Ленинград - Петербург

Владимир Николаевич Фефилов

                Ленинград  - Петербург
               
    Четвертый класс. Учительница читает стихи. И я слышу: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя». Слушаю стихи Джамбула и рисую себе картину  Ленинграда. Я не первый раз слышал об этом Городе. Но эти стихи разбудили интерес к этому городу. А потом Пушкин: «И юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво». И мне захотелось попасть в этот город. И вот в 1962 году мне впервые повезло. Я поехал в Ленинград. Проблема заключалась в том, что мне в этом городе  негде было остановиться. И вот моя тетя предложила мне остановиться у друзей ее мужа, живших там. Я уже вырос и мог самостоятельно ездить по стране. Я приехал в Ленинград во второй половине июня. В самый разгар белых ночей. Для меня были удивительны ночные походы по городу, поход в парк в два часа ночи. Невозможность спать не закрывая окон плотными шторами. Призрачно висящие в дрожащем ночном свете дома и разведенные мосты. Понравился мне Ленинград в белые ночи. К сожалению мне больше не пришлось увидеть белые ночи. Я попадал в город в ясные солнечные дни, был в пору дождей и был в городе в ноябрьские осенние дни. Даже попадал в город зимой. Вот зимний город мне совсем не понравился. Холодно и очень сыро. И слякотно. Вроде бы зима и вроде бы нет. К счастью, я зимой пробыл там всего три дня и с удовольствием уехал домой. Но это эпизод. Ленинград не может не понравиться. Приезжая в город, я обычно шел по Невскому, попадал на Дворцовую площадь и по набережной направлялся в Летний сад. Нравился мне этот небольшой, но очень элегантный сад. Обходил центр и уже тогда ехал в гостиницу или к родственникам у которых останавливался. С 1972 года у меня в Ленинграде появились родственники. Туда переехал жить мой двоюродный брат. И потом традиционный обход города, который в принципе невозможно обойти. Так много там достопримечательностей, прекрасных улиц и парков. Приезжаешь каждый раз и находишь что-то новое, не видимое тобою раньше.
      Бесспорно, Ленинград - это Эрмитаж. Впервые попав туда, я просто был поражен богатством, роскошью и красотой дворца. Огромной коллекцией картин и скульптур, не говоря уже о разных исторических коллекциях. Нечего было и думать осмотреть все за один день. Естественно, первый раз просто пробежался по Эрмитажу. Был там несколько часов. А уже приезжая в город в последующем - осматривал тот или иной зал. Почему то мне от первого посещения очень запомнился тронный зал и галерея портретов героев войны 1812 года. Я конечно знал, что в войне принимало участие огромное количество народа, в том числе немало офицеров и генералов. Но вот увидеть воочию все их лица, «пощупать», так сказать, их своими собственными глазами, увидеть подлинные лица, а не воображаемые мной, было очень и очень интересно. Поражало разнообразие лиц и мундиров. Самые разные по - характеру, темпераменту, взглядам люди взяли в руки оружие, чтобы защищать страну. В тронном (по-моему малом) зале я воочию представил на этом троне громаду Петра I. Хотя вряд ли именно на этом троне восседал император. А картины я уже рассматривал позже. Приезжал и медленно проходил по тому или иному залу. Особенно интересовался залами Западного искусства - Италии, Франции, Нидерландов. И конечно перед некоторыми картинами я стоял подолгу просто рассматривая и сюжет и манеру письма, и игру света. Поразили меня картины Рембрандта Очень впечатлили его портреты. Живые лица, никакого украшательства. Смотришь и видишь как они двигаются, разговаривают и вообще живут. Конечно очень долго я стоял перед рембрандтовской Данаей. Живость дамы и удивительная игра света - вот что меня привлекло к картине. Картин много, все их не обойдешь. Но многое удалось посмотреть. Трудно объять необъятное. А таков Эрмитаж с его необыкновенными сокровищами. Но вот что мне совершенно не понравилось в мое последнее посещение Эрмитажа в 2007 году. Мы с женой, сыном и невесткой приехали в город на семидневную экскурсию. Ни сын, ни невестка никогда не были в Питере. И мы решили им показать этот красивый город. В день приезда, во второй половине дня мы с экскурсоводом пошли в Эрмитаж. И попали в жуткую толкучку. Толпы иностранцев сплошной стеной двигались по Эрмитажу. Бесчисленные экскурсоводы на разных языках что-то пытались рассказать посетителям. У кого были наушники, тот еще что-то мог услышать, а остальные просто ничего не могли понять. Мы с женой вынуждены были поскорее уйти из Эрмитажа. Иначе бы нас просто задавили бы там. Откуда же взялась такая дикая, не побоюсь этого слова, толпа.  Оказывается в Питер иностранцам на три дня разрешили въезжать без визы. Достаточно было прибыть в город морским путем - на круизном корабле или на пароме. И многие этим пользовались. Корабли заходили в порт Питера утром, а днем все дружною толпою шли в Эрмитаж. Я не знаю какой смысл было таким образом посещать этот храм искусства. Ничего толком не посмотришь. Только общее впечатление и галочка  где-то, что был в Эрмитаже. Конечно, на следующий день мы с утра вновь пошли в Эрмитаж. Мы с женой просто прошлись по Эрмитажу, дети отправились смотреть их любимых голландцев.
 
     Как - то не удавалось посетить  Русский музей. Проходил мимо и не было
времени зайти во внутрь. И впервые зашел в музей где-то уже в середине 70-х годов. Тогда же впервые увидел огромную по размеру и драматическую по содержанию картину Брюллова «Последний день Помпеи». Долго стоял и рассматривал, можно сказать, каждую фигуру, каждый уголок картины. Огромное впечатление она на меня произвела. Русский музей по духу близок Третьяковской галерее, хотя создавались они совершенно разными людьми. И там и там часто представлены одни и те же художники. Но полотна, естественно разные. Что-то есть в Москве, что-то в Петербурге. Но есть и повторяющиеся картины. Иногда одну по названию картину можно увидеть и в Москве и в Русском музее. Просто художники повторяли картину в двух экземплярах для обоих музеев. Последний раз я был в музее в 2007 году в год посещения всей нашей семьей города на Неве. Поднимаемся по лестнице и перед нами возникает фигура беломраморного Александра III, сидящего в кресле со всеми властными регалиями в руках. Возникала мысль - Почему он здесь? Я и не знал, что по его инициативе был создан этот музей. И до революции музей назывался «Русский музей Императора Александра III». А скульптура создана известнейшим скульптором Антакольским. В советское время об этом не говорили. Скульптура чудесная - живой человек сидит перед тобой. На сей раз мы провели в музее почти весь день. Долго бродили по музею всюду встречая знакомые имена и незнакомые картины. А после музея прогулялись по парку, примыкающему к музею и отдохнули в нем.    Выйдя из парка мы прямо «воткнулись» в храм Спаса на крови, что стоит на берегу канала Грибоедова. В мои предыдущие посещения города этот собор был закрыт - то там были склады или что-то еще в этом роде,  то он был на реставрации, то на ремонте. В общем в 2007 году я его увидел впервые открытым. Снаружи церковь выглядит необычно. Мне она показалась эклектическим сооружением. В ее архитектуре, материалах всего собрано понемножку.  Но красиво собрано, похоже на русские церкви Москвы. Чем - то напоминает храм на Красной площади. Очень красивы мозаичные купола. Особенно меня удивило внутреннее убранство церкви. Мозаика интересная и богатая. Все стены, колонны, иконы - все покрыто мозаикой из  смальты.  Все блестит, все полыхает. Нигде я больше такого не видел. Эти мозаичные полотна произвели на меня огромное впечатление. Жаль что так долго такой шедевр был скрыт от взоров людей, очень жаль.

    В Питере всегда есть что посмотреть. В первый мой приезд я просто ходил по городу, знакомясь с его улицами, парками, осматривая замечательные дворцы и памятники. Естественно был на Дворцовой площади, которая, кстати, не произвела на меня впечатление. Она мне напоминала, да и напоминает до сих пор, армейский плац, только большого размера. И это не смотря на то, что ее окружают прекрасные здания Зимнего дворца и Главного штаба. Прошелся по Невскому проспекту, дошел до Невской лавры, которая мне очень понравилась. Побывал на могиле Суворова. Велик и прост был человек. Ничем не украшенная могила - только доска с надписью Суворов. Литейный проспект, Летний сад, Исаакиевский собор - в общем весь центр Ленинграда обошел. Но вот в музеях, кроме Эрмитажа, не был. И вообще идешь по городу и он уже кажется тебе знакомым - по книгам, картинам, кино. Идешь по городу и все время в памяти всплывают уже знакомые образы улиц, площадей и парков. Но от этого еще интереснее познакомиться с живым, не книжным, городом. И живой он еще интереснее и теплей. Много раз бывал в Ленинграде, а вот во многих местах побывал только в последний мой приезд в город в 2011 году. Получилось так, что у меня было много личного времени и я решил просто походить по городу и еще раз подышать его архитектурным воздухом. Жил я в мини гостинице  недалеко от Московского вокзала - на Лиговском проспекте 44а. Там на углу был кафетерий «Чайная ложка», а на против театр «Комедианты». Вот в глубине, в доме за заборчиком, на 4 или 5 этаже располагалась мини гостиница. По сути это была большая квартира в старом доме. Но очень чистая и опрятная, с вежливым персоналом. Я там провел целую неделю. А питался я в кафетерии «Лакомка» что на Пушкинской улице. Очень мне он понравился. Там немного народа, кафетерий все же далек от Невского проспекта, а на Пушкинской улице не бывает большого наплыва народа. И в кафетерии всегда была прекрасная выпечка и можно было а выпить неплохой кофе. А Пушкинскую улицу я открыл вообще случайно. Моя гостиница как раз находилась напротив Кузнечного переулка. И этот переулок вел прямо к станциям метро «Владимирская» и «Достоевская»-ближайших для меня станций. Рано утром пошел по переулку. Естественно осматривая его и окрестные улицы. Увидел Пушкинскую улицу. Удивился - не центральная, не бурлящая улица и названа именем Пушкина. Улица застроена доходными домами. Дома выстроились друг возле друга по линеечке, как солдаты в строю. Но каждый дом не выбиваясь их общего ряда имел свое лицо, был узнаваем. Выглядело красиво и уютно. Пройдя по улице обнаружил кафетерий о котором я писал чуть выше, поел в нем и пошел дальше по улице. И еще больше удивился увидев в небольшом сквере памятник поэту. Я привык видеть памятник Пушкину на площади искусств. А тут еще один памятник. Он мне понравился, здесь Пушкин уже взрослый и думающий поэт, прозаик и историк. Именно такой которого я больше люблю. И меня удивило, что улица была наименована Пушкинской по повелению Александра III, а памятник поэту был воздвигнут в 1884 году, задолго до революции. Автор памятника А.М. Опекушин, тот же кто создал памятник поэту в Москве. И мне захотелось посмотреть эти улицы и переулки, расположенные недалеко от Невского проспекта, но как то прикрытые им.               

    Иду дальше по Кузнечному переулку. Дома невысокие - три-четыре этажа. Все строения разные. Привлек меня Кузнечный рынок. Посреди переулка возникает прекрасное здание, похоже попадаешь в 19 век. Однако рынок построен в 20-е годы 20 века. Светлое здание с колоннами - классическая постройка и только. Внутри рынок просторный и светлый, с удовольствием побродил по нему. Иногда хочется посмотреть а что там за домами. Вот подворотня. Захожу во двор. Колодец, неопрятно, надписи на стенах, ни одного кустика, ни одной травинки. Мне стало грустно, красиво снаружи и печально внутри. А почему бы не озеленить дворы - колодца, не привести их в порядок. Испортил двор мое настроение. Но иду дальше. Выхожу на Владимирскую площадь. И передо мной собор. Русский собор. Исаакиевский собор, Казанский собор больше похожи на соборы Рима, чем на русские соборы в Москве, Владимире и других городах. Обошел его, повосхищался колокольней, колоннами, общим видом собора. И остался доволен тем, что удалось познакомиться с таким творением. Обхожу площадь и натыкаюсь на памятник Достоевскому. В полном смысле этого слова. С площади он не виден, а пристроился где-то в скверике, сбоку на  Большой Московской улице. Сразу его и не увидишь. Эта литературная глыба выглядит на памятнике каким то поникшим, каким то подавленным и уж очень нерадостным. Быть может автор изобразил его в последние годы его жизни. Но грустный памятник.
    С Владимирской площади попадаю на Загородный проспект и в Щербаков переулок. У меня нет заготовленного маршрута, иду по городу, что называется по наитию. Узкий, не очень опрятный, трехэтажный переулок выводит меня к набережной Фонтанки. Вот здесь меня встретил простор, река широкие набережные и красивые дома на той стороне реки. В этом районе я еще не бывал. Я видел Фонтанку около Аничкова моста. И то мельком, проходя по мосту. Оглядываюсь. Недалеко мост. Подхожу ближе. Старый мост с башнями, относительно неширокий, но какой-то уютный. Мост Ломоносова. Улица и площадь его имени. И все застроено великолепными домами. Обхожу памятник Ломоносову и предо мной открывается красивейший вид. Улица Росси. Это каменное чудо. Ласкает глаз стройные с колоннами здания, выстроенные вдоль улицы. Собственно это два длинных здания, одно - справа и одно слева улицы. Но до чего же торжественно и красиво они выглядят. Короткая улица Росси вывела меня к давно знакомому месту - Александринскому театру. Правда, к нему в «затылок». Я хорошо его знаю с фасадной стороны, выходящей в Екатерининский сквер. Красивое здание с колоннами, музами и квадригой Аполлона.  И вот, наконец, хорошо мне известный памятник Екатерине II. Круг замкнулся, я опять на проспекте Невского. Был очень доволен, что посмотрел на город не с главной улицы, а немного с другой стороны, мало мне знакомой. Очень полезно сходить с наезженной туристической тропы слегка в сторону. Много нового можно узнать о жизни города и людей.   
    В 2011 году добрался и до Кунсткамеры. Много был наслышан о ней. Но на меня она не произвела никакого впечатления, показалась скучной и какой - то нереальной. Хотя мы с двоюродной сестрой добросовестно походили по ней.
А вот ночной город произвел на меня неизгладимое впечатление. Стрелка Васильевского острова, цветные играющие фонтаны на Неве, освещение мостов и дворцов просто восхитило меня. Всю ночь мы катались по городу и моему восхищению не было ни края, ни конца.  И еще запомнилось посещение крейсера «Аврора». И не потому, что это легендарный революционный корабль, а потому, что я никогда не был на военном корабле. Мне интересно было посмотреть его устройство, вооружение, каюты и кают-компанию. Как любому мужику интересно посмотреть и потрогать что-то военное. И наконец, просто подышать морской романтикой. Мы с сестрой довольно долго бродили по кораблю, спускались в низ, посмотрели вооружение, пофотографировали и с неохотой отправились на берег.
И нельзя обойти молчанием Неву. Всякий раз выходя на ее берега удивляешься ее шири и полноводности. Смотришь с одного берега на другой и едва различаешь строения на том берегу. Особенно ощущаешь ее ширь когда попадаешь на небольшом суденышке на середину реки. Маленький прогулочный кораблик идет по Фонтанке, все мило и хорошо, но вот кораблик выходит на середину Невы и ты чувствуешь себя маленьким человеком на этом безбрежном просторе. Выходишь на палубу и любуешься грандиозной рекой и красотами далеких берегов.
    2011 год - это год моего последнего посещения Ленинграда. Лелею надежду еще раз посетить сей великолепный город.


Рецензии