Сила харизмы. Правдивая индийская история

 Она шла по длинному коридору аэропорта Индиры Ганди в Дели и невидимая волна поднимала людей с кресел. При ее приближении люди слезали с сидений, упирались ладонями в ворсовой ковер и лбом, в поклоне, доставали до земли. Затем, возвращались в исходное положение. Издали казалось, что все они участвуют во флеш-мобе, неведомым способом договорившись между собой.
 Меж тем, она шла в сопровождении своих помощниц по длинному холлу в рыжеватых тонах и, несомненно, видела дань уважения, которую ей оказывали люди. Ей и её делу - 400 отделениям ордена и 700 домам милосердия, хосписам, лепрозориям, домам для брошенных детей, мастерским для безработных, домам престарелых.
 Маленькая фигурка в монашеском одеянии шла своей стремительной походкой на пересадку в Калькутту. Было видно, что у неё есть спешная работа.
 Я также, как и все, уткнулась головой в ворсолан, поднятая с моего сиденья неизвестной силой. Рядом находились туристы, летевшие с отдыха на Гоа. Они вместе со мной наблюдали, как и другие пассажиры совершали  такой же поклон-приветствие, как и они сами, подчинившись этому неожиданно всеобщему ритуалу. Или силе харизматического влияния этой маленькой отважной женщины, которая беззаветно следует своему предназначению, начав без  каких-либо спонсоров и стартапов великое дело милосердия, борясь с трудностями и непониманием даже тех, кто должен был помогать и поддерживать.
 Два дородных молодца в майках и пляжных шортах рядом со мной, как и все попавшие под всеобщее воздействие и поклонившиеся, вопрошали друг-друга: "А что это было?"
 По рядам прошелестело:"Мать Тереза, Мать Тереза, Мать Тереза..."
 Мать Тереза, в миру Агнес Гондже Бояджиу, появившаяся в албанской зажиточной семье в македонском городе Скопье 26 августа 1910 года, в 18 лет стала католической монахиней. Это был ее добровольный осознанный выбор. Все уже тогда  было подчинено у Агнес этой великой цели. Она основала женскую монашескую общину  "Сестер миссии любви", члены которой выбрали служение - заботу о нищих и больных. Как при постриге ей было предписано, так она и носила полученное имя Тереза, всегда жила в целомудрии, в нестяжании, в бедности. К исполнению задуманного пришлось идти через тернии и препоны. Не сразу она попала в страну, где она хотела заниматься милосердием, в Индию. Шли войны. Медсестры были очень нужны и в Европе. Тереза столкнулась с непониманием. Было совсем не просто получить благословение и направление на выполнение миссии, на работу в колонии Британской империи, где католицизм не приветствовался. Свободной страной Индия стала в 1947 году.
 Нужно учесть, что в традициях многих индийских народов  люди не осмеливались прикоснуться к увечным, серьезным больным, боясь "заразиться плохой кармой", что навсегда понижало их социальный статус. Они сами становились "неприкасаемыми". Теми, кому не место в обществе, кто должен выполнять самую грязную работу и считать это благом. Это касалось и родственников, и других людей. Никто не будет им помогать. Множество умирающих оказывалось в канавах по обочинам дорог. Без какого-либо внимания, без ухода, лечения.
 До сих пор многие пострадавшие в автокатастрофах живут попрошайничеством на дорогах в больших городах, выпячивая свое уродство, выставляя его на показ. Это действительно отталкивает и пугает, когда подобное существо приближается к твоей машине на светофоре. Да, и ведут они себя достаточно назойливо, порой весьма нагло, требуя подачки в несколько индийских рупий. Другого способа достать себе денег на пропитание они себе не представляют. Трудно понять всю степень человеческого отчаяния и горя, когда люди, оказавшись в положении изгоя, выбирают себе такой своеобразный способ существования, а, по сути, защиты, когда изуродованная часть тела становится предметом гордости. Чем страшнее увечье, тем больше можно получить подачку. Если это основное средство добычи пропитания, то остальное - не так важно. Напуганные туристы больше раскошелятся, чтобы поскорей избавить себя и своих детей от лицезрения мерзкого калеки, стучащего по стеклу автомобиля и (не дай Бог!)распространяющего какую-нибудь инфекцию, или оскверняющего автомобиль своим прикосновением. Тем более, почти невозможно поменять эту позицию.
  Подобных людей, самых тяжелых больных, и не только их подбирали сестры прямо на улицах для облегчения участи. О них действительно заботились, лечили и обихаживали. Учили быть полезными своим собратьям по несчастию. Сами оставались при этом здоровыми и улыбчивыми, постепенно обрастая и помощниками, и помещениями, и кое-какими средствами.
 Это была своеобразная революция в сознании местного общества, слом вековых стереотипов. Он действительно произошёл. У тех, кого приютили и вылечили, кто сам стал ухаживать за другими по мере своих сил и ограничений. И у тех, брошенных, кто, потерял свой социальный статус. Они получили возможность ресоциализироваться*, обретая самоуважение и человеческое достоинство, помогая сами, как могут тем, кому ещё хуже. А, главное, у тех, кто не верил в эту затею и считал, что вся община "Сестер миссии любви" потерпит фиаско, подхватит болезни и распадется. Число последователей в разных концах Индии увеличивалось. Все увидели несомненную пользу работы миссионеров.
 Мать Тереза приняла индийское гражданство. Её деятельность признали в этой стране и люди, и правительство, признали во всём мире.
 Она была удостоена Нобелевской премии мира "За деятельность в помощь страждущему человеку".
 Не так всё было гладко на ее пути. В последние годы сердце стало всё больше и больше сдавать, для постоянного его мониторинга, она носила холтер**.
 Перед своим уходом  в 1997 году она сложила с себя руководящие полномочия. В сентябре этого же года её не стало.
 Через 5 лет католики её причислили к лику блаженных.
 Можно сколь угодно спорить о том, куда уходили огромные пожертвования, почему были весьма сомнительные инвесторы, почему она сама не лечилась у своих врачей, почему в больницах не применялись обезболивающие лекарства, почему она недоукомплектововала больницы техникой и персоналом, как это позволяли сделать собранные средства...
 Возможно, сестры опасались развития наркомании и отказывались от подобных медикаментов. Возможно, каждый видимый недостаток позволял обращаться за запросами ещё больших сумм, которые требовал неусыпный Ватикан. Или поступившие инвестиции быстро перебрасывались на освоение нового участка для создания  госпиталя-общины, чтобы охватить большее количество населения, которое не могло ранее вообще получить доступ к медицинскому обслуживанию.
 Дискутируют эти вопросы до сих пор. Трудно отделить возникшие мифы от реальных событий.

 Важно то, что её дело живет, не рухнуло после ухода этой масштабной личности, умевшей заражать своими идеями. По-прежнему, оказывается действенная помощь обездоленным в её центрах.

 Только теперь мать Тереза существует, как Святая Тереза Калькуттская. Католическая церковь ее канонизировала.

 Поклониться ее праху и помедитировать можно в Калькутте на территории штаб-квартиры её Ордена сестер милосердия, который она основала в 1950 году.

 Благодарю тебя, сестра! Ты - пример  гуманизма, огромной любви к людям для многих. Твой завет: "Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать",- он всегда со мной. Мне удалось побывать в твоей удивительной волне. Я воспринимаю это, как твое личное благословение мне, чтобы я  продолжала работать над тем, чтобы наше общество стало более гуманным. И я буду работать по мере сил в "Детском ордене милосердия" в качестве волонтёра и в других организациях. Буду рассказывать своим ученикам о твоих делах и заветах, вовлекая их в альтруистическую заботу о ближних. 
 Когда есть такие примеры подвижничества, бескорыстия, хочется стать добрее, чище, великодушнее. Хочется практически помогать тем, кто слабее и чувствовать себя Человеком этой Земли, таким какой была ты и какими всем нам предстоит стать. 
   








Страница Матери Терезы в «Википедии»
Русскоязычный сайт, посвященный Матери Терезе
Сообщество почитателей Матери Терезы в социальной сети «ВКонтакте»
*Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это приспособление человека к жизни в новом сообществе.
Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс, длительная госпитализация.
**Холтер- аппарат для постоянного мониторинга сердечного ритма.


Рецензии
Спасибо, что напоминаете о таком человеке

Василина Иванина   01.03.2018 22:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Василина, за Ваши добрые слова. Позвольте поздравить Вас с Праздником Весны. Новых книг, новых творческих удач и большого счастья!

Магрисса   04.03.2018 01:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.