И ещё раз о Безае

 Всего полмесяца прошло с того вечера, как на нас обрушился водопад из оперных арий - долгожданный концерт Александра Безая в нашей филармонии, о котором не писал только ленивый. (Видимо, я самая ленивая, если пишу только сейчас). Концерт был действительно долгожданным – город давно скучает по оперной музыке!
Старшее поколение помнит, как в самом начале 1960-х годов в Кировоград приехала Московская гастрольная опера. Со всем репертуаром! Кажется, целый месяц мы ходили по вечерам в филармонию, как на работу. («Мы» - это папа, мой старший брат и я). Какое это было счастье! Ведь до этого приходилось слушать оперу только по радио (ежедневно по 3-й программе, в 19-15), и я знала уже много оперных спектаклей, даже тех, которые практически не ставились в театрах Советского Союза. Так, мне хорошо запомнилась «Битва при Леньяно» Верди и знаменитая опера Галеви «Жидовка» (бедная опера! - в плане борьбы с антисемитизмом она переименовывалась трижды: в СССР называлась - «Дочь кардинала» (и почти не ставилась), а относительно недавно в Михайловском театре (Питер) её осовремененная версия стала «Иудейкой»). (Мой папа, в молодости посещавший Ташкентскую оперный театр, напевал арию из этого длинного, на 5 актов спектакля: «Рахиль, ты мне дана судьбою»). Французская оперная классика...
Но вот опера вживую! Запомнилось «трехзвездие» Верди, конечно, «Онегин», «Севильский цирюльник» и что-то из Пуччини (говорят, была «Чио-Чио-Сан», помню, только «Тоску» - аберрация памяти?). Вскоре в моей жизни появится Харьковская опера, затем Большой и Мариинский театры, повезёт даже попасть в Ковент-Гарден (1986, гастроли в Ленинграде). Но тогда - в школьные годы - это было впервые, поэтому потрясало до основ. Утверждаю, что последующие 55 лет ничего подобного в нашем городе не было! (Нет, я не забыла о народном театре Флейшмана при ДК Калинина, но то был театр оперетты, а не оперы).
И вот я ожидаю концерт Александра Безая. Как не считай, но по возрасту он мне может быть только внуком, поэтому; «Саша, Сашенька…». Концерт был приурочен к 25-летию Саши Безая. А знаю его давно, ещё студентом, когда с лёгкой руки Людмилы Френчко в музучилище состоялся мой творческий вечер. «Нет, никто столь счастливым не был!», - призывно кричало с каждой двери моё фото в красном. Но это (хотя и явный перебор) обеспечило полный зал. И в целом вечер был подготовлен отлично. Моё выступление перемежалось выступлениями студентов, читавших мои стихи и даривших мне музыкальные подарки. Вот тут и запомнился мне студент Саша Безай – он прочёл моё «Памяти Евгении Мирошниченко» и спел Моцарта (дуэт Дон-Жуана и Церлины), Кто пел Церлину - жаль, не помню, но Безая, исполнившего партию Дон-Жуана, я с тех пор не забываю. Вскоре я радовалась поступлению Саши, ученика Владимипа Стратьева, в столичную консерваторию. Позже, случалось, передавала через него свои книги Лидии Забилястой.
И вот он – солист нашей филармонии, и его первый сольный концерт - к его же юбилею. Двадцать пять! (Сразу же возникли ассоциации с концертом знаменитого теперь сопрано Ольги Микитенко, ровно через месяц после своего участия в концерте Хосе Карерраса (май, 1999) отметившей своё 25-летие сольником в Колонном зале им. Лысенко). Отмечу ещё один общий признак этих концертов (увы, негативный)- прискорбное отсутствие программок.

В отличие от Ольги Микитенко, чей концерт состоял только из итальянских арий, в программе у Безая были и арии из оперетт (и Мистер Икс, и Раджами), и романсы. Как по мне, исполняя романс Рахманинова, Саша блеснул новой гранью своего таланта! Было и «Безмежное поле» Лысенко и пахмутовская «Мелодия», которую зал, ностальгируя по прошлому, встретил овациями.
Я люблю голос Саши Безая - драматический баритон. И пусть знатоки говорят о недостатках его голоса – замечания специалистов пойдут ему на пользу. К счастью, у Саши ещё есть время совершенствовать свою певческую технику, расширять диапазон и пр. А я об этом и говорить не стану, лучше отмечу у него прекрасную орфоэпию пения – я слышала каждое слово, каждый звук! - консерваторская выучка. Если и были в том исполнении слабые места – рядовой зритель, наслаждаясь концертом, их не заметил. К тому же, они с лихвой перекрывались редким артистизмом певца. Как зффектно он закончил арию Тореадора! И не только её.
Мне понравился каждый номер Сашиного концерта Solo Classic, а всё же я ждала любимое и самоё удачное в репертуаре Безая – арию Андрия из «Тараса Бульбы» Лысенко, которую он приберёг к концу. Саша исполняет её традиционно и одновременно великолепно.
Спасибо партнёрам юбиляра: камерному оркестру «Концертино» (Наталья Хилобокова,симфоническому оркестру музыкального училища (Лариса Голиусова)и художественному руководителю филармонии Наталье Бондаренко!
Спасибо за прекрасный сценарий - когда в конце концерта исполнялась оратория, и весь зал, стоя, пел «Реве та стогне Дніпр широкий», я плакала. И не только я.
  Похвалив  филармонию за то, что не поскупилась на костюмы для этого театрализованного действа - оно изначально было заявлено графом Орловским из «Летучей мыши», как бал-маскарад - тут же узнала, что практически все костюмы были куплены самим артистом и его родителями. И всё же этот концерт -  результат командного труда всей филармонии, который превзошёл все наши ожидания.

А ещё Саша порадовал всех, познакомив нас со своей подругой (по жизни и сцене) - Анастасией Потоцкой, исполнившей своим чудесным сопрано «Соловейко» Кропивницкого и дуэтом с Безаем - «Місяць на небі». Зал неиствовал. Молодых завалили цветами и подарками. Уже за кулисами и я вручила свой подарок – толстый том воспоминаний о Шаляпине с шутливым мадригалом своему любимцу:

Баритон твой СУПЕРКЛАССА
Мне милей любого баса.
Утверждаю, сам Шаляпин
Снял бы пред тобою шляпу!

По-моему, это лучший оперный концерт ОСЕНИ-2017, если не считать концерт к 85-летию Анатолия Соловьяненко, прошедший в Национальной опере ровно за месяц до нашего концерта. Но не будем сравнивать несравнимое! Ведь Александр Безай у нас – один, и для нас он – лучший! Спасибо, Сашенька, за праздник! Береги себя для новых встреч с твоими благодарными поклонниками, сошедшими с ума от восторга!


Рецензии