13. Занимательная этимология. Маска Занни

    Поскольку предыдущие две части оказались в основном посвящены Сину и связанному с ним символу полумесяца со звездой, то, узнав про маску Зани, я тут же задалась вопросом: ?!

    На первый взгляд, сходство звучания чисто поверхностно. Дзанни (итал. Zanni) — большая группа персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте (уличный театр). По одной версии, первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни. А всего масок много: Бригелла, Арлекин, Пьеро, Коломбина, Ковьелло и прочие…  А если подробнее?

    Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни, который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда. Ага! Значит, Занни — имя первого персонажа с маской. И только потом, как это часто случается, имя стало нарицательным.

    Примечательно, что на Руси мы сталкиваемся с подобным явлением. Вот оно:

    Скоморохи (скомрахи) — в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые. Возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Кожаные маски скоморохов XII—XIV веков известны по археологическим находкам из Новгорода и Владимира. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

    Вот со скоморохами всё понятно. Это ни кто иные как жрецы бога Велеса, которые после крещения Руси остались как бы ни у дел. Думаю, к моменту «закрытия лавочки» они уже и сами подзабыли, кто они такие на самом деле. Тем более, что…

    СкарамУчча («маленький забияка») — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, южный вариант маски Капитана. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Ковьелло и Пульчинеллой. Во Франции этого персонажа зовут Скарамуш. Получается, что и наши скоморохи были жрецами далеко не высшего порядка.

    Что касается комедии дель арте, то этот театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков. К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. Вопрос: если для жрецов Велеса это был вынужденный фазовый переход, то комедия дель арте — только в XVI и сразу из ничего? Нет.  Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. В частности…

    Венецианский карнавал — костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Первое упоминание карнавала в Венеции относится к 1094 году, хотя до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. В 1162 году в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гуляние на площади Сан-Марко. Предположительно с того времени карнавал стал ежегодным. Получается, и на Руси, и в Венеции традиция проявилась почти одновременно.

    Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.

    Прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски: дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

    Оказывается, в древнеримском театре существовал вид народного представления, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (к примеру, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), хотя говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте неправомерно: разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий.

    Ателлана — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились. Аверса — город в Италии, расположен в регионе Кампания, подчинён административному центру Казерта. Конечно, Казерта не Казань или Казённый Торец, да и Ателла — явно не догреческий Телапил, но хочу вам представить ещё одного ворона: грузинское avary. Правда, грузины скорее всего имели ввиду аваров, а вовсе не аврунков или самнитов, проживавших в Кампаньи и говоривших на окской группе италийских языков. Но здесь назвревает вопрос, где авары позаимствовали своё самоназвание? Ну и до кучи: на севере провинции Казерта находятся горы Матезе (наивысшая точка — гора Милетто) и одноимённое карстовое озеро, а также речки Лете и Сава. Там, где Лето, мне приходят на ум дорийцы. Но пока лишь скажу, что заинтересовавшая нас территория подпадает под этрусскую экспансию (после 750 г. до н.э.).

    Ещё более запутаем дело. ВАрна (название по р. Варна ) — портовый город и курорт в Болгарии. Известен с VI в. до н. э. Из нескольких предлагавшихся этимологий наиболее убедительна связывающая название с «вар» — «минеральный источник». Колония основана около 570 г. до н. э.греческими поселенцами из Милета под названием Одессос. Или Одис — греческий бог, или эти греки какие-то странные…

    Предшественниками ателлан являются греческие флиаки (жанр коротких, сатирических, часто непристойных сценок из повседневной жизни людей и похождений богов и героев). Флиаки возникли в IV—III веке до н. э. и были особенно распространены в районе южных греческих колоний Таранто, Сицилии. Тарас (первоначальное название города Таранто) был основан спартанцами (по преданию, парфениями во главе с Фаланфом) в 706 г. до н. э. Итак, всё упирается в дорийцев!

    Но разве Занни-Син — это Одис (Один)? А что… Одину тоже когда-то довелось повисеть вниз головой… Что касается изгнания отца-Сатурна Юпитером, то это настолько старый скелет в шкафу, что показания свидетелей давно успели обрасти фантастическими подробностями и, боюсь, уже окончательно запутались. Остаётся только маска. Но она-то как-раз и может пролить свет! Уж больно вид у неё специфический. Огромный длинный нос легко потянет на клюв ворона, но и не только.

    Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути) — древнеегипетский бог мудрости, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий, прим. авт. – не путать с германцами!). Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса. Считается, что Маат была женским дополнением Тота.

    И что же получается? Египетский Тот — это шумерский Наннар-Син. Маска Занни тому свидетель. А кто сомневается, тому ныне на Неньку. Мы там уже были.

    Продолжение следует…


Рецензии