Моя школьная жизнь

Что я помню из моей школьной жизни?..  Никогда не спрашивала себя об этом, но частенько вспоминала сюжеты, события, лица…
Родилась и выросла в Арзамасе. Училась в средней школе №3 им. В.П. Чкалова. Политинформация, дежурство по классу, фрагменты уроков физики, химии, математики, литературы, физкультуры, труда, ОБЖ, географии, истории, немецкого языка… Сборы Совета отряда, первомайские демонстрации, пионерская комната, сбор макулатуры и металлолома —  вот такой калейдоскоп событий остался в памяти. А прошло уже 30 лет с того дня, как я окончила школу. Это была школа взросления. Школа, которая осталась в моём детстве. А к детству надо относиться трепетно и с любовью! 
Помню наши поездки в Крым и Днепропетровск. Помню тимуровскую работу (до сих пор не понимаю, как меня назначили главным Тимуром школы, но помню заседания тимуровцев, которые я проводила в пионерской комнате после возвращения из Дома пионеров).  Нельзя это вспоминать без улыбки. Помню наш классный коллектив: кокетливых девчонок и озорных мальчишек. Но все они родом из детства…
У меня сейчас свои воспитанники — девятиклассники. Мне иногда кажется, что они немного другие, непохожие на нас. Но я знаю, что это только кажется. Да, у них мобильные телефоны и электронные книги. Мы же общались часами на лавочке около подъезда и брали потрёпанные книги Майна Рида в библиотеке. Сегодняшние школьники бывали за границей, они неплохо владеют английским языком и даже изучают китайский, японский, французский… Мы же исследовали все заброшенные уголки города, исходили в поисках приключений все улицы и половину школьной жизни провели в читальном зале библиотеки, путешествуя по справочникам и энциклопедиям. Родители сегодняшних  детей всегда на связи — наши родители могли только догадываться, где мы находимся. А в остальном мы очень похожи. Радуемся каникулам и хорошей погоде, вниманию окружающих и школьным победам, переживаем периоды взросления, влюбляемся, разочаровываемся, выбираем… Да мало ли чего ещё!
Кого я помню из школьных учителей?.. Думаю, всех.
Моя первая учительница — Колесова Валентина Алексеевна. Вот уж кого точно не забудешь! Кладезь доброты и порядочности! (Что интересно, её дочь, Постникова Наталья Олеговна, настоящая труженица, тоже работает учителем начальных классов в школе № 11 города Сарова). Уроки Валентины Алексеевны – это уроки смелости.
Помню учителей математики… Они у нас менялись очень часто.
Нина Васильевна Казакова, Алла Валентиновна Скороупко, Нина Борисовна, Валентина Александровна Борисова... Большинство серьёзных и смешных случаев происходило именно на уроках математики. Например, мой одноклассник классе в седьмом, у доски теряясь от страха перед Ниной Борисовной, доказывал теорему с «ква-ква-квадратным» корнем. А Валентина Александровна, рассказывая анекдоты про динозаврика-сиротинушку, который съел всех своих родственников, а потом притворялся несчастным, давала понять нам, что мы зря жалуемся на тяжёлую ученическую судьбу, видимо, имея в виду, что динозаврики – это мы, её семиклассники. Это на её уроках мы ставили дипломаты на середину парты и писали самостоятельные работы, не подсматривая в тетрадь соседа по парте. Её уроки – это уроки юмора и уроки ответственности.
Да, начать нужно было, наверное, с директора. Зинаида Павловна Турукина  вела уроки истории, когда я училась в 4 классе.  Как сейчас помню, она нас  «гоняла» по карточкам, заставляла учить даты, связанные с историческими событиями… «Куликовская битва», — раздаётся громкий голос Зинаиды Павловны, и все без исключения должны были поднять карточку с цифрой 1380. Попробуй, ошибись! Конечно, я старалась учить всё назубок. До 6 класса, точно. И усвоила её уроки — уроки ответственности. А потом её место занял яркий, представительный и очень эффектный мужчина — учитель физики — Птицын Юрий Афанасьевич. Юрий Афанасьевич  напоминал мне моего деда, тоже директора школы, хотя был гораздо моложе. Физику в нашем классе он не вёл, и мы были счастливы, потому что нашим учителем был «Чекист». Так звали старшеклассники Данилова Сергея Константиновича. Именно он стал для меня главным школьным учителем. Он, завуч по учебной работе, был самым замечательным человеком во всей школе. Я благодарна Сергею Константиновичу и сегодня.  Человеческое тепло, неподдельный интерес к ученику, самоотдача — может быть, этому я училась у него вместо физики?  Может быть, его уроки, уроки человечности, стали главными в моей жизни?.. А потом, после окончания школы, я каждый год мысленно дарила ему огромный букет из белых хризантем.
А ещё почему-то вспомнился учитель НВП — Райхман Леонид Абрамович, который заставлял нас маршировать по коридору первого этажа, собирать винтовку и надевать противогаз… Его уроки  были уроками строгости.
Помню учительницу немецкого языка Пигину Нину Дмитриевну и её уроки музыки.  В  5 классе каждый урок  мы пели песни на немецком языке.
Winter kommt! Winter kommt!
Flocken fallen nieder.
Es ist kalt. Еs ist kalt.
Wei; ist alles wieder.
Falle, falle, weiser Schnee,
kalter Schnee, kalter Schnee!
Eine Eisbahn wird der See,
Und wir freuen uns alle!
Я и сейчас иногда напеваю строки о зиме, мире на всей земле — это строки  из тех далёких детских песенок.  А ещё Нина Дмитриевна  мечтала съездить с нами в Германию. Но  нам не дали визу …               
Помню свою незабвенную классную руководительницу, учителя географии, человека добрейшей души — Брюханову Зою Николаевну.  Это она поставила мне единственную двойку в истории моей школьной жизни за невыученное домашнее задание во время директорской проверки 22 ноября. Сегодня мне и смешно, и стыдно, а тогда было не до смеха. Учитель надеялся на ответственную девочку, а девочка подвела. Как-то это не по-человечески получается. Но Зоя Николаевна переехала жить в Ленинград, и у нас появился новый наставник. Но уроки прощения остались со мной навсегда.
Второго классного руководителя, учителя труда, звали Афиногенова Людмила Михайловна. Я думаю, что все девочки помнят её уроки строгости и аккуратности. Очень принципиальная, образцовая и строгая, она обладала безупречным вкусом. А мы её всегда опасались и на урок труда приходили как на экзамен, где проверялась девичья аккуратность и умение быть хозяйкой. Это она научила меня и шить, и готовить. Я всё детство моделировала одежду, шила и рисовала. Наверное, могла бы стать дизайнером.
Помню, как на выпускном экзамене учитель химии, строгая, экзотически яркая, по-восточному красивая Татьяна Ивановна Сабурцева, вдохнув аромат огромного букета подаренных цветов, ушла в лаборантскую комнату, и я без особого труда ответила экзаменационные вопросы на отметку «хорошо» молодому лаборанту… Наверное, это были инопланетные уроки везения.
Конечно же,  не забуду учителя русского языка и литературы Наумову Софью Алексеевну, у которой я даже была дома и ела её домашний борщ. Из уроков литературы запомнились поэтические минутки, где мы читали любимые стихи, её лекция о Льве Толстом.  Кажется, это были уроки классики. Кстати, помню ещё, как она живо танцевала на нашем выпускном балу. Мы решили: она счастлива, потому что мы написали экзаменационные сочинения  и нас выпустили из школы.
Леонард Львович Арбатский и уроки истории — это отдельная страница школьной жизни. Учитель сам был живой историей. Он прошёл Великую Отечественную войну. Он знал историю наизусть и мог рассказывать часами так, что все слушали затаив дыхание.
Мне очень жаль, что сегодня я не могу прийти на урок к моим учителям, не могу сесть за свою вторую парту первого ряда — я не могу повернуть время вспять.
Жаль, что забываешь в суете забот, как быстротечна жизнь. Живёшь как-то эгоистично, потребительски, не оглядываясь назад, надеясь, что всё ещё успеешь. Нет, не успеешь… Многих учителей уже нет. Осталась Память. Остался Свет их души. И белые хризантемы моих мечтаний. А ещё остались невыученные уроки…
Несмотря ни на что, сегодня у меня свои ученики — мои мальчики и девочки. Каждый из них любим и дорог, потому что каждый из них за эти годы стал родным. О каждом из них можно написать оду. Это умные, красивые, отзывчивые,  понимающие, добрые,  требовательные, сильные, беспомощные, серьёзные и не очень, искренние, осторожные, открытые и сдержанные дети. Ими можно гордиться, их нужно слышать, с них нужно требовать, им нужно подсказывать. Они дипломаты. Они творцы. Бывают немного ленивы, а бывают очень трудоспособны. Они добры и великодушны, хотя не лишены амбиций. И всё же они любимые. Несмотря на то, что они ничего не успевают и оттого испытывают чувство вины, в будущем они хотят добиться всего. А поскольку они молоды и талантливы, у них всё получится. Я в них верю. 
В классе есть ребята, обладающие особым даром: излучать свет души. Это душевное тепло согревает в минуты грусти, освещает путь забвения и дарует силы для новых поисков и нового творчества. А это главные уроки на всю жизнь — уроки Счастья.
Вся моя жизнь — школа. Листая страницы жизни, вспоминая всех, с кем свела меня судьба здесь, в стенах храма наук под названием «Школа», я могу с уверенностью сказать: я очень богатый человек, потому что круг моего общения среди детей и взрослых — уникальные люди. А это и есть счастье.


Рецензии
Здравствуйте, Наталия! Как замечательно Вы написали о своих учителях! Они творцы, они дипломаты, они любимые.
От них у Вас уважение к ученикам, творцам, талантам и душевным людям.

У современной школы прекрасное будущее, если там работают такие учителя!

Приглашаю Вас посетить мою страничку, прочитать эссе "О школе с любовью". Я тоже благодарна своим учителям от Бога, они у меня Титаны.

Софья Биктяшева   04.03.2018 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Софья. Радует, что есть на Земле люди добрые. Значит, будем жить)
И большое спасибо за приглашение. Обязательно почитаю!

Наталья Куприянова-С   04.03.2018 17:38   Заявить о нарушении