Ноосфера Шри Ауробиндо

ПАВЛОВ А.Н.

НООСФЕРА ШРИ АУРОБИНДО

     Совершенно независимо от В.И.Вернадского и П.Шардена вопросы ноосферы были рассмотрены Шри Ауробиндо – величайшим мыслителем XX века. Глубоко изучив западную культуру и индуизм, он смог найти точку, где западный и восточный миры сходятся. Его постоянная сотрудница и последовательница – Мать – позже назвала это третьим состоянием. Уже после смерти Ш. Ауробиндо (1950 г.) французский писатель  и  исследователь  их  учения,  доверенное   лицо Матери, Сатпрем  (это имя было дано Матерью) издаёт в 13 томах беседы с ней под названием  «Легенда Матери. Хроника супраментального воздействия на Землю», а позже – трилогию о Матери: 
1. «Божественный материализм», 
2. «Новый вид»,
3. «Мутация смерти».
     В последней своей работе  «Разум клеток»  он оформляет суть открытия Матери как явление изменения генетической программы и в связи с этим иное видение смерти. Я сознательно привел названия главных работ Сатпрема, в которых развиты философские взгляды Шри Ауробиндо, потому что они говорят сами за себя, может быть больше, чем дало бы их толкование и чужая интерпретация.
     В учении Шри Ауробиндо нет прямых разговоров о ноосфере. Термин «ноосфера» –  это западное изобретение. Но, что, пожалуй, важнее и намного глубже, в нём  исследуется эволюция Разума:
– «Человек – это переходное существо,  его становление не закончено ... Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку  это одновременно и стремление внутреннего Духа, и логика природного процесса».
      Шри Ауробиндо был исключительно образованным человеком и удивительно талантливым. Родился он, как и великий его современник Рабиндранат Тагор, в Калькутте, но на 11 лет позже –  15 августа 1872 г. Волею отца, законченного англомана, воспитывался как европеец и получил прекрасное западное образование. В совершенстве владел многими европейскими языками, знал греческий, латынь, признан величайшим поэтом. Его поэтический эпос  «Савитри»  называют в Индии пятой Ведой. К сожалению, у нас в России о нём очень мало известно. Да и не только о нём. От нас многое было скрыто, мы интеллектуально обворованы. Это наша беда. И крупнейшие мыслители тут не причём.
     По Ш. Ауробиндо, ноосфера породит нового человека, и им будет тот, кто остро осознает ужасную нехватку чего-то такого, что не смогут заполнить ни наука, ни церкви, ни наслаждения. Человека нельзя безнаказанно лишать его тайн.
    Тайна человека  внутри него. Она и составляет суть ноосферы. В ней скрыта  тайна взаимодействия разума и духа. На мой взгляд, она каким-то образом может быть связана с процессом, происходящим в системе будущее–настоящее–прошлое.  По моим представлениям, будущее – это чистое время, настоящее – чистое пространство, прошлое – овеществлённое постранство-время [Павлов, 1996, 2006].
     Такое овеществление происходит, как реализация одного из направлений симметрии пространства – верх-низ. Схематически этот процесс можно представить, как работу песочных часов. Но прошлое не вечно. Эти  «песочные часы»  кто-то периодически переворачивает.
    Когда это касается человека, то такое переворачивание происходит довольно часто, каждый раз оно связано со смертью. Ведь человек, как впрочем, и любое тело во Вселенной, появившись на свет божий, представляет собой реалию, относящуюся к категории состоявшегося, т. е. прошлого. Иначе говоря, человек – это субстанция пространственно-временная. В его структуру, помимо материальных элементов, входят разум и душа. Именно последние и отличают Нomo-sapiens от остальной части биосферы. Смерть эту постранственно-временную структуру разрушает.
    Точнее, разрушение этой структуры и есть смерть. Материальные её остатки формируют новые более устойчивые пространственно-временные формы и переходят в то прошлое, которое у людей принято называть вечностью. На самом деле, такая вечность – это просто более длительное прошлое. Новое прошлое! А куда же делись разум и душа?
     Этот вопрос напоминает незатейливую, но весьма мудрую загадку. Может быть, помните, в фильме-сказке о соловье-разбойнике солдат выигрывает спор вопросом:
– когда съедают бублик, куда девается от него дырка?
     На первый взгляд, кажется, смешно. Но это только на первый взгляд. Ведь дырка-то была, и именно она отличала бублик, скажем, от булочки, пирожка или хлеба. Дырка представляла собой элемент структуры бублика, пространственный элемент, связанный с материальным (в бублике – с тестом). Так куда же всё-таки девалась дырка от бублика? Она осталась. Осталась как часть пространства, потому что человек не может его съесть. Человек не способен съесть пространство, потому что в нём его уже достаточно. Пространство-время в нём сбалансировано под его человеческую суть.
      Но кроме дырки в бублике ещё было спрятано время – время изготовления бублика. И какие-нибудь  «вмороженные», точнее, в случае с бубликом впечённые в него радиоактивные, например, часы, время, прошедшее от изготовления бублика могли бы довольно точно отсчитать. Куда же делось это   «впечённое»  время? Оно не исчезает в никуда. Оно должно остаться во времени, т. е. пополнить то будущее, из которого когда-то было взято. А вы хотите предложить  другое объяснение? Пожалуйста. Его тоже можно обсудить.


Рецензии
Да Саша! Это прискорбно, но нас обворовали. Крупно. Идеолог типа Суслова решал - это можно, а вот это никак нельзя. На всю философию ставился штамп: Этот идеалист и читать его не следует. А вот это наш человек - материалист, но с уклоном. Его изучать в усеченном виде. По существу рекомендовалось читать только Маркса и Энгельса. Ленина, хотя и не считаю его философом и то с купюрами. Какой Ауэрбиндо? Зачем он нужен советскому человеку? Мне представляется, что и Вернадского терпели с трудом.
С восточной философией и с индийской вообще беда. Мы её вообще не знали. Зато массу времени посвятили изучению истории партии и диалектическому материализму.
Спасибо за интересную миниатюру

Юрий Юровский   26.07.2018 12:00     Заявить о нарушении