Остров на Байкале. Часть 1

Фото автора: байкальский вид.

Предисловие. Когда я сказал сыну, что есть шанс с дядей Лешей съездить на Байкал, то первый ответ был: нет. Сын после экзаменов работал в московской фирме программистом. Хотя работа была сменная, выехать на неделю он не мог.
Стоял июнь. Обычно Леша, мой товарищ, направлялся на рыбалку в это время с товарищем, бурятом Хандархаевым Александром, один он редко выезжал на Байкал. На Ангару порыбачить – тут он чаще  бывал один, мест рыбацких  у Алексея хватает.  Но у Хандархаева захандрила машина, и он не стал рисковать, пока не отремонтирует. Алексей Самойлов или, как мы его называем, дядя Леша, рыбак бывалый, поэтому обычно не ищет попутчиков, скорее, они его ищут. Если не с кем,  выезжает один, проводит на берегу несколько дней, ночует в лодке, затащив ее подальше от воды. Приезжает загорелый, полный впечатлений, и не без рыбы. В это время на Байкале идет хариус. Но, как говорит Алексей, ему больше важен не хариус, а сам процесс, сам отдых у Священного моря. Я в этом не сомневаюсь, зная его много лет.
Нам повезло: сына подменили на работе, так как его другу Игорьку понадобились свободные дни позднее. Так мы и оказались на Байкале.

Приезд. Обычно мы ездили с ним на двух «Нивах». Зимой втроем на одной «Ниве» очень неудобно: надо брать с собой много теплых вещей, плиту, газ, щитовой домик. Летом нужен только провиант, палатка, а лодку Алексей разместил в прицепе. Места хватило всему. Сын уселся рядом с дядей Лешей на переднем сиденье – рассказывал интересные истории из своей студенческой жизни, а я дремал среди вещей сзади. Путь от Иркутска известный: через Баяндай по дороге к Петрово, там заворачиваешь через Байкальский хребет в бухту с интересным названием Ая. Выехали мы утром, не торопясь, поэтому обед несколько задержался. Палатку решили поставить сразу. На Байкале не успеешь оглянуться, как задует горняк или култук – только держись! Вид здесь исключительный: бухта широкая, обрамленная с левой стороны скалистым уступом, а с правой – плавным понижением хребта. Байкальская природа вообще эндемична: что ни растение, то нечто особенное. Даже взять сосну, всем привычное дерево: здесь она под воздействием местных условий на открытом пространстве превращается в готовую икебану из-за причудливого сплетения ветвей, порой совсем оголенных.

Пока я вытаскивал запасы, Алексей приводил в порядок лодку. Лодку ему сделали на заказ – практически непотопляемую, с множеством отсеков, что для Байкала очень важно. Сын сразу сделал несколько снимков: вид Байкала, наш вид, только что прибывших и еще не загорелых. Среди запасов отсутствовали куриные яйца и рыбные консервы, так как Алексей, хотя сам человек не суеверный, на рыбалку категорически не брал это, как плохую примету. Нам с сыном рыба была нужна для ухи, а дома мы всегда ее купим в магазине. Алексей, правда, нас неоднократно угощал и омулем и хариусом – его посол значительно лучше, да и рыба, понятно, свежей, чем с прилавка. Пока мы занимались подготовкой, подошли местные рыбаки-буряты.
- Однако, - сказал один, - Байкал туманится, к непогоде.
Я поглядел на озеро: был полный штиль, солнце отражалось в спокойной воде, очертания противоположного берега были скрыты за горизонтом.
- Давайте побурханим, - предложил я. С некоторых пор я не брал на Байкал спиртное для выпивки, но бутылка всегда была в запасе. Эта бутылка была почата, так как по дороге уже встречалось несколько мест для обряда, но остановились мы только на одном взгорке у беседки, обвешанной разноцветными лентами. Местные жители свято чтут Бурхана, местного бога, и обязательно выпьют в его честь или спиртной или молочный напиток. Второй бурят понимающе кивнул головой и взял пластиковые стопочки, захваченные нами на всякий случай. Я разлил по трем стопкам. Алексей махнул рукой, что не будет, мол, можно начинать без него, и продолжал работать. Буряты мизинцем отлили часть водки на землю и только потом выпили оставшееся содержимое.
Я отливаю половину, чуть наклонив стопочку, и мне остается, чтобы промочить горло. Услышав щелчок камеры, сделал вид, что не заметил, как сын сделал очередной исторический снимок.
- Хорошая лодка, - отметил один бурят. Я поддержал беседу.
- Уже не первый год на Байкале, показала себя неплохо.
- Байкал шуток не любит, - добавил второй.
Пожелав нам удачной рыбалки, они пошли к мотоциклу. Через некоторое время мотоцикл взревел, и буряты удалились. Сын успевал везде. Сейчас помогал накачивать лодку дяде Леше, слышался его веселый голос. Еда была готова. Мы собрались у стола, перекусили. Я сказал Алексею, что буряты утверждают: будет непогода.

Примечание: горняк или култук  - названия байкальских ветров.

Часть 2 здесь: http://www.proza.ru/2017/11/14/1482

А можно сразу прочесть часть 15, если нет свободного времени: http://proza.ru/2018/05/04/1538


Рецензии