Венгерская роспись
Работая в школе, я научилась на многие вещи смотреть по другому. Без ДПИ на уроках рисования не обойтись, но их традиционные виды не всегда могут сразу восприниматься детьми, с точки зрения техники исполнения.
Почему же все-таки, как начальный этап? Да потому что, эта роспись проста и в тоже время своеобразна. Особенность её заключается в том, что она, в отличии от традиционных росписей, преподаваемых в школе, силуэтна. Содержит всего восемь основных элементов. Все остальные являются элементами-дублёрами. О её технических характеристиках разговор будет ниже. Сейчас же начнем с истории её возникновения. Для этого углубимся немного в историю государства Российского.
В 1553 году, по распоряжению Ивана 4, недалеко от Кремля, где теперь улица 25 октября, был построен Печатный двор. До этого в Москве были небольшие частные типографии. Руководителем Государственной типографии стал дьякон Кремлевской церкви Иван Фёдоров, человек одаренный и образованный, хорошо овладевший печатным делом. В 1564 году Иван Фёдоров выпустил первую книгу " Апостол", напечатанную по образцу русских летописей с красивыми буквицами на странице и заставками в начале главы. Через год вышла вторая книга "Часослов" - сборник молитв, по которому обучали детей грамоте. И одна и другая книга в заголовках и на полях пестрели яркими орнаментами в золотых позументах. В то время подобные книжные росписи назывались орнаментным Софитником. ( Софит или софитик - в переводе с древне-славянского означает цветок.) Так вот, эта самая софитовая ( можно цветочная) или цветовая роспись, содержала все известные сейчас элементы : хохломы, городца, богородской росписи, урало-сибирской или Тагильской и т. д. При её детальном изучении, можно с уверенностью сказать, что практическое большинство из известных сейчас видов народных росписей, отпочковалось, именно из орнаментного софитника, который так своеобразно украшал, когда-то старинные книги, в том числе и рукописные. В этой росписи содержалось много хитрых завитков и волнушек. Причем в графическом софитнике, волнистые линии составляют основу всей композиции. Как отдельный вид росписи графический софитник или волнистая роспись, позже стала называться Венгерской. Отпочковался он от материнской основы в конце 18 го начале 19 го веков. Именно тогда появилась мода украшать салоны и гостиные богатых домов золотистым панно с черными силуэтными изображениями в виде витиеватых волнистых линий и цветов с листьями, нанизанными на них. Ткани с таким орнаментом были не менее популярны. Об этом можно прочесть в книге выдающегося немецкого художника и историка культуры Германа Вейса ( 1822 - 1897), профессора Берлинской академии художеств " История культуры народов мира". Мода эта была завезена из Австро-Венгрии ( как тогда говорили, от Мадьяр). Очевидно и название Венгерка, произошло оттуда же. Даже камзолы гусар 1812 года, назывались так же - Венгерки, благодаря тому, что сплошь впереди и на рукавах были расшиты золотыми нитями в виде волнистых линий и завитков. Как видим, происхождение этой росписи имеет весьма глубокие корни. И тем не менее, софитник и венгерка очень разняться. Если приглядеться к старинным книгам, то мы увидим чёткую симметрию в узоре. Венгерка симметрии не имеет. Весь её узор вытекает из одного угла, как правило нижнего левого, и распространяется затем по всей поверхности панно или ткани. В отличии от цветного софитника, линии венгерской росписи черно-белые. Фон для неё используется лишь трёх цветов: чёрный, желтый и красный. Причем красный может быть любых оттенков: от бледно- розовых до ярко-алых. Черные панно с белым силуэтным рисунком смотрятся очень изысканно и неповторимо, они имеют лишь вытянутые вертикальные формы. Красные панно, как правило, большие, их ещё называли ковровыми, желтые могут быть лишь миниатюрными. Эти правила складывались годами и десятилетиями и в классическом виде они выглядят именно так, а не иначе.
Техника письма такова: роспись осуществляется тонкой или средней кистью, по загрунтованной деревянной поверхности, заранее покрытой нужным фоном, масляными или гуашевыми красками. Прямых линий нет, только волнистые. Даже края листочков на цветах и те имеют волнистый узор.
Используется для росписи шкатулок, предметов интерьера, мебели, как самостоятельный вид декоративных панно. Узорные и миниатюрные панно на желтом фоне в большом количестве украшали дом И.Айвазовского в Таганроге, а также промышленника Мамонтова, любителя старины и декоративно-прикладного искусства. В 18 веке очень модны были ткани с подобным волнистым узором. В 19 веке роспись стала более самостоятельной, как художественный вид декоративного искусства.
Свидетельство о публикации №217111501892