В лесу родилась ёлочка. А кто её родил?

     Песенные строки в силу, во-первых, обилия в них всякого рода несуразиц, а во-вторых, меняющихся условий жизни публики, – регулярно становятся мишенью пародий. О чём и говорит материал, посвящённый одной из самых популярных в России песен.

                * * *

     Стихотворение, написанное более ста лет назад Раисой Кудашевой (Гидройц) и тогда же положенное на музыку Леонидом Бэкманом, остается наиболее популярной в нашей стране детской новогодней песней. И – в качестве «канонизированного», а значит, в каком-то смысле «навязываемого сверху» детям текста –  является для них предметом постоянного пародирования.
     Надо сказать, что переделки известных песен весьма распространены в школьной среде. Иногда для того, чтобы услышать такую «школьную народную песню», достаточно открыть окно и прислушаться, что именно горланят во дворе мальчишки. В их репертуаре можно найти вокальное произведение практически на любой вкус – от сугубо фольклорного «Во поле берёзка  стояла / Выпила  сто  грамм и упала»  до относительно недавнего попсового  хита «Я  тебя слепила из того, что было / А потом неделю руки с мылом мыла».
     Что касается «Ёлочки», то наиболее известный из её вариантов относится к временам появления на экране знаменитого мультика по Эдуарду Успенскому.
   
«В лесу родилась ёлочка.
А кто ее родил?
Четыре пьяных ёжика
И Гена-крокодил»

     Ключевой вопрос немудрящего, на первый взгляд, стишка («Кто её родил?») возник не с бухты-барахты, а из недоверия к аистам и капусте, то бишь к неубедительным ответам взрослых на пугающее их  «А откуда я взялся?». Дети вообще много раньше, нежели полагают папы и мамы, приходят к мысли, что просто так «родиться» ничего не может.
     Дальнейшее развитие темы, с детской точки зрения, совершенно логично: «родителями» Зелёного и Колючего (ёлочка)  могут быть, в свою очередь, только Зелёное (крокодил) и Колючее (ёжики). Такое «скрещивание», кстати, характерно и для детских анекдотов («Что получится, если скрестить ужа с ежом? Метр колючей проволоки»).
     Другой любопытный момент: почему ёжики «пьяные»? А потому что имидж, выражаясь языком рекламщиков, у ёжика как героя сказок и мультфильмов однозначно положительный и «трезвый» –  доброе, простодушное существо, которое и мухи не обидит. Имидж, добавлю, нещадно эксплуатируемый, а значит, тоже в своем роде канонизированный и набивший оскомину. Дети к определённому возрасту (то есть при достаточном житейском опыте) начинают чувствовать, что «для правды жизни» этот умилительный образ надо уравновесить. Поэтому в анекдотах и пародийных песнях ёжики или наивные до глупости, или, наоборот, хитрые, или попросту пьяные.
     Ещё один вариант «Ёлочки»  связан с эпохой Просто Марии и вообще Плачущих Богатых.  Едва появившись на российских экранах, мыльная опера стала объектом иронического переосмысления в частушках, загадках и песнях школьников. С чувством юмора у наших детей  всё оказалось в порядке:
   
«В лесу родилась ёлочка.
А кто её родил?
Мария Лопес – дурочка
И Виктор – крокодил».
   
     Суровая действительность, врываясь в нарисованную забытой поэтессой идиллию, требовала всё новых и новых песен. Или хотя бы старых на новый лад. Ну что ж... Как говорил один персонаж из старой пьесы, «Вам хочется песен? Их есть у меня!»
   
«В лесу родилась Ёлочка,
Обидно ей до слёз:
Кругом волкИ позорные
И сизый Дед Мороз».

     Сказочного сердитого волка оригинала сменили крутые волкИ, а  Дед Мороз Красный Нос превратился в Сизого (детская формула часто неуклюжа, но всё равно понятна) –  то есть и то и другое стало, что называется, ближе к жизни (кстати,  этот  вариант  песни  в отличие от предыдущих имеет несколько куплетов и чёткий сюжет, завершающийся весьма прозаично –  а именно сооружением из еловых «досточек и палочек» места общественного пользования).
     Не обошла «Ёлочка» вниманием и тематику эротическую (по понятной причине не цитирую этот вариант), и шпионскую. А последней по времени распространения, видимо, является версия криминальная:
   
«В лесу родилась ёлочка,
Под ней сидит бандит
И ждёт, когда Снегурочка
Притащит динамит.
               
И вот бежит Снегурочка
И тащит динамит.
Ещё одна секундочка –
И ёлочка взлетит»

     Изображая пугающую их ситуацию как комическую, дети пытаются сделать  страшное нестрашным, избавиться  хотя бы на минуту от давления реальности,  создав для себя некий психологический щит. То же мы видим и в других «детских народных песнях» – неважно, от чего именно они защищают своих авторов и популяризаторов: от террора, от недостоверной информации или просто от дурного вкуса.
     И, наконец, последнее: первозданная, каноническая версия «Ёлочки» поётся при этом как ни в чём не бывало. И приносит детишкам много-много радости. А почему бы нет?


Рецензии
Интересное исследование.

Стар618   31.07.2018 19:46     Заявить о нарушении