Обиды

ОБИДЫ

Александр Широбоков


                «Злопамятность – гнев слабых», «Если ты обижен, противник добился успеха».

                Афоризмы
      Все знают, как причудлива человеческая память: - со временем сглаживается боль утрат, забываются страшные обиды и, как правило, в памяти остаются только приятные воспоминания. Но некоторые события, пусть даже незначительные, почему-то запоминаются на всю жизнь.

        …Ко второму курсу института ещё не забылись школьные приятели, не друзья, а, именно, приятели. Вот один из них, Володя, и познакомил меня с молодой семейной парой, проживающей на самой окраине Василеостровского района Ленинграда, что на острове Декабристов. Эту окраину  мы называли по старой привычке остров  Голодай,  а пара занимала там небольшую двухкомнатную квартиру на втором этаже в кирпичном трёхэтажном доме старой  постройки. Глава семьи – Аркаша Цейтлин был невысокого роста, двадцати пяти лет отроду. Ещё Аркаша был музыкантом и очень гордился виниловой пластинкой фирмы «Мелодия» с записью танго, где он солировал на саксофоне. К его гордости, на наклейке пластинки упоминалась его фамилия в составе исполнителей. 

     Жена у Аркаши была стройная, ослепительная своей южной красотой миниатюрная брюнетка Эрика или Рика, как мы с друзьями потом   её называли;  Рика была старше нас на два года, то есть ей был двадцать один год. Говорили, что у этой пары был ребёнок, но я его никогда не видел.  Также я так и не понял  – работала – ли  Рика где-нибудь. Как правило, днём она оказывалась дома.

     Постепенно наша компания обрастала моими приятелями и подругами Рики. Вечерние встречи проходили традиционно – мы с приятелями приносили популярные тогда портвейны с номерами 33, 777, «Армянское крепкое» и прочие «благородные» портвейны. Рика с подругами организовывала закуску. Потом в самой большой комнате свет слегка тушился, то есть зажигалась одна лампочка в углу комнаты и начинались танцы. Появились первые парочки…

     Танцы, обычно, начинались с танго, где солировал Аркаша. Потом ставилась пластинка, выполненная на рентгеновских снимках, на «рёбрах». если кто помнит, с разухабистой песенкой незамысловатого содержания:

       - Ёжилась, корёжилась, царапалась, дралась. Только под Саратовом я милому далась!

     Я бы не сказал, что отношения в этой компании были целомудренные. Но выделялась на этом фоне подруга Эрики -  Людмила. Вот ведь,  бывали такие девчонки на моей памяти: - они и матернуться могли чисто по-женски, и продемонстрировать во время танца, например, свою полную доступность, но после лёгкого флирта возникала «китайская стена». Они берегли себя для брака. Такой была и Людмила, подруга Эрики. Она выпивала портвейн почти поровну с нами, зазывно хохотала, вместо слова «простите»,  она  неизменно говорила «проссыте», но… Когда мы однажды  приехали в Комарово всей компанией  на  дачу нашей бывшей школьной учительницы Антонины Ивановны вместе с её старшим сыном,  учившимся  с нами  в одном классе, после затопленной печки, портвейна  и  танцев, Людмила потребовала себе отдельную постель. Отвернувшись к стенке,  на настойчивые нескромные притязания хозяина дачи она неизменно отвечала – Проссыте!.. По - разному складывалась судьба у таких недотрог. Что было дальше с упомянутой Людмилой – я не знаю. Другая, кстати, тоже Людмила, русская красавица с огромной светлой косой  дождалась всё - таки своего суженого. Тот закончил Семинарию и увёз Людмилу матушкой в отдалённый приход на берегу Ладоги. Ещё одна недотрога – Валюша  берегла себя до пятого курса института и, чтобы остаться после распределения в Ленинграде, с рыданиями на плечах сочувствующих ей  подруг вышла замуж за инвалида с ленинградской  пропиской. Девственницей!..

      Совсем другой была Рика. Она с удовольствием выпивала вместе со всеми, правда, в меру, но когда начинались танцы … Танцевала Рика несколько странно. Она отклоняла верхнюю часть туловища в сторону, одновременно вжимаясь нижней частью стройного тела в ногу партнёра. При этом она закатывала глаза и начинала шумно дышать. Сначала нас это шокировало – это-то при муже, который веселился вместе со всеми, но потом привыкли. Мы с друзьями, тогда ещё холостяки,  исповедовали простой принцип: - жена или подруга приятеля -  для тебе не женщина, а простой компаньон по веселью. К сожалению, как показала жизнь, не все граждане мужского пола  этому принципу следуют...

       Так вот. Однажды в перерыве между танцами, а я перед этим танцевал с Рикой, мне захотелось покурить. В квартире мы не курили, спускаясь для этого на полпролёта по лестнице. Там на площадке стояла большая пепельница, и было даже два стула. Неожиданно на этой сумеречной  площадке с сигаретой появилась Рика – она тоже была курящей. Каким-то странным голосом она проворковала:

            - Саша, дай прикурить.

Я чиркнул спичкой. Тут Рика, прикурив, распахнула блузку со словами:

    - Ты посмотри, какая у меня грудь!

Блузка была надета на голое тело…  В полумраке забелел правый предмет рикиной гордости. В этот же момент боковым зрением, а оно у меня, как у бывшего баскетболиста, было  неплохо развито, я увидел бесшумно спустившегося на площадку Аркашу и тут же получил несильный удар в скулу.

       - За что! – вскричал я, без труда скрутив хилые руки музыканта.

 В принципе, я мог уложить его на пол одним ударом.
               -  Да ты,… ты!..
           - Ну и разбирайтесь между собой, а я пошёл одеваться! Больше к вам ни ногой.

      Не успел я снять пальто с вешалки, как влетел запыхавшийся Аркаша и буквально за руку потащил меня во вторую комнату, где у них была спальня. Там же стоял небольшой столик.

      - Садись, Саша, - сказал он мне, указывая на стоящий рядом пуфик и доставая при этом из шкафчика бутылку перцовой водки с двумя  стаканчиками, - ты не представляешь, как трудно жить еврею в Советском Союзе. На работе зажимают, а тут ещё жена такая. Погорячился. Извини. Давай без обид.

        - А я уже забыл, Аркаша! Наливай.

     И всё осталось по-прежнему. И Рика танцевала, как и раньше, и  обиды у меня не осталось, но почему-то эпизод запомнился.

     …Прошло несколько лет. На старших курсах института я с удовольствием участвовал в студенческом научном обществе. Не знаю, по какой причине, но на нашей кафедре специальных оптических приборов мне предложили работать на полставки должности лаборанта. Во-первых, для меня это было интересно -  готовить макеты для лабораторных работ, а, во-вторых, это была существенная прибавка к стипендии.  Через несколько месяцев меня усадил за свой рабочий стол в преподавательской комнате мой непосредственный начальник, доктор наук Серафим Александрович, сухарь, кстати, страшный и с абсолютным отсутствием чувства юмора.

   - Послушайте, Широбоков, - он называл меня всегда по фамилии и на «Вы», - Я Вам сейчас сообщу секретные сведения.

Тут я насторожился. Секретные сведения – и без первого отдела, без подписки о неразглашении. Какое доверие!

        - Широбоков, под Москвой разработали газовый лазер большой мощности. Нам поручено измерить реальную мощность этого лазера, но любой приёмник излучения, помещённый в поток излучения, неизбежно сгорит. Поэтому, требуется ослабить поток, падающий на приёмник, в десять тысяч раз. Мне этим заниматься некогда. Вы будете разрабатывать ослабитель потока под моим руководством. Кроме нас эту проблему будет решать зав.кафедрой Семён Тобиасович. Каким путём он пойдёт -  я не знаю.

               -Ничего себе, - подумал я, - Над этой проблемой будет работать сам Цуккерман!

    Действительно, зав.кафедрой С.Т.Цуккерман был фигурой легендарной. Закончив в послереволюционное время институт Красной профессуры, он внёс большой вклад в развитие оптической промышленности страны. Не защитив ни кандидатской, ни докторской диссертации, он заслуженно получил звание красного профессора, совершенствуя оптические прицелы, особенно,  во время войны.  Более того, перед войной у него в ЛИТМО учился мой отец!

      И я приступил к работе. Мне показалось целесообразным пропустить лазерное излучение через систему отражающих поверхностей, которые за счёт отражения и соответствующего поглощения этот поток ослабят в нужное количество раз. Мне пришлось изучить совершенно непрофильные для моей специализации предметы – теплотехнику и термодинамику. Задача оказалась очень сложной. Все известные материалы, отражающие даже 95% энергии, должны были неизбежно сгореть в мощном потоке излучения.  Оставшихся и поглощённых 5% энергии хватало, чтобы эти материалы расплавить! Тогда мне пришла в голову идея изготовить зеркала из плавленого кварца, выполненных в виде соединяющихся друг с другом кювет. Через них непрерывно пропускалась вода для охлаждения, то есть, для теплоотвода. Ещё раз проверил расчёты: - теплопередача, теплоотвод, конвенция – всё сходилось. Ослабление в 10000 раз получилось!

    С ворохом бумажных расчётов и графиков я пришёл к своему работодателю Серафиму Александровичу. Надо отметить, что те два месяца, когда я ковырялся в теплотехнике, встречи наши были нечасты. Несколько рассеянно посмотрев итоговые результаты расчётов, начальник произнёс:

   - Да, Широбоков, неплохо мы с Вами поработали. Будем теперь изготавливать ослабитель «в железе».

       Я съездил на профильное предприятие, по доверенности закупил пластины плавленого кварца, на опытном производстве института по моим чертежам  изготовили кюветы и корпус ослабителя. Вот он ослабитель для секретного лазера! И даже вода через кюветы течёт под любым напором и нигде не протекает.

            - Широбоков, - услышал я, с гордостью положив своё детище в сборе на стол Серафима Александровича, - У нас по кафедре перед дипломным проектом предусмотрен завершающий технический проект.  Я думаю, что выполненная Вами работа может быть оформлена в виде этого проекта. Защищать свой проект Вы будете не мне. Защиту будет принимать Семён Тобиасович.

При этом он как-то странно улыбнулся, что случалось с ним довольно редко. Уже потом я узнал, что С.Т.Цуккерман предложил совершенно другое решение ослабителя, из за чего два профессора слегка поспорили. Цуккерман предложил сферический отражатель, в узком телесном угле которого предполагалось нужное ослабление потока.

      Цуккерман моё изделие уже видел на кафедре, но со мной эту тему не обсуждал. Начертить всё на ватмане и подготовить пояснительную записку с расчетами мне труда не составило. Подошло время защиты…

    - Семён Тобиасович, можно? - постучался я в дверь кабинета зав.кафедрой.
           -Да, да, Широбоков, заходите. Посмотрим что у Вас.

    Профессор долго изучал расчёты, что-то выписывал на листочке, внимательно смотрел чертежи.  Минут через двадцать он нарушил молчание:

    - А у Вас на вот этом чертеже рамочка выполнена не по ГОСТу. Проект выполнен неплохо, но больше четвёрки я поставить не могу.

     - Семён Тобиасович! Ну как же так! Это такая мелочь на фоне всего остального!
 
   - Ничего, ничего! Научный работник или учёный должен всегда  тщательно прорабатывать свои проекты. Вплоть до рамочек и запятых. А вообще, у меня есть другое решение проблемы ослабителя. Думаю, что не хуже Вашего. Идите.

    Вот так! Вместо ожидаемой пятёрки с похвалой я вышел из кабинета, как оплёванный. Сейчас об этом вспоминать забавно, но каково мне было тогда, студенту последнего курса. Неужели это была ревность маститого профессора?

    Да! Память, память…
 


Рецензии
Да! Есть горе-преподаватели, ненавидящие учеников, умнее себя. Испытано на своей шкуре. Когда я стала учителем, то работала по принципу: ученик должен быть умней учителя, только тогда учитель состоится! Ученики были в восторге. А коллеги принялись травить. Более 20 лет. Но я счастлива: мои ученики лучшие были в институтах и техникумах! Вот так! С восторгом и благодарностью.

Любовь Ковалева   15.11.2017 21:26     Заявить о нарушении
Согласен.
С уважением

Александр Широбоков 3   15.11.2017 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.