Вспоминая прошлое и настояшее бухарских евреев

Вспоминая прошлое и настояшее бухарских евреев
Начнём с вопроса: кто такие бухарские евреи и обратимся к Викопедии. «Бухарские евреи- (среднеазиатские евреи, бухори, исроэл или яхуди) –подгруппа еврейской диаспоры, живущая на момент экспансии Российской империи в Средней Азии в городах Кокандского ханства, Бухар-
ского эмирата и Хивинского ханства, исторические носители бухарско-еврей-
ского диалекта».
Гавриэль Галибов даёт определение бухарской общине как «Одной из древнейших в мире еврейских общин...уходящая своими корнями в глубину
веков. Несмотря на свою тяжёлую историю, наполненную испытаниями, она
сумела сохранить религию, еврейский образ жизни, самобытную многовековую традицию и культуру».(«Галибовы», стр12, 2012г).
Но с какого времени евреи стали жить в Средней Азии точно не известно,но
есть сведения о том, что в пятом веке н.э. еврейская община существовала
в Самарканде(там же, стр 12).
Проживая в течение многих веков небольшими группами среди иранцев и
таджиков, бухарские евреи переняли у них язык, многое из культуры, обря-
дов и обычаев.
Положение бухарских евреев в 19 –начале 20 веков до Октябрьской револю-
ции в основном было весьма тяжёлым, правда были и известные купцы, вла-
дельцы заводов и фабрик, ювелирных магазинов, многоэтажных элитных домов и т.д. Простой народ занимался мелким ремеслом, изготовлением ко-
вров, мелкой торговлей, крашением тканей, лечением недугов и т.п.
Из числа известных богатых бухарских евреев можно назвать семью Вадья-
евых, Потелаховых, Пинхасовых, Давидовых, Муллокандовы  и т.д.
Например, Рафаэль Потелахов был купцом 1-й гильдии, промышленником,
фабрикантом, главой торгового дома, членом комитета Кокандского  отде-
ления Госбанка, старшиной Кокандского биржевого комитета, потомствен-
ным почётным гражданином Коканда, был награждён золотым медалям
«За усердие Николаю 2 –му».
25 октября 1917 года (7 ноября 1917 года по новому стилю)В России прои-
зошла революция, которая изменила весь мир.
Рабочие  и солдаты во главе В.И.Ленина и его сподвижников свергли Вре-
менное правительство и стали строить новое социалистическое государство.
Вскоре появились законы по уничтожению купцов, владельцев заводов, фаб-
рик,землевладельцев и тому подобных богачей и руководителей синагог, це-
рквей и мечетей, как врагов народа. Началась гражданская война красных и белых, богатых и бедных.
Из России выехали в другие государства более 1 миллиона граждан России.
Начались массовые аресты богатых капиталистов и религиозных руководите-
лей. Только с 1937 по 1938 годы в Советском Союзе были осуждены  1 350 тысяч человек, из которых были расстреляны 681 тысяча человек, это более
2\3 от числа всех растрелянных  за период с 1921 по 1953 годы.(см.газета
«Московский комсомолец»октябрь, 2017 года.)
Все богатые люди были раскулачены, их заводы, дома, богатства конфиско-
ваны государством, жёны осуждённых остались без кормильцев, без средств
на существование с многочисленными детьми.
Мои оба деда тоже попали под эту «мясорубку», В 1938 году арестованы и расстреляны, хотя Пинхасов Борух был назначен только управляющим хлоп-
Завода в городе Ходженте, а завод принадлежал Давиду Габою.
А второй дед Давидов Нисим был арестован и расстрелян из-за наличия двух
паспортов. Поэтому через некоторое время оба дедушки были реабилиторо-
ваны. Из-за таких ошибок пострадали и их дети при поступлении в престижные институты и ли на работу в военные заводы.
Несмотря на ряд грубейших ошибок и прощётов в руководстве страны, воз-
главляемой сначала В.И.Лениным и И.В.Сталиным и руководством ЦК ВКП(Б)
и ЦККПСС, бухарские евреи в советское время достигли успехов во многих областях знаний, квалификации, искусства и т.д.
Достаточно перечислить несколько фактов, опубликованных профессором
Робертом Пинхасовым в книге «Бухарские евреи в странах мира».
302  бухарских евреев получили удостоверения Почётного звания:
17 человек –Лауреаты Государственных премий,
16-Лауреаты международных Всесоюзных и республиканских конкурсов,
33---народные артисты  и артистки Таджикистана,
 45- заслуженные артисты и артистки Таджикистана,
10- заслуженные работники культуры,
8-заслуженные деятели искусств и так далее. 
Среди известных бухарских евреев
 Бачаев Мордехай Хияевич(Мухиб)-известный бухарско-еврейский писатель, журналист и переводчик, один из родоначальников бухарско-еврейской литературы, автор 16 книг, сам переживший тяжёлую ссылку в Сибирь за вольнодумство, в Израиле вышли 7 томов избранных произведений(2008г).
Шоиста Муллоджанова – оперная певица,народная артистка Таджикистана, солистка Тадж.ГАТОБ имени Садриддина Айни.
Бангиев Роберт – музыковед,драматург, автор 22 книг стихов и прозы.
Сабзанов Яхиэль – композитор, народный артист Таджикистана, профессор,
заслуженный деятель искусств в Таджикистана.
Маркиэл Фазылов- дважды чемпион мира по русским шашкам, международный гроссмейстер.
Устаев Борис – выпускник Ленинградского литературного института, музы-
кант( 1 скрипка Душанбинского Драм театра), литературный критик.
Калонтарова Малика-народная артистка Таджикистана и СССР, руководитель
Ансамбля народного танца СССР. Игорь Моисеев назвал её «восточным чудом».
Шолонов Пулот Михайлович- профессор, доктор медицинских наук, специалист по болезням почек и других внутренних болезней.
Михаил Абдурахманов- художник, заслуженный деятель искусств Таджикистана и многие другие.
22 июня 1941 началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.На защиту Родины поднялся весь народ.
Как пишет профессор Илья Якубов в своей книге «Войны в судьбе бухарских
евреев» «...Перед началом ВОВ  в СССР числилась от 65 до 70 тысяч бухарских евреев. На фронт были призваны 15 тысяч человек, из которых 6 тысяч погибли , а 9 тысяч вернулись домой, многие из них были инвалидами.
Начавшаяся 1 сентября 1939 года 2-ая Мировая война охватила 72 государства и погибло всего около 60 миллионов, а всех евреев в этой войне погиб-
ло по официальным данным 6 миллионов или 10 % от всех погибших и 1\3
всех евреев, которое составляло до войны 18 миллионов человек.
Это количество евреев не достигло и по происшествии 72 лет.
Сегодня в мире проживает чуть более 14 миллионов человек.
В СССР не было практически семьи, у которой кто-нибудь из родственников не был бы погибшим или раненным в этой войне.
Мой отец, Борухов Рубин добровольно записался на фронт, хотя имел броню
как отец троих маленьких детей и по болезни. В 1942 году был призван, а 24
октября 1943 погиб при выполнении боевого задания в Украине.
На других фронтах погибли его младшие братья( мои дяди) Борухов Родшильд
и Борухов Уриэль. Таких примеров в бухарских семьях не исключение.
В тыл в Среднюю Азию из других городов страны привозили русских, украин-
цев,татар и других национальностей для временного проживания из-за того,
что у них шла война или была задача «решения национального вопроса».
Местное население добровольно освобождало свои свободные жилища,
чтобы помочь приезжим гражданам Союза пережить военные трудности.
После окончания войны эти приезжие или уезжали назад к себе или оставались на новом месте.
Через несколько лет страна с большим трудом стала восстанавливать свою
промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку, образование и т.д.
Ещё в 1930 -1935 годы часть бухарских зажиточных евреев, рискуя своей жизнью уезжала через Афганистан и Иран или пешими, или на лошадях,
ослах в свою священную страну Израиль. Особенно значительная часть
выехала с разрешения Советского государства начиная с 1972 года.
Но особенно массовый характер репатриации в Израиль был связан с распадом СССР в конце 1991 года, когда Горбачёв не смог предотвратить
распад страны и объявил о роспуске КПСС.
В республиках были порваны экономические связи,стали простаивать заводы,
фабрики, стройки, учебные заведения. Начались националистические выступления групп людей, вскоре началась война Армении и Азербайджана, Грузии и России.  Останавливались одна за другой фабрики  и заводы, вырос дефицит продуктов, кругом очереди за элементарными продуктами питания, разгул хулиганства, нарушение сроков выдачи зарплаты и т.п. Бухарские евреи и не только они массово стали оформлять документы в ОВИРЕ для выезда: евреи в Израиль, русские в Россию,украинцы в Украину, татары в Крым или в Казань, немцы, живущие в Средней Азии, в Германию.
В 1990 году мой старший брат, имея диплом двух институтов Ленинабадского
педагогического и Московского политехнического, подтвердил свои дипломы в Израиле, ему дали 3 категорию-кандидат наук, окончил курсы иврита
алеф, бет и гимел и пошёл устраиваться на работу.
Его спросили сколько вам лет, он сказал 56.
Мы вам можем дать работу сшибать с апельсиновых деревьев апельсины и
собирать их в ящики, другой работы у нас для вас нет.
С этого дня до конца жизни( 2006г) он нигде не работал.
Вскоре ему назначили пособие по безработице и через несколько лет ему вместе с мамой выделили амидаровскую квартиру.
Я в 1992 году приехал в Израиль вместе с женой и сыновьями.Зная , что меня не возьмут на работу из –за возраста(мне было 52 года), после окончания ульпана, я больше не стал изучать иврит и начал искать работу, где нет надобности знать иврит, потому что в одночасье я потерял специальность,
родину и язык, как и многие другие репатрианты.
А специальностей у меня было не мало: инженер-механик по автомобилям,
преподаватель по автомобильным дисциплинам, шофёр,автослесарь 5 разряда, токарь5 разряда, мастер по обучению водителей, опыт работы руководителя на крупных  Пассажирских автопредприятиях(от 650-1380 работающих), также опыт публициста-кор-
респондента «Ленинабадской правды») и общественного руководителя с стажем  более 20 лет.
Я пошёл работать станочником по выпуску ханукальных свеч, затем станоч-
ником по обработке металлов на механическом заводе,на хлебзаводе по
обсуживанию оборудования и затем садовником городских парков Холона
Тель- Авива и Бат-Яма. Начал с 1998 года сотрудничать с«Бухарской газетой»,
корреспондентом которой являюсь с 2011 года по настоящее время, издал
 пять книг-сборников стихов и прозы,с 2008 года-член Союза русскоязычных писателей Израиля, получаю пособие по старости после достижения 67 лет. Пенсию израильскую я не получаю, так как тогда для пенсии ни государство и лично работающий не перечисляли деньги.
Молодёжь изучает иврит, находит работу и наши репатрианты в Израиле добились определённых успехов во многих областях труда, спорта, науки  и учёбы.Бухарские евреи благодарны Израилю за то, что в трудное для них время она дала возможность приехать сюда и начать новую жизнь в новых условиях.Пусть приходилось вначале трудно, но репатрианты, приехавшие из  бывшего СССР и СНГ строят себе и своей семье новую жизнь, приумножая богатство Израиля самоотверженным трудом, молодые служат в армии(некоторые, правда, отказываются от службы в армии, но большинство служит).
Сегодня в Израиле кроме иврита и арабского языка радио и телевидение транслируются и на русском языке, выпускаются газеты и журналы и на рус-
ком языке.
Хотелось бы пожелать Правительству Израиля изыскать возможность посылать письма пожилым русскоязычным репатриантам из Битуах Леуми, поликлинник, больниц, банков на понятном им русском языке, ведь по сообщениям СМИ 80% русскоязычных репатриантов не могут читать на иврите, хотя могут говорить на иврите.
Этот вопрос поднимался в печати, были обещания о переводе аннотаций
лекарств на русский язык, но пока этот вопрос не решён.
Как корреспондент газеты, могу сказать, что не всегда на поднимаемые вопросы можно слышать или прочитать ответы из министерств.
Или эти статьи не доходят до соответствующих исполнителей или сегодня
газетам(не главным) не придают значения.А жаль, что так.
                Гавриэль Борухов               
       


Рецензии
Bukharskikh mnogo v Moskve...

Зус Вайман   29.01.2018 23:39     Заявить о нарушении