Рецензия на спектакль Маугли

Спектакль «Маугли. Доброй охоты!» в постановке Дмитрия Бозина – это крик человека в волчьей стае, крик, перерастающий в звериный рёв. Безумие, вражда, неистовая жажда свободы – страсти, овладевающие представителями мира джунглей – страсти, нечуждые человеку.
Тёмное пространство сцены, рога буйвола, возвышающиеся над свисающими с потолка верёвками, похожими на лианы, вереница людей, медленно спускающихся по лестнице, множество голосов, окутывающих зал змеиным шёпотом – всё это с первых минут просмотра спектакля погружает зрителей в мир диких джунглей. Эхом звучат слова: «Лучше умереть в стае, чем без вожака и одному». Герои, подчинённые воле одного, жаждут обрести свободу, ими овладевают животные инстинкты.
Пластические элементы в постановке Владимира Аносова становятся для актёров способом выражения чувств, и эмоций. Маугли (Мария Михайлец), забравшись на канат, произносит монолог, его слова сопровождаются постоянным движением, жестами, завыванием, животными звуками.
Перевоплощение актёров в обитателей джунглей вызывает восхищение. В спектакле точно скопированы пластика, повадки животных, издаваемые ими звуки. Возникает ощущение, что-то в зрительный зал вот-вот выпрыгнет злобный Шархан, или Каа загипнотизирует свою очередную жертву, или Балу (Дмитрий Тадтаев), раскачавшись на лиане, подхватит кого-нибудь из нас за руку и увлечёт за собой в мир джунглевых деревьев.  Настолько естественно и органично перевоплощаются из одного образа в другой актёры.
Сценография спектакля (Ефим Руах) со свисающими в центре сцены канатами, белыми черепами двенадцати буйволов, огромной треугольной клеткой медленно опускающейся с потолка, создаёт условность восприятия. Зритель имеет возможность проявить свою фантазию и воссоздать в своём воображении собственный образ джунглей. В спектакле не столько важны костюмы, сколько исполнение актёров, именно благодаря универсальности чёрной одежды, мы легко можем воспринять постоянные метаморфозы, происходящие с героями.
Музыка (звукорежиссёр Валерий Салакаев) и световое оформление (Андрей Дёмин) – становятся одними из главных средств создания атмосферы в этом спектакле. Медленная лирическая мелодия здесь сменяется ритмичной музыкой с шаманскими мотивами. Зелёный свет мирных джунглей разгорается красным огнём войны. 
За счёт синхронности жестов и движений, общего единства актёрского ансамбля в спектакле точно отражено ощущение стаи, о котором писал Редьярд Киплинг. Со сцены звучит цитата из его стихотворения «Заповедь»: «Владей собой среди толпы смятенной», - в эти словах заключается основное кредо Киплинга, авторская позиция чётко доносится до сознания зрителя.   
Постановка Дмитрия Бозина станет интересным опытом для взрослых, которые давно вычеркнули из памяти строки книги, прочтённой ими в далёком детстве. Спектакль открывает новые смыслы, говорит о вечных проблемах, актуальность которых очевидна и сегодня. Доверие самому себе, а не слепое следование за вожаком, сохранение в себе человеческих качеств, несмотря на окружающую жестокость – вот к чему нас призывают создатели спектакля «Маугли. Доброй охоты!».

Янушко Алёна


Рецензии