Путешествие 4 Волгоград

Владимир Николаевич Фефилов

                Волгоград

    Сталинград. Этот город был на слуху у всех детей пятидесятых годов. Только что отгремела война. Все помнили о ней и о том горе и тяготах, которые она принесла. И разумеется рассказы о войне и о Сталинграде читались и слушались нами с большим удовольствием и восхищением. С этим городом была связана и жизнь моей мамы. В 1936 или 1937 году она уехала туда жить. Работать в областных органах власти, по-моему в финансовом областном управлении. Почему она туда уехала я не знаю. Не рассказывала мне мама причин своего отъезда, а я и не расспрашивал ее. Мама недолго была там. Уже в 1940 году она вернулась в Москву. Но там в Сталинграде (позднее переименованном в Волгоград) остались две ее подруги Маруся и Валя с которыми она поддерживала связь всю свою жизнь. Они бывали в Москве, бывали у нас, а дочь тети Маруси Галя несколько раз гостила у нас. Гостила у нас и ее внучка Света. И вот по приглашению тети Маруси я в 1968 году поехал в Волгоград, в гости. Я ехал в фирменном поезде, в купе. Поезд отходил из Москвы в 17 часов и прибывал в Волгоград где-то в 10 часов утра. Подъезжая к городу увидел возвышающийся над степью монумент «Родина - мать», что незадолго до этого был воздвигнут на Мамаевом кургане. И этот памятник сопровождал нас все время пока мы ехали в поезде. Меня встретила Галя и мы поехали к тете Марусе домой. Жила она тогда в коммунальной квартире, в крохотной комнатке метров, дай бог, 12. Дочь уже жила отдельно от нее. Но все равно в комнате было тесно. Едва помещался стол, диван и шифоньер. Я, насколько помню, ночевал на раскладушке. Но тогда еще многие жили так, особенно в Волгограде, где все было разрушено до основания. Представить это современному человеку просто невозможно. Не осталось ни одного целого дома, просто все лежало в руинах. Обедали на кухне. Еда была обычная. Но вот помидоры были мясистыми и такими вкусными, что их можно было глотать безостановочно один за другим. И еще мне запомнился калмыцкий чай, которым меня угощала тетя Маруся. Сначала я довольно подозрительно на него смотрел. Чай, сало, молоко, соль вместо сахара. крепость напитка. Все вызывало у меня подозрение. Но попробовав его, я уже не мог без него, чай мне безумно понравился. И я часто его пил. Но вот вернувшись в Москву перестал его употреблять, вероятно из-за неприятия его у меня дома. Не каждый любит такой напиток. Мое знакомство с городом началось, разумеется, с Тракторного района. Гигантский завод. Большущая площадь перед заводом, гигантские заводские проходные с портиком и колоннами. И вздымающий вверх пушку Т-34 на гранитном постаменте. Практически весь Тракторный район работал там. Тетя Маруся тоже работала на заводе контролером ОТК. Сам район был тогда застроен домами от двух до четырех этажей. Были небольшие кирпичные дома в два-три этажа с общими квартирами и маленькими комнатами, были неплохие сталинские дома до четырех этажей. Подальше от этих кое-где были видны  панельные пятиэтажки. Район был не очень зеленый. От тракторного завода в центр города ходил трамвай. Первое что я сделал сел на трамвай и прокатился до центра города. Волгоград узкий и длинный город, протянувшийся вдоль Волги почти на 80 километров. И поэтому едешь на трамвае и просматриваешь весь город насквозь. Первое впечатление было у меня не очень хорошим. Город был разбит на куски. Едешь - по сторонам хорошие дома и вдруг они прекращаются и начинается море одноэтажных хилых домов, потом опять новые постройки и затем вновь домишки, домишки, домишки. Мне объяснили - с одной стороны так происходит потому, что город вырастал из отдельных слобод, обычно возникавших при заводах, которые постепенно сливались в город, а с другой - следствие войны. Город был весь в руинах, его начали восстанавливать с центральных районов, а возвращавшиеся в город горожане строили себе маленькие домишки, чтобы было где - то жить. Отсюда, практически близко от центра, было море таких домишек. Доехал от Тракторного до центра. Красивый вокзал, площадь Павших борцов и знаменитый Центральный универмаг, там был пленен командующий шестой армии Германии Паулюс. Тогда часто показывали хронику его пленения и я живо представил себе эту картину уже не в кино, а тут на месте, в Сталинграде. Широкая Аллея Героев увековечила память о Героях Советского Союз погибших при защите Сталинграда. На стелах вдоль аллеи высечены имена этих героев. Аллея приводит к широкой лестнице спускающейся к Волге. Здесь развернулись жуткие бои с немцами. Но стоишь на верхней площадке лестницы, смотришь на реку, на красивую набережную и с трудом верится, что здесь совсем недавно, каких-то двадцать пять лет назад шли бои, а город лежал в руинах. Я бы, конечно оставил бы часть города в руинах, хотя бы квартал, два. В назидание потомкам. А то многие не только забыли о той войне, но и ухитряются ошельмовать советских солдат и Красную армию. Вид на Волгу шикарный, вода, кораблики, противоположный берег. И широкая набережная вдоль Волги с памятниками и фонтанами. Понравился мне центр города. И сталинские здания и торжественная лестница и Аллея героев сливались в один грандиозный победный ансамбль. Естественно побывал я еще у дома Павлова. Дом восстановили и я видел его целехоньким и невредимым. Переда фасадом дома сделана памятная стена с перечислением имен всех защитников дома. А сзади дома Павлова стоит разрушенная мельница  как символ разрушенного, но возрожденного города. И самое грандиозное и незабываемое - это посещение ансамбля на Мамаевом кургане. Само восхождение вверх от проспекта Ленина до Зала Воинской славы волновало и вызывало в памяти многие события войны. А Зал Воинской славы заставлял задуматься о той тяжелой войне и вспомнить всех погибших в ней. Для меня это было вдвойне тяжело, вспомнил отца погибшего на войне, которого я так и не увидел. Вспомнил тех своих сверстников, чьи отцы тоже не вернулись с войны. С грустью шел мимо знамен с именами павших. И грандиозная фигура Родины-матери плывущей над городом напоминала о трудном военном подвиге людей на Сталинградской земле. И колоссальном  труде по восстановлению города из руин и развалин. Кстати я, хотя и не превозношу Сталина и отношусь  нему критично, но всегда считал, что Сталинград не надо было переименовывать. С этим названием связана вся история величайшей обороны города и грандиозной победы над немцами. Именно имя Сталинград, кто с гордостью, кто с ненавистью, произносят во многих странах мира. И битва называется Сталинградской. Сталинград стал городом-историей. И не надо было в угоду конъюнктуре переименовывать город.               
     Конечно я не только осматривал город, но и отдыхал там. Восхитительные пляжи на островах. Я не помню на каком острове я был. Но скорее на Денежном. Он расположен как раз напротив Тракторного района, где я жил. Помню на остров я переправлялся на пароме. Остров был большой. Пляжи, много растительности, был даже лес, где можно было отдохнуть от жары под сенью деревьев. Пляжи песчаные. Несколько раз я был там. Мне нравилось проводить там время. Есть песок, вода и лес. Есть и пить брал с собой. Однажды попал в песчаную бурю. Задул жуткий ветер. Поднял уйму пыли. Стало плохо видно. И колючий песок неприятно бил по лицу и телу. Ощущение не из лучших. Никогда до того не попадал в такое дело. А тут. Хорошо, что буря была недолгой. А то ведь уже собирался уехать с пляжа. Еще несколько раз попадал в песчаную бурю, когда сильный ветер несет песок вдоль улиц и от него некуда деваться. Горожане говорили, что такие ветры с песком случаются в городе постоянно.
     Быть в Волгограде и не побывать на Волжской ГЭС и в городе Волжском - нельзя. Мы в выходные на электричке поехали от Тракторного в Волжский. Поезд шел через платину ГЭС. Подъезжая к платине увидели каскады воды, падающей в Волгу с большой высоты  и оглушительно ревущей и переливающейся всеми цветами радуги. Красивое зрелище сотворенное руками человеческими. А с другой стороны платины раскинулось море воды. Действительно море - берега едва видны, а вдалеке вода сливается с небом. Волжский. Небольшой город на левом берегу Волги. Очень зеленый в центре, с небольшими уютными домами. Мы не были в районе химических заводов. Но воздух в городе был чист и дышалось легко. Я по роду своей работы бывал во многих городах с развитой химической промышленностью. Так там часто дышать было не чем и пахло не духами. Мы провели в Волжском почти день и потом на той же электричке отправились в Волгоград.
     Из Волгограда я уезжал не поездом, а улетал на самолете. Летел на Ту-134.Не очень комфортабельный самолет по нынешним временам. Но долетел быстро и без маяты в поезде. Хотя был один неприятный момент. При посадке самолет очень быстро и круто снижался. Закладывало уши и неприятно давило на голову. Но это были мелочи. Приземлились мы вполне нормально.
    Был в городе еще два раза. Один раз приезжал в 1972 году в командировку на химический завод имени С.М. Кирова. Огромный завод на юге города. Он тянется на три километра вдоль железной дороги. Я вышел на станции «Завод им. С.М.Кирова». Пришел в проходную и от нее до нужного мне цеха шел ещё 20 минут. Мне нужен был цех хлорорганических растворителей. Я пробыл на заводе три дня. Ездил на Тракторный к своим друзьям. Очень далеко. И поэтому я жил в гостинице недалеко от завода. В этот раз я видел только промышленный район города.
     Последний раз я был в Волгограде в 1985 году. Мне нужно было получить документы в городском архиве Волгограда о работе мамы в период ее жизни в городе. В то время мамина подруга тетя Маруся и ее дочь жили уже в центре города на проспекте Ленина, недалеко от дома Павлова. В то время уже был открыт музей-панорама «Сталинградская битва». Я побывал там, увидел эту гигантскую панораму. И вообще еще раз походил по местам, которые я видел в первый свой приезд в город. Особенно мне понравился введенный в эксплуатацию метро-трамвай. Он шел от Тракторного завода и до проспекта Ленина. Станция «Проспект Ленина» была подземной. В центре города трамвай уходил под землю. По линии были проложены тоннели на пересечении трамвая с другими улицами.
    Больше в Волгограде я не был. А хотелось бы еще побывать, посмотреть и вспомнить прошлое. Всегда хочется вернуться в те места, где был в молодости.


Рецензии