17. Одна дождинка - еще не дождь...

...одна снежинка - еще не снег.

Об одной слезинке ребенка хочется сегодня поспорить с Толстым.

В детстве я не плакала. Практически - никогда, даже во младенчестве. Что тому причиной - судить не могу, ибо в те давние годы аналитического аппарата в моем мозгу не было, но - привело ли это меня к Богу в смысле, который вкладывал Толстой в упрек тем, кто?..

Не думаю. Ибо сеющий слезами радостью пожнет, а в детстве моем главной радостью были книги. И было стыдно плакать над вымышленными героями и их страданиями, потому что с детства же я знала, что все, написанное в книгах - выдумки.

Именно поэтому сама старательно карябала на уроках русского языка и литературы сказки, стихи и сочинения "не от Белинского". Последнее, кстати, реже, чем сказки.

Поколение, которое полагает, что сеять слезами означает чуть ли не "распинать Господа", я имею в виду чувственно-эмоциональные резонансы с православными: все люди. Все страдают. Все страдают одинаково остро. Но - увы! Между людьми проходят границы, которые невозможно преодолеть ничем, кроме милосердия, и милосердия взаимного: зачастую люди неверующие более милостивы к православным, чем сами православные друг к другу. Парадокс? Нет, законы любви: возлюби ближнего, как себя. Если я православный и полагаю правильным страдать, то даже если я очень сильно захочу дать радость православному, у меня получится только "моим путем": посеять слезами, пожать радостью. Невозможно иначе... И наоборот - у тех, кто не практикует "возьми крест свои и  иди за Мной", при всем желании не получится заставить плакать того, кто вызывает желание дать что-то хорошее. Законы любви...

Есть ли мостик между нами? Такими разными, многоконфессиональными, равнополыми, свободными до одури невозможности пристроить свободу с выгодой?

Как это ни странно - мостик никуда и не девался с сотворения мира, называется он "первая заповедь": возлюби Господа всем сердцем, всей крепостью и всей душою, и Господь Сам наведет тебе мосты. С теми, с кем контакт наиболее полезен и выгоден Ему. А "Ему" означает "нам", потому что "кто в Господе - того Господнее"...

Что же имел в виду Толстой, рассказывая про "одну слезинку ребенка"? Чтобы понять - нужно знать слишком многое, вплоть до того - что завтракал автор в день изречения этой премудрости, как у него обстояли дела с близкими, давно ли он причащался и многое-многое еще... Удобнее - полагать сказанное "народным достоянием", а, значит - Гласом Божиим: "Кто напоит чашей воды одного из малых сих во имя Мое - не утратит воздаяния, кто соблазнит одного из них - тому удобнее камень на шею и в омут". Что-то такое, скорее всего, и ощущал автор. Сказал - по своему.

"По своему"...

Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Это касается очень многого, и в главную очередь от того, что не люди в этом мире главные. В нем главный - Господь, и именно Он весьма скрупулезно следит за исполнением законов: можно ВНЕШНЕ поступать так, как хочется, чтобы поступали с тобой, Дейл Карнеги тому учитель. И - что сказать, если в тебя полетят вдруг камни? Закон Божий не действует? Да - действует же... Просто ты ВНУТРЕННЕ полагаешь каждого, кому голливудски улыбаешься - идиотом. Лжепророком. Лжепророку положены камни. Кинь камень - ВНЕШНИЙ, настоящий камень в лжепророка! - и тогда...

Новый Завет - загадка загадок. Тайна тайн. Когда "Око за око" - это не с людьми, а с Богом. "Не мир принес Я вам, а разделение" - поставить не "Израиля vs Моисея" против Бога, а - каждого! Каждый - и Моисей, и Израиль одновременно, и "око за око" означает: "учись сводить воедино и внешнее, и внутреннее так, как делал это Иисус Христос". И внешне будь милостив, и внутренне милосерден, и тогда Господь воздаст тебе вдесятеро - милостью.

"По своему"...

Толстой пересказал Евангелие по-своему, и "око за око" включилось, как эхо в лесу, как отражение в коридоре из зеркал, и каждый начал перепридумывать эту фразу "по своему", выворачивая, что дышло, в словесных баталиях, ибо Толстой - признанный авторитет. По схеме "Крещение Иоанново было от Бога или от людей?" - и ни один фарисей тебе не сможет ни слова возразить, потому что целая страна поддерживает эту фразу в качестве истины! Да что там страна? Не удивлюсь, если...

Наверное, это хорошо, что в детстве я не плакала. Мир, наверное, должен мне меньше, а, говорят, это главное - не иметь должников...


Рецензии