15. Занимательная этимология. Сверху Идущая Крылат

    Сверху-Идущая-Крылатая-Кальм…

    Коломыя. Коломье. Коломак. Кальмиус. Коломна. Кильма… Пожалуй, остался нам последний бастион. Возможно, он приоткроет тайну этого слова?

    А что будем искать? Я полагаю, придётся следовать совету: ищите женщину! В этом меня убеждают Кулёма и Калым.

    С Кулёмой всё просто. Это неумелая, неуклюжая женщина или девочка. Позже стало употребляться и по отношению к мужчине, чтобы подчеркнуть отсутствие мужских навыков и характера. Короче: пусть неумеха, но всегда женщина! Говорят, произошло от "куль" в значении мешок (вместилище чего-то). Т.е. неумехой-то был сперва мужик… Происходит от неустановленной формы (ср.: русск., укр., белор. куль и польск. kul «связка; мотня невода, сети»). Обычно считают заимств. из лат. culleus «кожаный мешок, бурдюк». А где бурдюк, там и вода.

    По логике вещей, калым "выкуп за невесту у татар" тоже как-то связан с большим кулём. Но почему-то для лингвистов это далеко не очевидно. Татары кто, тюрки? Вот и калым – это калын из тат., тоб. kаlуn – то же, кирг., алт., тел., шор., леб. kаlу;, чагат. Kalim. В общем, слово татарское и латынью быть не может! (Тем более, каким-то славянизмом…)

    «Как отмечает Э.Р.Тенишев, в тюркоязычных письменных памятниках языки принято соотносить с тремя хронологическими уровнями; в связи с этим употребляются и соответствующие термины: древнетюркский (V-X вв.), среднетюркский (X-XV вв.) и новотюркский (XV-XX вв.). Это деление отклоняется от принятых в общей истории рамок хронологизации, оно чисто условно и имеет хождение только в тюркском языкознании…» Подозрительно молодым получается тюркский язык, совпадает с появлением гуннов. Но ведь что-то было и до него?  Интересный материал нашла у Даля:

    Алынья. "Корова", владим., костр., из *ol-uni- "рогатое животное"; ср. кимр. elain "оленья самка". Это, конечно же, не латынь. Но это этруски! Уни — богиня этрусской мифологии, супруга Тинии (верховный бог неба, громовержец) и мать Менрвы. Это в одном ряду с «рогатыми» Хатхор, Исидой, Богородицей и Макошью. Конечно, алынью в куль не запихнёшь. Но в качестве калыма "оленья самка" очень даже котировалась.

    У латинов и поляков куль как-то связан с водой? То же и у тюрок:  "куль" (в тюркских языках) - озеро, водоем (вместилище воды). А в архангельской губернии употреблялось слово Алым, Алынь — вода прилива. Надо думать, это от чисто русского Лью, отсюда и полынья, и те же налим с нельмой и даже… Нил (санскрит: Нилакантха – Синегорлый). В том же санскрите  "кула" означает аспект группировки, объединения: племя (каста, семья), водоём (пруд, канал, ручей, тот же колодезь). То есть, "кула" это круг, вместилище, объединение чего-то. У древних славян "коло" - тоже круг. А "куль" и есть вместилище. Правильно! Не в пятом же веке Бог тюрок и славян создавал! Всё произошло гораздо раньше. Однако у кулёмы есть и другой аспект.

    Словом "кулёма" (кулёмка) в северо-восточных областях, в Сибири в старину называли ловушки как на мелкого (соболь, горностай, белка), так и на крупного зверя. Вот и по-фински слово "kuolema" переводится как смерть. Из коми-языка: кулёма – примерно «покойник» (то есть ведёт себя как ни живой, ни мёртвый). А вот у англо-саксов kill значит «убить». Думаю, это от чёрной Кали. А как выглядит мужская шотландская юбка килт? Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос — тартаном (символика охотника и ловушки?). И разве не связаны с Дуатом нем. Tоten, шведское dоda и эстонское tappa —  убить. Ср. с англ. dead – мёртвый.

    В фольклоре коми Куль - это водяной (отрицательный, не живой персонаж, без души). Там же и Ёма (ведьма; отрицательный персонаж, что-то типа бабы-яги, но по сказке живёт под водой). Вот здесь к месту вспомнить про Йамму – бога моря из сирийского Угарита. Потому и Ямал – это «край земли». А ещё есть верховный бог Юмала, известный мне по финской Калевале. Вот такая присказка. А бастион ещё впереди.

    Колыма. Река образуется от слияния рек Аян-Юрях и Кулу. Один из притоков Колымы называется Коркодон («скачущая река» с юкагирского языка). Да нет! Скакали-то на Дону. А про Крука помните? Крк Дон. Ворон-Господин. Не знаю, скачут ли вороны? Они же не воро-баи…

    Вот подумалось, что ещё может объединять тюрок с прочими клептоманами? Пусть «клептомания» (воровать тяга) слово греческое, но в люксембургском и немецком языках встречается klauen (воровать, украсть, стянуть). Глагол ал- на общетюркской и межтюркской лексике означает - брать, взять. А на туркменском, турецком, кумыкском, койбальском, ногайском и древнетюркском диалектах еще означает – овладевать, завоевать, покорять. Интересно, как с этим соотносится англ. Аларм — устаревший термин, означавший внезапный сбор находящихся под ружьём войск на назначенные заранее места (так называемые места аларма); знак этому подается барабаном, рожком и трубою или сигнальными выстрелами и т. п.?

    В уральских говорах женщину-татарку называли Алышка. Очевидно потому, что есть такое тюркское имя  — Алыш, которое в переводе на русский означает «добыча, приобретение» (теперь сравните с русским «ложь!»). И выражение такое в татарском языке есть: «алыш-биреш», т.е. «купля-продажа» (а я так и сказала: ложь!-бери!).

    Правда, в русском языке есть и другое слово. Алыря — обманщик, карманник, майданщик, обыгрывающий в зернь и в кости, бездельник, лентяй, дармоед, гуляка; промышляющий готовое.  Про лямзить и слимонить распространяться не стоит. А вот было в русском языке ещё и такое словцо, как алуй  "услуга, одолжение", алуйно «учтиво», алуить "помогать", владим., костр. (Даль). Предполагают, что заимствование, но не поймут откуда. Но… при этом слово «холить» (а, соответственно, и холуй) считается произошедшим от исконно праславянской основы. И сравнивают с др.-инд. ksаlаyati «моет, чистит», лит. skalаuti «полоскать (белье)». Поэтому, руки-то руками, но с ал- у нас тоже что-то связано. И это либо ла-пы (не лапай!), либо алы-крылья. Алы, которые ни за какое алтун (др. тюрк. «золото») не купишь. (Кстати, что значит тюркская «лоша»? Кто сказал, что её одомашнили тюрки?!)

    Выражение «алышка минген ат» переводиться как: «конь, используемый для схватки (битвы)» и полностью солидаризируется с данными К.К.Юдахина, что алыш есть именно схватка всадников.  Но при этом кто мне объяснит, почему не тюркская конница, а венгерские гусары были крылатыми? Опять тюрки чего-то недопоняли.

    На всякий случай про Люксембург (из-за люксембургского klauen). Не указано, кто в тех местах жил раньше, а в  VI—I веках до н. э. территорию Люксембурга населяли галлы, затем она была включена в состав Рима. В V веке на территорию Люксембурга вторглись франки. Для меня Люксембург в одном ряду с Лютецией, лугиями, лютичами, лужичанами. Но я сейчас не про них, а про Колыму…

    Колымский край захватывает восточную часть Якутии (республика Саха). Сохатый, он, конечно, не Олень. Он уже Лось — очень большой олень, и только. Да и нос у него — ещё тот шнобель! А ещё в той же Якутии есть река Лена (однокоренное к «лань и «олень», эвенк.Елюенэ, ср. с ol-uni- "рогатое животное"). Очень интересен и бурятский вариант названия Зулхэ (похоже на ирландское «зе лох (озеро)»). Своя река Лена есть и на Онежском полуострове в Архангельской области, впадает в Ленозеро. В той же Якутии-Саха течёт одна из самых длинных рек России, и называется она Оленёк.

    «Что касается Урангхай сахалар (сокращённо Саха), то единого мнения о происхождении самоназвания всё ещё нет. Вот одна из версий. Считается, что тотемом саков (они же скифы) был олень. Говорят также, что «сак» происходит от иранского «саха, сака» — "олень". В то же время есть основания предполагать, что это слово тюркское. Сразу же вспоминаются якуты. Причем и слово Якут также происходит от Саха. Звучит это примерно как Сах(ут). Вспоминаем сразу Геродотовых Скутов - Скифов. Окончание -УТ, -УД, -АТ - типичное алтайское, и присутствует в названии многих племен, Манг-УТ (-ЫТ), Тайчи-УТ (-УД), Мерк -ИТ и т.д..."

    Если тут замешаны скифы, то что может означать название реки Сухона? Крупнейшая и самая длинная река в Вологодской области. «Название реки — славянское по происхождению, выводится из *Суходъна — «(река) с сухим дном», или непосредственно от *сухъ «сухой»…» Всё что угодно, только не Сохатый Дон! А ведь культ медведя и культ лося, оленя были распространены в древности от Европы и Русской равнины через Сибирь и до Дальнего Востока! Сохатый Дон? Не факт. Сухона. Су Хан (Хозяин воды).

    А вот название «Сахалин» происходит от маньчжурского названия реки Амур — «Сахалян-Улла», что в переводе означает «Скалы чёрной реки» — название это, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейших изданиях карт печаталось уже как название острова… Сак-алин. Олень-Олень? Или Олень Крылатый! Айны называли этот остров  Камуй-кара-путо-я-мосир, что означает «земля бога устья», или Карафуто. Кара — это и Чёрный, и Ворон одновременно. А Кеме (Кемет)? Это египетская Чёрная Земля. Камуй – это ещё и боги (японские ками, да и сибирский ша-маан тоже «камлает», обращаясь к духам и богам). Ками, правда с другим, не «божественным» написанием иероглифа, это ещё и японская черепаха (на ней же мир держится). А вот «Ямо-сир» больше похож на бога Моря (Яма) или это Я(р) Мессир. Кому как больше нравится.

    Поскольку при знакомстве с Колымой «всплыли» юкагиры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — народ, относящийся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири, то как же не обратить внимания на них! Алаи… Опять Крылатые. Деткиль похоже на туат (народ) Киль. Кто такой Киль?

    У генетических родственников народов Сибири, индейцев, Мама Килья (кечуа Mama Killa) — богиня луны. Супруга бога солнца Инти. Её родителями были бог-творец Виракоча и его жена Мама Коча. Детьми Мама Кильи и Инти были первый правитель Империи Инков Манко Капак и его жена Мама Окльо. После подчинения чиму Мама Килья была признана матерью их бога Пача Камака.

    В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы). Поэтому не исключено, что народ Киль — не что иное как народ Калева. И уж точно не случайно созвучие юкагиров и угры. А что такое Югра?

    Югра – это Ханты-Мансийский автономный округ. Живут там ханты и манси (устаревшее — вогулы). Герб Югры представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ «Кат ухуп вой» (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зелёного щита. Сверху над эмблемой изображены оленьи рога. А вот сама эмблема очень похожа на вариацию уже знакомого нам полумесяца со звездой!

    Пора заглянуть в мифологию вогулов. Там есть на что посмотреть.

    «Иоли-Торум-Шань на землю спустилась. Сверху-Идущая-Крылатая-Кальм на землю спустилась. На земле жить стали. Однажды Иоли-Торум-Шань Сверху-Идущей-Крылатлй-Кальм говорит:
- К Верхнему духу, отцу твоему, поднимись. Так ему скажи: "Кожистая земли наша, все качается, на месте не стоит. Когда люди на ней появятся, как на ногах стоять смогут? Верхний дух, отец мой, землю нашу укрепи!" Может быть поясом каким-нибудь он ее опояшет.
Сверху-Идущая-Крылатая-Кальм к Верхнему духу поднялась. В дом его вошла. Нуми-Торум за столом сидит, правой щекой о посох опирается…»

    Итак, пантеон возглавляет небесный бог, его саме известные названия —Торум и Нум-Торум (а теперь вспоминайте про реку Неман!) Среди эпитетов:  Санки-Торум «Светлый Торум» (от Сан-солнца?), Сорнн-Торум «Золотой Торум» (от Сар-зарева?), Алле-ики «Большой старик», Вайкан-Торум «Белый Торум» (от Вайт-белый?), Нум-пос, Сорни-noc «Верхний золотой блеск», Нойрюхщ «Господь» (озеро Нево тут при чём?). В ряде версий главный верхний дух Нум-Торум — третий из небесных божеств; у манси он считается сыном Корс-Торума и внуком Косяр-Торума, а у северных хантов — сыном Пум-Курыса и внуком Иум-Сивеса (Шива-живитель?). Интересно, что имя Нума - происходит от арабского "блаженство" (формы - Нум, Нумми). А вот Нума Помпилий — полулегендарный, второй царь Древнего Рима — родом был сабинянин...


    В триаду главных божеств наряду с Нум-Торумом входит Калтась-анки, Мых-ими (хант.), Калтась-эква, Ма-апква, Йоли-Торум-сянь (манс). В фольклоре ее эпитеты — «кожистая земля, волосатая земля». Под влиянием христианства Калтась стала восприниматься как «божья матерь». Это и есть Мама Килья.

    Нижний мир — мир мертвых, царство болезней и смерти, место обитания брата (или сына) Нум-Торума, известного под именами Куль, Кыньлунк (хант.), Хуль-отыр (манс). В космогонических мифах он выступает то как партнер Нум-Торума, то как носитель враждебного людям начала.

    Посредничество между космическими зонами осуществляют культурный герой — младший сын Торума и Крылатый(ая) Калм. В качестве эпитета младшего сына Торума чаще всего встречается северомансийское Мир-сусне-хум «За миром наблюдающий человек». Его зооморфный облик, в котором он выступает и в фольклоре и в верованиях — речной гусь. Главное святилище этого духа было на Оби, в устье Иртыша, в сел. Белогорье. Под влиянием христианства Mup-сусне-хума стали отождествлять с Николаем-чудотворцем или Христом (Иисусом). Я бы вспомнила ещё и про японского бога ветра Сусаноо или Такэхая Сусаноо-но Микото («доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса»), который с христианством ну никак не связан!

    Что касается Иоли-Торум-Шань и Сверху-Идущей-Крылатой-Кальм, то я подумала вот о чём. Иоли…Англ. early (рано). Да ведь это же Заря-Остара-Астарта! Тогда молодая Кальм  — это воинственная дева Анату (мифы Угарита, опять Югра?). Тогда понятна созвучность её имени с именем Кали (хотя Афина выглядит привлекательней, как и дева Суд или Исида с коровой Хатхор, которая «воинствовала» в образе львицы-Сохмет).

    К чему весь этот разговор? Чтобы понять, какая часть Земли в древности была объединена общим культурным пространством. И это гораздо больше той территории, которая подпадает под Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен. Но даже его официальная наука ещё не смогла до конца осознать и сделать правильные выводы.

    Поскольку речь мы ведем о вОронах, отрывок из вогульской сказки:

«На третий год видит старик, летит какая-то черная птица. Это белый ворон почерневшим прилетел.
- Ну, где же ты летал?
- Я три зимы, три лета летал, насилу землю окружил. Ни одной речки, ни одного озера не пропустил.
- Пока летал, что-то сделал; почему почернел?
- Что сделал? Человек какой-то умер, я его съел. Оттого и почернел.
- Человека если съел, уходи прочь. Отныне ты сам зверей убивать, рыбу добывать не сможешь. Человек когда зверя убьет, там кровь подбирать станешь, а ничего не найдешь, голодным будешь…»

    Провинились чем-то вороны. Продолжение следует…



P.S. Не мудрено, что я сразу не увидела в русском языке аналога немецкому klauen (воровать, украсть, стянуть):  у нас (помимо "клянчить") иное значение. Класть, по-клон, с-клон, клин, кле-шня, уклю-чина, клю-ч, клуня (хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба). Да и "ладонь", очевидно, следует тоже отнести к этому ряду. А связано это тоже с окружностью-коло и кем-то ещё (почему можно кле-котать, кля-сть, за-клинать и наложить про-кля-тие?)...


Рецензии