Интернат... 3-я часть

2-я часть http://proza.ru/2021/05/12/953

(из цикла "Почти дневники...")

Кормили нас в интернате хорошо, в добавке никому не отказывали, однако, за ужином я не могла съесть много и ночью просыпалась от голода. Вот поэтому, поужинав, всегда  брала из столовой горбушку хлеба и прятала её в своей тумбочке. 
Мы все так делали, а когда не удавалось тайком взять хлеб из "хлеборезки", брали оставшийся на столах.
Проснувшись ночью, я съедала подсохшую  горбушку, а чтобы не было крошек в постели, делала это в холле, за столом,

Этот факт жизни в интернате  повлиял на отношение к моим детям, а также, ко внучке Ксении, которая из-за диатеза, некоторое время жила с нами за городом.
Кто бы из детей, пусть даже за  полночь ни говорил мне, что голоден... - невзирая на время я кормила ребенка чем ни будь вкусненьким.

Каждую субботу, после праздничного обеда, где плов и пирожные были неизменной его составляющей, мы, построившись в шеренги, шли в кино!
Великолепные сказки, кинокомедии, фильмы про войну, кукольные спектакли, которые я пересмотрела в детстве, - всё только лишь благодаря интернату.
Как-то, перед походом на фильм "Марья Искусница", завуч интерната, Августа Васильевна решила осмотреть воспитанников.
Она шла вдоль рядов построившихся детей и внимательно смотрела на то, как все одеты. Вдруг, завуч остановилась там где стояла я и выдернув меня из шеренги, поставила перед строем.
- А вот ты не пойдешь сегодня в кино!... - тряся меня за воротник пальто, громко сказала она. 
- Почему твой берет в таком виде, что ты с ним сделала?!...

Я заплакала... - мы все очень боялись Августу Васильевну, да и в кино мне хотелось пойти, а завуч, не обращая внимания на мои слезы, продолжала громко ругать и стыдить меня перед строем.
Обиднее всего было то, что берет пострадал не по моей вине... - его, с моей головы сорвали мальчишки и немного поиграли им в футбол. 
Я попробовала было отнять его, но мне дали по голове так, что она загудела и желание спасать берет, пропало.

В тот день, когда меня не взяли в кино, я, утирая слезы сидела в палате и ждала возвращения  ребят.
На глаза попалась книжка китайского писателя, оставленная кем-то из девочек на тумбочке. Это была история про маленькую сироту, которой жилось очень плохо без родителей и поэтому, девочка записывала углём на дощечке, сколько же раз в день она плакала... 
По её подсчетам, получалось - очень часто.

Читая книжку я с удивлением обнаружила, что есть дети, которым живется гораздо хуже, чем мне...
Во первых, я не сирота и у меня есть мама, братья и сестренка, а во вторых - плачу я не так часто, как девочка из той книжки!
Сделав для себя определенные выводы, я не стала ждать ребят и воспитателей из кино.
Сложив в портфель тетрадки с учебниками  и не забыв свой гостинчик для младших братьев, - карамельки, что собирала для них всю неделю, я со спокойной совестью отправилась домой, без разрешения, за что, позже, мне опять достанется.
 
Дома, мама выстирала злосчастный берет, натянула его  на тарелку и когда он просох, стал как новенький!
В понедельник, я нарочно маячила перед глазами завуча в своем отстиранном берете, однако, никто ничего не заметил.

Этот эпизод также оставил свой след...
Помня, как бывает неприятно, когда тебя отчитывают в присутствии посторонних, я взяла за правило: если хочешь, чтобы ребенок услышал тебя, говори с ним без свидетелей - один на один!

В самом начале  учебного года, у нас стала работать еще одна воспитательница, которая по вечерам помогала готовить домашнее задание и занималась с нами творчеством. Звали эту воспитательницу Розой Михайловной, и была она красивой и доброй.
Запомнилось, что она никогда не повышала голоса, а в её присутствии, мальчишки  были паиньками... - думаю, они совестились баловаться при ней.

Доброта этой воспитательницы, не знала границ, вот пример: перед майскими праздниками, вечером, когда  все были в классе, она протянула мне маленький сверточек, в котором лежали красивые широкие ленты, из прозрачного капрона с матовым рисунком, обработанные по краю ролевым швом.
Пышное платье  из такой же ткани, мы с девочками, видели у Розы Михайловны совсем   недавно. Мы любовались и восхищались тем платьем, трогали его и вот теперь, такие же банты она принесла мне!
В тот год те  банты вошли в моду и у многих девочек в классе, они уже были, а  самой первой, в них приехала девочка, мама которой работала в торговле.
Мне и сестре, похожие банты мама не могла купить, - у нас  были обычные атласные ленточки.

До сих пор не могу понять, что же двигало мною тогда?...
Я давно мечтала о таких бантах и все же отказалась взять их - меня будто сковало что-то...
Роза Михайловна смотрела на меня с непониманием, а потом отдала их другой девочке, которая вплела красивые банты в свои волосы прямо тут же.
На первомайской демонстрации, я шла в шеренге позади той девочки, а прекрасные банты маячили перед  моим носом, вызывая слезы досады.


Продолжение http://www.proza.ru/2018/07/19/1225


Рецензии
Наши племянница и племянники все прошли через детский дом и интернат. Также домой на выходные приходили. Точно такое же и у них было.Недоедали, шлепки и унижения с особой жестокостью получали по-полной.Рассказывают-слушать жутко. Так бы и врезала таким воспиталкам.Была у них и хорошая.Открыла балетный класс, так Татьяна в квартире стены оклеила балеринами. Потом стала работать в цирке. Разошлись пути и не знаю, что с ними теперь. Вам всех благ!

Валентина Григорьева 4   14.12.2018 05:40     Заявить о нарушении
Валентина, большое спасибо за прочтение и рецензию!
Не видела её ранее и не понятно - почему её не было здесь?...

С уважением,

Лариса Проскурина   13.11.2020 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.