Хранитель священного города

Чусовая – не простая река.
Это дорога, вечный путь в загадочную страну Вису.
Красивейшая река Каменного Пояса не случайно зовётся Рекой Теснин, она охраняется грозными бойцами.
Кто-то видел боец Дождевой или Олений, а кто-то хоть раз смотрел на стены бойца Винокуренного или Новикова. Приглядитесь к ним внимательнее.
Вы увидите башни и строгие колонны, крепости с бойницами и воротами, площади и улочки. Догадались?
Невозможно не заметить, что перед тобой древний Город.
Священная Чуоси – Река Городов!
Да только вход в них заказан. Чусовая хранит свои тайны, и мы можем лишь прикоснуться к ним.

     На берегах Чусовой первыми хозяевами были древние предки коми. Русские люди называли их "чудью" за диковинные обряды и шаманские верования, а за знание природы рек и лесов, силы трав – считали колдунами, побаивались.
Недавно мне повезло побывать в одном колдовском месте.
Хотите, проведу?
     Мы доберёмся до деревни Мартьяновой и перейдём по мостику на правый берег Чусовой. В Наговоре старого чусовлянина прославилась "Мартьянова зипунами", так что оденемся потеплей.
     Наш путь будет по улочке Заречной на северо-запад, по-над камнем Востреньким.
     На развилке выберем левую дорогу. Правая-то к Волеговой деревне уведёт.
Спустимся в Студёный Лог, да поднимемся на горочку. С неё хорошо махину бойца Переволошного видать – впечатляющий мохнатый горб! Будто загривок медвежий.
Вот километр и прошли. Да и не горочка это, а перешеек знаменитой Мартьяновой Дуги. Пережим, по-нашенски.

     Река Теснин в этом месте совершает заветный Круг.
Чусовая уходит вначале к юго-западу по Косому перебору до камня Глухого.
От него река круто поворачивает на север, к камню Еленкину. Врезаясь в горный хребет, Чусовая снова поворачивает – уже на восток. Там волны священной Чуоси разрезает Каменная Лодья – боец Лодышный. От бойца Лодышного Река Теснин возвращается на юг, к тому же перешейку, завершая Мартьянову Дугу. А дальше…
Дальше путников поджидает Баба Яга!

     Это косматый и дикий камень, который прячется в густых лохмах елей. Крючковатый нос Бабы Яги нет-нет, да и высунется из непроходимой островерхой чащи. Ну, кто там по реке идёт?
     В детстве нам рассказывали сказки об Иван-Царевиче верхом на Сером Волке, о Змее-Горыныче, о страшной Бабе-Яге. Так вот, древняя "чудь" проникла в наши русские сказки.

     Когда видишь мансийскую чамью (сомъях), высокий лабаз на столбах из деревьев – то видишь наяву Избушку-На-Курьих-Ножках. У обских хантов был в обычае и частокол с черепами вокруг.
     Яга – это вообще-то шуба из вывернутых наружу кусочков меха (волка, лисы, собак), иногда - из гагарьих шеек, перьями наружу. Носили такую одёжу женщины, шаманы угро-финских племён – вот откуда взялась Баба-Яга.

***
     В тот ноябрьский вечер я шёл по пережиму Мартьяновой Дуги, по дороге от камня Лодышного в деревню. Обошёл сторонкой Бабу Ягу и задумался о ней - явно сторожит что-то интересное!
     Солнышко садилось. Сквозь лес от реки шло чудное сияние. К северу круто спускалась к берегу Чусовой тропинка. Она повела меня к подножию бойца Переволошного.
     С каждым шагом по тропке лес расступался, показалась тёмная лента Реки Теснин, окаймлённая закрайками льда.

     Боец Переволошный преобразился!
     Золотым свечением горели стены древнего Города, взметнувшегося над рекой. Высоченные башни отливали бронзой.
     Золото водопадами лилось на берег со стен багровых камней, украшенных лишайниками. Сосны пылали в закатных лучах.
     Было ощущение большого Праздника.
     Старая Яга высунулась было из лесу, да убралась тут же обратно в "елоцьё-окомельё", в свой косматый ельник. Пробурчала что-то под нос.
Настолько ослепительным было сияние богатств Сорни-Най, Золотой Бабы. Тьма отодвигалась от Города…

     Многие ведь искали сокровища Сорни-Най, перерыли всю Чусовую в поисках золота, да не видели. А оно рядом, под ногами.
     Ты приглядись только к осенней прибрежной траве, посмотри на стены бойцов на закате дня, на россыпи жёлтых листьев на чёрной земле да на лиственницы чусовской пармы в начале октября – и увидишь спрятанное золото!

     … А более всего горел красным огнём Каменный Терем с Воротами. Так я зову интересный камень с богатыми лишайниками, который возвышается перед высотной грядой бойца. На нём прибита табличка с названием Переволошного. У подножья этой скалы зияет чернотой пасть пещеры, будто Ворота. Пещера почернела от копоти костров. Справа от пещеры выдвигаются из стены слоями причудливые барельефы, которые венчает… Голова!

     Я подошёл к Воротам. С одной стороны смотреть, так Голова имеет грубый человеческий облик наших первопредков.
     Но стоит зайти по солнцу на закате, как она преображается, и ты явственно видишь лик Медведя. Медведь смотрит на тебя – зачем пришёл?
     Человек-Медведь охраняет Ворота в священный Город.
Кто-то просто видит перед собой пещеру и всего-то. Люди из интереса подойдут поближе, потыкаются в стенку – ан пещера и закончилась. Нет им входа.

     Нет, я не сошёл с ума.
Не каждый камень на Чусовой таких размеров и строения, что можно Городом величать. А в этом месте слишком много совпадений.
И Человека-Медведя не я выдумал.
 
     Прикамье вместе с бассейном реки Чусовой было перекрёстком древнего Великого переселения народов, нашим Вавилоном. Так у нас, на языческом Урале, появились сказания о духах Неба и Земли, Лесов и Рек, образы человека-лося, человека-птицы, перевоплощение и соединение птиц и зверей в одно целое. Наособицу среди них - Медведь.

***
     МЕДВЕДЬ – СИМВОЛ ПРИКАМЬЯ

     Медведь с Кыновской бляхи не случайно стал символом Прикамья.
Медведь всегда занимал совершенно особое положение из добываемых зверей в верованиях многих народов северной части Европы и Азии, независимо от языковых и племенных границ.
Кстати, у древних финнов были медвежьи культовые обряды, сохранились медвежьи песни Калевалы. У финно-угорских племён самым почитаемым зверем в мифологии, с большим уважением и опаской, был Медведь.

     Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.
     На культовых "медвежьих" праздниках делались священные выкладки из головы и лап Хозяина Тайги во время жертвенного камлания. То, что на бляхе с кыновским Медведем изобразил древний художник, позднее обнаружено археологами на святилищах.
     У Медведя просили прощения за убийство и старались задобрить его ритуальным праздником, на котором угощали Медведя … его же мясом! (Тогда дух Медведя вернётся в жизнь)

     Была непреложная клятва: На Лапе Медведя!
     На этой медвежьей клятве были основаны признания в судах древней культуры. Люди искренне верили, что Медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Страшились ложной клятвы на Медведе. Ведь если ложно скажешь "Разорви меня медведь, если я лгу", то Медведь неминуемо найдёт и разорвёт тебя.

***
МЕДВЕДЬ – ЧЕЛОВЕК

     Археолог и искусствовед Е.И. Оятева дала трактовку изображений Медведя на Кыновских бляхах. На них изображён предок всего рода, Человек-Медведь.
Кыновские Медведи – четырёхпалые, без пятого большого пальца. Большой палец человека и животного – это его душа.
     Медведь без большого пальца – оборотень, человек в шкуре медведя, Медведь-Человек!

     Ева Шмидт в труде "Культ медведя и мифология северных обских угров" поясняет:
     "Медведь - животный вид Старшего духа-хранителя Священного Города, который ассоциируется с супружеской por – половиной".
Легенды обско-угрской культуры о Мальчике, Который Потерялся в Лесу, говорят нам, кто стал Медведем-Человеком.
Это Тот, Кто ушёл в лес и больше не вернулся:
"Уходя в лес, первый крестник, превращённый в медведя, призывает людей не клясться ложно его именем, а иначе он их разорвёт".

     Так появляется "медведь-шаман" – представитель Нижнего Мира. В труде Евы Шмидт говорится: "вид медведя-шамана мы ищем в духах-хранителях, имеющих образ медведя. Самый важный среди них - Старший дух-хранитель Священного Города".
Пещера для шаманов всегда была путём в "хаман хэргу", к самому Нижнему Миру.

     Если путь ведёт в священный Город, то у входа будет Медведь, Старший дух-хранитель.

***
ТРЁХЧАСТНОЕ

     Я так не хотел этого, но сказочное видение подошло к концу. Баба Яга всё же сцапала солнце, и Чусовая стала медленно погружаться в Ночь. Огни священного Города растаяли.
     Ворота в него, которые охраняет Медведь-Человек, превратились в обычную скалу.
     Перед тем, как подняться по тропинке, я смотрел на Реку Теснин.
Чусовая у Переволошного входит в крутой поворот. Казалось, и она разделяется на три части.

     Ближе к берегу лёд неподвижный, замёрзший. Так скован человек наставлениями и укладами, предрассудками в начале своего пути.

     Ближе к середине есть движение, кусочки льда вместе с водой идут по течению. Так человек постепенно раскрепощается, приобретая уверенность в собственных убеждениях, становится зрелым.

     Ближе к левому берегу стремительно летят по перебору воды Чусовой, не скованные ничем. Они уносятся вдаль по вечному пути.
     Так человек, умудрённый опытом, становится действительно свободным - в своих мыслях, словах и поступках.


Рецензии