Счастье из Интернета - часть 7 - глава 10

И вот перед  Кириллом с высокогорного плато открылся великолепный вид. Когда  глянул вниз, аж  дух  захватило…  Прикрыв глаза рукой, посмотрел туда, где ярко светило солнце и  перед его глазами предстала Хевсуретия,  во всей своей красе. Это один из самых  диких краёв в современной Грузии. Хевсуретию называют "землёй оврагов и ущелий" Она бедна лесами, но богата альпийскими лугами.Здесь три величественных горных озера. Эти озёра с трёх сторон окружены  горными вершинами, что придаёт месту ещё большее очарование. 

Стало идти  легче... Пройдя  метров сто-сто пятьдесят, силы  покинули Кирилла... Он рухнул на колени, ноги не в силах были держать. Сбитые не слушались,и уже ему не подчинялись Вдруг, резкая боль пронзила голову - это контузия дала о себе знать - очень захотелось спать… Растянувшись на земле под солнцем,  моментально уснул…

Проснулся от того, что собаки, завидев зоркими глазами, одолели нешуточное расстояние, только для того, чтобы на него полаять.
Кирилл потерял ориентир во времени,  не мог определить, как долго спал. Он поднялся и сел. Отдохнувшее тело могло уже хорошо двигаться
На лай собак пришёл старик – тушинец.
- Ты, с собаками, поосторожней!  Не подходи, - предупредил он. - Вон тот чёрный не опасен. А вон тот рыжий, совсем сумасшедший.

Старик, оглядев зорким и опытным глазом парня, понял, что он попал в непростую ситуацию, так как одежда, которую Кириллу выдали в армии год и девять месяцев назад, имела убогий вид.
Старик также понял, что пришелец прошёл через перевал Медвежий Крест, который является не чем иным, как перевалом Главного Кавказского Хребта. Иными словами, Дальняя Хевсуретия, это уже Северный Кавказ и из Чечни сюда попасть можно, но парню для перехода нужно было иметь очень хорошего проводника.

Поговорив с Кириллом, старик предложил ему остаться ночевать у него в доме. Домом это можно назвать только условно. Комната одна, в ней две железные кровати, и больше ничего, горы, вид на ледники, чистейшая родниковая вода
В доме нашелся сыр, хлеб и что-то вроде колбасы. И настоящий молотый кофе.
Они сидели под навесом дома, пили кофе, и смотрели на дорогу. Машин не было.
- Хорошо тут, - сказал старик, - тихо, спокойно. А дома большая семья, жена, соседи.  Да  ну их!  Не хочу домой, в Тбилиси, там шумно, не спокойно, а здесь отдыхаю душой и телом.
Долго хозяин и гость сидели за кофе. Кирилл поведал свою историю. Сказал, что у него есть бумага, которая удостоверяет его, как личность, которую он спрятал в каблуке  берцев.
.
После исповеди Кирилла, старик долго сидел молча и о чём-то думал.
Потом, сказал, что он когда-то работал начальником милиции города Болниси, который не далеко от Тбилиси. Сейчас он на пенсии, но его преемник Алибегашвили Гурам Воорламович, общается с ним и сейчас. Он не только хороший начальник, но и замечательный человек, и решит проблему Кирилла. Так же старик заметил, что когда он работал, то была милиция, а теперь её реформировали и она называется полиция.
-От Тбилиси до села Шатили в самом конце Хевсуретии, где сейчас мы находимся  всего сто шестьдесят километров, -сказал старик,- из них шестьдесят по хорошему шоссе, а сто гравия. Машина здесь проходит сто километров за три часа.

Встав, рано утром, отправились на автобус. Старик так проникся проблемой Кирилла, что не захотел его отпускать одного и отправился с ним в Тбилиси.
Людей почти нигде не видно. Но голоса слышны. Даже в шатильских башнях кто-то живет и издает бытовые звуки. Кирилл так и не увидел вблизи ни одного человека. Магазинов вообще нет.

Тишина. Ни машин, ни людей. Горы вокруг, и горная речка шумит за кустами…..
Долго ждали автобус. А вот и рейсовый. Водитель притормозил... Билет до Тбилиси пять лари, на русские деньги это семьдесят рублей. У старика билет бесплатный, а у Кирилла денег нет, но водитель, глянув на его внешний вид, сказал: «езжай так».

Через несколько часов они шли по Тбилиси к старику домой, и Кирилл удивлялся, что вокруг много людей, машин, магазинов, а овец нет совсем и гор тоже не видно.

Кирилл прожил в Тбилиси, в доме у старика, три недели. За это время Ашот Зурабович, так звали старика, оформил Кириллу документы для возвращения в Россию. За деньги, которые были, Кирилл купил билет на поезд до Москвы, сумку, джинсы, рубашку и кроссовки.
Судьба ему послала замечательного человека, у которого и семья отзывчивая на чужую беду.  Женщины накрыли стол по поводу отъезда Кирилла. В дорогу приготовили вкусной еды полную сумку.

Провожали на вокзал всей большой семьёй.  Поезд Тбилиси - Москва отправлялся по расписанию в его далёкое детство, домой, в другую уже жизнь, где он когда-то бегал босиком по зелёным лугам и барахтался в водах реки Лужи. Путь домой. Нет события радостнее  для любого солдата. Это счастье ожидания встречи с близкими и родными людьми   Вагон  фирменного  поезда плавно  качнулся  и  поплыл  в сторону  нашей  границы.
Служба в армии и плен в Чечне остались где-то там, позади. Сейчас кажутся далёкими. Будто, это была жизнь другого человека.

Как ни странно для Кавказа, но в плацкартном вагоне, довольно уютная атмосфера, приветливая проводница, вся в заботах о пассажирах. Везде чисто, ни единой соринки. На окошке висят шторки.
Вещей с собой у Кирилла нет, если не считать одной походной сумки, которую заполнила жена  Ашота  Зурабовича   продуктами питания.

Чувство возвращения домой – это великое чувство. А возвращение домой живым - это уже счастье. Вспомнилось, как два года назад, с другом Женей, просили в военкомате, отправить их служить в Чечню, в никуда. Просьба обошлась пленом в  высокогорном районе сроком почти в два года.

Поезд уже минут тридцать в пути. Колёса вагона привычно постукивали, а сам вагон приятно и легко шатало из стороны в сторону. За окном мелькали столбы и населённые пункты.
«Прощай, Кавказ! Спешу на север к  родным унылым берегам, где по утрам душистый клевер  ковром расстелется к ногам. Но эти сказочные скалы, и грозовые перевалы, судьбы натянутую нить -мне не забыть. Все то, что восхищало взор – войне в укор». А.Мороз.

                Продолжение   следует


Рецензии