Бойтесь данайцев, дары приносящих!

     Людской поток спешит по своим делам – каждую минуту входят и выходят десятки человек, у всех разное выражение лица, каждый думает о своём. Вот женщина спешит побыстрее купить продукты, чтобы успеть домой на любимый сериал; она ведёт за руку своего сыночка, который, проходя мимо отдела с игрушками, не отрывал от него глаз. Вот мужчина с суровым лицом, - должно быть у него потяжелей работа, чем у меня, - сразу пошёл в направлении отдела бытовой техники.  Чужие мысли я читать, конечно, не умею, но могу предполагать, что в сегодняшней тысячной массе кто-то мог думать именно так.
     Какое отношение я имею к этому потоку? Самое непосредственное. «Последний день ярмарки, домашняя утварь от производителя!», «Чашки и тарелки от пятидесяти рублей!», «Низкие цены, подарки!» И так нужно говорить каждой входящей женщине или семейной паре на протяжении трёх часов, вручая им листовки. Листовок осталось мало, как мне сказали, поэтому молодых нужно пропускать без внимания. Они не тот контингент, который думает купить набор чашек или тарелок.
     Хорошо, что только одна смена сегодня, хоть как-то легче, а то первые три дня листовки я раздавал две смены подряд, по шесть часов. Вроде ничего сложного, к фразам привыкаешь, уже сами слетают с языка, но больше всего устают ноги, причём настолько, что каждый шаг сопровождается болью.
     Ничего, за работу пообещали неплохо заплатить, поэтому остаётся только терпеть, улыбаться и стараться никого не пропускать мимо себя.
     Так прошло три часа постоянного поглядывания на свои часы, подаренные мне когда-то на восемнадцатилетие родителями, которые сейчас от меня на расстоянии двух тысяч километров. Хорошо, что мы живём в век компьютерных технологий, и интернет может убирать расстояние.
     Людской поток иногда закипает, а иногда успокаивается – и тогда у меня появляется 20-30 секунд, чтобы уйти в свои мысли. После зарплаты надо будет сразу купить что-нибудь к чаю. Уже пару дней не читал, после работы обязательно продолжу читать незаконченную книгу. Интересно, будет ли ещё идти дождь, когда я пойду домой. Приятное сменяющееся цветами радуги освещение на потолке.
     В голове только иногда крутится странная фраза «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Я никак не могу понять, что послужило толчком к ней. В последние дни книг читать не приходилось, в статьях в интернете тоже не встречал её, в фильмах она точно не звучала. И к чему бы применить эту фразу? Честно говоря, не помню даже её происхождения как такового.
     - Последний день ярмарки домашней утвари, низкие цены и подарки!
     - Да отстаньте вы!
     Точно, эта женщина уже пару раз проходила, а я каждый раз ей вручаю листовку. Что поделать, я не могу запомнить каждого человека (хотя некоторых запоминаешь с первого раза), поэтому иногда по несколько раз одним и тем же людям пытаюсь вручить листовку. Часто они берут и два раза, и три, и улыбаются. А эта женщина так завелась. Видимо, у неё действительно какие-то проблемы. Пусть у неё всё в жизни наладиться.
     Всё, ровно три часа дня. Меня сменяет девушка в накидке (слава Богу, что я работал без этой розовой накидки). Подхожу к двум девушкам-организаторам, говорю, что работу выполнил. Начинаем считать рабочие часы, умножаем их на стоимость одного часа работы... И тут одна девушка говорит:
     - У нас одна девочка опаздывает, заменишь её на полчаса? Мы доплатим.
Я сразу согласился.
     Полчаса пролетели незаметно, после чего со мной честно рассчитались. И с женой, которая меня ждала уже более получаса, мы пошли за покупками. Здесь ничего особенного не произошло, чтобы это описывать: обычная охота за товарами на полках.
     Выходим из торгового центра, с неба льёт неслабый дождь, но это сразу не замечается, потому что на улице уже достаточно темно. Отсюда к дому десяток-другой километров, поэтому сначала сели на маршрутку, потом на трамвай.
     Мерный грохот колёс пытается усыпить меня, но у него не получается. Ну не такой я человек, который может уснуть в общественном транспорте. Опять эта мысль «Бойтесь данайцев, дары приносящих», откидываю её подальше в своём сознании, она ни к чему. В голове только предвкушение от хорошего ужина, которого я жду не дождусь.
     Вечер прошёл спокойно, можно сказать, как обычно. На днях надо будет пойти в центр города, если будет хорошая погода, прогуляться и отдохнуть. Отдых в хорошо отапливаемой квартире не совсем тот, который хотелось бы провести в один из дней. Хочется свежего воздуха, солнца и ветерка. Пускай город пошумит, но мне какое дело до бесконечных лент дорог - в городе есть парки, уютные местечка с лавочками под деревьями. Вот что я люблю и ради чего стоит иногда выбираться из дома.
     Скоро одиннадцать часов вечера, начались приготовления ко сну. Я улёгся поудобней, жена выключает свет, ложиться рядом. Перекинулись несколькими словами, на ночь глядя. Минутная тишина, каждый уже готов погрузиться в свои сновидения, как вдруг жена спрашивает:
     - Кто такие данайцы?
     Сказать, что я был удивлён – значит, ничего не сказать. С вытаращенными глазами (хорошо, что в комнате мрак, и моего глупого выражения лица не видно) я спрашиваю:
     - У тебя в голове тоже целый день фраза?...
     - Да. Скажи ты, а то я скажу что-то не то ещё, глупость какую.
     - «Бойтесь данайцев, дары приносящих!»
     - Да, она.
     - Только я не помню откуда она, вроде бы с троянским конём связана.
     Полезли в интернет на мобильном телефоне, чтобы разобраться с историей фразы. Данайцами называли греков, в войне с Троей они подсунули жителям города огромного полого коня с солдатами внутри, это описал в Илиаде Гомер, ему и принадлежит фраза «Timeo Danaos et dona ferentes», что в одном из вариантов перевода значит «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
     В общем, я был отчасти прав, память меня не подвела - фраза напрямую связана с так называемым троянским конём. Её смысл в том, что подарок на самом деле может быть опасным для принимающей стороны.
     Жена не смогла объяснить, откуда у неё в голове эта фраза. И я тоже не смог объяснить. Совпадением это назвать сложно. Что это? Какая-то синхронизация мыслей? Или нам последние два дня кто-то нашёптывает предупреждение? В этом определённо есть смысл.
     Я засыпал со странным ощущением, как будто всё произошедшее за последний день обрело какой-то пока что непонятный смысл. Это ощущение сравнимо с тем, когда ты следишь за постоянно сменяющимся процессом, где каждую секунду происходит нечто всегда новое, но потом начинаешь осознавать, что в этом есть закономерность. И тогда все случайности складываются в сознании в какой-то прекрасный единый процесс.
     Но в моём случае ещё не совсем понятно, к чему нужно «бояться данайцев, дары приносящих». Поживём - увидим.

25.10.2015, Волгоград


Рецензии
Интереснейший текст. Векторно, концептуально, содержательно. Своего рода медитация. Понравилось!

Артур Грей Эсквайр   15.11.2017 12:49     Заявить о нарушении
Это один из первых рассказов, который я писал, особо не задумываясь о художественности текста. Поэтому долго сомневался - стоит ли публиковать. Спасибо за отзыв. Загляну вскоре и к вам.

Алексей Большаковъ   15.11.2017 13:18   Заявить о нарушении