Известные люди об Алле Пугачевой

Гелена Великанова - Первая артистка для меня - великая Алла Пугачева. Как была всегда, так и осталась в моем представлении до сегодняшнего дня. Я считаю ее непревзойденным мастером эстрады. Ее никто не догнал, и я не вижу, кто бы мог догнать или хотя бы приблизиться к ней. Не вижу! Вспомним, как иногда Алла может встать и почти неподвижно спеть от начала до конца песню. Не сдвинувшись с места. Спеть с невероятной глубиной, внутренним посылом. С таким страданием, с таким разорванным или счастливым сердцем. Вот это для меня праздник.
"Культура" 27 февраля 1993
Микаэл Таривердиев - … Играющей певицей я могу назвать Аллу Пугачеву… Я имел возможность наблюдать ее во время работы /на съемках фильма "Король-олень"/. Озвучивая музыкальные фрагменты роли, она проигрывала ее целиком, вживаясь в образ и музыкальный, и драматический, и пластический.
Пугачева - певица с красивым тембром голоса, чистой интонацией, даром драматической актрисы. От школьных выступлений, юношеского делюта в радио программе "Доброе утро" через упорные и вдумчивые занятия в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, дирижерско-хоровое отделение которого она окончила, до сегодняшних выступлений в эстрадной программе "Ты, я и песня" - годы поиска, совершенствования мастерства. Это особенно ощутимо при сравнении первых и последних записей исполнительницы.
Сейчас об Алле Пугачевой можно говорить как о состоявшейся певице, которую всегда интересно слушать, потому что она не только поет, но и "играет" песни своего репертуара.
"Кругозор" №10 1974

Эльдар Рязанов - Эта певица наделена огромным артистическим даром, и ясно, что она не только певица, которая может, так сказать, исполнять песни, а это личность, которая несет в себе свой, так сказать, заряд, заряд своей какой-то индивидуальности, своего настроения. Она прекрасно держит зал, владеет им, заражает его то грустью, то весельем, заставляет в унисон, так сказать, со своим настроением, со своими песнями весь этот зал жить, переживать. И на сцене, в общем, праздник, потому что всегда ты видишь на сцене прекрасную, замечательную певицу и актрису одновременно.
 в программе "Полуночник" 15 февраля 1991

Владимир Высоцкий - Алла Пугачева выделяется именно тем, что она работает… она еще и творец. Вот когда присутствует творец, это всегда достойно уважения потому что человек что-то свое делает. Она занимается еще и творчеством помимо исполнения. Она думает, как это сделать, для чего…
Фрагмент встречи в МГУ в конце 70-х "Аврора" N1 1990



Джо Дассен - Честно скажу, то. что увидел и услышал, меня поразило - это высокий международный уровень. А "Арлекино" - что-то невероятное… содержание песен не было понятно, а вот обстановка, атмосфера, световое решение, в которых эти песни были поданы, бесспорно захватывают…
"Комсомольская правда" 8 июля 1979

Клавдия Ивановна Шульженко - Алла Пугачева очень талантлива. Ее яркая индивидуальность и артистизм принесли ей успех: зрители охотно идут на ее концерты, "двойной" долгоиграющий альбом пластинок "Зеркало души" с записями ее песен печатается большими тиражами. Ее манера пения яркая, броская. Певица любит сильные страсти, драматические ситуации. И вместе с тем способна быть предельно сдержанной в своих чувствах и простой - достаточно вспомнить песни из "Иронии судьбы".
И все же хочется посоветовать Алле Пугачевой быть строже к себе, строже формировать свой репертуар, не гнаться за последним "криком" моды. Мы часто видим зарубежгых исполнителей, и среди них немало талантливых, своеобразных, вызывающих наше восхищение. Но подражать им не имеет смысла: все рождается на своей почве, заимствовать то, что свойственно другим обычаям, нравам, темпераментам, не стоит. Певица останется модной, если будет развивать и совершенствовать свой талант, его природу. Это дружеский совет человека, который хотел бы, чтобы искусство Пугачевой было долголетним, пользовалось устойчивой любовью слушателей.
"Когда вы спросите меня" Москва "Молодая гвардия" 1981

Раймонд Паулс - Мне радостно писать песни для Аллы Пугачевой, потому что я могу быть уверен: она их не загубит. Она не просто исполнитель, а создатель песни, подлинный художник и мой соавтор. Это явление в нашей легкой музыке. Дело не только в том, как она берет верхнее "до", хотя и это имеет значение. Но самое главное - у Аллы Пугачевой есть свое лицо на эстраде, ее ни с кем не перепутаешь.
"Аврора" №2 1982

Юрий Саульский - Алла Пугачева - одна из немногих наших певиц, которым нужно, чтобы каждый день приносил в творчском плане что-то новое. Она обладает редкой способностью к самоотдаче на сцене. Ее творческой биографии сопутствую разные легенды, но главное - она умеет работать, и я видел, как это происходит. Певица была за роялем, а в это время художник создавал сценический костюм, инженер экспериментировал с электроникой, тут же решался вопрос о маршруте гастрольной поездки… И во всем она успевала принять самое непосредственное участие. Это было самое обычное утро артистки.
Еще одно ее редкое качество - живой интерес к поэзии. Умение чувствовать стихи искупает некоторую разбросанность ее пристрастий в поэзии, а в текст она всегда вносит элемент личного отношения.
"Московский комсомолец" 28 марта 1982

Бьерн Ульвеус ("АББА") - С особым настроением мы уходили с концерта Аллы Пугачевой. Поразительно то, что несмотря на языковой барьер, ее песни были понятны нам. Выразительность ее исполнения давала ключ ко всем темам, прозвучавшим в концерте. Кстати, это не первая наша встреча с ней. Год назад мы увидели Пугачеву в небольшом пятиминутном сюжете, прошедшем у нас по ТВ. Тогда она нас приятно удивила и заинтересовала. Приехав в Москву, мы прежде всего желали встречи в Аллой. И эта встреча была для нас очень приятной, а ее искусство пленило и очаровало нас.
"Труд" 9 февраля 1983

Ангелина Степанова (МХАТ, нар. артистка СССР) - … Мы, профессионалы, понимаем, как это сложно, как трудны для артиста… быстрые переходы от трагического к комическому, от лирического к драматическому. Пугачева прекрасно справляется с этой сменой разных состояний человеческой души. Талант, конечно. Но и огромный труд. И высокая актерская, человеческая отдача. |
В известной мере концерт был для нас открытием: ни кино, ни телевидение, к сожалению, в полной мере нас с такой Пугачевой не познакомили. Этот концерт, на мой взгляд, - еще одно свидетельство того, что в искусстве не бывает низких и высоких жанров. Серьезная роль в| серьезной пьесе может стать легковесной, а эстрада - серьезным искусством. Были в концерте элементы некоего озорства - но они ведь шли от образа, героини конкретной песни. А другая песня несла серьезное раздумье или боль. Вообще Алла Пугачева - не просто певица, она настоящая драматическая актриса. Когда я и мои коллеги, представители разных поколений мхатовцев, после концерта, взволнованные, пришли поблагодарить Аллу Борисовну, она призналась нам, что мечтает о серьезной драматической или даже трагической роли. Хорошо, чтобы все мечты сбылись…
"Комсомольская правда" 31 декабря 1983






Булат Окуджава - Пугачева - явление очень яркое, она человек одаренный, и не только как исполнительница. На мой взгляд, ей иногда изменяет вкус, или она таким образом вынуждена приспосабливаться к аудитории - очень широкой и разноплановой… Но она - человек, склонный к риску, мне это нравится, - к творческому риску. Не всегда это венчается успехом, но это очень важное качество. Надо уметь рисковать в искусстве, стремится к открытию. Тот, кто не способен на это, постепенно сходит на нет. А у Пугачевой это качество есть.
"Советская культура" 27 апреля 1985

Риккардо Фольи (итальянский певец) - Из советских певцов знаю пока только одну Аллу Пугачеву. Она приезжала с гастролями в Италию. Алла Пугачева очень хорошая певица.
"Советская культура" 6 мая 1985



Леонид Броневой - Люблю слушать современную эстрадную музыку. Особенно Аллу Пугачеву. "Эй, вы там, наверху" - это ведь целая пьеса об одинокой женщине! Я знаю, как трудно она работает над песней, постоянно ищет, экспериментирует.
"Комсомомльская правда" 6 июля 1985

Николай Караченцов - Вспомните Марка Бернеса или Владимира Высоцкого - они убеждали в каждой песне, прежде всего как артисты драматические. Этим умением обладает и замечательная эстрадная певица Алла Пугачева - одна из немногих она точно выстраивает драматургию песен.
"Музыкальная жизнь" №2 1986

Якоб Далин  ( Швеция) - Алла Пугачева - безусловный лидер советской эстрады… и не только для меня. То, что она завоевала признание в Европе, где, по-моему, достаточно неплохо знакомы с советскими исполнителями, иллюстрирует отношение прессы к ней. В каждый ее приезд, скажем в швецию, она дает интервью десяткам корреспондентов. К ней приковано внимание тележурналистов, ее концерты проходят при аншлагах… Исполнитель может достичь настоящего признания лишь в том случае, если он - личность. Алла же не старается подражать кому бы то ни было, ее манера исключительно своеобразна.
"Московский комсомолец" 26 декабря 1987

Алиса Фрейндлих - Думаю, что желание создать Театр Песни - позитивный шаг для эстрады. Собственно, концерты Пугачевой уже представляют собой театральные представления. Ценность ее творчества как раз, по-моему, и заключается в том, что певица, обладающая такими замечательными вокальными данными, феноменальной музыкальностью, из каждой песни, к тому же, создает новеллу.
"Музыкальная жизнь" №6 1987





Дмитрий Пригов (поэт, художник) - наиболее привлекательна Алла Пугачева. Она с невероятной оперативностью угадывает желания масс. И мне нравятся ее претензии быть высоким искусством. Это как раз та самая тропинка, по которой можно вывести поп-культуру в высокое искусство...
"Искусство кино" №6 1990



Валентин Ивановвич Козлов (глав. Редактор редакции сатиры и юмора Всесоюзного радио) - Есть песни, которые может исполнить любой певец, правильно воспроизводя ноты. А есть и такие, для исполнения которых мало хороших вокальных данных. Здесь требуется еще и игра, артистизм. И если попадается именно такая песня - есть Алла Пугачева.
По своей одаренности, предрасположенности она могла бы заблистать и на театральной сцене, если бы не стала "звездой эстрады". И когда мне говорят о том, что с Пугачевой очередной скандал, я отвечаю всегда однозначно: "Можно как угодно о ней говорить, но она явление на эстраде. Как и Аркадий Райкин. Он в разговорном жанре, в театре миниатюр, а она - в песне. И другого Аркадия Райкина быть не может и другой Пугачевой не будет, потому что подобное повторяется очень редко. И все слухи о том, что ей нечего спеть, что она устарела - болтовня. Пугачева будет продолжаться еще не один год, потому что она упряма и знает, чего хочет. Пожалуй, как никто другой. Мне кажется, однако, что она нередко недооценивает самых сильных своих сторон - то есть актерства, внутренней наполненности, того, как она чувствует песню и заставляет запомнить ее навсегда. Что не мешает ей совершать ошибки и легкомысленные поступки, которые случаются у всех нас. Правда, она может петь и то, что никто не запомнит, потому что песня неинтересна по мелодии и тексту. Так что в ней тем не менее уживается жажда деятельности и некоторая всеядность, нетерпеливость.
Все, что я в ее программах вижу на сцене,- это великолепная режиссура. Начиная от создания и трактовки собственного образа до стиля трехчасовой программы, которая идет будто на одном дыхании. В ней живет режиссер, но режиссер для себя. Так что этот вид деятельности ей абсолютно не заказан и уж тем более не противопоказан, как кому-то может показаться со стороны. То, что она пришла в ГИТИС им. Луначарского и нашла время, чтобы получить там определенный объем знаний,- она молодец. То, что она смогла осознать новый для нее пласт культуры и не успокоилась на достигнутом,- честь ей и хвала. Но это важно не только для нее. Рядом с ней молодые артисты. И я убежден, что если она кем-то будет заниматься, она сделает его настоящим профессионалом.
"Советская эстрада и цирк" №1 1991


Рецензии