Забытая картина

То, что у них появилась своя собственная, пусть и небольшая, коллекция картин, стало ясно, когда они переехали в квартиру попросторнее. Мебель была расставлена, вещи разложены, шторы повешены, а картины оставались лежать в коробках еще почти два месяца.

Катя доставала картины по одной, осматривала их, с некоторыми ходила в багетную мастерскую, чтобы заменить рамы, носила по квартире и примеряла, подыскивая для них подходящие места. На новые отремонтированные стены нужно было вешать сразу наверняка.

Какие-то картины были им подарены, какие-то они купили в Измайлово на вернисаже и в путешествиях на экскурсиях. Но основу коллекции составляли картины настоящего, довольно известного художника, мужа маминой подруги, с которой мама познакомилась будучи студенткой еще во время войны и поддерживала дружбу до глубокой старости. Художник относился к маме с большой нежностью и на дни рождения несколько раз дарил ей свои картины, а также написал портреты мамы и Кати. 

В результате картины расположились в квартире достойно, но не без загадок. Так,  портреты мамы и Кати оказались в разных комнатах на одной и той же стене ровно спинами друг к другу. Вообще-то эта случайность отражала их отношения, они никогда не были близки. Мама, Лев по гороскопу, любила покомандовать и быть центром внимания, а Кате и ее сестре отводилась роль окружения. 

У мамы был хороший вкус на одежду, она любила повторять, что у женщины должно быть «чувство линии». Ещё мама вкусно готовила и к праздникам прямо-таки творчески накрывала на стол, подбирая для каждого блюда подходящую красивую посуду. А вот к интерьеру у нее была абсолютная глухота. В их квартире несопоставимые предметы мебели были расставлены неудобно, не было уюта. Картины тоже висели в неподходящих местах и было видно, что они для мамы не представляли большой ценности.

Катя, приезжая проведать лежачую маму, за которой последние три года ухаживала узбечка Гюльнара, или коротко Гуля, засматривалась на картины и думала о том, как бы их получить. По завещанию родителей все вещи в квартире должны были отойти Катиной сестре. Но та, когда они разбирали вещи, спросила Катю: «Хочешь, наверное, картины забрать?» «Очень хочу!» - ответила Катя. И замечательные натюрморты, написанные маслом в классической манере, оказались у нее. Возможно, сестра это сделала, потому что не захотела брать мамин портрет, выполненный сангиной. Она отказалась от него категорически и без объяснений. У них в семье не было принято делиться эмоциями и чувствами, каждый держал их в себе, и наружу они выплёскивались в редких случаях.

Ещё через какое-то время мамину квартиру начали готовить к продаже и с помощью той же Гули, которая всё это время проживала в квартире за небольшую плату, стали разбирать захламлённый тёмный чуланчик позади кухни.

Гуля отчиталась приехавшей Кате о тюках, вынесенных на помойку, и о вещах, на ее взгляд, нужных,  среди  которых неожиданно оказалась картина.

Катя сразу вспомнила летний день, когда мамина подруга с мужем привезли эту небольшую картину, оформленную в красивую раму. На ней была запечатлена визитная карточка Крыма - Медведь-гора. Раннее утро, море и гора в розовой дымке. Легкие завихрения облаков обрамляют гору сверху. Вдалеке угадываются силуэты кипарисов, прибрежных построек. Более чётко видны верхушки рыжеватых кустиков, которые попали в поле зрения художника, сидевшего на высоком берегу напротив Медведь-горы.

Картина, вспомнила Катя, маме не понравилась, показалась ей написанной наспех и недоделанной. Импрессионизм с его цветовой неопределённостью противоречил маминому рационализму, предпочитавшему цвета не смешанные, а односложные. Картина была отправлена в чулан и пролежала там больше сорока лет.

- Я это место узнала, - сказала Гуля. - Я недалеко от него в студенческие годы в санатории была, нас на экскурсию возили. - Обычно оптимистичная и жизнерадостная, она села на стул и заморгала глазами. Потом стала рассказывать Кате, как ее отец, работавший в республиканском министерстве, достал ей путевку. На побережье Крыма художники встречались на каждом шагу. Рядом с их санаторием часто рисовали дети из художественной школы с преподавателем, молодым парнем. Гуля подходила посмотреть, и они познакомились. Она была хорошенькая и смешливая. Когда подошло время ей уезжать, паренек был искренне огорчен и, как ей показалось, хотел предложить ей остаться и выйти за него замуж. Но родители у нее были строгие и намерены были выдать ее только за узбека, поэтому она уехала, не попрощавшись. Хотя потом сердечко долго сжималось при воспоминаниях. «И правильно, не было бы толку из смешанного брака», - сказала Гуля.

- Да, у каждого своя крымская история, - думала Катя, рассматривая картину. Воспоминания волнами накатывали на неё.

В детстве родители возили Катю с сестрой в Ялту, там она первый раз увидела море. Они жили в большой комнате с еще одной семьёй и ходили обедать в столовую. В студенческие годы Катя с друзьями ездили лазать по скалам в Ласпинской бухте, жили в палатках, а еду готовили на костре.

Ещё позже, когда Катя с мужем и детьми поехали отдыхать в Крым и добирались на троллейбусе из Симферополя в окрестности Гурзуфа, пожилой крымчанин рассказал им легенду о Медведь-горе, он называл ее Аю-Даг. Медведи нашли в лесах Крыма потерявшуюся девочку и воспитали ее. Девочка очень красиво пела. Однажды к берегу прибило лодку с израненным юношей. Девочка, уже выросшая в девушку, выходила его, и они решили вместе уплыть на лодке к людям. Когда лодка стала удаляться от берега, медведи заметили её, вышли на берег и стали пить воду из моря, чтобы задержать беглецов. Тогда девушка запела о своей любви к юноше. Главный медведь, услышав песню, распорядился отпустить беглецов, а сам окаменел от тоски.

На диком безлюдном пляже они с детьми разыгрывали действие легенды. Дочка залезала на большой поросший скользкими водорослями камень, выступающий из воды, и пела. Они все подпевали ей:

Кто тебя выдумал,
Звёздная страна?
Снится мне издавна,
Снится мне она.
Выйду я из дому,
Выйду я из дому –
Прямо за пристанью
Бьётся волна...

Сын у кромки воды делал вид, что пьёт её. Дочка прыгала в воду и плыла вдоль берега, сын застывал в позе медведя, а потом бросался в воду догонять её. Всем было весело.

Один раз так сложились отпуска, что они приехали в Крым в конце мая, и вода в море была еще холодная. Зато как раз созрела очень крупная вкусная черешня, они объедались ей. Ездили на экскурсии, ходили гулять в лес, а в последний день пришли на берег попрощаться с морем, переоделись в купальники и прыгнули в холодную воду. Потом дрожали, бегали по берегу и растирались полотенцами.

- Кажется, это весна в Крыму, - подумала Катя. - Как раз у нас нет ни одной картины с весной. Повешу в маленькой комнате, там одна стена свободная осталась.

Приехав домой и повесив картину, как задумала, Катя села напротив неё на диван и вдруг поняла, что ошиблась.

- Она слишком хороша, просто жемчужина коллекции! - подумала Катя. - Хотелось бы видеть её почаще. Надо в гостиную перевесить. А с испорченной стеной что-нибудь придумаем.


Фото автора


Рецензии
Тамара, очень интересный рассказ с глубоким смыслом. Картина, пролежавшая в чулане сорок лет оказалась очень дорога Кате. Девушка даже решила, что это жемчужина её коллекции. Картина напоминала ей о приятно проведённых днях в Крыму. Она была визитной карточкой Крыма.
Хороший рассказ и замечательно написан.
С уважением и симпатией,

Наталия Тимченко   03.12.2019 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия! Хорошо, что картина не потерялась, не испортилась. Некоторые вещи от времени только лучше становятся...

Тамара Непешка   04.12.2019 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.