Стерпится - слюбится?

- Тетя Лилу, тетя Лилу! – в гостиную не вошла, а ворвалась Алика, единственная дочь Владлена и Заремы, живших в огромном доме, расположенном недалеко от набережной. Зарема любила заходить в гости – поболтать, посплетничать, спросить совета. Она почему-то сразу же, только познакомившись с Лилу, прониклась к ней большим уважением, несмотря на то, что была старше и опытнее. Во всяком случае Зарема советовалась с Лилу по вопросам личных взаимоотношений, воспитания дочери и другим семейным проблемам. Вначале Лилу неохотно обсуждала эти вещи, считая, что не вправе давать советы матери семейства. Но постепенно втянулась, стала более живо участвовать в беседах и высказывать свои взгляды. Правда, всегда предупреждала, что это только ее собственное мнение, не являющееся истиной в последней инстанции. И никогда не задавала «лишних» вопросов – то есть Лилу считала, что все, что Зарема сочтет нужным рассказать, она сделает и без наводящих замечаний.  Алика часто приходила вместе с матерью и с интересом прислушивалась к разговорам, которые велись в гостиной. Высказываться сама девушка до определенного времени не решалась – родители воспитывали ее достаточно строго в соответствии с правилами, принятыми на Востоке. Лилу только относительно недавно узнала, что соседи переехали в этот небольшой приморский город из Средней Азии.
Теперь Лилу изумленно смотрела на Алику, буквально влетевшую в гостиную и чуть не споткнувшуюся о Рекса, который лежал перед камином на своем излюбленном месте. Девушка запыхалась, красные щечки и горящие глаза ярко выдавали ее волнение.
- Что случилось, Алика? С родителями все в порядке?
- Да, все хорошо, все просто замечательно….,  - Алика наконец перевела дыхание, глубоко вздохнула. – Я пришла рассказать вам отличную новость.
- Ну, раз все хорошо, и родители здоровы, то я, пожалуй угадаю твою новость с первого раза, - улыбнулась Лилу. – Тебя решили выдать замуж.
 - Тетя Лилу!
 - Я права?
 - Конечно, вы правы, но как вы догадались?
 - А что же еще может так взволновать семнадцатилетнюю девушку, воспитанную в строгих восточных традициях, если все остальное в полном порядке? Только предстоящая помолвка.
 - Помолвка уже была. Вчера, в субботу. А свадьба будет через год, когда я закончу школу.
Несколько минут Лилу молча  смотрела на Алику, ожидая продолжения. Девушка ждала поздравлений, расспросов, но, не дождавшись, недоуменно спросила:
- Вы не хотите меня поздравить? Вы что, не рады?
 - Я рада за тебя, Алика, тем более, что я вижу, как радуешься ты. Но меня удивляют некоторые детали…. И у меня есть вопросы.
В этот момент на пороге появилась Зарема. Увидев дочь, она облегченно вздохнула и повернулась к хозяйке дома.
 - Здравствуй, Лилу.
 - Присаживайтесь, дорогие мои, сейчас мы попьем чаю и поговорим. Вы ведь пришли поговорить о помолвке и свадьбе Алики, не так ли? – Лилу улыбнулась, и стала накрывать небольшой столик к чаю. Когда на нем появились тарелочки со всевозможными вкусностями, вазочки с ореховым, розовым и вишневым вареньем, которые Лилу, сама не евшая сладкого, берегла для многочисленных гостей, и женщины выпили по две чашки чая, наступило время для долгой беседы. Лилу, не изменявшая своим правилам, ждала, когда гостьи перестанут нахваливать ореховое варенье и пахлаву, особенно удававшиеся хозяйке и наконец перейдут к той теме, которая волновала их больше всего.
 - Прости, Лилу, что я не рассказала о сватовстве и намечавшейся помолвке раньше…
 - Не извиняйся, Зарема, это твое право. Не рассказала, значит, так было нужно.
 - Я просто боялась сглазить. Но теперь все хорошо, все просто великолепно.
И Зарема принялась расхваливать жениха и его семью. Молодой человек принадлежал к одной из самых видных семей города. Его отец владел предприятиями, на которых производилась мебель по заказам и ткались ковры. Мать руководила частным детским садом, и все родители, чьи дети посещали этот садик, были в восторге от работы персонала и самой директрисы. А жених учился в МГИМО, на факультете международного права, в совершенстве владел английским и французским языками, и преподаватели прочили ему прекрасную карьеру. Молодые люди совершенно случайно встретились на торжественном вечере, посвященном юбилею Театра драмы и комедии города, и парень, очарованный внешностью, грацией, скромностью и воспитанием девушки, рассказал о ней родителям. Владлен работал на предприятии отца юноши, и тот ценил своего сотрудника за мастерство, честность и ответственность по отношению к делу. Родители молодого человека, знавшие, что в семье девушки свято чтут восточные традиции, провели сватовство и помолвку по всем правилам. После свадьбы молодые люди собирались жить в отдельном доме, который строился для них на средства обеих семей.
Лилу слушала пространные и восторженные излияния Заремы и рассматривала фотографию парня, которую ей протянула порозовевшая от радости Алика.
 - Что скажешь, Лилу? Не правда ли, на редкость удачная партия? – спросила Зарема.
 - Да, удачная. Очень. А что будет, когда этот парень закончит учебу?
 - Предполагается, что они поедут за границу, в страну, в которую его пошлют. А мы присмотрим за домом.
 - Действительно, как все хорошо складывается, - протянула Лилу…. Зарема и Алика невольно насторожились, услышав какие-то нотки сомнения в голосе своей собеседницы.
- Что-то не так?
- Все хорошо…. Просто мне бы хотелось кое что уточнить. Скажи, Алика, а тебе нравится твой жених, ты любишь его? Только не перечисляй заново все те материальные блага, которые ты получишь, выйдя замуж за… Как его зовут, кстати?
- Альберт.
- Так как ты относишься лично к Альберту?
 - Я люблю его. Смотри, тетя Лилу, какой он красивый, как он сложен, он похож на актера, который играл в последней мелодраме, прямо копия. Альберт вежливый, воспитанный, он хорошо играет на гитаре и поет. Как он пел вчера у нас дома! И мы так хорошо смотримся вместе.
- И это все?
- А что же еще нужно? Я умею делать всю домашнюю работу, мама научила меня хорошо готовить. У Альберта не будет поводов быть недовольным мною. У нас всегда будет отличный обед, и все его вещи будут в идеальном порядке. И материально мы будем обеспечены. Что же тебя беспокоит?
Лилу вздохнула. Внимательно посмотрела на женщин, удобно устроившихся в мягких креслах, потягивающих чай и ждущих ее пояснений.
- Хорошо. Я попробую объяснить, что именно меня волнует. Надеюсь, вы не обидитесь на меня, если какие-то мои замечания покажутся вам не совсем приемлемыми.
- Что ты, что ты, - одновременно замахали руками гостьи. Зарема добавила: – Мы знаем, как хорошо ты к нам относишься, и мы уважаем твой опыт.
- Тогда хорошо. Но мне придется кое что рассказать.
Зарема помолчала еще несколько минут, собираясь с силами.
- Мы с вами общаемся уже достаточно давно, и вы многое обо мне знаете. Но я никогда не рассказывала вам, почему я не вышла замуж официально и почему у меня нет детей…
В юности мои родители сделали мне замечательный подарок – к восемнадцатилетию мне подарили квартиру. В течение двух последующих лет ее переделали – однокомнатную превратили в двухкомнатную, и обставили ее мебелью. В квартире был установлен кондиционер, а одна родственница подарила мне пианино. Бабушка и дед оформили страховку, и в 16 лет у меня на счету лежало несколько тысяч рублей. Я уже не говорю о драгоценностях, которые мне покупали регулярно, о хрустале и постельных принадлежностях. По советским меркам это было очень приличное приданое. Я получила высшее образование, закончив университет в столице одной из республик бывшего СССР. Мой отец занимал высокий пост в республике, дед был членом Союза Писателей СССР, тетя и дядя имели юридическое образование и работали юристконсультами на одном из крупнейших предприятий города. Как вы понимаете, при таком раскладе к нам часто приходили сваты. Но мои родные отказывали всем. Вы же знаете, как это обычно бывает – родственники потенциального жениха хотят увидеть невесту, но с парнем знакомить ее собираются лишь при условии, что она понравится им. А мои бабушка и отец в первую очередь считались с моими чувствами, их не интересовали ни положение, ни богатство предполагаемого будущего мужа. Более того, бабушка, чье мнение было приоритетным, говорила мне примерно следующее: «Ты должна получить специальность и начать работать, чтобы не сидеть на шее у мужа (то есть суметь в случае развода обеспечить себя сама). Как только ты выйдешь замуж – жить вы с мужем должны отдельно от родных. И ни в коем случае не смей бегать жаловаться на мужа – все вопросы вы должны решать сами, не впутывая в эти разборки родителей, которые будут заступаться за вас – вы в итоге помиритесь, а неудачные слова родственников запомнятся и не принесут добра. И помни еще одно – лучше выйти замуж девственницей. Но если ты влюбишься настолько сильно, что сойдешься с парнем до официальной свадьбы, - тебя никто из дома не выгонит, и мы тебя поддержим, ибо любовь выше всех правил…».
Я никогда не рассказывала дома о том, что впервые влюбилась еще в школе. Но парень, который мне понравился, встречался с другой, а я не решилась признаться ему в своих чувствах – то ли в силу своей скромности, то ли еще по какой-то причине. И у нас ничего не получилось. Мне нравились ребята и в Университете, и на работе, но по-настоящему я любила одного человека. Правда, не отдавая в этом отчета даже самой себе. А он женился и уехал к месту своей работы. А потом… потом я влюбилась. Вернее – мне показалось, что я влюбилась. Родители этого парня тоже занимали хорошее положение. Правда, у него не было высшего образования, но он был строителем (что сулило материальную выгоду), много читал, пытался писать рассказы, хорошо пел. С ним было интересно разговаривать. А внешне он был очень сильно похож на Альберта….
Лилу невесело улыбнулась, а Зарема с Аликой переглянулись и затаили дыхание.
 - Мы встречались несколько месяцев. А потом он бросил меня и женился на моей соседке. Я с трудом перенесла тот шок, который испытала от его измены. Но самое страшное началось потом. Так как всем нам пришлось покинуть родной город из-за межнационального конфликта, мы все – я, мои близкие, родственники и друзья разъехались по разным городам и странам. Семья этого парня уехала в одну страну, я со своими близкими – в другую. Но он не оставлял меня в покое. Используя мои еще не угасшие чувства, он сначала давал мне надежду, что мы будем вместе, когда он разведется, стоит лишь подождать. Потом стал понемногу вытягивать из меня деньги, спекулируя своим тяжелым положением. Наконец, он сообщил о своем разводе и переехал ко мне.
  Но оказалось, что ему не нужна семья в обычном понимании этого слова. Он считал себя царем, вокруг которого должны существовать одни рабы.
 - То есть как это – рабы? – не удержалась Алика.
 - Например, он требовал выбросить из дома те книги, авторы которых ему не нравились. Он считал, что жена не имеет права смотреть фильмы и читать книги, которые он не любит. При этом не имело значения, что сам он этих книг не читал, а фильмов не смотрел – он судил о них по рекламе. Он так же четко разграничивал домашние дела на женские и мужские. И мужчина, по его мнению, не должен заниматься женскими делами, даже если он не работает, сидит дома….
 - Зачем все так откровенно рассказывать? – не выдержала Зарема.
- Я просто хочу проиллюстрировать следующую мысль – положение родителей, материальные блага, внешность – все это вторично. Даже то, что молодой человек хорошо поет, читает книги, учится в престижном ВУЗе – это тоже имеет лишь второстепенное значение. Самое главное в мужчине – это его ум. Самая лучшая часть мужчины, его тела – его мозги. Если он умен – приложится все остальное.  Мне часто говорили – незачем было выбирать, надо было вовремя выходить замуж – до 23 лет. Нет любви – неважно: стерпится – слюбится. А потом уже девушку начинают считать старой девой. Да -  стерпится, но и только. Если девушка обладает красивой внешностью и умеет вести хозяйство, а молодой человек – не абсолютный дурак, то при поддержке родителей они будут жить вполне прилично. Появятся дети. И даже если жена или муж встретят настоящую любовь, то скорее всего они не станут разрушать устоявшуюся жизнь – ради детей. Ради общепринятых приличий. И будут несчастны –  они сами, и их дети - даже если никогда не признаются в этом окружающим, а в первую очередь  - самим себе. Поскольку жизнь без настоящей любви – это так, существование.
- Но, Лилу, многие живут так. И неплохо живут.
 - Да, к сожалению…. Знаете  - есть книга, в которой показан очень яркий пример по-настоящему умного мужчины. Это многотомная история об Анжелике…
 - Я слышала об этой книге, но не читала. Даже фильм не видела. – сказала Зарема. - Меня никуда не пускали одну или с подругами, очень строго воспитывали. Родители были глубоко верующими людьми, и подобные истории считали грешными. А нынешняя молодежь смотрит другие фильмы и читает другие книги…
 - Я дам вам почитать – первые 4 тома у меня есть…А фильм можно посмотреть и в интернете. Но суть в том, что юную девушку, ровесницу Алики, воспитывавшуюся в монастыре, - Лилу улыбнулась, - выдали замуж за богатого и знатного сеньора – графа Тулузского, Жоффрея де Пейрака. Благодаря этому браку семья Анжелики решила все свои материальные проблемы, и никого не интересовало, что жених старше невесты на 12 лет, что он хромой, лицо его обезображено шрамами, и юная красавица – невеста познакомится с мужем лишь во время венчания…. Но граф Жоффрей  оказался очень умным человеком. Он был ученым – ему были подвластны тайны химии и физики, он будто бы владел тайной философского камня. Его называли Золотым Голосом Королевства – за чарующий голос необыкновенной красоты. И он покорил Анжелику своим умом, голосом, обхождением – и добился того, что она влюбилась в него без памяти, а, полюбив, уже не замечала ни хромоты, ни шрамов на лице. Его любили многие женщины – и ни одну из них он не взял силой…
Понимаешь, Алика, - все, что вы рассказали об Альберте, - просто замечательно. И вероятно, у вас все будет хорошо. Я даже надеюсь на это -  ну просто не может быть, чтобы парень из такой семьи, да еще студент одного из самых лучших ВУЗов страны, был глупым. Весь вопрос в следующем – сможет ли он полюбить тебя по-настоящему, и добиться твоей настоящей любви….
 - Лилу, вы сейчас рассказывали о героине романа – но ведь вы сказали, что она была красива, и все. Неужели такой умный человек, как ее муж, полюбил ее только за красоту?
 - Пока он не знал ее – он хотел жениться, чтобы получить в приданое за ней серебряный рудник, который был нужен ему. Когда увидел впервые – влюбился в красивую внешность. А позже оценил ее ум, смелость и благородство….
Лилу замолчала. Ее гостьи тоже задумались….
- Видите ли, я не смогла бы жить с человеком, с которым мне неинтересно разговаривать. Нам могут нравиться разные фильмы, книги, музыка, но если мы умеем уважать чужие мнения, то это нормально. Для меня никогда не имел значения возраст – встретить настоящую любовь можно в любом возрасте. А тебе, Алика, обязательно надо иметь профессию, читать и получать разные знания – это поднимет тебя во мнении твоего мужа, - сказала Лилу напоследок.
… После окончания школы Алика пошла учиться в педагогический вуз – на заочное отделение. А работать стала в детском саду, которым руководила ее будущая свекровь. Дом для молодых уже достраивался. Алика и Альберт решили сразу же жить отдельно от родителей. Алика часто приходила к Лилу брать книги для чтения, увлеклась научно-популярной литературой…
… Еще через год Альберт закончил МГИМО, стал работать в министерстве иностранных дел.
А Лилу и Вит получили приглашение на свадьбу Алики и Альберта…


Рецензии