Новые фильмы к столетию революции

Только что мы отметили столетие революции... В детстве 1917 год казался мне важной исторической вехой, окрашенной в совершенно определенные цвета: все лучшее и правильное, как справедливость и прогресс, было красным, а наш идейный противник, с которым нужно бороться, белым. Все отрицательные персонажи прочитанных книг были белыми. Могла ли я  вообразить, что сама переживу еще одну революцию - 1991 года, пусть и бескровную, но полностью перевернувшую все представления о красных и белых! Появились другие книги и другие оценки. Великий Ленин - положительный идеал детства - в двухтомнике Д. Волкогонова "Ленин" предстал передо мной  исчадием ада, не только жестоким, но и почему-то тупым и малообразованным. 

В 90-ые годы  появилось множество новых фильмов и новой литературы - я медленно, но верно переобувалась на ходу в другие оценки исторических событий, где белогвардейцы становились русской совестью и жертвой революции, а красноармейцы - тупым и жестоким стадом разрушителей страны.

Как всегда неожиданно подоспел  столетний юбилей революции. Вокруг меня незаметно подросло довольно много людей, никогда не живших в СССР. Но с оценкой итогов революции яснее не стало. Опять появились новые книги и новые фильмы -  плеяда российских очень достойных и глубоких кинокартин, о которых мне хочется поделиться  своими впечатлениями. Потому что все предыдущие годы хороших российских фильмов  почти не снимали, а если и появлялись новые сериалы, то исключительно развлекательные: мелодрамы или приключения, сюжет которых сводился к тому, что  обиженная судьбой россиянка наконец  выходила замуж за богатого иностранца и уезжала за  границу. Других вариантов счастья просто не рассматривалось. Из прочих сюжетов тех лет - бесконечные убийства и происки злодеев, ворующих и подменяющих детей,  или предающие главную героиню подруги, где в финале злодеи наказывались нищетой,  а жертвы (вы угадали!!!) снова выходили замуж за богатых и благородных иностранцев. А тут, к столетию революции  вышло сразу несколько отличных фильмов на историческую тему или на тему, заставляющую думать, что уже радостно.

ПРИТЯЖЕНИЕ

Премьера  2017 года - фильм  "Притяжение" Федора Бондарчука. Денег на него, видимо, было потрачено немерено, но зато и продукт получился на уровне голливудского "Аватара". Столь же грандиозные съемки, есть красивый элемент космической  фантастики. "Притяжение", кстати, и по теме чем-то похоже на "Автар": если заморский  фильм приятно удивил меня тем, что американцы самих себя не побоялись показать миру не в лучшем свете, то здесь не в лучшем свете была показана наша российская публика. Отвратительно (прямо как киевляне на майдане!) представлена в фильме  московская молодежь. Достаточно противная, с какой стороны ее ни показывай - не законопослушная, наглая, жестокая, несдержанная, грубая. Впрочем, скорее всего, дело совсем не в принадлежности толпы к определенной нации - этот фильм о людях вообще - о наших современниках! Да, на первый взгляд, молодежь в фильме  куда смелей и активнее, чем  спецслужбы, охраняющие зону вторжения, но до поры бездействующие, но, как нам предлагается понять из этого фильма, патриотический лозунг "это наша земля!!" и эмоциональная активность - это не всегда благо и не всегда разумно. Хотя... смотря какие инопланетяне! ))).

А как бы мы повели себя, если бы подобное вторжение стало реальностью? Может быть, даже хуже, чем толпы  в "Притяжении", причем, хуже с обоих возможных полюсов наших реакций на них... Конфликт поколений сейчас даже глубже, чем в фильме! В целом этот фильм, конечно, посмотреть стоит. Заставляет на многие вещи взглянуть по-новому. Глобальные нравственные и философские вопросы поднимает. А то, что съемки там столь масштабные, что даже странно, что все эти битвы монстров и спецэффекты создали на экране мы, а не америкосы - это привлекает, но не оно - главное.

ДЕМОН РЕВОЛЮЦИИ

Еще один новый фильм -  "Демон революции" Владимира Хотиненко  - про Ленина и Парвуса в 1905-17гг. Что удивительно - мы почти впервые  видим Ленина живым человеком, а не исторической  легендой: он, как все простые смертные, катается на велосипеде, целуется с Арманд, мучается сомнениями, приходит в отчаяние и не знает, как поступить. Евгений Миронов из него, конечно, вылезает - полного портретного сходства с легендой нет, но...  интересно. И что особо приятно - мы всех героев этого фильма видим без черных и белых красок, более того, они все - не так мерзки, как наши современники,  как и в политике, так и в любви. Даже в любовном треугольнике Ленин и его две дамы ведут себя на порядок  симпатичнее и порядочнее героев современных сериалов!

Симпатичны и жандармы, специалисты  из царской контрразведки - они ведут себя куда честнее, чем те, кого они выслеживают - восставший пролетариат, особенно после его победы над "режимом". Да и  сама революция в этом фильме сложнее, чем в учебниках "Истории партии" - она живет своей жизнью, не так управляема, как хотелось бы профессиональным революционерам и историкам, она вспыхивает и разгорается по своим законам, хотя и нуждается в деньгах и вождях. Мысль Ленина, что для великой цели - строительства нового мира - ВСЕ средства хороши (даже деньги Германии, воюющей с Россией), имеет право на жизнь, правда при том, что  внешняя репутация большевиков важна не менее: революцию (для глаз других) нужно делать чистыми руками, и поэтому Парвус в фильме нужен Ленину как средство достижения цели, но всегда не рукопожатен. Не глупая мысль!

Понравился  интересный кинорассказ известных событий - жизнь в вагоне поезда, везущих  наших эмигрантов -революционеров  из Швейцарии в Финляндию и далее в Петербург -  на том самом паровозе, который еще совсем недавно стоял в качестве музейного экспоната в зале Финляндском вокзала СПб! А главное, мне приятно было опять увидеть в Ленине умного, интеллигентного и прекрасно  образованного человека - не чета многим моим современникам! Погорячился, видать, Волкогонов со своими выводами о нем, а может, намеренно его очернил,  подобрав  цитаты вне контекста  и сделав лживые умозаключения.

В этом поезде меня удивили женщины. Далеко не все из них - при мужьях революционерах. Что они там делают и зачем едут через фронтовую зону в гущу вооруженных схваток? Например,  элегантно одетая, одинокая красавица Арманд - мать пятерых детей от разных мужей (цитата из фильма)? При ком остались все ее дети? На какие шиши много лет безбедно жили в эмиграции все эти духовные лидеры, чем там зарабатывали?  На партийные взносы путиловских рабочих? Или я слишком современно смотрю на подобные высокие отношения? А фильм хороший - посмотреть его стоит.

ТРОЦКИЙ

Параллельно с 6-ю сериями "Демона революции" по другому центральному каналу ТВ показывали другой новый сериал - "Троцкий" Константина Статского. Конкуренция между 1 и 2 каналами в этот раз сослужила зрителям плохую службу: хотелось и следовало бы смотреть оба фильма, посвященных событиям одного и того же исторического периода, последовательно, но они, увы,  совпали по времени показа.  Я, например, даже в свое время  добросовестно сдавшая  на пять  экзамен по  "Истории партии", не имела столь живого - личного- ощущения от Троцкого или Ленина, какие получила из этих фильмов! Троцкий, оказывается, это  абсолютно неординарная личность - талантливая, страстная, фанатичная, жестокая и... страдающая. А главное - не продажная, а искренняя в своих страстях. Троцкий - это история о человеке, кардинально изменившим мир, но заплатившим за это всем, что у него было. Что интересно, в персонажах "Троцкого" присутствуют те же Ленин и Парвус, хотя и  в исполнении других актеров. Один фильм  дополняет другой, погружая меня  в события одних и тех же лет в качестве свидетеля уже "побывавшего там" благодаря только что просмотренным кадрам  предыдущего сериала.

Итак, "Троцкий". В вопросе об исторической достоверности этого сериала у меня есть сомнения. Это видно из фрагмента интервью главного режиссера: "Мы не снимали документальное кино, но все равно для нас были важны некие маячки, от которых мы отталкивались. Нас там не было, и, что происходило на самом деле, мы не знаем. Есть только факты и документы, которые тоже далеко не всегда являются фактическими документами. С другой стороны, была проделана большая подготовительная работа со сценаристами. Поэтому в смысле жизни Троцкого и его поступков не было ничего придумано".

 Продюсер фильма Константин Эрнст утверждает, что создатели и не ставили цели рассказать  подлинную биографию Троцкого, а хотели раскрыть  ее для понимания природы революционного лидера. Мне кажется  задача сериала шире, чем отражение истории конкретного человека. Троцкий - уникальная личность, но он соответствует всем формулам людей, которых жизнь мотивирует совершать революцию и которые ее реально совершают, а затем становятся ее жертвой.

Не менее интересны и личности Ленина и Сталина, которые также присутствуют  в сериале в качестве персонажей. Начинали все три этих революционера  вместе, как единомышленники, а потом стали врагами. Но если бы Троцкий победил Сталина, то  стране не было бы лучше, так что любое исследование, кто из них троих положительнее, здесь не годится.

 Молодой Сталин показан в фильме головорезом, зарабатывающим деньги воровством и нападениями на дилижансы. Правда ли это? Он все же семинарию закончил... Не знаю. Троцкий и Сталин смолоду бедняками не были, оба имели возможность получить образование и сделать  карьеру в сфере интеллектуального труда. Оба этим не воспользовались, хотя постоянно самообразовывались  и все силы отдали борьбе с властями и организации революции. То же можно сказать и о Ленине, Крупской, Арманд  - все они из интеллигентных  и не бедствующих семей. Что же их гнало в ссылки и в неустроенность быта, что влекло к революции? Чем они занимались, на какие средства  жили? Никто из них ничего полезного не производил для своей  страны - писание статей, сбор материалов, агитация и пропаганда разрушения сложившегося мира - все это захватывающе интересно для них самих, за это и жизнь не жаль отдать, это придает смысл и помогает  самоутверждению, но нуждались ли в этом те, за кого они ратовали? Они хотели счастья для всех, но в отличие от них,  жили в достаточно тепличных условиях в эмиграции на деньги партии, на взносы рабочих, которые что-то созидали -  тяжко трудились, которые воевали на фронтах и  гибли в войне или становились жертвами их революционного террора... Лидеры стачек, отсидев в тюрьмах, наполнялись гневом и, вырвавшись на свободу, снова начинали разрушать мир, который им не нравился - разрушать чужими руками и жертвуя чужими жизнями.

 В фильме очень характерен повторяющийся образ пыхтящего дымом поезда с красными флагами, бегущего по степи мимо кладбищ и поселков с "народом", тем самым, которого они решили освобождать и потому  для  острастки сомневающихся его можно и нужно было казнить ("каждого десятого") за то, что те плохо воевали с белыми, или за то, что они не согласны с  вырубкой крестов с могил их отцов, когда для движения поезда с революционерами срочно нужны дрова!! Казнить невинных  - историческая необходимость с точки зрения комиссара в кожанке, едущего в бронированном вагоне по местам боев вместе со своей  верной "подругой", во всем  поддерживающей убеждения своего кумира...

Конечно же, фильм "Троцкий" - это не биография Троцкого, из него непонятно, что же именно идейно разделило Ленина, Троцкого и Сталина? Было ли это разделение по вопросам теории, или дело было не столько в разности убеждений, сколько  в природе человека, о который говорит в фильме З. Фрейд: "Две силы движут миром - страх смерти и секс, где секс как желание обладать, властвовать и бороться с соперниками, следует понимать шире, чем биологический рефлекс". «Это как секс, нет, это и есть секс!» - объясняет Парвус про революционное лидерство.  Желание личной власти над миром ("я и есть революция"), поиск лидерства над массами пусть и ценой разрушения страны и себя - вот что одинаково движет и Троцким, и Лениным, и Сталиным. Это только на первых порах они единомышленники, пока их цель  проявляется как мечта о построении идеального общества, а потом эти идеи из цели превращаются в средство достижения личной  власти над страной, особенно, когда на горизонте появляется соперник.

 В фильме есть и другая важная фраза:  «Сколько, по-вашему, нужно денег, чтобы развалить Россию с помощью революции?» - спрашивает у Парвуса немец, всё время занятый дрессировкой своего холеного дога. Две эти фразы - высказывание Парвуса про секс  революционного лидерства и вопрос немца про цену разрушения мира  объясняют природу революции и ее лидеров и еще предупреждают нас, сегодняшних:

1) нельзя  допустить в стране разнузданной оргии борцов за  свободу и
2) необходимо защитить себя  от политического влияния Запада, который во все времена мечтает взорвать наше государство изнутри.
 
А еще, как мне показалось, все самое главное в этом фильме сказано уже в первой серии, устами жандарма Николая Троцкого, чью фамилию взял себе Лейба Бронштейн,  получая документы для бегства из ссылки. В 1895 году будущий Лев Троцкий, тогда еще пылкий юноша, искренне желающий сделать счастливым и справедливым весь мир и готовый на все, ради этого, попадает в тюрьму и знакомится со своим жестоким надзирателем. Во время их шахматной игры жандарм и ссыльный ведут короткий диалог, где пожилой жандарм побеждает молодого революционера, оказываясь не только мудрецом, но и провидцем.
 
В ответ на упрек Лейбы, что избитый жандармами для острастки других заключенных человек этого отношения к себе не заслуживает, поскольку он,  как все угнетенные стремится к свободе и справедливости, Николай Троцкий отвечает: "Вы, евреи и революционеры, не знаете русского народа и все время пытаетесь его освобождать или спасать. Наш народ до конца освобождать нельзя, иначе в душе у нас поднимется такой мрак и такая сила, которая затопит весь мир и убьет самих освободителей. Народом можно только управлять для его же собственного блага". - "Но зачем же избивать человека? - спрашивает Бронштейн. -Управлять надо личным примером, ведя других за собой к возвышенным идеалам!"

-"Управлять можно единственным средством, - отвечает жандарм, - страхом. Страх лежит в основе любого порядка. Лучше незаслуженно избить одного на глазах у всех, нежели потом избивать каждого, кто потеряет страх и устроит хаос".

-" Но это же бесчеловечно!" - пытается возразить будущий Лев Троцкий.   

-"Конечно, - отвечает жандарм. - Я облечен властью. Невозможно вершить судьбы людей, оставаясь человеком. Это только по молодости кажется, что весь мир готов идти за вашими утопическими мечтами о справедливости, но наивность  пройдет, а жажда власти останется". И в подтверждение своей правоты жандарм цитирует Достоевского:  «И вот, в XXI столетии, при всеобщем реве ликующей толпы, блузник с сапожным ножом в руке поднимется по лестнице к чудному Лику Сикстинской Мадонны и раздерет этот Лик во имя всеобщего равенства и братства".

-"Но все равно волна народного гнева однажды преодолеет страх и сметет вас!" - восклицает молодой Бронштейн.

- " А как же иначе. - отвечает жандарм. Кесарю кесарево. Судьба. А иначе и нельзя"

Прекрасный режиссерский прием! Мы не знаем, был ли доподлинно такой диалог между молодым ссыльным Бронштейном и его тюремщиком Николаем Троцким, но человек, чье имя он записал в свои документы, в сценарии фильма практически  предсказывает всю дальнейшую судьбу главного персонажа. Нет ничего нового под луной - вопросы власти лидера и управления народом появляются не только на смене эпох, они были актуальны во времена Достоевского, они волновали ум  во времена русской империи, они есть и сейчас и проявляют себя в самых ярких, одаренных энергией личностях.  Все  те же движущие и противоборствующие силы в человеке, названные Фрейдом - страх смерти и  секс как жажда обладать и подчинять или  потребность подчиняться,  делаясь счастливее от этого подчинения, проявляются в фильме и в большом, и в малом. И  на примере истории (отношений между лидером и народом),  и на примере  отдельных мужчин и женщин, персонажей фильмов  "Демон революции" и "Троцкий".

Кто не успел в праздники, посмотрите оба фильма по интернету. Это действительно того стоит!

Алкора, 2017
               


Рецензии