Ноосфера - полевая субстанция

ПАВЛОВ А.Н.

НООСФЕРА – ПОЛЕВАЯ СУБСТАНЦИЯ
   
     Ноосфера связана с человеком и человечеством, это сфера их разума и духа. Люди приходят и уходят, а созданная ими ноосфера остаётся и развивается.
     Все сказанное о ноосфере заставляет воспринимать её как нематериальную оболочку Земли, поскольку разум и дух, которые она олицетворяет, сегодня нельзя «пощупать» и даже измерить. Возможно, по этой причине ноосферу более продуктивно обсуждать как поле. Однако разделение Мира на материальную и нематериальную части скорей всего условно, как и сама наука.
     Для меня величайшим откровением является утверждение материальности всех структурных уровней Мира, о которых писал Б. Н Абрамов (наиболее близкий ученик Н. Рериха). Я  приведу выдержки из его записей от 2 января 1960 г. [Грани Агни Йоги,1993,1994]:
«Граница между видимым и невидимым миром, которая частично уже перейдена наукой, будет стёрта совсем. Произойдёт объединение двух миров, явления духовного порядка, которые столь же материальны, как и явления физические, но на высшей шкале, вольются в орбиту материального мира и утратят свою нематериальность и потусторонность. Всё станет по эту сторону жизни, и воистину будет попрана смерть».
«Мысль материальна, видения материальны, материален Мир Тонкий. Материальны Миры Высшие и даже Огненный Мир. И это надо понять. Недопустимо далее невидимую глазу реальность относить в область сверхъестественного и потустороннего. Сверхъестественного и потустороннего ничего нет. Есть изученное и постигнутое человеком и не изученное и ещё не постигнутое им. Всё можно доказать научно, если сознание расширено достаточно и готово.» (Выделено мною – А.П.).
     Возможную материальность идеального чувствовали ещё в средние века. Вдумайтесь в слова одного из классиков итальянской литературы Торквато Тассо (1544-1595):
«... хотя собственно материей называется то, что образует первоэлементы и наши тела, а также статуи, пирамиды, мосты и корабли – всё, что можно увидеть и чего можно коснуться, и что дано нам в ощущении, всё же и в вещах духовных есть нечто похожее на материю и по аналогии или сходству (назовем это как угодно) может быть обозначено тем же словом» [Литературные манифесты…,1980 с. 104].
     Прогноз наращивания «материальности», о котором пишет  Б.Н. Абрамов, исключительно интересен и важен. По существу, речь идёт о предсказании новой фазы подъёма физического знания на базе приобщения к нему понятий ранее считавшихся идеальными. Разочарование в «чистом материализме» нарастало уже давно и, может быть, сегодня оно достигло своего апогея. Во всяком случае, мы наблюдаем явную ориентацию общественного интереса к гуманитарным наукам. Этому во многом способствовало и то обстоятельство, что
      «чистый материализм привёл к настолько мощному развитию техногенеза, что уже сформировалась новая и в целом антогонистическая жизни сфера – техносфера. Материализм стал угрозой жизни на Земле.» 
     Наиболее высокие умы это понимали ещё в начале ушедшего века. Обратимся хотя бы к малоизвестной широкой публике работе крупнейшего русского авангардиста Василия Васильевича Кандинского «О духовном в искусстве». Она была написана и впервые напечатана на немецком языке в 1911 г. В этом же году была и переведена на русский язык в виде доклада на Всероссийском съезде художников. Приведём из неё тоже несколько выдержек [Кандинский,1989]. Постарайтесь в них вчитаться:
«Наша душа, только ещё начинающая пробуждаться после долгого материалистического периода, скрывает в себе зачатки отчаяния, неверия, бесцельности и беспричинности. Не прошёл ещё кошмар материалистических воззрений, сделавших из жизни вселенной злую бесцельную шутку.»
«Искусство, ведущее в такие времена низменную жизнь, употребляется исключительно для материальных целей. Оно ищет содержания в твёрдой материи, потому что оно не видит тонкой.

     Исследования П. Шардена и его представления о ноосфере прекрасно согласуются с приведенными взглядами. Вот что он пишет, например, в разделе «Духовная энергия» (глава «Внутреннее вещей» в книге «Феномен человека» [1987]):
«Нет более привычного для нас понятия, чем духовная энергия. Но нет также и более неясного с научной точки зрения. С одной стороны, объективная реальность психического усилия и психического труда столь хорошо установлена, что на ней основывается вся этика. С другой стороны, природа этой внутренней силы столь неуловима, что за её пределами оказалось возможным построить всю механику.»
«Нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы всё ещё сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю.»
«Последовательно связать между собой две энергии – тела и души – эту задачу наука решила пока игнорировать».
«… по существу,  всякая энергия имеет психическую природу.»

     И вот через 30 лет после Живой Этики Елены Ивановны Рерих и почти через 15 лет после «Феномена человека» появляются  Записи Б.Н. Абрамова. Они прямым образом нацеливают науку на исследование физики Тонкого и Огненного Миров.

     В 80–90-е годы ХХ века в России появляются исследования так называемых торсионных полей [Акимов,1996, 1997]. Это – Тонкий Мир, уже его физика. Появление физического интереса к нему возникло на основе предположения японского учёного Уитиямы. Им была высказана простая мысль о том, что «если частицы обладают набором независимых параметров, то каждому должно соответствовать своё поле». Из этого изящного тезиса следует, что раз заряду присуще электромагнитное поле, массе – гравитационное, то спин, характеризующий вращение частиц вокруг своей оси, должен рождать собственное поле. Такое поле было обнаружено и названо торсионным (torsion, англ. – кручение). Поскольку частиц со спинами много, то существует много и торсионных полей.
     Эти поля представляют собой сложные пространственно-временные структуры. Они позволяют объяснить не только многие до этого непонятные физические явления, но и такие психофизические феномены, как телепатия, факты экстрасенсорного характера, психотронные воздействия, ясновидение и др.

     Существует гипотеза, что торсионное поле через спиновые подсистемы нервных клеток мозга может влиять на состояние самих нейронов, оказывая воздействие на процессы ассоциативной памяти, образного мышления и рефлекторную деятельность. Кроме того, нейронные структуры мозга могут и сами работать как эффективные торсионные генераторы. Таким образом, интуитивное озарение, до сих пор необъяснимое, может рассматриваться как взаимодействие нейронных структур мозга с соответствующими структурами физического вакуума. Предполагается, что для каждой идеи, как принципиально новой, невыводимой информации, существует сопутствующая ей материальная оболочка в виде физического торсионного поля, генерируемого мозгом. Такие оболочки получили название торсионных фантомов. С их помощью человек и получает знание, которое по выражению Шри Ауробиндо «приходит из другого источника».
     Возможно, именно в физическом вакууме закодирована вся информация о Мире. И если человек научится генерировать собственные торсионные фантомы задаваемого образца, то его возможности «вытягивания» информации извне принципиально возрастут. Появление торсионного направления в физике не должно удивлять. Офизичивание непонятного в науке уже было. Достаточно вспомнить историю с мировым эфиром и электромагнитным полем. Как только физика отказалась от существования эфира, ей пришлось признать, что электромагнитное поле представляет собой самостоятельный вид материи. Появился новый материальный объект.

Общий вывод:
• существуют основания ожидать, что за различными формами идеального мира могут быть скрыты очень тонкие материальные структуры;
• материальность этих тонких структур со временем позволит придти к пониманию материальности ноосферы;
• это будет не обычная геосфера, а оболочка в виде какого-то поля, может быть торсионного – поля генерируемого человеком и человечеством;
• его составляющие – разум и дух – будут рассматриваться как аналоги составляющих электромагнитного поля.

СЕГОДНЯ НООСФЕРА  –  ЭТО ТАЙНА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
            РАЗУМА  И  ДУХА. 


Рецензии