О топе 10 Наты Сучковой
От редакции
Мы продолжаем ежегодную традицию выбирать лучшие тексты ушедшего года с помощью самих поэтов. Нам интересны авторские взгляды людей, в чьём вкусе сомневаться не приходится. В то же время то, что они отбирают, — это их собственный взгляд, с которым мы не спорим, даже если хочется. Мы договорились учитывать только тексты, впервые опубликованные в минувшем году. В качестве составителя десятки лучших текстов 2016 года выступила поэт Ната Сучкова.»
Читаю мало, и как читатель стихов, предпочитаю избранное. Когда кто-то поработал, перелопатил – отобрал. Вкус формировала на поэзии Золотого и Серебряного, да и то круг поэтов ограничен двумя, пожалуй, десятками. Кажется, что в ограниченности есть риски отставания. И застоя тоже. Но ведь поэзия не экономика, или социальные отношения, или наука, где застой и отставание чревато, и чревато иногда худом.
А тут свежая подборка. Потому спасибо Нате Сучковой. А из избранного сделать свое избранное – не в труд, а в удовольствие.
Полностью по мне, и почти без оговорок, и с первого разу (со второго и третьего тоже): Н.Звягинцев, Е. Лапшина, А. Пермяков.
Из кого-то почти весь, без одной строфы, стих: (С. Ливинский)
Из кого-то – строчка (А.Матасова), из кого-то – строфа (А. Кабанов, В. Навроцкий).
Николай Звягинцев «Стриженая, разная, наверное, чужая…»
Весь стих, и особенно последняя строфа:
Разве что приснятся выходящие из скобок,
Как из вагонеток отработанной руды,
Парусного времени сверкающий осколок,
Облако беспечное из леса и воды.
Александр Кабанов «Обыск»
Строфа
Лишь память розовою глиной,
лишь ручеёк свинцовый вплавь,
и пахнут явкою с повинной
мой сон и явь, мой сон и явь.
Хорошо бы, на мое, к глине другой эпитет.
Елена Лапшина
Полностью, а некоторые строчки (3-4, например, или про воду в ключицах) – именины сердца.
Там на реке, плескаясь и хохоча,
шумной ватагою, — только один не в счёт.
Будто река другая с его плеча
жилкою голубой по руке течёт.
Если бы я не думала о таком —
тонком и нежном с шёлковым животом…
Мальчики пахнут потом и молоком,
а молоком и мёдом — уже потом.
Там по реке вдоль берега — рыбаки,
тянут песок и тину их невода.
А у него ключицы так глубоки,
если бы дождь — стояла бы в них вода.
Я бы купила серого соловья,
чтобы купать в ключице, да неспроста:
я бы хотела — этого — в сыновья,
чтобы глаза не застила красота.
Станислав Ливинский «Из ничего, из тьмы и страха» -
Без заключительных четырех строк. Вроде и нужно про это, но не так.
Из ничего, из тьмы и праха —
луна и зной, мороз и солнце.
Земля замрёт и черепаха
под ней устало повернётся.
Держись, дружок. Такие страсти.
Там по тебе подруга сохнет.
Чуть обновить, слегка подкрасив,
закат и ждать, пока подсохнет.
И ждать, когда навалит снега.
Потом — весна: за всё расплата.
И плот мазаева ковчега
выносит зайцев к Арарату.
Чирик-чик-чик. Грачи. Саврасов.
Ты помнишь это сочиненье?!
Учительница младших классов,
букет классической сирени.
Повсюду радостные лица
и указательные стрелки.
Когда-то снова повторится
жизнь между соскою и грелкой.
Она когда-то повторится,
мелькнувши рифмою глагольной.
Терпи, терпи, моя страница,
я знаю — это очень больно.
Земля то тронется, то станет
в межгалактическом заторе.
Кого-то, видно, пропускает
на светофоре.
Анна Матасова «Лучше всего рифмуются свет и тьма…» «Октябрь», №7
Строчка: Где мясорубка крутится-ца-ца-ца
Владимир Навроцкий «Жесть – «Волга» № 9-10
2-я строфа
Иногда я прикидываю, как это –
жить в рабочем посёлке,
Оформиться художником-оформителем
в местном клубе,
Из фольги и картона хендкрафтить
цепь на фанерном дубе
И плакаты к индийским фильмам,
И фонари для ёлки, –
Андрей Пермяков «На длинном перегоне» – Новый мир», №9
Полностью. Разве что в финальной строчке – в сильной позиции – как читателю, мне требуется удар. Какая-то бОльшая неправильность, чем неправильная рифма. Да, короткий и сильный удар.
Человек читает человеку —
дочке или присмотреть просили.
Запыхавшись, точно после бега,
говорит на память, но с усилием.
Паузы совсем не там, где точки.
Так читает, как по лужам скачет.
Толстенький, в дублёнке, а вот дочка
плакала, теперь зато не плачет.
Он читает медленно и нудно,
Ошибаясь пьяно, человечно:
«В небесах торжественно и трудно…»
Впрочем, и в иных местах не легче.
Ведущий мастер-класс на «Плюсовой» говорил, что поэзия – олимпийский вид спорта. Неужели аналогично забегу: кто-то на старте (на первой строке/строфе) засиделся, кто-то до финиша (последняя строка/строфа) не дотерпел? Вот думаю.
Свидетельство о публикации №217111601765