Что всего дороже

Что всего дороже


У одного мудрого царя долгое время не было ни жены, ни детей. И вот однажды он собрал своих визирей и дал им задание.
- Найдите мне достойного человека, которому бы я мог доверять как самому себе, и кто бы мог управлять после меня моим царством!
И поставил царь такое условие, чтобы этот человек обладал силой великой, и умело распоряжался своими ценностями.
Целый месяц искали визири того, кто бы мог подойти царю. Желающих оказалось так много, что визири растерялись. Они вернулись во дворец, признавшись, царю, что самого достойного им выбрать не удалось. 
И приказал тогда царь собрать всех, кто считает сам себя достойным.
Вскоре, в назначенный час, во дворце собрались многие силачи да умники, которых и отобрали визири среди желающих показать царю свои знания и силу.
Оглядел царь великих мужей, однако не нашёл того, кто бы пришёлся ему по душе.
И тогда решил он загадать им загадки.
- Я ищу верного преемника, кому бы смог передать все ценности свои. Кто разгадает мои загадки, тот и пройдёт первый тур.

Загадка первая:
Что поднять легко, но не кинуть высоко, это теряет, да не ищет ни человек, ни зверь, но с глазами?

Загадка вторая:
Какое богатство самое ценное для меня?

Третья загадка:
Что проходит мимо, но не покидает человека, и хотя человек дорожит ей, понимает, что цены ей нет, сам её покидает?
Три дня дал царь сроку и распустил всех. Через три дня снова пришли сильные мужи, в надежде, что смогут стать достойными преемниками царя. Однако никто из них не дал царю верного ответа.
Опечалился было царь и решил поехать в лес, прогуляться да подышать лесным воздухом.
Скинув царские одежды, он надел простое платье. Затем, оседлав коня, в окружении свиты, отправился в дорогу. Вскоре они остановились у леса.
Там царь слез с коня и, оставив свиту ожидать его, пошёл по тропинке в лес. Царь хотел развеять свою печаль – и, вот, очутившись наедине с природой, он почувствовал душевное облегчение.
В лесу стоял чарующий аромат волшебных трав, который целительным бальзамом успокаивал его душу.
Вдруг царь услышал, как неподалёку зазвучал дивный голос.
Где-то совсем рядом бил ключ, и молодая простолюдинка пришла за ключевой водицей. Она пела что-то про травушку, про птиц. Очарованный её пением, царь невольно подошел поближе и, спрятавшись за дерево, стал наблюдать за ней.
Тут он услышал, что она заговорила с птицей. Девица, поставив деревянные вёдра на землю, смотрела высоко на ветку дерева.
Птица что-то свистнула в ответ девице и принялась чистить свои пёрышки. И тут, одно пёрышко плавно полетело  вниз и упало прямо на голову девицы, застряв в её пышные и длинных волосах.
Звонко рассмеявшись, та вытащила пёрышко и, подбросив его ввысь, проговорила:
- Вот чудеса, такое лёгкое, но даже не подбросить высоко! Ни одному силачу не по силам сделать это!
Девица снова рассмеялась.
Неожиданно птица крикнула, будто предупредила о чём-то. И девица насторожилась. Она словно почувствовала, что за ней наблюдают и обернулась.
Увидев царя, она смутилась и призналась:
- Вы меня так напугали, простите, мне пора идти.
Но царь, услышав из уст мирянки ответ на свою загадку, был страшно удивлён. Ни один из умных мужей не смог ответить ему на его вопросы.
И он спросил у девицы:
- Постой, можешь мне ответить, что для тебя всего дороже?
Удивилась простолюдинка такому вопросу, но ответила:
- Самое дорогое для меня это радость душевная за тех, кто со мной рядом, когда я вижу счастливые глаза моих родных, друзей…
Царь так и обомлел.
Ещё никто не отвечал ему так - о простых человеческих ценностях. Всех беспокоят каменья да слава... А тут… простая мирянка говорит ему такие вещи! Он вдруг понял, что эта девица и есть та душа, которой он может доверить свою жизнь...
И он произнёс:
-Постой, не торопись уходить. Я могу предложить тебе всё, что у меня есть!
Но мирянка снова смутилась, но смело ответила:
- У меня есть самое ценное – это моя жизнь, хоть она проходит, но я дорожу ей, это - моя свобода и мне больше и ничего не нужно. Так было всегда и будет, пока я сама не покину эту жизнь…
Простая мирянка ответила на его третью загадку, сама того не подозревая.
Царь вдруг понял, что это создание покорило его сердце своими чарами...
Он отпустил девицу, но прежде спросил её имя.
- Луиза, - скромно ответила она и, наполнив ведра ключевой водицей, перекинула коромысло через плечо и направилась в сторону небольшого села.
Вернувшись к свите, царь послал одного из слуг проследить за Луизой, чтобы узнать, где она живёт.
С той поры царь потерял покой.
Он понял, что никакими земными ценностями нельзя купить человека, если у того ценности иные. Царь почувствовал, что мудрость Луизы превосходит умы даже самых близких ему визирей.
Он полюбил эту девицу.

И стал царь часто наведываться в лес. Его жизнь наполнилась радостью от встреч с Луизой. После нескольких таких встреч, немного познакомившись поближе, девица тоже поняла, что её новый друг – человек очень тонкой души. Луиза всегда ласково вела с ним беседы, даже не догадываясь о его происхождении.  А царь, с каждым разом, всё больше убеждался в чистоте души этой прекрасной мирянки.
И однажды он признался ей, что не смог сразу открыть правду о своём истинном происхождении, иначе бы она не стала с ним общаться.
Однако на такое откровение, девица улыбнулась и ответила ему.
- Ни на какие богатства мира я не променяю нашу дружбу, самого дорогого друга.
Услышав такие речи, царь был несказанно рад!
Сбылась его мечта, у него появился дорогой душе его человек. Вскоре и свадьбу сыграли, а ещё через девять месяцев, у царя родился сын – истинный преемник всех ценностей.

 


Рецензии