3. Водомер. Страшная женщина

      Сюда, в соседнюю с тетей Мэри, квартиру я любил заходить. Здесь мне не только сразу отдавали деньги за воду - хозяйка, тетя Женя, всегда норовила угостить меня чем-нибудь вкусным. Она нигде не работала, Евгения Ивановна, жена директора винного завода, того, что находился за Верийским мостом, в самом начале подъема Элбакидзе.               
      Пока я ел пирожок, или пышку, тетя Женя расспрашивала меня - как себя чувствует бабушка, много ли у нее работы, кто к нам приходит в гости? Я отвечал охотно - уходить из жарко натопленной застекленной галереи, где стояла раскаленная чугунная печь, не хотелось. Интересно было смотреть, как открывает тетя Женя откидную дверцу,  расположенную почему-то не сбоку, а сверху, как вырываются на мгновение языки пламени и исчезает в квадратном отверстии одно полено, другое, третье...               
      Бабушке не нравились эти мои посиделки у соседки. Чем именно, она мне не говорила, но однажды я услышал, как она сказала маме об Евгении Ивановне, вполголоса: "Страшная женщина!".               
      Я не мог понять - почему?! Тетя Женя была полной и улыбчивой, никогда ни с кем не скандалила - не в пример некоторым другим соседкам. Правда, улыбка ее была приторной и какой-то... пытливой?               
      Да, я стал понимать потом, что как раз это настораживало бабушку - эти вопросы, вопросы, о которых я рассказывал,  когда  интересовались,  что это я так долго делал у соседей?               
      Бабушка шила.  Надев очки, наметывала белыми нитками, строчила, обшивала.  Машин с оверлоком тогда не было,  и бабушка обшивала швы вручную так ловко,  что готовую вещь нельзя было отличить от фабричной.  Вернее, отличие было - бабушкины платья, костюмы и юбки сидели прекрасно и шились на конкретного заказчика,  вернее заказчицу - мужчин среди бабушкиных клиентов не было.               
      Евгения Ивановна тоже заказывала наряды бабушке. Но шить на нее было трудно : бочкообразная, она хотела, чтобы одежда скрывала недостатки ее фигуры.  Носила только черное  и все равно почти всегда бывала недовольна результатом: сделать ее изящнее не могло даже  бабушкино искусство.               
      А еще она всячески старалась сбить цену на заказ.  Бабушка смотрела грустно,  но соглашалась -  как не уступить соседке?  Тем более, что та говорит, вроде участливо:               
      - Вы же сами понимаете, дорогая,  Вы шьете без патента... Нет, мы, конечно, никогда никому об этом не говорим, но и Вы должны идти нам навстречу...               
      Помню бабушкины исколотые иголками пальцы.  Слезящиеся от усталости глаза.  Ноги - щиколотки, похожие на толстые колодки розового цвета: бабушка, сердечница, шила, не щадя здоровья,  шила, чтобы прокормить меня,  мою маму-студентку,  мужа-инвалида.  И каждый раз, когда речь заходила о цене, уступала Евгении Ивановне - получить патент у нее, вдовы "врага народа", не получалось,  и любой донос мог оставить нас вовсе нищими.


Рецензии
Хороший рассказ. Почувствовала присутствие Вашей бабушки, так ёмко и образно Вы её "показали", хотя практически нет описания её внешности. Что ж, каждая семья боролась тогда за выживание, как могла. Да и сейчас, если один из супругов теряет работу, то второй работает с утра до ночи, чтобы обеспечить жену, детей, а иногда и родителей. Тогда кого-то спасала швейная машинка, а сегодня это может быть собственная машина или компьютер. Иногда кажется, что времена всегда одинаковые. Сейчас ведь тоже есть очень бедные семьи, где один борется за жизни троих, четверых человек. Что касается доносов, то и сейчас надо быть осторожным с людьми: зависть может "навести порчу" на семью (в переносном смысле, конечно).
http://www.youtube.com/watch?v=BY9qVhw1vlE

Елена Полл   13.11.2017 21:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Только в 57-м бабушке дали пенсию: оправдали мужа, моего убитого деда, вернули телефон, а главное - доброе имя. Но получала пенсию она всего три года: сердце не выдержало, умела от инсульта, а ведь ей не было еще и 60-и.

Александр Парцхаладзе   14.11.2017 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.