмы топчет судьбу человека! Лучше быть звездой, тонущей в мраке, чем мраком - пожирателем звёзд! Я понял суету атеизма и религии, я понял, что гле нет личности, там не помогут ни вера, ни безверие! Пройдя опыт отступничества, я научился не предавать... В начале нашего разговора я сказал,что ненавижу тебя... Сейчас я понял, что это не так. Я даже не могу тебя презирать!.. Ты жертва своей тьмы, утонувший в лоне внешнего, затерянный среди своих бездн и иллюзий. И ты уже не можешь вернуться в прошлое, исправить, стать лучше...

ДЕЦИЙ.

Нет, стать лучше я могу... пытаюсь...*

* Для простоты сюжета автор погррешил против исторической правды. Константин не сменил Деция. Деций погиб в бою с готами. После него было 6 лет затишья и преследования христиан императором Валерианом.Потом был Диоклетиан.Затем был Максимиан,Констаций Хлор, отец Константина, управитель части империи, Максенций И только потом Константин. (Нач. 4 в.)
Данные взяты из книги Аброджо Донини, "У истоков христианства", М., Политлит, 1979.)


Рецензии