Не каждому дано... Конец

   На двух аукционах "Сотбис" - в 2019 году две ЕГО картины были проданы за 60.6 и 68.9 миллионов долларов США, а в 2015 году  картина "Лежащая обнажённая" стала собственностью некоего поклонника, заплатившего 170.4 миллиона долларов на аукционе "Кристас".
   Это - сегодня, а когда - то  автор указанных полотен, талантливейший Амадео Модильяни, не понятый и не принятый соотечественниками, пытался продать свои работы - прохожим, на улице, и посетителям кафе -  за гроши, чтобы не умереть от голода.

   Молодой художник - в 35 лет, измождённый, седовласый, с выпавшими зубами и нездоровым блеском глаз- выглядел древним стариком. Когда обеспокоенный его состоянием друг сказал его подруге, что Амадео серьёзно болен и надо его спасать, молодая женщина ошарашила его реакцией. Она спокойно ответила:- "Он гений и ангел, и он обязан умереть. Тогда все поймут это". Жуткие слова, но так оно и вышло.
   А умер Модильяни в госпитале для нищих от туберкулёзного менингита.
   Ему было 36 лет...

   Королева Англии Елизавета I Тюдор, королева - девственница, леди полиглот,  интересующаяся точными науками, женщина высочайшей риторической культуры, правившая Англией 45 лет, обожаемая англичанами, окружённая блестящими мужчинами, отправившая на эшафот королеву Шотландии Марию Стюарт, в минуту смертельной болезни оказалась обычной женщиной.
   1603 год. Англия в трауре - умирает одна из могущественнейших королев, королева Елизавета. В скорбном молчании окружили ложе умирающей подданные, епископ и лучшие врачи Европы. Присутствующие прислушиваются к прерывистому дыханию умирающей.

   Вдруг королева открывает глаза и, превозмогая боль, тихо произносит:
 - Один день жизни... я отдам... всё королевство.
 - Мадам, вы торгуетесь с богом, - холодно отвечаеи епископ.
 - Нет, я умоляю медиков.
   Один из врачей берёт слабую руку Елизаветя и отсчитывает последние удары пульса, затем обращается к умирающей:
 - Я не могу отнять у вас права на надежду, но для несбыточной мечты у вас осталось слишком мало времени, Ваше Величество.
   Через несколько минут королева Англии скончалась... 

   Как умирала шотландская королева Мария Стюарт лучше Стефана Цвейга никто не писал. Кто посмеет конкурировать с Цвейгом?! Скажу одно: Мария так тщательно готовилась к "последнему выход", так  всё до мелочей продумала - цвет плаща, платья и покрывала, длинные, до локтя, огненного цвета перчатки, сафьяновые сапожки, прозрачный, тончайший батистовый платок, отделанный золотой каёмкой.
   Как она гордо, бесстрашно держалась, как ступала, как смотрела на палачей, оставаясь до конца королевой!

   А вот палач подкачал: первый удар пришёлся не на шею, а ударил по затылку, второй глубоко рассёк шею, и только третий отделил голову от туловища...

  В своих записях нашла я великолепный очерк Эрнста Маркина "О, как убийственно мы любим...", в котором, помимо прочего, описаны последние мгновенья жизни Фёдора Ивановича Тютчева(именно его фото я поместила в начале повествования). Рассказывает Иван Сергеевич Аксаков:
 - Ранним утром 1873 года лицо его приняло какое - то особенное выражение торжественности и ужаса;  глаза широко раскрылись, как бы вперились в даль, - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг... Через полчаса вдруг всё померкло, и его не стало... Он просиял и погас...

   Кто знает, может быть, встал перед взором уходящего поэта образ той, которую он любил - образ великолепной Елены Александровны Денисьевой. Это была "одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества", как пишет Маркин.

   Автор справедлив: то, что заставило Тютчева перед уходом просиять, нам не узнать. Но что - то ведь увидел поэт ... И умер он так, как жил - он просиял. Трус, завистник, палач не просияет перед смертью...
   




   


Рецензии
Хорошо написано о грустном отрезке жизни человека.Главное в последнние ... главное не "рвать" на себе волосы перед последней дорогой и не огорчать близких.Я всегда при разговорах о смерти говорю:"Это жизнь!Она удивительно прекрасна. Но так устроено все в ней неизменно, нужно внушить себе это,что бы не изводить себя".
Доча Ванда,которая меня безумно любит,говорит однажды:
- Папа, тебе много лет и если ты умрешь, тебе там будет покой.А как нам потом жить ,я не представляю. Я попытался её развеселить:
-Да,доченька,когда ты умер - плохо окружающим.Ситуация похожа, когда ты тупой.
Магда! Я уже ничему Вашему не удивляюсь.Понимаете,до чего дошло? Замечательные,познавательные, с математической точностью воспроизведенные вещи,которые я читаю с большим интересом,я читаю еще и с мыслью,что у Магды Кешишевой по-другому не может быть.

Ромуальд Наумчик   26.10.2022 21:02     Заявить о нарушении
Роман, просто приласкали! Спасибо! Когда умирала моя бабушка(мама моей мамы), в окружении многочисленного семейства, она слабо улыбнулась и тихо сказала:"Не печальтесь мои дорогие, я ухожу с сухими глазами". Это такое армянское выражение имеет глубокий смысл: оно означает, что человек прожил счастливую жизнь, что родные люди ничем его не огорчили, не заставили плакать.
Да, ничего не поделаешь, для каждого из нас приходит время естественных потерь. Теперь оно настало для наших детей и внуков. Очень не хочется делать больно любимым людям, но... Во всех случаях, будем радоваться каждому отпущенному нам дню, а сколько нам осталось жить, позволим Господу судить.
С неизменной симпатией ко всему Вашему семейству.
P.S.Не знаю насколько в нынешней ситуации будет этично представить читателям собранный мной материал о замечательных людях - мужчинах, любивших чужих жён, но есть соблазн. Их такое количество!!! Но пока обдумываю.

Магда Кешишева   26.10.2022 21:40   Заявить о нарушении
"...я ухожу с сухими глазами". Я сразу понял прекрасный смысл этого выражения,удивительного по сути и образности.
Теперь о чужих женах.Материал,простите за банальность,живее предыдущего и будет очень востребован в любой ситуации.Кто то в сравнении проиграет,а иной будет доволен сходством.Вот только молодым бы не следовало читать,что бы они не вступили в жизнь "во всеоружии".Но это не значит,что мы обязаны ущемлять себя в свободе поступков,соответствующих нашему мировоззрению.
Магда!Вперёд!Я жду,хотя со мной ничего такого небыло. Мне кажется.

Ромуальд Наумчик   27.10.2022 15:50   Заявить о нарушении
Роман, меня останавливает тот факт, что люди, о которых может идти речь, слишком известны, уважаемы и любимы. А я буду говорить об их грехах, и не уверена, что стоит это делать. Посмотрите:Тургенев, Маяковский, адмирал Нельсон, Лоуренс Оливье, Ремарк, Гойя, Голсуорси, Эдгар Манэ, Владимир Мигуля, Эйнштейн, Познер, Леонид Филатов... Короче говоря, есть над чем задуматься.
С Вашего разрешения откланиваюсь.
P.S. Роман, посмотрите чудный - музыкальный, интеллигентный - российский фильм "Уроки музыки". Вам понравится!

Магда Кешишева   27.10.2022 19:15   Заявить о нарушении
Вы очень деликатны,Магда.Вам решать,разумеется,однако, любить жену чужую не преступление.Если все таки Вы скажете "нет",я с Вами соглашусь.

Ромуальд Наумчик   27.10.2022 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.