Зимний день или шахматы - игра умнейших

 Зимний день, или шахматы -  игра умнейших.

Зима. Суровая зима. Нет, она не снится мне, она в окне моем - плохое время года! И ветер злой, он, будто там и тут, всё проникает в дом. Видно, ищет он, кого-то, подует тут, утихнет где-то там, то в пустоте он снова вдруг проснется, толкая в спину.
Смотрю и вижу - человек топчется по снегу, он делает свой путь. Вдохнул морозный, свежий воздух он, и зябко стало мне, и тело вмиг вздрогнуло. За ним другой идет, вразвалочку походка. Ну вот он, наконец, друг мой, замерз, наверное, бедняга! Я приглянулся, смотрю, не он, родная мать бы не узнала. Ну, чёрт его дери, где он? Звонил ведь он недавно, говорил, что зайдет и выпьем мы настойку с ним, и в шахматы партию сыграем. И впрямь мороз! Смотри-ка дед идет, дрожа от холода, и нос, смотрите - красный, красный. А что в руке та, ах, подлец! Все греется он этим. " Смотри - ка старый не усни, где - нибудь в пути, а то искать тебя придется".
А что за чудо красно - щекое?! Бегом бежит, аж самому смешно. Смотри - ка, " барышня Морозова", я греть тебя не собираюсь, моя хоть и ушла, но сама в тепле сидит. Проснулась рано утром и чай мне с медом поднесла, поцеловала, и точно помню, мне сказала: " На улицу ни на шаг, прийду я скоро, чтобы лежал в постели". Хотел я рот открыть, она мне вмиг его закрыла, сказав, что болен ты, температуришь, а встанешь ты тогда, когда сама скажу тебе я. Лежал я долго, помоему, до часа. Дремал, стонал, а встал я с радостью, от громкого звонка. Открыл я дверь и вижу: человек стоит, протягивает мне в руки квитанцию за свет.
     - Спасибо, вам, - сказал я вслед.
Зевнул.Что за ерунда! Хотел болеть? По моему лишь отдыхать, а как мне тяжело, врагу не пожелаю. Налил себе я чаю, горячий, гад, и ложку меда все туда же и подошел к окну. Смотрю - декабрь надо мной смеется! "Ах не годный, скоро  новый год, а у ты уж пятый день меня терзаешь!" Вчера с утра вроде отпустила эта хворь, а вечером опять. Ну что за бес вселился! Сегодня вот и не туда и не сюда, не понимаю, в голове туман и слабость, как будто пьян, сонливость.
     - Ай, - махнул рукой, - с меня сегодня хватит. Вот мой друг придет, посмотрит на меня и скажет, в глазах моих болезнь, аль нет! Отвечу я ему с ухмылкой:" Я здоров, внутри меня бушует страстей вулкан, на свежий воздух я хочу."
Вот, кстати он идет: " Здорова! Как давно не видел я тебя". Очень интересный человек, давно его я знаю. Гуляли мы с ним раньше, скажу я правду, где попало. Теперь за ум вдвоем мы взялись.
Стук в дверь.
     - Да, да прошу вас, заходите, - сказал я громко, с радостью.
Ворвался, а я все продолжаю высматривать его в окне.
    - Ну, что стоишь ты у порога, все топчешь, заходи!
Молчит. Замер, наверное.
    - Ну как дела - то? Я слышал болен ты?
    - Зима сказала?
    - Нет, - усмехнулся он, - твоя сегодня мне звонила, сказала навестить тебя, уж больно ты тоскуешь.
    - Да, что - то молодость я вспомнил, устал лежать, смотрю вот я в окно, любуясь.
   - Зимой что ли?
    - Все ей проклятой, все ей.
    - Ты лучше чаю мне налей!
    - А может быть покрепче?
    - Твоя мне строго на сторого сказала, чтоб мы не пили.
   - А что еще она тебе сказала?
    - Чтоб ты в постели продолжал лежать, да кстати,принес тебе я вроде спирта, лечебную настойку, говорят, что помогает хорошо она, сосуды расширяет.
Пошел, достал из-за пазухи он что - то, вручил, сказал:
   - Лечись на здоровье, а мне пора, я сегодня в ночь
    - Обижаешь!
Взглянул он на меня с насмешкой, глазам побегал, поморщил лоб и внятно мне сказал:
    - А, наливай!
"Вот так бы сразу, а то смотри - ка, все желеет меня", - подумал я.
Поставил я на стол бутылку, гляжу - а он уже разложил шахматы, так быстро и по порядку.
    - Ну что, я пока пойду, вот пешкой, а ты подумай, пока за рюмками схожу.
Ушел я от него и, будто слышу, что он бурчит и почему - то про себя. "Так думает, наверное, - подумал я.
    - Скажи мне, сколько не играли мы с тобой? - кричу ему я из кухни, - полгода или год?
В ответ:
    - Давно мы не играли.
Несу я стопки,вижу он пошел.
    - Хороший ход, - я говорю ему, -  пешкой от королевы ходишь!
    - Давай, ходи, - в ответ он грозно, - а я пока налью.
Смотрел я долго на шахматное поле, все думая о чем - то и, посмотрев я вскоре на коня, схватив, шагнул вперед, как говорится буквой "г".
Друг мой взглянул в мои глаза и почему - то улыбнулся, поднял он стопку и протянул другую мне, потом серъезно он взглянул на доску и пешку на две клетки направил он вперед.
"Да, видно что - то замышляешь", - подумал я.
А он не замечая, сказал мне не шутя:
   - За твое здоровье, чтоб не болел друг мой.
И выпили мы с ним, молча, не спеша, и вдруг, ко мне идея  вдруг пришла, что банка огурцов стоит, там у порога. Хотел я встать, за ней пойти, но он остановив меня, сказал:
   - Давай, ходи - так грозно, без изъяна.
   - Ну ладно, - сказал я про себя, - теперь узнаешь ты, как хорошо играть я стал.
   - А я вот так, вперед, - сделал ход я пешкой.
Я все же встал, не отрывая глаз от шахматного поля, достал я пару огурцов и поместил их на тарелку. Он посмотрел с ухмылкой на меня и, головой махнув, взглянул на пустые стопки, а вскоре так серьезно, что происходит там. Побегал я глазами по фигурам и, неупев схватить я огненую воду, смотрю пошел он пешкой, напав на моего коня.
"Серьезно", - подумал я .
И вдруг почувствовал, что голова моя в один миг мыслить начала.
Не думая, отправил я коня вперед.
"Интересный ход" - я прочитал глазами его мысли.
Смотрю слоном он на коня напал, но не дает ему разгона.  Придется отступать, а может быть, а может быть...Пока я думал, он снова нам налил.
   - Ну, мой свет, - взяв в руки стопку, - хочу, чтоб хворь ушла твоя, вот после этой стопки, устал, наверное, болеть, нет?
   - Устал, замучила она меня.
   - Ну вот, а ну давай!
Хорошо пошла.
Теперь вдвоем мы взялись за игру, поставив стопки.
Убрал коня я,напав на черного слона. Задумавшись,поставил он слона на место. Я пешку выдвинул на шаг, что от ферзя, чтоб слон мой ход имел.
   - Твой ход
   - Да, да сейчас пойду, - сказал он, протеняв слова.
    - Долгая игра, - сказал я почему - то
    - Умнейшая, - в ответ он ясно, - спокойное терпение ума нам нужно уловить, а я вот так пойду.
Конем вперед пошел, который рядом с королевой. Слона отправил я на поле боя, чтоб пешку защитить свою.   
Теперь я сам налил, смотрю мне стала лучше, не пьян, не болен, ерунда какая - то. Мы выпили, соленым закусили огурцом, и начались во мне дурные мысли, пока он морщил лоб над шахматной доской. Будто мой организм борется сам с собой ,и я, смотря на шахматы, планирую атаку.
И вдруг, он шах мне сделал королевой.
"Что же делать" - я про себя.
Задумался, потом махнул рукой, поставив королеву на защиту.
- Ну что, меняемся - сказал я вдруг с корыстью.
В глаза мои он посмотрел и улыбнулся.
- Нет, друг мой, мы с тобою поиграем.
И черного коня поставил он на поле боя. Напал я пешкой на него, где моя тура стоит.
- Смотри - а я вот так.
И он конем мне вилку сделал.
-Шах тебе.
- Ну, что мне делать, только короля убрать.
Сначала поменялись мы ферзями, а вскоре конем он съел туру.
- Обидно, ну что поделаешь, такова игра.
Я выдвинул слона на клетку. Он пешкой вдруг пошел, чтоб слон имел два хода. Напал слоном я на туру. Слона того же я поставил, где ферзь в спокойствии стоял.
Он улыбнулся и, крехтя, сказал, чтоб было мне досадно.
- Давай закурим, что ли, по одной?
- Ведь ты же вроде бросил.
- Сегодня можно, разрешаю я себе.
Привстал, ушел я за табачным дымом, все думая, куда же я положил их. Найдя, я сел на место и первый закурил.
- Ну что, ты нам налил?
Сначала он взглянул на стопки, и я был убежден, что полные они.
Он пешку выдвинул, чтоб своему слону дать ход. Я конем вперед, а вскоре мы подняли стопки, спокойно выпили мы с ним и задымили. Слоном пошел он.
- Мой ход?
- Ну да, ходи.
Коня направил я вперед, прям в центр.
- Куда коня то денешь?
- Вот думаю
- Ну думай, думай, как его поставить или как помочь ему.
И вдруг пошел он так, как предыдущим тем слоном, всего лишь шаг.
"Хороший ход, что-то замышляет",- усмехаюсь я все про себя.
- Я вперед,- слова я эти выдыхнул, думал долго как пойти. Пошел я просто, пешкой наперед пошел, где моя тура в прикрытии стояла.
Слоном пошел он умно, очень даже, что я уж снова от волнения нам налил.
- Я шах. Как тебе!?- с восторгом улыбнулся.
- Ну, я ушел.
Мы взяли стопки.
-Ну, как здоровье, чуток хоть полегчало?
- Вроде.
- Я же говорил всегда и всюду, что наша водка лечебна чем -то, но в малых дозах.
И пальцем погрозил и громко я от его жеста рассмеялся. И после выпили без меры.
- А я вот так.
- Напал.
Мы сново закурили.
- Ну, что ты здесь мне сделаешь! Ничего...
Он пешкой на меня напал.
- Ого, поторопился! - воскликнул я.
И вот здесь все и началось: я пешой пешку съел его, он также сделал. Я ушел слоном, он пешкой на коня напал, убрал его я вмиг. Коня он выдвинул вперед. Слоном ладью его я съел. Он недовольно улыбнулся. Он шах конем , который взаперти стоял. Я съел его слоном, а вскоре он меня, но только черным. Смотрю, задумались мы оба, значит нужно нам налить. Мы выпили и молча почему-то.И я пошел конем вперед. Напал ладьей он на коня. Я шах другим конем ему. Он просто убежал, а я в ответ съел его слона, и он меня могучим королем. Я съел ладью, конечно, хорошая фигура и вскоре потерял коня.
- Два на два,- говорю ему.
- У меня ведь пешок больше,- он в ответ.
Я вперед, одной из пешок. Он сделал тоже.
- Теперь борьба за их позицию, и я здесь проиграю.
- Давай, ходи, посмотрим кто кого!
Напал ладьей я на одну из них.Он пешкой все на пешку.
- А , что же сделал я! - увидил он свою ошибку.
- Ну, я воспользуюсь конечно ей.
И съел конем я пешку.
Он шах мне сделал пешкой и довольно улыбнулся. Я ушел. Он пешку съел мою.
- Смотрю, ферзя ты хочешь?
- Ведь ты не дашь.Так, куда его поставить.
- Да вон туда
- Откуда знаешь?
И вмиг мы оба расмеялись.
- Давай, ходи, - воскликнул друг мой, отдышавшись,- уж долго мы играем, твоя уж скоро должна прийти.
Я серьезно начал. Поставил я ладью, чтоб он ферзя не смог поставить, и вдруг я потерял коня.
- Ну, обманул меня, скажи мне правду?
- Да я не видел сам, смотрю, а он стоит безмолвно.
- А я все пешку буду есть.
И съел одну.
Он посмотрел, куда я мечу, и королем пошел, на помощь пешке.
- Ну что , сдаешься?
-Нет, - в ответ ему я, - НИКОГДА.
И пешкой я пошел, заметив, что он может сделать ход небрежный. И черный его конь ушел вперед. Ладьей я сделал шаг, он королем вообще ушел, спрятавшись за пешкой.
- Вот я тебя и подловил.
Поставил я туру умело.
- Ох, ты какой!
- Ну выбирай, кого изволишь потерять - слона или коня.
- Что та, что эта, зверь да зверь.
- Ну брат, ведь это лишь игра.
- Ай, забирай коня.
Я съел коня, он пешкой съел слона.
- Ну что ж, теперь уж можно по одной .
И вдруг, входная дверь открылась и было слышно нам:
- Привет!
Мы обернулись оба и кивнули головой.
Она взглянула на меня, моя жена, игриво улыбнулась и на кухню мигом ушла.
- Ну что, наверное мне пора работать, - он тихо молвил, чтоб не слышала жена, - а тебе в постель.
- Давай допьем негодную, а потом посмотрим, чей там ход!
Разлили мы остатки и выпили -  тихо и не спеша.
Смотрели мы минут пять на шахматное поле, потом взглянули оба друг на друга и поняли, что здесь ничья, что толку нет больше нам играть. Он встал , за ним и я. Он руку протянул свою, и я ответил тем же.
- Спасибо за игру,- сказал интеллегентно я.
- Наверное, я пойду,- сказал он и посмотрел в окно.
Направились мы в коридор, а я все говорю.
- Спасибо за то, что навестил меня.
- Да брось ты, выздоравливай скорей, и вправду, давно мы не играли.
Мы попрощались и вскоре он исчез, захлопнув дверь.
Стало тихо. Я подошел к окну - смотрю, мой друг уходит. Он посмотрел в окно, увидел он меня, рукой махнул, я сделал также.
"Ну прощай, всем привет передавай",- забыл сказать ему я.
И неожиданно меня вдруг обнимает человек.
- Ну, как здоровье, милый?
Я тяжело вздохнул и, развернувшись, искренне ответил:
- Вроде стало лучше.
И нежный поцелуй в один миг состоялся.
- Все хорошо, как на работе?
- Ведь ты не любишь говорить о ней!
- Это точно
- Как шахматы, кто выиграл?
- Конечно, я.
- Тогда пойдем пить чай.
- Прошу тебя не с медом, только лишь не с ним!
- Пойдем, на кухне все увидишь. Да, кстати , к нам гости вечером должны прийти.
- И кто же, я буду всем сегодня рад.
- Я вижу, сноха и брат.
- До их прибытия я все же полежу.
Ну вот и все, я сново стал здоров. Душа моя болела, скучно было мне. Чай мы пили, скажу я правду, с вкуснейшим пирогом. Поболтали мы немного и вскоре спать пошел я, отдыхать, взяв в руки книгу Ильфа и Петрова.


Рецензии