Три сестры. Гл. 44. Таро

                Глава 44

                Таро

                Время небес. Инобытие.

                Трагифарс. Таро.
 

- Тогда получается, что твоя повесть скорее философская и богословская статья в форме художественного сочинения. В этом тайна «Пиковой дамы»?
- И в этом тоже. И в масонах, и в астрологии, и в картах Таро? Моя повесть многопланова.
- Я, когда ее читал чувствовал, что ты использовал мистические знания, особенно те, которыми пользуются при оккультном посвящении…, сквозь твои комментарии в повести вдруг ирония сменяется трагифарсом.
-. Можно посмотреть на повесть и как на оккультную комедию, в которой персонажи являются символами живущих в человеке страстей и частей его души, распавшейся под действием греха.
- Сильно сказано! - воскликнул Рокотов.
- Но вернемся в 1833 год, - продолжил Пушкин, - однажды, среди прочих книг, присланных мне в Болдино, мне попалась книга Антуана Кур де Жебелена под названием «Первобытный мир». Это был громадный фолиант XVIII века о символике карт Таро. Автор раскрывал тайны карт и утверждал, что вся мудрость этих карт пришла из древнего Мира. Рисунки карт и их значения, философский и мистический смысл меня очень заинтересовали. Выехав из деревни, я провел достаточно много времени, отмеренного мне судьбой от домашних, светских и литературно-издательских забот, в библиотеках Москвы и Петербурга. Я собирал, на языках доступных мне, и особенно на французском, все, что попадалось о Таро. Обошел я и книжные магазины, и издателей с одной и той же заявкой прислать мне соответствующие книги. Через год у меня собралась приличная библиотека, среди которой выделялись книги и карты, относящиеся к традиции Марсельского Таро.
-Так ты собирал книги по гаданию?  Но зачем? Тебе же Бог дал талант писателя, поэта, но не гадалки? - зачастил вопросами Рокотов.
-Настоящий поэт всегда сопричастен тайне судьбы, - задумчиво пробормотал Пушкин и продолжил, - итак, я установил, что в начале прошлого века существовала достаточно сильная традиция французских мастеров-таротье Батиста Поля Гримо и Жана Додаля. Эта традиция тянулась из Индии, Китая и через исламский мир 500 лет назад достигла Италии и Франции. И здесь к обычной игральной колоде стали добавляться 22 странных рисунка, которые не относились ни к какой масти, а служили козырями. По-итальянски их называли trionfi или буквально «триумфами».
-Понятно, - нетерпеливо перебил Пушкина Рокотов, - козыри одерживают победу, триумф над любой мастью!»
-Совершенно верно. И я установил, что картинки для этих карт были заимствованы из «Триумфов» Петрарки и из карнавальных шествий того времени, которые проводились в Италии с древнеримских времен. Были и другие источники Таро, включая средневековые пророческие книги. В итоге карты, дошедшие до нас, были созданы в Италии, в эпоху Возрождения. Окончательную же форму они приобрели в соседней Франции. Такова история!
-Наверное, в эти карты играли графы и князья, - сделал предположение Рокотов.
-И играли, и гадали, - поправил Пушкин, - мужчины заканчивали игру и шли спать, а женщины на тех же картах гадали, так развлекалась элита общества. Талантливые художники рисовали таро. И только ближе к нашему времени карты стали печатать с досок и раскрашивать под трафарет. Делали такие карты не только в Марселе, но и других городах Франции, Швейцарии, Нидерландов. Насколько мне известно, Жан Додаль напечатал первую колоду в Лионе в 1700 году. Да, такова история.
-Ты слишком увлекся историей, - сказал Рокотов, - но что это тебе дало?
-Вот это самое трудное и неподвластное объяснению, - грустно сказал Пушкин, - но события с картами не оставили меня в покое.


Рецензии