Джон Милтон
Говорят, нет худа без добра.
И, действительно - думаю, многие из нас порой замечали, что какие-то неприятные события в нашей жизни вдруг оказывались нам во благо. Наверняка у каждого в жизни была такая ситуация.
Правда, иногда бывает, что мы не понимаем, на что нам намекает провидение и тонем в своих переживаниях.
Я хочу рассказать вам о человеке, которого однажды страшная болезнь спровоцировала сделать большое открытие в психиатрии.
Мало того, она помогла ему определиться с жизненным призванием, а это, согласитесь, удается сделать далеко не многим из нас.
Речь сегодня пойдет о Милтоне Эриксоне – талантливом американском психиатре и известном психотерапевте 20-го века.
Итак, 5-го декабря 1901 года, на самой заре 20-го века, в Неваде, родился мальчик, которого назвали Милтоном.
Этот малыш был довольно необычным ребенком. Он научился говорить только в четыре года, страдал от дислексии, очень плохо умел читать, у него абсолютно не было музыкального слуха и присутствовали проблемы с цветовосприятием (дальтонизм).
А в развитии Милтон очень отставал от своих сверстников.
Никому и в голову не могло прийти, что этот странный малыш – будущий врач, психиатр с мировым именем.
А началось все с того, что в 17 лет Милтон заболел полиомиелитом. Он очень тяжело переносил это заболевание, - он оказался прикован к постели и был практически парализован.
Все доктора в один голос твердили – мальчик не выживет.
И вот однажды вечером, после очередного приступа болезни, трое врачей, которые пытались спасти юношу, тихонько сообщили матери, что ее сын к утру умрет. Видимо, не особо беспокоясь о конфиденциальности разговора и чувствах несчастного больного, этот консилиум доктора решили провести прямо за дверью спальни, где, по их мнению, умирал Милтон.
Безусловно, Милтон, как и свойственно всем подросткам, изо всех сил пытался подслушать, о чем говорят за дверью. Он прекрасно понимал, что речь идет о нем и чувствовал, что прогнозы самые неутешительные. Но разговор вдруг стал настолько эмоционален, что уже и не нужно было сильно напрягать слух, чтобы понять, что к утру ему суждено умереть.
Позже сам Милтон рассказывал, что вместо отчаяния или ужаса, которому было бы положено его охватить при таком известии, он вдруг почувствовал злость.
Он ужасно разозлился!!
В тот момент он будто решил доказать некомпетентность врачей, неуместность смерти в таком юном возрасте, и самой судьбе утереть нос.
Спустя какое-то время, в комнату зашла его мать. Она изо всех сил старалась не показать сыну свою боль и страх перед грядущей ночью. Милтон не стал говорить матери, что все слышал, это определенно привело бы к эмоционально тяжелой ситуации, а он сейчас был сосредоточен на другом - он планировал выжить.
И, вдруг ему пришла в голову мысль: Милтон попросил мать немного подвинуть комод,- поставить его напротив кровати.
Милтон уже едва мог разговаривать, но мать поняла, чего он хочет и сделала все, как он просил.
Но при этом Джон с горечью заметил, что она приняла его слова за предсмертный бред, и просьбу эту посчитала совершенно бессмысленной.
На самом же деле суть в том, что комод был с зеркалом.
И когда мать подвинула комод так, как попросил Милтон, он смог увидеть в этом зеркале отражение заката.
Милтон посмотрел на отразившееся разноцветное небо и сказал себе внушительно и настолько четко, насколько это было возможно в его положении: «Будь я проклят, если это будет мой последний закат!»
В этот момент он страстно хотел уметь рисовать, чтобы можно было запечатлеть этот прекрасный вид. Огромное небо сияло для него, переливалось самыми разными цветами и словно поддерживало его в желании жить. Милтон смотрел, не отрывая глаз, впивался слабыми глазами в каждую частичку вечернего торжества, думал о том, как завтра он снова будет провожать день, и послезавтра и потом… – еще не раз, а несколько десятков тысяч раз….
И потерял сознание.
Милтон очнулся через три дня. И вдруг вспомнил картину заката, который отпечатался в его сознании до мельчайших подробностей. Тогда он, приложив невероятное усилие, спросил отца: «Куда делся забор, дерево и огромный валун, стоявший напротив окна?».
Милтон был весьма удивлен, когда отец сказал, что и забор, и валун, и дерево – на том же самом месте, там, где они всегда и были. Но Милтон помнил совсем другое – он видел только закат!
Поразмышляв над эти странным явлением, Милтон пришел к выводу, что он смог каким-то образом изменить свое восприятие действительности, сильно сконцентрировавшись на закате. Получается, что его разум просто не видел ни забора, ни валуна с деревом, полностью отдавшись этому прекрасному природному явлению.
Позже он говорил, что именно этот случай заставил его задуматься о том, что при помощи такой концентрации можно исправить свое здоровье. И именно тогда он решил стать врачом. Если все получится, и Милтон выкарабкается из своего сегодняшнего положения с помощью своей собственной воли и сознания – он непременно станет врачом!
И он приступил к делу. Милтон часами концентрировал свое внимание на мышцах ног, посылая им импульсы и прислушиваясь к ответу. Мысленно он двигал каждой мышцей, шевелил пальцами и порой ему казалось, что он чувствует эти шевеления.
Он наблюдал за своей младшей сестрой, за каждым ее движением и изо всех сил сосредотачивался на своем теле, заставляя его вспомнить мышечную активность. Он часами представлял, как он ходит, детально воображал каждое движение мышц ног. Он думал о том, как управлял раньше своим телом, мысленно шевелил каждым пальцем, каждую клетку он заставлял прислушиваться к своим командам.
И произошло удивительное: наперекор всем прогнозам и ожиданиям врачей, Милтон стал поправляться.
Его тело вдруг начало оживать, появилась активность каких-то отдельных участков. Правда он еще не мог толком разговаривать и все еще оставался в постели.
Он занимал себя наблюдениями за окружающими и самим собой, своими ощущениями. И с упорством продолжал работать над своим телом, которое стало ему таким чужим.
Благодаря пристальному наблюдению за окружавшими его людьми, он понял значение невербальных сигналов при общении. Стал замечать, как часто слова и жесты противоречат друг другу.
Сам он позже рассказывал об этом так: «Лежа на кровати, еще не отойдя от паралича, я мог двигать только глазами и слушать. Парализованному человеку, находящемуся на ферме со своими родителями, братом, семью сестрами и медсестрой, заняться особо нечем. Поэтому единственным моим развлечением было наблюдением за домочадцами. Вскоре я смог отличать, когда мои сестры обманывают, а когда говорят правду. Я изучал их невербальный язык, язык тела. Кроме этого младшая сестра росла на моих глазах, когда меня парализовало, она могла только ползать, мне же удалось увидеть, как она училась вставать и делать первые шаги»...
А спустя время его волевые усилия вдруг дали о себе знать: Милтон наконец-то снова научился хорошо говорить и двигать руками! Только ноги еще не повиновались ему – ходить он не мог.
Он продолжал концентрировать свое внимание на импульсах, возникавших в мышцах ног, мысленно шевелить ими. И ему вновь удалось добиться еле заметных движений. Конечно, это далось ему непросто и потребовало много времени, но через год он уже смог передвигаться на костылях.
В течение этого мучительного года, когда ноги только начали откликаться на его приказы, он снова придумал невероятную терапию: Милтон решил в одиночку совершить путешествие на каноэ.
Путешествие длиною в тысячу миль! Отговаривать его было бесполезно, как мы все уже поняли – твердости характера Милтона можно позавидовать, - и вот он отправился в это отчаянное путешествие.
Именно после этой поездки и появились первые весомые результаты, настоящий прогресс.
Как только он смог относительно свободно ходить с помощью костылей, Милтон нашел себе работу. Конечно, сидячую.
Теперь его целью было заработать денег на обучение в университете. И, представьте себе, проявив недюжинное упорство и усердие – он осуществил и этот свой замысел.
И вот – он уже делает успехи в учебе и даже получает степень по психологии. Принципы Милтона, которые он открыл, благодаря – или вопреки? - своей болезни до сих пор используются практикующими психологами и психотерапевтами.
Однажды он, изучая словесные ассоциации, в ходе одного из экспериментов выяснил, что пациент бессознательно ассоциирует предложенное доктором слово с теми событиями или вещами, которые представляют суть его проблемы.
И это подтолкнуло Милтона к мысли, что все можно сделать с точностью до наоборот. То есть, если пациенту послать зашифрованное сообщение в виде, например, рассказа, и рассказ этот будет содержать в себе слова и понятия, решающие проблему данного человека – такая терапия сможет мягко и положительно воздействовать на пациента. Причем не очевидно, а подсознательно. Человек даже не будет понимать, что происходит.
Точно так же, как он не понимает всю глубину своих ассоциаций, которые у него вызывает слово, предложенное врачом.
В это же время ему в голову приходит идея о создании особого вида гипноза, в котором внушение будет происходить мягко, ненавязчиво, не задевая сознания пациента, а сразу обращаясь к его подсознанию.
Это только малая толика его исследований, ведь интересы Милтона были весьма разносторонними. Его интересовала и педагогика, и психология, и антропология. Милтон написал много книг и сформулировал массу теорий. У него появились последователи, оппоненты и ученики.
Он проводил семинары и тренинги до конца своих дней.
Жизнь преподнесла Мильтону нелегкое испытание. И он его с честью выдержал. Благодаря своему невероятному мужеству, упорству и настойчивости, он выстоял физически и смог состояться как личность.
Этот человек сделал практически невозможное – он ценой невероятных усилий превратил свою болезнь в дорогу, ведущую к возможностям.
И прошел по ней до самого конца, точно так же, как проплыл когда-то 1000 миль на каноэ…
Такой пример способен вдохновить на подвиги любого. Пусть так оно и будет.
Ну а мне пришло время прощаться с вами.
Никогда не сдавайтесь!
До новых встреч!
Свидетельство о публикации №217111300802