Путешествия. Берлинские зоопарки

Фефилов Владимир Николаевич

                БЕРЛИНСКИЕ ЗООПАРКИ

    Я давно слышал о немецких зоопарках. Когда я был в Лейпциге в 1988 году, мы видели вход в зоопарк, местные немцы рекомендовали нам посетить его. Он считался одним из крупнейших зоопарков в Европе. Но у нас не было времени посетить его. Во время моего короткого приезда в Берлин в 2005 году я так же не успел побывать в Берлинском зоопарке. В мой последний приезд в Берлин мне повезло. Во-первых, я жил в отеле  близ зоопарка.(На Курфюрстенштрассе) Во-вторых, в моем распоряжении  был целый свободный день. В этот день поздно вечером я должен был уже улетать в Москву. День был жаркий, ехать куда - то в центр города не хотелось. И я отправился в зоопарк. Немного о берлинских зоопарках. Их в объединенном Берлине два. Один Берлинский зоопарк (зоосад), который я и посетил, другой Берлинский зоопарк - Фридрихсфельде.
    Берлинский зоопарк (нем. Zoologischer Garten Berlin — Зоологический сад Берлина) занимает площадь в 35 гектаров в берлинском районе Тиргартен и является одним из самых больших зоопарков Германии. Ни в одном зоопарке мира не представлено такое количество видов животных (приблизительно 15 000 животных, 1500 видов). Вместе с примыкающим аквариумом, на трёх этажах которого представлены не только рыбы, но и рептилии, амфибии, насекомые, беспозвоночные, Берлинский зоопарк относится к основным достопримечательностям Берлина. Каждый год зоопарк посещают около 2,6 миллионов человек. Берлинский зоопарк, первый зоопарк в Германии и девятый в мире, открылся 1 августа 1844 года.
    Берлинский зоопарк Фридрихсфельде (нем. Tierpark Berlin-Friedrichsfelde) был основан на территории Восточного Берлина в 1955 году в связи с тем, что старый Берлинский зоопарк оказался в Западном Берлине. Зоопарк Фридрихсфельде, получивший название по одноимённому району города и расположенный  на бывшей территории одноименного дворца, занимает площадь 160 гектаров, что делает его одним из самых крупных (по площади) зоопарков Европы. Здесь содержится более 10 000 животных примерно тысячи видов, хотя в вольерах, доступных для обозрения, обитают только 7500 из них. Были построены дома для жирафов, крокодилов, обезьян, оранжерея и т. д. Для посетителей в Зоопарке организованы две бесплатных экспозиции, в том числе «Вольер с медведем», в котором обитает европейский бурый медведь. Кроме того, в парке можно встретить немало красивых и старых скульптур животных и мозаик — всего порядка ста объектов. Со времени открытия гостями зоопарка стали свыше 90 миллионов человек. Этот зоопарк особенно известен своими африканскими слонами, которые здесь активно размножаются.
    Посетителей Берлинского зоосада в Тиргартен парке встречают красивые Слоновьи ворота (если входишь с Будапестерштрассе). Они напоминают нам индийские культовые сооружения. В зоопарке много зелени. Аллеи, скамейки, есть где отдохнуть. Но больше всего меня удивило вольерное содержание животных. Нет клеток какие я видел в Московском зоопарке. Небольшие обезьяны в небольших закрытых вольерах, в которых воссоздана естественная среда обитания. Есть все для их жизни. Большие обезьяны расположены в шикарных вольерах, где они свободно передвигаются, там есть места для отдыха, уединения и общения с другими обезьянами. Большой вольер для слонов, жирафов и т.д. Мне понравился вольер для тигров. Там много растений, трава, в которой он мог прятаться, рельеф имитирующий природную среду. Мы пытались сфотографировать тигра, так он все время прятался в траве или в кустах. Видны были одни уши. Есть вольер для горных козлов, где сооружены искусственные скалы по которым прыгают и скачут эти козлики. Понравился Антарктический павильон с пингвинами. Там холодно, я зашел с улицы (там воздух прогрелся до + 30) в помещение и быстро стал замерзать, поснимал пингвинов и помчался на улицу греться. В зоопарке есть большой аквариум, который я не осмотрел. Я так устал бродя по зоосаду в течение 6 часов, что уже идти в аквариум не было сил. Животные в зоопарке, по-моему, живут в достатке и в постоянной заботе, их холят и лелеют. Рассказ о зоопарке может дать только отдаленное представление о нем. Настоящее представление можно получить  посетив зоопарк и побродив по его просторам.
    Зоопарк мне совершенно не знаком. Правда у меня в руках есть путеводитель, но во-первых, он на немецком языке, коего я совсем не знаю, а во-вторых, у меня нет желания изучать его. Иду от Слоновьих ворот по аллее мимо пруда, где отдыхают пеликаны и сворачиваю налево. Попадаю в обезьянник. Я не биолог и не зоолог,  мне просто любопытно посмотреть на наших меньших братьев. В просторных для маленьких обезьян  вольерах резвятся небольшие обезьяны самых разных размеров и видов. Вольеры, оборудованы бревнами, веревками, лесенками, разнообразными полками так, чтобы обезьяны могли свободно двигаться и перемещаться в пространстве. Вольеры остеклены, так что очень хорошо за животными наблюдать. Стекло не позволяет посетителям кормить обезьян и контактировать с ними. Одни спят, другие сидят и общаются между собой, ласкают друг друга, чистят шерсть. А вот вверху на одной из полок расположилась обезьяна. Она о чем то задумалась, ни на кого не обращает внимания и сосредоточенно смотрит куда -то вниз. А группа совсем маленьких обезьян играет и резвится носясь по своему вольеру ни на минуту не замирая. Здесь только нет крупных человекообразных обезьян. Понаблюдал за ними и направился дальше.
    Выхожу от этих маленьких, проворных существ и шагаю к большим вольерам, где обитают человекообразные обезьяны. Вольеры просторные, на воздухе, полная раздолья жизнь. Обезьяны там резвятся, грустят, занимаются своими делами. Людям только остается смотреть на них. А смотреть очень интересно. Словно со стороны наблюдаешь чужую жизнь. Вольер с гориллами. Одна особь сидит вдали и пристально смотрит на мир. Она забралась под каменный навес, устроенный в глубине вольера. А вот и хозяин вольера - самец гориллы. Подошел поближе и позирует нам с серьезным выражением на лице (сказать на морде как - то неудобно). Лицо ведь. И чем то похож на человека. Серьезное выражение, умные пристально смотрящие на тебя глаза. Его поза выражает глубокое спокойствие и философское отношение к миру.
    А это орангутанг. Сидит радом с ограждение вольера, протяни руку и можно его погладить. Но между нами большой ров, который обезьяна не может преодолеть. Этот тип отвернулся от нас, Укрылся своими обильными рыжими волосами и так не показал личико, сколько мы не просили его.
    Далее дорожка ведет меня мимо пруда, на берегу которого расположилась целая колония фламинго. Красивые птички. Большие, статные и розовые. На берегу собралась большая стая. И это красивое зрелище. На фоне зелени и воды эти бело-розовые птицы, грациозно стоят на своих длинных ногах, а некоторые ухитряются стоять на одной ноге, поджав вторую ногу. И не падают, как это им удается? Непонятно.   
    И вот миновав фламинго подхожу к слоновнику. Очень большой вольер, огороженный большим рвом с водой. По вольеру ходит целая слоновья семья. Их несколько особей. Несколько слоних, крупный слон - самец и маленький слоненок, по-видимому еще детеныш. Все слоны его опекают. А  слон-папа, глава семейства, подошел ближе к ограждению и смотрит на нас, оценивая кто это такие здесь разгуливают. И стоит ли поднимать тревогу или нет. Но спокойно оценив обстановку, медленно отходит к своей слоновьей семейке.
    Полюбовавшись слонами, иду дальше. Я уже не смотрю на план, а отдаюсь потоку людей, иду вместе с ними. В зоопарке все интересно. А для меня, видевшего только Московский зоопарк, вообще все удивительно и привлекательно. А вот и олени, правда не знаю какие. Таблички на немецком. Не делают немцы табличек ни на английском, ни тем более на русском языке. Редко где встретишь надписи на английском. Гордые люди-эти немцы. Молодые рыжие оленята. очень милые мордочки у них. Они отдыхают от трудов праведных - поели и легли немного подремать. А большие с немаленькими ветвистыми рогами олени охраняют своих маленьких деток.
    А вот высокие и медлительные жирафы. Медленно они передвигаются по вольеру, бродят по одиночке или собираются группами. Лениво окидывают взглядом посетителей и неторопливо кивают им. А вот еще одна группа жирафов, один из них неподвижно стоит и смотрит куда то в даль, думая свои жерафьи мысли. Один из жирафов отошел от группы, приблизился к нам, остановился и стоял как вкопанный, как будто специально позировал на камеру. За компанией жирафов виднеется здание для зимнего пребывания там и укрытия в ненастную погоду.
    Горным козлам устроили настоящие утесы. Они могут бегать по ним, забираться на самую вершину или спокойно устроиться на одном из выступов. Интересно! Обхожу вольер. Что-то мало козлов, попрятались от жары. Но на одном из выступов вижу козла, лежащего там и смотрящего в ясное, голубое небо. Что он там увидел в вышине, в голубом небе, о чем думает? Сие неизвестно нам.
    Зубры, эти огромные животные с острыми рогами, находились в зеленом вольере под деревьями и мирно что-то жевали. Но мне очень не понравился их вид. Облезлые, с ободранными боками и клочковатой шерстью. По-видимому, у них шла линька. А причесать их забыли.
    Неожиданно набредаю на вольер с белыми волками. Я даже не знал, что есть такие. Большой вольер, очень зеленый, в вольере есть пруд для купания. На взгляд  не волки, а  прямо собаки, да еще белые, пушистенькие. Долго наблюдал за ними - интересно было. Они все время в стае. Вот вожак, он сразу выделяется размером, оскалом и поведением. Он делает что хочет. Остальные всегда от него на небольшом расстоянии. На улице жарко. Вожак пошел купаться. И другие волки полезли  за ним. Но не тут то было. Резкий оскал. И вся волчья стая почтительно расположилась вокруг водоема. Вожак плавает, резвится, а остальные только облизывают свои пасти и предано смотрят на него. Вот это, я понимаю, дисциплина. Прямо диктатор. 
    В одном из вольеров вижу одинокого медведя. Сидит на задних лапах, пасть закрыта, глаза грустные и смотрит куда то в сторону. Совершенно отрешенный вид. То ли он  ждал других медведей, то ли со всеми поссорился. Я стоял минут пятнадцать. Все ждал, что еще какой-то медведь появится. Но никто не появился. Жалко мишку.
    Носороги были крайне нелюбезны со зрителями, уходили в глубь вольера, становились к нам спиной и вообще высказывали пренебрежение к публике. А вот один из них соизволил подойти поближе и мне едва удалось его заснять. Негостеприимство этих животных отбило у меня желание дальше наблюдать за ними. И я пошел дальше вместе с потоком людей.
    А верблюды были спокойны и вежливы. Тихо жевали зелень. Медленно прохаживались по своим владениям. А один, такой большой, лежал перед нами на травке и мило улыбался, приоткрывая губы и показывая свои зубки. Присел на скамейку рядом с вольером и еще некоторое время наблюдал за этими неспешными созданиями.
    Тигриный вольер. Очень огромный, с грудами камней, зелеными зарослями кустов и высокой сочной травой. По вольеру бродил тигр. Извел он публику. Собралась толпа народа, все хотели его сфотографировать. Но он в своем огромном вольере был чем-то увлечен. Бегал по вольеру, прятался в траве и за скалами. То высовывал голову, то показывал спину, то вовсе прятался в высокой траве. Нам на фото досталась только его спина. В соседнем вольере я увидел ланей. Тигр, наверное, наблюдал за этими ланями и имитировал охоту за ними.
    Зато львов мы хорошо рассмотрели. Они бегали в большом вольере, устроенном в закрытом помещении. Вольер был свободным и львы в нем бегали, играли и задумчиво смотрели на нас, пообедать хотели. Не обращая на нас внимания, парочка крупных львов шествует по вольеру полностью занятая своими личными проблемами.
Есть здесь и морские животные, вот морской котик загорает на камне посреди большого бассейна. А этот спит на бережке. На одной стороне бассейна есть трибуны. Несколько раз в день котики выступают перед зрителями в водном шоу. Народу собирается много, в основном дети, люди не только на трибунах, но и вокруг бассейна. Когда я шел из парка я видел этих людей на трибунах и вокруг, но сам не подошел, был уже слишком уставшим. Но раздававшиеся аплодисменты и радостные крики говорили сами за себя.
    Рядом с бассейном расположен большой крытый вольер с пингвинами. Пингвины живут в антарктических условиях. В их огромном помещении стоит ужасный холод. Входишь, особенно с жары, и тут же замерзаешь. В здании есть водоем, скалистые берега со снежным покровом. Свет слабый. Но пингвины ведут себя своеобразно. Стоят на вытяжку растопырив крылья и смотрят в застекленное небо, спинами к зрителям. Нам сказали, что они могут так стоять довольно долго, совершенно не обращая внимания на людей. Поскольку в тоненькой рубашечке было холодно, я побыл там чуть-чуть, сделал несколько снимков и сбежал.
    Вообще в зоопарке очень много птиц. Они находятся в  крытых   помещениях и  вольерах, а южные птицы в оранжереях. Входишь в такую оранжерею и слышишь голоса птиц, но не видишь, они прячутся в зелени обильно растущей вокруг. Хотя некоторые птицы свободно бродят по оранжерее и дорожкам, не обращая внимания на посетителей. Одна такая довольно-таки крупная птаха расхаживала по дорожке оранжереи, а люди сидели на скамейках и наблюдали за ней. Птичка что-то клевала, чего то искала, заходила в кусты, опять выныривала оттуда и деловито шагала по дорожке. Два мира спокойно сосуществовали не мешая друг другу. Есть большой птичник, где содержатся разные птицы. Я туда зашел и ходил от одного вольера к другому рассматривая разных пернатых. Какие там были птицы я уже не помню, но птичий звон долго стоял у меня в ушах. Ну а крупные птицы содержатся в вольерах на улице. Водоплавающие обосновались на прудах - утки, упоминавшиеся мною фламинго и пеликаны.
    В зоопарке мне понравились площадки общения с животными. Дети гладят животных, могут покормить и поближе рассмотреть их. Конечно это были не тигры и не львы, а козочки и другие безобидные животные. Я не знаю как это делается, но животные выглядели чистыми, упитанными и не уставшими от многочисленного общения с людьми. От этой детской площадки у меня осталось превосходное впечатление.
    Зоопарк мне очень понравился. Я там провел почти шесть часов. Сильно устал, но был доволен. Там легко дышится, приятно смотреть на хорошо ухоженных животных, на благоустроенные вольеры, на благодарных посетителей. В зоопарке не забыли и нас, людей грешных, много лавочек, мест для отдыха и питания. Есть большие пункты питания, есть и маленькие, где можно купить что-то пожевать. И само собой разумеется есть места, куда царь пешком ходит. Чистые и обихоженные. Хорошие воспоминания оставил мне Берлинский зоопарк в Тиргартен парке.


Рецензии