Сны командора. Часть 6

УБИЙСТВО ПАВЛА I

На исходе марта 1801 года Российскую Империю потрясло событие, которое всколыхнуло всю Европу. Пришло известие, что скончался император Павел вследствие апоплексического удара. Версия звучала странно, так как Павел, будучи достаточно молодым и здоровым, навряд ли мог быть жертвою такой болезни. Тайна сия была шита белыми нитками, так как в свете и среди низших слоев общества все знали – императора убили.

Убийство случилось во дворце Михайловского замка и во многом совпадало с ранее свершенной трагедией 1762 года, когда был убит Петр III –отец Павла.
Среди участников убийства были люди близкие и поддерживающие на разных этапах жизни Николая Резанова. Это ущемленные в положении князь Платон Зубов и его братья, еще недавно учитель и наставник императора Никита Панин и другие. Было странным, что среди заговорщиков многие были масонами и людьми не обиженными Павлом, а более того обласканные, как, например, граф Пален, получивший чины, графство и высокую должность градоначальника столицы из рук Павла I. Среди причин и версий просматривалась и та, что указывала явно на английский след, так как Павел не видел особых причин конфликтовать с Францией, – извечной соперницей Англии, и собирался с Наполеоном заключить договор.

Гибель Павла I, посаженного на престол при активном участии масонской ложи, была вызвана целым рядом серьёзных причин.
Став императором, Павел I неожиданно для тех, кто его усадил на трон, стал проводить независимую внешнюю политику, нарушающую ранее установленные договоренности, прежде всего с Англией и её союзниками. Во внутренних делах многие начинания Павла воспринимались, мягко говоря, как чудачества. Например, закон 1799 года запрещающий носить…. бакенбарды. Странная растрата времени и внимания главы огромного государства не то, что на мелочи, а скорее на глупости. А ведь бакенбарды носили тогда практически все гвардейцы, гусары и светские франты. А еще вдруг появились всякие наставления и правила о том, кому можно носить усы и бороды, а кому следует и воздержаться.

Почувствовав вкус к единоначалию и безграничной власти, Павел стал уклоняться от идей масонства, что отразилось, прежде всего, в том, что его наставник Никита Панин вдруг был выслан из Петербурга. Были удалены от него и другие влиятельные члены братства. Это означало, что Павел более не нуждался в советах и поддержке членов тайного союза, несколько разочаровавшись в его доктринах.

Так вот, забавляясь и представляя, что как умело, справедливо и просвещенно он правит страной, Император Павел I остался практически один на один перед светом и двором.
И тогда сошлись недовольство политикой неопытного, открытого и даже наивного по натуре Павла верхушки российского общества, людей, для которых император прослыл чудаком и даже безумцем, и зарубежных партнеров России. Всё это случилось в преддверии великих потрясений и войны в Европе.

Сам же Николай Резанов, также получив от Павла многие блага, должность и поддержку в деле продвижения Русско-Американской компании, был несколько огорчен событиями, за которыми могли наступить для него зыбкие и сложные времена. Смена власти коренным образом могла отразиться на всех делах и начинаниях, так успешно складывающихся в последнее время. Успокаивало лишь то, что люди, возглавившие мятеж, были знакомы и поддерживали с ним добрые, часто дружеские отношения и в период царствования Екатерины, и ныне при Павле.

Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на трон Александра, минуя его отца. Но вот не вышло, – императоры все же не боги, и у них случаются смерти и они бывают убоги.

Как говорится: «Мы полагаем, а случай и Бог – располагают».

В царствование Павла сын его – наследник Александр любил вслух предаваться мечтам о том, как он, дав народу конституцию, покинет престол, чтобы проводить свои дни в покое в скромной лачуге на берегу Рейна. Лёгкое демонстративное неприятие отца обеспечило ему расположение высшего дворянства. Общество искренне приветствовало приход к власти молодого, красивого и либерально настроенного императора.
В ночь переворота Александр с женой не спали и были одеты для соответствующего событию выхода на люди, что подтверждает осведомленность Александра о планах заговорщиков.

В манифесте от 24 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».
В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться в управлении Империей: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность.

В этом же году Александр I стал  протектором Мальтийского ордена масонов.
В государстве российском крепко угнездилась масонская ложа, а одним из влиятельнейших членов её был сам император Александр, что привело страну к мятежу на Сенатской площади после его неожиданной то ли смерти, то ли побега из столицы и с трона. И стало тогда совершенно очевидно, что цветы французской революции, обильно сдобренные кровью устаревшей элиты и патриотов Франции, зацвели и в России. Но время в декабре 1825 года еще не пришло и все кончилось гибелью только шестерых – героя Милорадовича и пятерых заговорщиков, увлеченных идеями свободы, равенства и братства, без должного понимания – каким-таким образом следует эти идеи реализовать в дремучей, как тысячелетняя, полная зверья, чаща,  огромной державе.

Страна убереглась тогда от страшного гибельного кровавого бунта, наспех организованного братьями масонами, но получила скорее не прививку, а заражение, приведшее к страшному разлому в обществе в октябре 1917 года.
Николай Резанов продолжал чувствовать себя уверенно в среде единомышленников, чья негласная поддержка ощущалась им в делах торговой компании и на государственной службе.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Одно пока не складывалось в жизни Николая Резанова после возвращения из Иркутска с молодой женой.  Анна никак не могла выносить и родить ребенка. Раз за разом случались осложнения и беременность прерывалась. Сказывался юный возраст Анны, да и климат сырой балтийский ей был теперь не в помощь. Так продолжалось более пяти лет.

Но, не оставляя надежд, Николай каждое лето отправляется с Аннушкой в Европу, на воды в Германию, к морю в Италию и Францию, к самым известным лекарям по женским проблемам.

Сама Анна неустанно ходит в церковь, крестится, ставит свечи святым родителям Божией Матери: Иакиму и Анне, Богородице. В одном из монастырей Анна нашла сведущую в женских проблемах монахиню, которая умела снимать порчу и ходила теперь к ней, долго выслушивая её нашептывания, низко склонив голову и внимая её наставлениям.

И вот оно чудо!
На исходе первого года нового века Анна уже безошибочно определяет, что беременна снова. Это её и радует, и пугает, – а вдруг снова всё сложится неудачно и как на это посмотрит Коленька. Но все складывается хорошо. Она успешно, но все же, очень осторожно, вынашивает и в июле рожает наследника Петра.
Анна теперь занята только малышом: сама с ним много возится, пеленает, смотрит неотрывно, как кормит сына грудью кормилица. Умиляется каждому звуку, который издает Петенька, а вечерами всё рассказывает – делится новостями о сынишке cо своим Коленькой.
 
И вот, нежданно-негаданно под весну, увлеченная ухаживанием за Петенькой, она понимает, - у неё снова беременность. И все снова так легко и просто происходит. Она порхает, воодушевленная этими событиями и вниманием мужа, а в октябре, в срок на свет появляется доченька Ольга.
Но беда всегда ходит рядом.
Что-то сложилось не так, как нужно было для благополучного исхода – пошло не так.
Обильное кровотечение не угасает и несчастная Аннушка, надорвавшись от родов, умирает на двенадцатый день после рождения дочери, оставив в отчаянии мужа и всех родных.
Николай проводит у постели юной еще совсем женщины долгие часы, наблюдая, как бледное её лицо страдает и как угасает жизнь. Обливаясь слезами он не находит себе места, понимая только теперь, что значила для него его жена и осознавая то, что он теряет её безвозвратно.
В семью обер-прокурора Сената Николая Петровича Резанова пришло горе.
В то же время смена императора никак не отразилась на положении Николая Резанова на службе и при дворе. Александр I, благоволил к торговой компании, ведомой кланом Шелиховых, и к самому обер-прокурору Сената, рассчитывая его привлечь для решения важных государственных дел.

Осенью 1800 года главное правление Русско-Американской компании было переведено из Иркутска в Петербург. Близость компании к правительству укрепила её позиции. Вскоре состав акционеров компании пополнился высочайшими особами – Императором Александром, Великим князем Константином Павловичем, вдовствующей императрицей Марией Федоровной и другими знатными людьми Империи.

В то же время настроение Николая Резанова было тягостным после смерти его любимой жены и успехи в развитии торговой компании остались для него теперь второстепенными. Николаю Петровичу недоставало Анны и, занявшись созданием некрополя в новом, приобретенном им имении близ Петербурга, названного Аннинским по имени умершей жены, Николай погружается в дела личные с намерением оставить службу и заняться воспитанием детей.
 
С детьми он засобирался было ехать в Европу, а затем, вернувшись к окончанию строительства дома в Аннинском, поселиться и жить ради детей в стороне от столичной жизни и государственной службы.
Но насущные дела службы держат еще крепко Николая Резанова, а задачи развития главной кормилицы семьи – торговой компании, требует его деятельного участия в делах.

После смерти жены у Николая Резанова складывается новый круг знакомых и друзей, с которыми он проводит свободное время, долгие вечера и шумные ночи. Средств на увеселение хватало, а душа тосковала и требовала участия, любви и забвения от терзающих душу воспоминаний.

Так в жизни Николая Резанова появились веселые цыгане и артистки балета, карточные игроки, просто говорливые кутилы и другие прожигатели жизни. Было порою весело, но пусто и очень тревожно утренними часами после застолий и кутежей. 
Нужно было что-то менять в жизни, а для этого начинать новое дело.

В 1802 году Николай Резанов через министра коммерции графа Николая Петровича Румянцева подает императору записку, в которой излагает проблему неудобства доставки в новые русские владения на берегах Америки провизии, строительных материалов через всю Россию и Сибирь по сибирскому тракту и предлагает доставлять их морем из Европы в Америку. Эта записка стала результатом общения Николая Резанова со своим тестем Григорием Шелиховым, чьи идеи и мысли он теперь пытался реализовать.

Этим свершениям настало  время, и финансовые возможности Русско-Американской компании с учетом государственной поддержки гарантировали возможность реализации амбициозных планов.


Рецензии