Печалька

               
   Лето начинается с суматохи.  Мы уезжаем на дачу  на  Ангарские заливы.  В машину  грузятся  котомки, корзинки, картонки.  Внук  Юрка  втискивает  велосипед,  ласты, удочки, телескоп, микроскоп, карту Луны  и   мешок  с  пластиковым «оружейным арсеналом».  Последним    запихивается   ненавистный   рюкзак   в нём    в кармане  притаилась  «печалька» -  так он называет список литературы  для обязательного летнего чтения. На даче рюкзак забрасывается в дальний угол мансарды  с тайной  надеждой,  что  его никогда  не найдут.   Всё остальное  с любовью  раскладывается по полкам и полочкам.  Юрка тоже  приготовился к дачной жизни.  На нём  футболка с  рожей  ковбоя,  видавшие  виды   «негнущиеся и немнущиеся»  джинсовые штаны,   за ремень воткнут пластиковый «Кольт».   
                               
   В  день приезда за оградой  выстраиваются  друзья.  Мысленно  называю их ватагой  « рыжих» за необыкновенную  тягу к приключениям,  озорству и выдумкам.   Веселую дачную жизнь омрачает    « печалька» - надо читать, но очень не хочется.  Она,  как «Дамоклов меч» возмездия,  висит  над столом на гвозде.    В ближайший день усаживаемся на диван на веранде.   Вернее  усаживаюсь я с книгой в одной руке, а другой крепко держу  внука за ногу, чтобы не убежал.  Он лежит вытянув ко мне худые в «цыпках» ноги и тоскливо смотрит на часы, книгу и калитку. Там  «веселуха»,  там взбивая пыль, друзья бегут на причал  испытывать резиновую лодку.
   
  Вздыхая, начинаем читать бессмертного Шекспира. Одним ухом внук слушает монологи Ромео,  другим чутко следит за событиями на улице. Мореходы уже возвращаются обратно, толкая впереди себя   тележку с мокрой,  дырявой лодкой.  С воплями:  « Подождите»   внук срывается с дивана и бежит за лодкой, тележкой и ватагой. Самые трагические строки  «пить или не пить» Джульетте яд,  давясь  рыданиями,   дочитываю одна.
               
     Лето катится к июлю. Медленно, но верно мы продвигаемся по литературному списку. Уже прочитаны «Тарас Бульба»  Гоголя, «Капитанская дочка» Александра Пушкина, военные стихи  Константина  Симонова.  Юрке нравятся герои книг,  держать  за  ногу  не надо. Он сидит рядом. Хмурится, вздыхает или улыбается, а иногда низко наклонив  голову,  смахивает  « скупую мужскую слезу».

   За оградой в ожидании окончания литературного часа  стоят всё те же  дачные собратья. Сегодня они бегут рыбачить. Кто-то с удочкой, а кто-то просто с длинной палкой. Рыбу  всё  равно не поймать так,какая   разница,что опускать в воду.  Бегут на причал рассказывать друг другу небылицы об огромных щуках в прибрежных заводях  и  осетре небывалых размеров. Потом по очереди громоздятся  на сколоченный плот и шестом исследуют  укромные уголки в  водорослях,  чтобы  узнать,куда всё - таки прячется рыба.
               
Через два часа ватага несётся обратно.Впереди Юрка в руках у него "каракатица", которую  он  почему то называет  самолетом. Вместе с «каракатицей» испытатели   взбираются на  балкон и бросают её в небо,  но она не знает, что умеет летать и с грохотом падает на землю. Все бегут вниз и склоняются над грудой деревяшек.  После тщательного осмотра места аварии и останков самолета делают заключение:               
  - Нужно  прибить ещё одну рейку, тогда наверняка полетит-               
  С этими словами  срываются с места и,волоча за собой «каракатицу»,   бегут за молотком,  гвоздями и палками.
 
  Всё лето в озорных глазах внука светится вопрос:                - «Что сейчас делать и куда бежать?»                Может  быть,   в рощу   достроить блиндаж?  Завтра там состоится военный совет главнокомандующих двух садовых улиц.   А может быть встать на  ходули  внезапно выпрыгнуть из-за забора и напугать  соседскую девчонку Катьку?    А если на цыпочках подняться на мансарду  зажмурить  глаза,  а   потом  тихонько сквозь ресницы   посмотреть в микроскоп?   Там – «страшилка», там лапка мухи превратилась в   лапищу  «динозавра».   Побеждают  ходули и  уже  через минуту    слышен испуганный Катькин  вопль.
 
  Если день хмурится,  идет дождь.  Юрка достает из гаража  старый военный отцовский плащ с капюшоном и резиновые сапоги. Всё это   напяливает  на себя.   В  открытой  калитке  уже маячат две  фигуры  в похожих одеждах.   Довольная   своим видом  странная троица  бредет  под  дождем  на берег в беседку, разрабатывать тактику и стратегию завтрашнего дня.
   
   Завтра в этом же военном плаще Юрка будет лежать под кустом в соседней роще и по деревянной рации переговариваться с другим кустом:               
   - Я,  Тополь!  Я,   Тополь!  Как  слышишь Береза, как слышишь?
   
   Лето движется к августу.  Прочитаны  « Улица младшего сына» - о героическом мальчишке из г.Керчь, рассказы Василия Шукшина о военном детстве, «Уроки  французского»  Валентина Распутина. Внук давно перестал смотреть на часы, он слушает, смеётся или огорчается. За  оградой, как и прежде,  толкутся   дачные мальчишки. Сегодня они с лопатами  направляются  ковырять соседний овраг. Там,  по словам «знатоков» миллион лет назад,  было стойбище первобытного человека. Через час находят трухлявую железку. Делают заключение: « Наверняка - это кость древнего человека». Железку бережно кладут в пакет и осторожно несут в огород  для более тщательного  научного исследования.  Немного погодя забытую  ценную находку   бросаю в мусорный бак.

     Вечером,  а скорее к ночи Юрка тащит на крыльцо треногу телескопа и сонными глазами   вглядывается  в  Большую и Малую Медведицу, в моря и кратеры  Луны и уже без телескопа таращится в   звездное небо в поисках  загадочной Туманности Андромеды. Обратно в дом телескоп несу одна. Астроном   бредёт  сзади на ходу,  сбрасывая  тапки и футболку.  Ничком падает на кровать, лицом в подушку.  Повернуть   голову   нет  сил.   Рядом  рассаживаются  тёплые  летние  сны.

    Утром за оградой стоят сонные ещё не проснувшиеся друзья. Сегодня у них тренировка, сегодня они бегут вокруг дачного поселка. За ними,  разминаясь,  несутся соседские собаки, уставшие от летней скуки и безделья. Над поселком разливается радостный собачий лай и мальчишеские вопли. На предельной скорости, побив все мировые рекорды, внук влетает в калитку,  захлопывая её перед  разочарованным  носом Жучки.

    Последние летние дни.  Я сижу на  берегу   лениво,  вглядываясь в речную даль, в лес чуть тронутый  осенними красками, в катер который несётся по заливу и  мальчишку, летящего  за катером  на воздушной подушке «банан».  Мальчишка  вопит от страха,  радости и гордости за себя. Сегодня он смог. Смог преодолеть свой страх и шагнуть в неизвестность.
 
   И я знаю этого мальчишку. Он - мой рыжий внук сейчас летит на скорости,на высоте над ледяной гладью Ангары.Он больше не боится ,потому что за руку его крепко держит смелый Пётр Гринёв и отважный Володя Дубинин из г. Керчь,и девятнадцатилетний лейтенант ,вызывающий огонь на себя в своём последнем бою и неутомимый фантазёр Том Сойер.

Сегодня этот маленький мальчишка совершил поступок и я знаю его ИСТОКИ.               
Поступки рождают характер, а  характер судьбу.               
 
Скоро в школу, завтра мы дочитаем последнее произведение из списка «Печальки» - рассказ Виктора Астафьева « Фотография, на которой меня нет».


Рецензии
Колоссальное удовольствие получила от чтения рассказа. Какая Вы замечательная бабушка! И внук Ваш тоже.
Я сама такая, сын, занятый спортом, военнно-патриотической деятельностью, все не находил время для чтения. Выручил "Гарри Поттер", он перечитывал все тома по несколько раз.
А школьную литературу преподавалп сама, так что все нужные акценты были расставлены.
Какое буйство деятельности Вашего внука и его друзей. Настоящие Томы Сойеры. Вы абсолютно правы: "Сегодня этот маленький мальчишка совершил поступок и я знаю его ИСТОКИ.
Поступки рождают характер, а характер судьбу".
Печалька выросла в большую радость.
Спасибо!

Я точно знаю, что своей внучке (ей сейчас год) я буду читать, и мы будем читать вместе.

Софья Биктяшева   08.04.2019 08:31     Заявить о нарушении
Софья! Я благодарна Вам за то,что заметили,за то что остановились и сказали столько добрых слов мне, моему герою и "печальке".
С уважением.

Наталья Смола   08.04.2019 08:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.