планета Янка

ПЛАНЕТА ЯНКА
Порой умирают боги- и права нет больше верить
Порой заметает дороги. Крестом забивают двери.
И сохнут ключи в пустыне, а взрыв сотрясает душу,
Когда умирает богиня, когда оставляет души.
Эти строки принадлежат двадцатилетней Янке Дягилевой. Когда говоришь о Янке ,болит сердце ,когда читаешь ее стихи –болит душа. Но кто же она? Википедия ,например, дает краткий ответ: поэтесса ,музыкант, представительница западносибирского андеграунда конца 80-х ,умерла в 1991 году.. Почему мы о ней вспомнили? Она промелькнула на российском музыкальном и поэтическом горизонте как звезда и так быстро сгорела ,что мы едва успели  заметить ,что была Янка Дягилева –  поэтесса ,пела на квартирниках* ,жила ,писала ,сочиняла стихи    и в 24 года погибла…
«Это было орудие той силы ,что сопротивляться ему ,так подделать его невозможно. Никто не напишет песню! А-ля Янка» ,уже за это ей огромное спасибо.» Дмитрий Крюков «Ленинская смена»,Горький,90 г.

Ее творческой жизни было всего пять лет ,но каких ,та эпоха останется у нас в сердцах и памяти как нескончаемая череда предательств ,развала СССР ,бросания страны из стороны в сторону ,эпоха великого слома старых ценностей и впереди ничего нового ,полная безнадега…В предчувствии социальных катастроф люди погрузились в свой частный мир.Вот тут и проявился яркий поэтический дар Янки.

ЯНКА ВСЕГДА ШЛА СВОЕЙ ДОРОГОЙ

К концу 80-х официальная культура перестала отвечать вызовам времени ,на стыке культур появился андеграунд ,который тут же реализовывал в своем творчестве запросы  общества:
ДЕКЛАССИРОВАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ *
   Деклассированных элементов в первый ряд Им по первому по классу надо выдать всё Первым классом школы жизни будет им тюрьма А к восьмому их посмертно примут в комсомол
   В десяти шагах отсюда светофор мигал Жёлтым светом две минуты на конец дождям А в подземном переходе влево поворот А в подземном коридоре гаснут фонари
   Коридором меж заборов через трупы веков Через годы и бурьяны, через труд отцов Через выстрелы и взрывы, через пустоту В две минуты изловчиться - проскочить версту
   По колючему пунктиру, по глазам вождей Там, снаружи, мёртвой стужей по слезам дождей По приказу бить заразу из подземных дыр По великому наказу строить старый мир
   Деклассированных элементов в первый ряд Им по первому по классу надо выдать всё Первым классом школы жизни будет им тюрьма А к восьмому их посмертно примут в комсомол
Кто-то скажет ,что ее творчество было  депрессивное как весь тот период и будет не прав…Из статьи «Петербургские впечатления». Исключительная песня Янки Дягилевой « Домой» уже не первый раз оставляет смешанные и тягостные чувства» пишет  известный критик и писатель А. Липницкий,»сдвиг-Афиша» ,М,1990 г.» Поэтому творчество «новой сибирской волны» меня настораживает своей безысходностью; ее представители в этом качестве смыкаются с провинциальными писателями ,авторами таких ужасных и одновременно незабываемых повестей ,как «Пожар» и « Людочка». Мне кажется ,художнику никогда нельзя забывать ,что какое бы тысячелетие не было на  дворе ,жизнь на его бедах не кончается…»ДОМОЙ
   Нелепая гармония пустого шара Заполнит промежутки мёртвой водой Через заснеженные комнаты и дым Протянет палец и покажет на на двери, отсюда
   Домой!
   От этих каменных систем в распухших головах Теоретических пророков напечатанных богов От всей сверкающей звенящей и пылающей х…
   Домой!
   По этажам, по коридорам лишь бумажный ветер Забивает по карманам смятые рубли Сметает в кучи пыль и тряпки, смех и слёзы, горе - радость Плюс на минус даёт освобождение
   Домой!
   От голода и ветра, от холодного ума От электрического смеха, безусловного рефлекса От всех рождений смертей перерождений Смертей перерождений
   Домой!
   За какие такие грехи задаваться вопросом зачем И зачем, и зачем, и зачем, и зачем, и зачем
   Домой!
Я постараюсь вас в дальнейшем разубедить в том ,что янкино творчество депрессивное ,как сказал кто-то из ее друзей: С Янкой грустно. Но без нее еще хуже!  Янка в самые тяжелые годы смогла выразить душу человека на изломе событий ,когда впереди маячила беспросветность, и страна сваливалась в яму .Теперь мы это прекрасно понимаем ,ну а поэты могут только предчувствовать..Янка была своего рода Кассандрой ,она предчувствовала зиму новой эпохи ,что для большинства людей ничего хорошего никакая перестройка не принесет ,а будет только голодно ,холодно и обидно от социального неравенства.

ОТ БОЛЬШОГО УМА
   От большого ума лишь сума да тюрьма От лихой головы лишь канавы и рвы От красивой души только струпья и вши От вселенской любви только морды в крови
   В простыне на ветру по росе поутру От бесплодных идей до бесплотных гостей От накрытых столов до пробитых голов От закрытых дверей до зарытых зверей
   Параллельно пути чёрный спутник летит Он утешит, спасёт, он нам покой принесёт Под шершавым крылом ночь за круглым столом Красно-белый плакат - "Эх, заводи самокат!"
   Собирайся, народ, на бессмысленный сход На всемирный совет как обставить нам наш бред
   бред
   бред Вклинить волю свою в идиотском краю Посидеть - помолчать да по столу постучать
   Ведь от большого ума лишь сума да тюрьма От лихой головы лишь канавы и рвы
 Янка была камертоном своего времени ,она его чувствовала проживала ,боролась ,искала себя ,но что в результате находила? Отчуждение , одиночество, полное отупление чувств.Она рвала свою душу  и заплатила за это ценой своей жизни.  Читая стихи, кажется ,что написала их изломанная нервная девица ,весьма субтильная ,вся из себя  поэтесса. Но это не так.. Янка была довольно плотная девушка ,по воспоминаниям современников, крепкого телосложения , с рыжими распущенными волосами ,одетая всегда в брюки и мешковатые кофты ,скрывающие очертания тела..Янку не заботил внешний вид ,она не носила украшения ,но с удовольствием плела фенечки и дарила всем знакомым .Рыжеволосая Янка! Одна такая. Она была неповторима как в творчестве ,так и в жизни. Явление Янки Дягилевой  появилось не без помощи ее друга музыканта руководителя группы « Гражданская оборона» Егора Летова! *Говорят ,что без него Янка бы не состоялась как певица ,как музыкант ,но и ломал он  Янку нещадно ,подделывая под  свое мировосприятие музыки ,поэзии ,понимания значения музыканта в те годы..До сих пор идут споры о том  ,чего больше дал Летов Янке и что отнял, но безусловным фактом остается то ,что без него ,без его вмешательства Янка вряд ли бы состоялась… А пришло время и они благополучно расстались ,каждый пошел своим творческим путем…Многие  их общие друзья обвиняют  Егора Летова в гибели Янки ,говорят ,что это он подтолкнул ее к последнему шагу ,но зная Янку ,нельзя сказать ,что она была так уж подчинена воле Летова ,да и расстались они задолго до гибели Янки.
Пропустите в мир ,стаи волчьи!
Уступите путь ,своры гончие!
Разойдись стена черной полночью-
Или дай мне стать лютой сволочью
То ли зверем стать с серой шкурою,
То ли омутом с тиной бурою.
Голодать ли? Жрать ? Быть ли умною ,быть ли дурою?
Может на метлу и до города,
Где мосты из камня и золота
Помереть ли там
Может , с холоду,
Может, с голоду!
 Стихи .написанные не юношескую рукою..
  Ее некоторые вещи  трудно назвать стихами:
ПРОЩАНИЕ
   Под руки в степь. В уши о вере В ноги поклон. Стаи летят К сердцу платок. Камень на шее В горло глоток. Может, простят
   Ленту на грудь столько искали Сжатые рты. Время вперёд Крест под окном. Локти устали Знамя на штык. Козёл в огород
   Серый покой. Сон под колёса. Вены дрожат. Всё налегке Светлый босой кукиш у носа Рядом бежать на поводке
   Вечный огонь. Лампы дневные Тёмный пролёт. Шире глаза Крепкий настой. Плачьте, родные В угол свеча. Стол. Образа
   Под руки в степь. Стаи летят Может, простят...
«Это вряд ли сочинено, но сложилось само и захватывает не словами с отдельным смыслом, а магической значимостью целого ,как причитание ,плач, заклинание»Екатерина Пригорина» КонтркультУра! 1\90.Это плач по нам по тем испытаниям ,которые нам еще предстояло вынести .У Янки ,впитавшей славянские традиции ,напряжение и боль прорываются сквозь сдержанность ,почти строгость исполнения, покой- лишь тогда ,когда сдержать их действительно невозможно» . Кто-то же должен на Руси идти по снегу босыми ногами на свою Голгофу. Были у нас и святые ,и юродивые, а в 80-е годы прошлого века взяли на себя эту роль последние рыцари уходящей эпохи. Шли на верную свою погибель:
ПРОДАНО
   Коммерчески успешно принародно подыхать О камни разбивать фотогеничное лицо Просить по человечески, заглядывать в глаза Добрым прохожим
   О, продана смерть моя
   Украсить интерьеры и повиснуть на стене Нарушить геометрию квадратных потолков В сверкающих обоях вбиться голым кирпичом Тенью бездомной
   О, продана тень моя
   Иду я по верёвочке, вздыхаю на ходу Доска моя кончается - сейчас я упаду Под ноги, под колёса, под тяжёлый молоток Всё с молотка
   О, продана смерть моя
   Подмигивает весело трёхцветный светофор И вдаль несётся песенка ветрам наперекор И радоваться солнышку и дождичку в четверг Жить - поживать
   О, продана смерть моя
«Когда-то Саша Башлачев* объяснил мне ,почему не хочет петь свои песни:» Они лежали на столе. Их мог взять кто угодно. Скорее всего- женщина. А взял я. Украл. У женщины украл» Все это казалось очередной « телегой» ,странностью ,когда Саша был жив.
Янка тогда уже пела - никому не известная. Но для нас ,узнавших ее после Сашиной смерти ,вышло так: он положил песню обратно ,она взяла»Марина Тимашева « Экран и сцена» Москва ,90:
 ПО  ТРАМВАЙНЫМ РЕЛЬСАМ
   А мы пойдём с тобою погуляем по трамвайным рельсам Посидим на трубах к начала кольцевой дороги Нашим тёплым ветром будет чёрный дым с трубы завода Путеводною звездою жёлтая тарелка светофора
   Если нам удастся мы до ночи не вернёмся в клетку Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю ,Чтоб остаться там лежать когда по нам поедут серые машины, Увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться
   Если мы успеем мы продолжим путь ползком по шпалам Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах Надо будет сжечь в печи одежду если мы вернёмся Если нас не встретят на пороге синие фуражки
   Если встретят, ты молчи что мы гуляли по трамвайным рельсам Это первый признак преступленья или шизофрении А с портрета будет улыбаться нам "Железный Феликс" Это будет очень долго, это будет очень справедливым Наказанием за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам Справедливым наказанием за прогулки по трамвайным рельсам Нас убьют зато, что мы гуляли по трамвайным рельсами Нас убьют за то, что мы с тобой гуляли по трамвайным рельсам .Здесь звучит просто » эсхатологическое  отчаяние « пишет С .Гурьев  «Придет вода»,Троицк ООО «Лист-Нью» 1998 г.
Все вещи звучат как один монолог –исповедь ,звучащий на разные лады ,с разной долей откровенности и внятности ,не только для слушателя ,но и для самого автора» Екатерина Пригорина «КонтркультУра» 1\90 Лексика ,обороты ,спонтанный разнобой янкиных стихов ассоциируется прежде всего с 2 вещами: как исток –фольклор ,неопосредованный поэзий Башлачева и баллады. Лирически-гротесковый сюжет «По трамвайным рельсам» так и просится в параллельное кино :готовый сценарий с энергичной мрачновато- интригующей завязкой ,захлебывающимся отчаянием погони в кульминации и обреченный застылостью финала». Екатерина Пригорина «КонтркультУра» 1\90

« ПОЭТЫ ЖИВУТ И ДОЛЖНЫ ОСТАВАТЬСЯ ЖИВЫМИ!»

              Яна Станиславовна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске ,умерла 9 мая 1991 года. По воспоминаниям ее отца ,Яной назвали в честь бабушки-литовки. Если обратимся к фамилии ,которая конечно же является «говорящей «, как все древние фамилии ,то здесь существует три версии происхождения фамилии  Третья версия мне кажется очень уместной:  от нижненемецкого de engil (ангел) По словам отца она была мягким добрым человеком ,очень любила и жалела бездомных котят ,всегда в доме жило по три-четыре штуки ,когда становилось больше, отец просил Янку их раздать по знакомым ,что Янка и делала.
Янка пела квартирники ,проехала всю страну автостопом от Киева до Иркутска, участвовала в группе « Гражданская оборона» ,» Великие октябри « и др. ,но прославилась именно после того ,как стала петь одна:
По свинцовому покою глубины моей
Нерастраченных страданий темно-синих дней
По шершавому бетону на коленях вниз
разлететься , разогнаться –высота ,карниз

Защитившись отраженьем из зеркальных дыр
Окунуться в ожиданья нежилых квартир,
Из-под темного покрова сизых облаков
выползать на свет унылый мягких светлячков.

Разобраться в колеснице долгого огня
Расстараться –отоспаться за стеною дня
За чертою отлетевших просветленных душ
За глазами с пятаками круга не нарушь

Не разбей стакан с последней пресною водой
Не пролей слезы нарочной над моей бедой
НЕ разглядывай пугливо непонятных птиц
Погляди на обнаженный блеск колесных спиц

Погляди ,махни рукою ,слабо улыбнись
Отойди ,постой в  сторонке ,к лесу обернись
Забери с собою небо в крапинках утра,
Заверни в  свое дыханье- нам уже пора.

Уходить за перелески проливным дождем
оставляя за плечами беспокойный дом
Обрывать последний стебель красного цветка
Забывать о чистом звоне свежего глотка

Янка- рыцарь уходящей эпохи ,она пела свои баллады «на разрыв аорты», яростно и быстро взрослела. Ее творчеству всего пять лет  Ее кончина также загадочна как и ее явление в творчестве… В своих воспоминаниях отец Янки С.И. Дягилев уверенно говорит о том ,что Янка покончила с собой ,слишком она ярко и нараспашку жила ,а в  последние дни она была чем –то угнетена ,постоянно пребывала в задумчивости, перестала есть и выходить из комнаты. На вопросы друзей .как живешь , отвечала:" А я не живу!" Однако официальная версия смерти не подтверждает суицида.  9 мая Янка проводила с родителями отцом и  мачехой (настоящая мать Янки умерла от рака за несколько лет до гибели Янки) на даче..Вечером она вышла погулять и не вернулась .Ее нашли через несколько дней в сорока км вниз по течению в реке Иня. В протоколе  в графе " причина смерти " указано: утопление,следов насильственной смерти не обнаружено. Как и что с ней произошло на самом деле так и останется для нас загадкой, у нас  лишь  есть ее небольшое, но глубокое наследие.

                ПЛАНЕТА ПО ИМЕНИ ЯНКА

 После смерти Янки осталось много воспоминаний ее друзей и знакомых .Ее образ мозаично складывается из их рассказов ощущений ,впечатлений.»Я не люблю давать интервью, не наговариваю и не публикую стихи ,только пою их» как то сказала Янка и действительно ,она отказалась записываться на студии « Мелодия» под аплодисменты своих поклонников .Не знаем, права была Янка или нет ,но такова была ее воля .Из статьи « Бросайте оружие»: « Янку Дягилеву (Новосибирск) я очень давно хотела услышать ,но даже не предполагала ,что она оставит после себя что-то похожее на ток. От нее шла такая энергия ,такой драйв ,и все это было настолько стремительно, что зал опомнился только тогда ,когда она ушла ,швырнув гитару» Е. Клепикова « Комсомолец Узбекистана» 90 г.
Вот воспоминания одного из очевидцев о концерте ,посвященном памяти А.Башлачева :» Пели тоже по-разному ,так что концерт получился очень неровный: выступали музыканты из Москвы и Новосибирска ,Горького и Киева ,известные и неизвестные совсем ,некоторые из неизвестных пели замечательно (как светловолосая девушка в черном с ее почти языческими песнями-заклинаниями) ,но на шепот зала : «Кто это?» не мог ответить никто ,а жаль (это и была Янка- прим. составителя «Придет вода») Екатерина Борисова «Вперед» Пушкин ,10.03.1989 г.Но не все оценивали так высоко  творчество Янки .Вот еще мнение из книги Юрия Морозова « Подземный блюз»:» зато с необыкновенным энтузиазмом публика встречала /…\подвыпившую Янку ,с грохотом скакавшую под неизбывную умцу-умцу и голосившую не своим голосом ,чтобы затем вскоре повеситься» Это о выступлении в городе Череповце. А из стать» Метаморфозы» читаем следующее:» В январе 90-го ,после Череповецкой рок- акустики ,я брал у нее небольшое интервью в вагонном тамбуре .Яна была очаровательна и застенчива ,на концерте же ее мужская ,почти медвежья мощь, накрывала зал с головой. Когда она пела «Никто не знает ,как же мне…»,милиция почему-то не бросалась размахивать черными дубинками :сержанты цепенели от ее интонаций, офицеры слушали ,сжав зубы».Дмитрий Крюков «Ленинская смена»,Горький.
РИЖСКАЯ
   А ты кидай свои слова в мою прорубь Ты кидай свои ножи в мои двери Свой горох кидай горстями в мои стены Свои зёрна - в заражённую почву
   На переломанных кустах - клочья флагов На перебитых фонарях - обрывки петель На обесцвеченных глазах - мутные стёкла На обмороженной земле - белые камни
   Кидай свой бисер перед вздёрнутым рылом Кидай пустые кошельки на дорогу Кидай монеты в полосатые кепки Свои песни - в распростёртую пропасть
   В моём углу - засохший хлеб и тараканы В моей дыре цветные краски и голос В моей крови песок мешается с грязью А на матрасе позапрошлые руки
   А за дверями роют ямы для деревьев Стреляют детки из рогаток по кошкам А кошки плачут и кричат во всё горло Кошки падают в пустые колодцы
   А ты кидай свои слова в мою прорубь Ты кидай свои ножи в мои двери Свой горох кидай горстями в мои стены
 А вот читаем следующее воспоминание:» Вышедшая на смену Нику Янка была как живительная влага для искаженной и опаленной зноем земли. Ее голос вливался в вены ,пульсировал внутри ,разгоняя кровь и очищая душу от тех фекалий ,которыми загружает нас окружающий социум». А Кушнир, А. Пигаров «ПНС»,Барнаул 2/90.
Надеюсь ,что этот небольшой очерк хоть как-то сумел передать очарование, боль и страсть такой поэтессы и певицы ,как Янка Дягилева. И напоследок  приведу вот такие слова о ней:« А помнишь ли Янка ,себя при дворе помутненного Колесова? Помнишь ли Янка –купала Ты нас, и стали мы братья в голосе Твоем. Ты –большая река Янка. И встала ты со стула ,и уходила по коридору сквозь палево ,а потом приходила вновь ,и  была Ты всегда и будешь. Ты –Янка –большая река» М. Володина «КонтркультУра» Москва,1990

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

«-Так жарко и огненно все переплелось ,впечаталось в сознание ,что помнишь Янку ,как родную бабушку или друга детства, или первую любовь,-рассказывает 20 лет спустя ее друг Олег Судаков (Манагер),-она не просто не забывается ,а так и стоит в душе…»
И до сих пор ,если пройти к одноэтажному деревянному дому по ул. Ядринцевской ,61 в городе Новосибирске ,то можно увидеть живые цветы на завалинке и огромную бутафорскую гитару. Янка жива до тех пор ,пока востребовано  ее творчество ,а оно до сей поры находит отклик в душах поклонников
Примечания:
*квартирники -исполнение авторских песен на квартирах.
*Деклассированным элементам- пунктуация в стихотворениях сохранена авторская.

*Егор Летов (настоящее имя Игорь Федорович Летов; 10 сентября 1964 ,Омск,СССР-19 февраля 2008,Омск,Россия)советский и российский поэт и музыкант ,а также звукорежиссер ,художник-оформитель и коллажист ,лидер и единственный постоянный участник группы «Гражданская оборона»,также известен по музыкальным проектам «Коммунизм» и др. Егор Летов является одной из ключевых фигур в так называемом «сибирском андеграунде»- музыкально-поэтическом движении ,возникшем в Западной Сибири в конце 80-х годов.
Посмертно Летов был неоднократно назван «крестным отцом» и «патриархом» русского панк-рока и просто одним из влиятельных представителей панк-движения в России.
*Александр Башлачев – (27 мая 1960 ,Череповец-17 февраля 1988 , Ленинград)-русский поэт ,рок-бард ,автор и исполнитель песен. Один из представителей советского андеграунда.
Новосибирск


Рецензии