Педагогическая азбука- размышление

И вот настал тот возрастной момент, который велит мне «собирать камни».
Отсюда возникла своеобразная
«Азбука – размышление».

Азбука эта  ни на что не претендует,
ни в плане поучения,
ни в плане назидания.

Это  некоторый итог размышлений в кратком изложении о том,
что я делал, как учитель, о чём думал,
какие проблемы решал,
к каким идеалам стремился.

Авторитет.

Само понятие «Учитель» является носителем авторитета.
Тот, кто получил и носит  звание «Учитель»,
должен соответствовать его высокому авторитету, на который работали до него другие люди.

Его  личный авторитет будет складываться внутри общего авторитета из многих составляющих.

Право на авторитет будет иметь тот учитель, который проявляет к своим ученикам во всём внимание и уважение.

Если к нему  его  ученики станут  обращаются с различными по характеру  вопросами ---
это уже первый признак того, что ОН  для них   есть авторитет.

И чем выше этот авторитет, тем справедливее ученикам кажутся его требования, замечания,
тем весомее каждое его слово.

Вот случай, о котором вспоминает Сухомлинский В.А.:
“В наших взаимоотношениях с детьми стало правилом свободно, сердечно, откровенно выказывать свои чувства, удовлетворения и неудовлетворения, благодарность и обиду, гнев и удивление…
Каждый день дети приносили из теплицы в класс цветок хризантемы. Если  в наших взаимоотношениях не было ни облачка, если дети верили мне до конца и готовы были идти за мной, куда я скажу, на столе
в маленькой вазочке
стояли
розовые,
красные,
синие,
 голубые цветы,
в зависимости от настроения коллектива.
Розоватый и красный цвет символизировали радость коллектива,
синий – тревогу,
голубой – печаль.

    …Но был в теплице куст, на котором цвели хризантемы необычного цвета – фиолетовые…
Редко, очень редко приносили дети фиолетовые хризантемы.
Это у нас был цветок обиды.
Если дети ставили мне на стол фиолетовый цветок, это означало:
“Учитель, Вы обидели нас”.

    …Придя на второй урок, я увидел на столе фиолетовый цветок.
Класс молчал.
У меня тоже не было сил произнести слово. Я дал детям задание для самостоятельной работы, а сам сел, склонившись над столом, и задумался:
что произошло на первом уроке?
Чем я обидел детей?

    О том, что дети обиделись безосновательно, что это их каприз, не могло быть и речи.
Справедливую строгость
и строгую справедливость
дети уважали и почитали, это я хорошо знал.
Чем же я их обидел?

    - Часы! - вспомнилось мне. –
Я обидел их недоверием…
Ручные часы были еще редкостью.
Я купил их вчера.
Детям, конечно, хотелось посмотреть на часы, подержать их.
Я снял часы с руки, положил их на стол.
Так они и лежали до конца урока.
На перемене дети по очереди брали эту удивительную вещь, держали ее в руках, подносили к уху…
Сегодня перед уроками мои часы тоже лежали на столе.
Но во время первой перемены остановились настенные часы в учительской.
Я решил поставить их по моим ручным часам.
Пошел из класса, взяв часы со стола, надел их на руку, но детям ничего не сказал…
    …Вернувшись, я снял их с руки, положил на стол. Нужно ли объяснять детям, почему я брал часы?
Да, нужно, но не сейчас.
    На второй перемене часы лежали на столе.
Войдя в класс на третий урок, я увидел:
в вазочке розовые хризантемы.
Я облегченно вздохнул:
дети простили…”
 
Хорошо работается, когда ты
«в авторитете» у детей.
Но для этого нужно самому понимать, уважать и любить своих учеников.
Я хорошо помню, что ведя уроки в младших классах, я любил, проходя между рядами, остановиться у какой- либо склонённой детской головки, положить на неё свою руку и мягко погладить её.
В ответ я всегда получал лучистый взгляд неожиданной детской радости, растроганности и благодарности.
Да что там теперь говорить…!!!
Думаю, что только сейчас я полностью созрел для высокой миссии «ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ»!
 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Артистизм.

Нужное, полезное и просто  необходимое качество в работе учителя.
Тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, разнообразней и талантливей выразить себя.
Артистизм – это высший уровень совершенства в своей работе.

Артистизм в разной степени заложен в каждом человеке.
Развитие этих задатков происходит в том случае, когда в этом появляется потребность.
Любой учитель такую потребность чувствует, так как ежедневно должен проявлять себя в разных ипостасях перед лицом многих своих учеников.

Поэтому артистизм объективно становится неотъемлемой частью в его работе.
Но это не должно быть так, как поведал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»…
Там городничий говорит об учителе истории:
 «Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?».
Учителю  надо  знать об этом, чтобы пытаться  внести в него свою лепту, развивая некоторые, наиболее характерные для него, артистические данные.

Настоящий педагог учится всю жизнь,
он как бы
«навечно вызванный к доске» —
 так я слышал от одной старой учительницы.
Приведу лишь один пример,
взятый у Льва Кассиля.

В своём  рассказе "У классной доски" он описывает учительницу
Ксению Карташову,
у которой во время объяснения
"руки поют":
"Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за мановением руки учительницы.
И рука пела,
рука объясняла всё, что оставалось непонятным в словах.
Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать.
Зашумят в классе, она подымет свою лёгкую руку, поведёт ею – и весь класс словно прислушается, сразу становится тихо".
Ситуация описана уникальная, но по своему интересная.

Если мы  сегодня спросим:
 "Какой предмет был самый любимый в школе?",
то, что бы  нам не назвали, у всех ответов будет одно сходство:
этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Беседа.

Из разных типов уроков наиболее раскован и свободен урок – беседа.

Но есть в нём одна сложность.

Проводя такой урок, нельзя увлекаться и забывать о том, что в нём  должны участвовать все.

Учителю лучше быть дирижёром, приберегая своё выступление по подведению итогов на самый конец урока.

Беседа должна вестись как игра, в которой каждый ученик имеет свой ход очереди.

Каждый ученик будет внимателен к тому, что происходит, если будет уверен, что в какой-то момент наступит его очередь говорить.
Основной позицией для беседы на весь урок должна стать постановка учителем чётко выраженной ПРОБЛЕМЫ и умелое создание ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Это будет исходная ситуация для беседы.
Своими вопросами,
заданиями,
замечаниями
 учитель подводит учащихся  к соответствующему выводу.

   Беседа- это   совместное размышление вслух учащихся и учителя при  руководящей роли учителя.

Важно умело распределять время для беседы.
Дать большему количеству учеников возможность высказать и обосновать разные точки зрения.
В данной ситуации важна даже краткая дискуссия.

Нужно создать на уроке такую ситуацию, когда  полностью исключаются гневные окрики, приказной тон.
Подбодрить ученика репликой, шуткой.

Провести плодотворную беседу – это искусство.
А основой любого искусства является творчество.

Своих примеров я не привожу, так как в своей практике я не использовал такой приём, как
 урок – беседа.



Но представьте себе, какой урок получился бы, если предложить учащимся по группам три варианта заданий:

;   1-й группе: что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный может быть оценен, с одной стороны, как деятель прогрессивный, с другой — как реакционный?
;  2-й группе: что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что, несмотря на опричнину, жестокость, Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для государства?
;    3-й группе: что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был настолько безнравственным, аморальным, жестоким человеком, что все полезное, что он сделал для страны, меркнет перед этими качествами и что элементарное человеческое чувство нравственности не позволяет даже говорить о прогрессивности характера его деятельности? Он может быть оценен только отрицательно.
 Направляю учителя на первых порах к методической литературе, где он получит первоначальные навыки урока – беседы.
Всё дальнейшее будет зависеть от творческого потенциала каждого отдельного учителя.
 
 Болтливость.

Это бич учительской   профессии.

Как бы хорошо ни говорил учитель, если он  говорит слишком много,  то, в конце концов, скажет обязательно что-нибудь не то  и не так.

Если же это станет привычкой, то,  сколько будет накапливаться
таких «не то»  и таких «не так»?

Кроме этого, многословие учителя утомляет учеников, перестаёт ими восприниматься и становится просто пустым звуком.
Для школьного обучения эта потеря гибельна.

Для того, чтобы этого не было, учителю нужно всё своё выступление делить на небольшие отрезки, между которыми привлекать на короткий срок к работе учеников.

Существует такое мнение, что лучшим является тот урок, где большую часть времени говорят ученики.

Я работал в одной школе с учительницей математики, которая страдала не только многословием, но ещё и злоупотреблением во время своей речи «словами – паразитами».
 Их у неё было два:

«ТАК…!» и «ЗАКРОЙ РОТ!».

Она постоянно  употребляла ни к селу, ни к городу.

Однажды, сидя у неё на уроке, инспектор ГОРОНО насчитала за урок 240, сказанных ею «ТАК…!»
и 60 раз «Закрой рот!».

Весь урок она говорила сама, а ученики слышали от неё только «Закрой рот!».

В стенах школы это страшная беда!

Хорошо, когда есть в нашей  жизни Учитель, которого мы тепло вспоминаете много лет после окончания школы.
 

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

 Воспитание.

Каждый урок учителя, каждое его слово, шаг, жест, поступок,  внешний вид –
воспитывают ученика..
В воспитании нет мелочей - воспитывает всё.

Ничто не действует на душу ребенка сильнее, чем ВЛАСТЬ ПРИМЕРА.
Я об этом когда-то давно прочёл и запомнил на всю жизнь.

ВЛАСТЬ ПРИМЕРА!
Если это помнить и учитывать в своей работе, то рядом с обучением ученика будет совершаться процесс его воспитания.
Воспитание это такой важный процесс над которым задумывались люди с древнейших  времён.
Вот, например, вещие слова Иоанна Златоустца:

«…родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали  богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели…».
Об этом должна заботиться и школа, и школьные учителя.

Дети в школе должны жить и учиться

в мире красивых отношений, красивых примеров для подражания.
В мире  музыки
(мне всегда хотелось, чтобы в школе до уроков, на переменах и после уроков во всех классах рекреациях и коридорах звучала музыка).
В мире рисунка, фантазии,творчества.

Вот это было бы воспитание!

 Но для этого надо много думать,изобретать, менять устаревшее и внедрять новое, свежее!

Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
(Оскар Уайльд)

«Воспитывать – значит учить жить».
А.С.Макаренко

Это главные цели воспитания!
 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
 Гнев.

Когда-то, уже давно, в нашей домашней библиотеке появилась большая новая книга –«Энциклопедия афоризмов».
Она надолго стала моей настольной книгой.
Работал я с этой книгой основательно и даже составил по ней перечень афоризмов по некоторым интересующим меня понятиям.

Этот перечень я ввёл в компьютер и частенько обращался  к нему.

Вот и сейчас я открыл в этом перечне понятие «ГНЕВ» и взял из него несколько афоризмов, которые помещаю  в своей АЗБУКЕ.
Вот один из них…

Нет ничего ужаснее гнева.
Менандр
 

Гнев везде неуместен, но более всего в стенах учебного заведения.

Гнев – необузданная слабость,
Порыв несдержанности злой.

Вот горестный школьный сюжет, который поведала мама одного ученика.

Сын пришел из школы рыдая.
Оказалось, дело в сочинении, которое им задали на дом.
Он выполнил его на сложенном листе из тетради, а нужно было напечатать на листе А4, еще и с цветным рисунком.
Только это нигде не было написано!
Мы дважды проверили электро дневник (есть такая система в школе).
 Так учитель за это его сочинение порвал, скомкал и бросил сыну в лицо.

К сожалению порой это не редкость.
Приводить другие примеры не хочу.
Тут ясно, о чём идёт речь.

Счастлив тот учитель, который никогда не поддаётся гневу.
 Кричащий в гневе смешон и беспомощен.

Гнев всякому всегда противен,
Визгливой слабости порыв.

Гнев достойно не карает зло,
а приносит вред только самому его носителю.

То, что начато в гневе, обычно кончается в стыде.

Гнев —
оружие нашего бессилия.



  Достоинство.

Я задумался над этим понятием и мне сразу пришёл на память рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».

Мне нужно высказаться о достоинстве взрослого человека - учителя, а у меня из головы не выходит маленький мальчик, который для меня есть образец
«достойного человека».
«Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?"
 Я говорю: "Хочу".
 Стали играть, мне говорят: "Ты сержант".
Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю".
 Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
- Ну?
- Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".
- Ну и что?
- Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
- Так, - улыбнулся я.
- А давно они тебя сюда поставили?
- Еще светло было.
- Так, где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
- Я думаю, - они ушли.
- Как ушли?
- Забыли.
- Так чего ж ты тогда стоишь?
- Я честное слово сказал...»

Значит ли, что это ценное качество может быть заложено в генный фонд человека  с самого детства?
Скорее всего, значит.
Так я думаю.

Не исключаю и достоинств наработанных жизнью.

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Учитель обязан их иметь.

Независимо от того, от рождения  они или наработаны жизнью.
Из всех примет достоинства для учителя самыми важными должны стать такие, как …
• ответственность;
• дисциплинированность;
• целеустремлённость;
• доброжелательность;
• спокойствие;
• активность;
• терпение;

Если учитель делает свою прекрасную  работу с удовольствием, то он достойный человек, а его  достоинство будет прочно создавать ему доброе имя.

Достойный человек, как бы с ним ни обращались, никогда не бывает груб.

Искать достойных людей надо  среди скромных людей, которые нередко остаются в тени и довольны этим.

Черты достойного человека заключаются в том, что…
; он ценит истину выше, чем немедленную пользу;
; он в моменты опасности проявляет самообладание и спо¬койствие;
; он не променяет свою убеждённость на материальные ценнос¬ти, на доступ к власти или к славе;
; он не торопится принимать новые идеи и убеждения;

  Выше всех поднимается тот, кто сохраняет своё достоинство в отношениях с более сильным.
 
  Самым главным и самым видным признаком истинного достоинства человека является то, что даже его завистники и недоброжелатели вынуждены его хвалить.

 
  Естественность.

Естественность человека качество врождённое.

А всё заложенное в человека Природой привлекательней любой искусственной личины, которую можно на себя нацепить.

Естественная реакция (может быть?) противопоказана только артистам.

Но мы говорим об учителях, которые годами находятся в общении с учениками.

Это не одноразовый спектакль.

Однако быть естественным, даже при врождённых качествах не так-то легко.

Естественность свою нужно ещё суметь подать так, чтобы она оставалась самой собой при любых обстоятельствах.
Это счастье и большая удача уметь быть собой, то есть уметь быть естественным.


Врождённая ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
 выражается у людей

в НЕПРИНУЖДЁННОСТИ,

РАСКОВАННОСТИ,

БЕЗЫСКУССТВЕННОСТИ,

НЕПОДДЕЛЬНОСТИ

И ПРОСТОТЕ.


Для учителя все эти качества начинают проявлять себя уже с его речи,
которая должна быть простой и красивой.

Простота человека,
простота его характера
это большой плюс, который нужен  учителю.
Простота учителя определяется так:
тянутся к тебе ученики или нет.
Ничего надуманного и измышлённого.
Никакой мишуры для выпячивания собственного Я.
Всё просто и строго в соответствии с  внутренним содержанием.
Внутреннее содержание на первый план и никаких лишних атрибутов.
Вот и будет всё просто и естественно!

Вот я сейчас пишу, а сам думаю о том, что не сумел я объяснить ЕСТЕСТВЕННОСТЬ просто, как живой опыт.

А ведь проще бы всего было бы сказать так: будь в школе таким, каким ты есть везде, - и дома, и на улице, и в общественных местах.

Строй свои отношения с учениками так, как строишь ты их в своей семье.

Тогда и в школе всё будет НЕПОДДЕЛЬНО,
БЕЗЫСКУСТВЕННО,
НЕПРИНУЖДЁННО И ПРОСТО.
Мне так «КАЖЕТСЯ», как говорил
Аркадий Райкин.


«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

ЖЕСТЫ.


Ничто не придаёт столько выражения учительскому лицу, как жесты, движения рук, мимика.
Самое живое лицо без жестов маловыразительно.
Чего мы только не выражаем своими руками?

Мы требуем, обещаем, зовём и прогоняем, угрожаем и восклицаем, подбадриваем и поощряем, рукоплещем  и т. д.
А кивком головы?
А чего только мы не  выражаем с  помощью глаз, бровей или с помощью плеч!

Учителю, который каждый день стоит перед лицом своих учеников,
хорошо бы об этом помнить
и приучать себя к большему разнообразию разных жестов.

Школьники переживают  движения учителя, даже его красивую походку.
 Они пишут:
 «Наш учитель литературы никогда не сидит за своим столом. Всегда либо ходит по классу, либо стоит посреди класса. Но как ходит! Движения свободны, они грациозны, пластичны.
  «В класс вошла учительница математики и поразила нас античными формами своего облика. А какая величественная походка! А какое умение переходить плавно из позы в позу.
«Выразительна игра рук нашего учителя литературы. Он переживает чувства героев, живет вместе с ними, радуется, смеется, грустит и суть их выражает то словами, то жестами, то одновременно и словами, и жестами».
 


10. Зависть.

Из всех страстей зависть самая отвратительная.
С зависти берут своё начало ненависть, предательство и интриги.

Среди довольно большого количества афоризмов о зависти я не нашёл разделения её на зависть ЧЁРНУЮ и зависть БЕЛУЮ.

В этом случае я могу задать себе вопрос о том, существует ли БЕЛАЯ зависть вообще или так захотелось кому-то?

Если раньше я верил в её существование, то теперь моя вера поколебалась, и мне стало казаться, что о БЕЛОЙ зависти говорят только для того, чтобы скрыть от глаз людских обычный ЧЁРНЫЙ цвет любой зависти.

Учитель не должен знать и поощрять в себе такого чувства, как зависть к успехам другого.

Зависть не умеет таиться. Её не скроешь.

От зависти к успехам другого,  завидующий готов обвинять и осуждать без доказательств, раздувать недостатки, возводить в квадрат незначительную ошибку.

Из всех страстей зависть самая отвратительная, она как губительный яд отравляет душу.
Если не хочешь страдать, не будь завистливым.
Гельвеций К.
Вся наша литература (и проза, и поэзия) полна произведениями, где описывается ЗАВИСТЬ и те последствия, которые связаны с ней.

11. ЗАЗНАЙСТВО.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни малейшего зазнайства.

Для учителя профессионально опасная  черта зазнайства заключается в том, что при зазнайстве он теряет   возможность к САМОКРИТИЧНОСТИ, какая в нём  имелась.

А без самокритичного анализа своей учительской работы никто и  никогда не продвинется  вперёд, а значит, будет всё время сдавать свои позиции и отступать назад.
 А это путь медленной дисквалификации.
В этом главная опасность для учителя. 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

12. ИНТЕРЕС.

Проявляется в любом возрасте.
Без него невозможно поступательное движение вперёд.
Это
чувство, связанно
с потребностью узнать что-то новое.

В школе  ИНТЕРЕС –
 главное условие высоких результатов учебной работы.
Интерес
вызывает подъём всех сил ученика.

ИНТЕРЕС
Повышается настроение и желание настойчиво работать.
В выработке интереса главная роль принадлежит учителю.

Это он создаёт такую обстановку в учёбе, которая вовлекает учеников процесс активной работы.
Если ученику  понятна  поставленная задача.
 Если он видит её важность,
 её практическую необходимость.
  Если его тронет взволнованность самого учителя,
то он заинтересуется темой и будет активно над ней работать.
 

КНИГА.

« Стояло лето.
Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист...
За полями и лугами тянулись большие леса,
а в лесах были глубокие озера.
Да, хорошо было за городом!»
(Андерсен Ганс Христиан.)

«Раннее,  свежее,  тихое  утро.
Большой,  весь золотой,  подсохший и поредевший сад.  Кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет».
(Бунин Иван Алексеевич.)

Я привёл два ярких образца  письменной речи.

Можно  ли  от кого-нибудь услышать такие слова в привычном  бытовом общении?
Нет, так люди не говорят между собой.
Это с нами говорит
книга!
Как все-таки много она значит для нас!

Книга – собеседник.
Особый собеседник, который  не льстит тебе. Собеседник, у которого  есть чему поучиться.

Два удовольствия получаешь  от такого собеседника:
удовольствие быть взволнованным
и удовольствие быть наученным.

Когда стоишь перед выбором между ними, то выбираешь первое.
Оно желаннее.

Книга  - лекарство.
Такого лекарства нет ни в одной аптеке.
Она лечит от скуки и  хандры,
от тоски и душевной апатии
и ещё много от чего.
И лечит хорошо!

Книга – путешествие.
Не выходя из стен своего дома, ты побываешь с ней в разных краях и странах, увидишь то, чего бы никогда  в своей жизни не увидел и не узнал.

Книга – развлечение.
Развлечение особого рода: в одиночку, в полной тишине, не произнося ни одного слова.
Развлечение теми картинами жизни, которые разворачивает перед тобой книга.

Книга – товарищ.
Который никогда не наскучит.
Который, имея своё мнение, не навязывает его тебе, не спорит с тобой до хрипоты в голосе.
Скажет своё и молчит.
Тебе самому думать, оценивать  и принимать решение.

Книга – оратор.
Она не говорит вслух.
 Не жестикулирует.
Но своим  содержанием, своей стилистикой, своим письменным пафосом  зажигает души и учит говорить грамотно и красиво.

Книга – разговор.
Разговор с мудрецом.
Разговор с философом.
Разговор с психологом.

Книга – учитель.
В книге заложены все науки, открытые, разработанные и развитые в течение тысячелетий всем человечеством.
Без книги-учителя  ты никто и ничто.

Книга – домочадец.
Который не просит ни есть, ни пить.
Никогда не покидает квартиру.
В любое время дня и ночи к нашим услугам.


Но всё это при одном непременном условии –
 книга должна быть хорошей!
«Польза не во многих, но в  хороших  книгах».
Сенека  (1 век н.э.)

Какую же книгу можно наделить такой оценкой?

Если книга:

  Не оставляет нас в прежнем состоянии;
  Приводит в движение новые благородные чувства и стремления;

  Поднимает с места и двигает или заставляет нас двигать тех, кто рядом;
  Выводит из порочного состояния равнодушия;
  Развивает нашу мысль…
то  это  хорошая книга.

Любовь к чтению порождает устойчивую привычку к нему и делает  процесс  чтения почти безостановочным.

Становится не по себе при  мысли о том, что бы было с людьми, если бы лишить человечество книг.

Кем бы мы были?

Какими бы мы были?

Что бы мы знали?

На каком отрезке цивилизации могло бы находиться наше развитие?

Книги –
это наши крылья.

С их помощью мы,
оставаясь на своих местах,
высоко «летаем».

И наши паруса.
 
Далеко «плаваем»,
много видим и много знаем.
А как  результат  всего этого –
много думаем,много чувствуем, переживаем,творим
и радуемся жизни!

Книга должна  по времени больше всего остального находиться в руках учителя.

Учитель должен быть начитан, как никто другой.
Книги несут огромные знания от одного поколения к другому.

 А учитель  больше  других  подходит для того, чтобы быть посредником в их передаче следующим за ним поколениям.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@


ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
 
Она является непреложным атрибутом детства и юности.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ очень полезна.
И учитель играет основательную роль в её развитии у своих учеников.
 
Её главная особенность состоит в том, что она растёт в своих размерах  по мере того, как ребёнок просвещается.

Растёт  как постоянная неудовлетворённость мысли и духа.

Дело учителя направлять любознательность учеников и указывать им более короткий путь для получения ответов на свои вопросы.

 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

МЕТОДИКА.

 
Основа основ профессии учителя.

Как предмет она преподавалась всем нам в вузе, когда мы были студентами.

Мы обзаводились впрок  методическими разработками, покупая книги и подписываясь на предметные методические журналы.

Мы думали, что, следуя разработанным методикам, мы будем избавлены от тех неприятностей, которые несёт на себе всякий урок начинающего учителя.

На практике оказалось, что прямое  следование (или как говорят – «слепое подражание») готовым книжным методическим советам не даёт никаких гарантий удачного урока.

МОЯ последующая практика показала, что каждый учитель должен сам продумывать и составлять для себя методику преподавания своих уроков.

Что в этой работе он должен учесть многое из того, что не может знать книжная или журнальная разработка:

состав и подготовка данного  класса, твои отношения с ним,
каким по счёту будет проходить твой урок,
после какого урока он стоит в расписании,
какой сегодня день недели,
и ещё много других факторов сугубо «местного» значения.

Исходя из этого, рациональней брать из книжных и журнальных методик только неизвестный нам фактический материал, а всю практическую сторону своего урока в своих классах  ты должен разработать САМ.

Трудно заставить себя пойти по этому пути, когда есть уже готовые разработки уроков?

Да, очень трудно!

Но нельзя описать то удовлетворение,
ту приподнятость
и ту уверенность,
какие ты получаешь оттого, что сам продумал методику проведения своего урока.

Сам провёл его,
и сам определил для себя,
что тебе удалось,
а что не удалось,
и, главное, почему не удалось, и что  надо к следующему такому же уроку переделать.

Только в этом случае
 ты станешь верить в себя  как в учителя – профессионала.

Только в этом случае
методика в твоих руках станет тем инструментом, которым ты владеешь свободно и плодотворно, как и должен владеть специалист.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

НЕУДАЧА.
 
Она преследует нас в любом возрасте, и при любом опыте жизни и работы.
Всегда!

Этот порядок надо себе уяснить, чтобы не падать духом, когда нас постигает в чём-то неудача.
Это первое правило.

Второе правило.
Не будет в итоге ничего хорошего, если мы в своих неудачах будем искать виновных на стороне, вместо того, чтобы взять вину на себя.

Только после неудачи, в которой мы виним себя, можно ясно увидеть свои ошибки и приступить к их исправлению.

Такой подход к своим неудачам даст  нам силы и повод начать всё сначала, уже более осмотрительно.

Вот так вот!

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»



 Оценка.
 
Идеалом является такое положение, при котором, всякое задание, выполненное учеником, в обязательном порядке должно быть оценено.

Ученик выполнил на сегодня домашние задания по всем предметам,
 и он должен получить за каждое выполненное задание по каждому из этих предметов оценку, даже если он и не выходил к доске для ответа.
Это идеальное!
 Сказочно идеальное положение!

 Такого положения достичь невозможно!
Но такой учитель
наконец –то нашёлся!!!
Им оказался
 Виктор Фёдорович Шаталов.

Его методика произвела  в своё время (70-е годы) целый фурор в учительской среде.

Узким местом этой методики оказалось то, что она была применима
только к математическому циклу,
а вот гуманитарии ею воспользоваться не могли.

Почему я поднимаю  планку с оцениванием   учащихся
так высоко?

Потому что в этом кроется простая справедливость по отношению к тому, кто работает и только через оценку узнаёт о результатах своей работы.

Это моральная сторона.

Есть и деловая сторона у этой идеи.

Зная, что всякое выполненное задание будет в обязательном порядке проверено и оценено, ученик будет много лучше работать и много больше знать.

На сегодняшний день школьная  практика даёт возможность ученику в течение целой четверти получить за свою работу по каждому из изучаемых предметов только по две – три оценки.

В среднем из 10 выполненных каждым учеником учебных заданий в школе оценивается только одно.

Может ли это стать стимулом в учении?
Вопрос риторический.

Достижим ли такой высокий идеал, о котором  мы  ведём  речь?

Идеал для того и существует, чтобы стремиться к нему.
 Чтобы вырваться из устоявшихся и ставших как бы «узаконенными», рамок такого тщедушного нашего сегодняшнего оценивания.
 И превзойти их настолько, насколько кому позволят его умения и его стремление к справедливому  ОЦЕНИВАНИЮ.

Лично у меня, применительно к гуманитарному циклу (история) получилось всё коряво, бессистемно и неудовлетворительно в личном плане.

Я стремился найти на своих уроках истории пути к справедливому оцениванию на протяжении последних 10 лет работы в школе, а затем ушёл на пенсию, так ничего толкового и не добившись.

Но Шаталов не должен оставаться ОДИН и только в математике!


В это очень хочется верить!
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»


18. ПЕДАГОГИКА.

Педагогика открылась для меня  как нужное  и полезное подспорье в работе не на студенческой скамье.
 Не в процессе лекций и семинарских занятий по этой науке об обучении и воспитании.
 Не в период  короткой педагогической практики.
 И не через штудирование учебника в период сдачи экзамена.

Тогда она не преломлялась ещё через живую школьную работу,
не имела прямого отношения к своему объекту – ученику,
 и поэтому прошла не оставив следа,
 не заинтересовав
 и не заявив о себе
 как о нужном инструменте в педагогической работе.

Много позже, когда уже был наработан педагогический стаж,
когда школьная работа почти ежедневно ставила передо мной один за другим сложные вопросы обучения и воспитания моих учеников,
я потянулся к произведениям известных педагогов.

Передо мной предстала совсем другая педагогика.
Такая за которой я видел живые лица своих учеников.
С помощью которой оценивал свои уроки
и все иные формы преподавательской работы.

И я подумал тогда о том, что теперь, когда Педагогика пришла ко мне
и как теория,
и как практика,
 она станет  для меня той самой наукой об обучении и воспитании,
какой должна была стать ещё на студенческой скамье.
Я так предполагал.
Но в итоге прямой творческой связи с наукой педагогикой у меня не получилось.


Риторика.

Книга «Об ораторском искусстве» попала в мои руки  ещё в годы моего студенчества.
Уже тогда я начал  заглядывать  в будущее и думать о своей  учительской работе.

«Ты хочешь учить других – учись же, не покладая рук сам», - написал я  на первой странице своей заветной тетради.

Поэтому я сразу оценил значение этой книги и, внимательно прочитав её, сделал из неё выписки, в которые заглядывал впоследствии чаще,  чем,  куда бы то ни было.
 
Главная польза для меня  заключалась в том, что я вскоре  уяснил себе основные правила, необходимые для общения с аудиторией.
Это давало мне возможность видеть то, над чем надо работать, что учитывать, что делать и что переделывать в своих привычках и своих трафаретах.
Возможность эта мною использовалась, но не углублённо.
Кардинально менять что-то в своих устоявшихся привычках устного говорения с учительской кафедры мне не пришлось.
На решение этой задачи у меня не было внутренней потребности.
 
Поэтому риторика осталась для меня как любознательный интерес.
Я мог говорить о риторических приёмах, но применять  их на практике не решался, оставляя для себя всё на уровне дилетанства.


СКУКА.

Скука –
серьёзная проблема школьного обучения и воспитания.

Из всех видов страдания скука есть страдание наименьшее,
но всё же она --- страдание.
Ученикам всегда будет скучно, когда  скучно самому учителю в его работе.

Источник скуки сам учитель.

Скучные уроки
годны лишь на то,чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает,
и ко всему преподаваемому.
Жан-Жак Руссо.

Есть только один способ борьбы со скукой --- работать самому учителю с удовольствием.

Пока в работе учителя  будут присутствовать живые мысли  -
ученики не умрут от скуки.
 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

21. Творчество.

Творчество - это создание чего-то нового, не только для себя, но и для других.

Учителя как такового не может  быть без творчества.
Это обязательное условие в его работе.

Творческий человек проявляется в двух качествах.

Первое - он работает, что называется, самозабвенно, находясь в постоянном поиске нового.

Второе - работая самозабвенно, он всегда остаётся неудовлетворённым тем, что уже сделал.

Мне в этом направлении повезло.

Направление моей учительской деятельности было постоянно и объективно (видимо срабатывала моя генная установка) связано с творчеством.

Оно наполняло меня всегда и всюду:

во время подготовки уроков,

во время ходьбы от дома до школы,

 во время школьных перемен,

во время еды,
 
и даже во время сна,
в прекрасных сновидениях.

Мой директор школы
Любовь Михайловна Шайтанова,тоже историк, как и я,
частенько говорила мне:

« Евгений Евгеньевич, разрешите мне посидеть у вас на уроке, позаимствовать чего-нибудь новенькое?!»
 
Интересно ещё и то, что  эта моя генная установка сохраняется во мне всю мою жизнь, независимо от возраста и направления моей деятельности.

Так что с процессом творчества я знаком не понаслышке.

УСПЕХ.

Каждому, будь то учителя или ученики, УСПЕХ необходим как глоток свежего воздуха.
У меня есть основания утверждать, что идеальным будет такое положение, когда свежий воздух успеха вдыхается человеком ежедневно, в каких бы то ни было малых формах.

А уж крупный успех составляется из множества успешных мелочей.

Успех подкрепляет волю,даёт новые силы,помогает преодолевать препятствия,
увлекает вперёд.

Быть самому  успешным и вести своих учеников от успеха к успеху --- обязательная задача учителя.

Это в тезисном порядке!

А в простом житейском плане УСПЕХ в любом деле нужен,

чтобы самоутвердится в чём-то, пусть даже очень малом;

чтобы испытать чувство радости,пусть даже очень кратковременной;

чтобы пережить жгучее, беспокойное желание двигаться дальше к другому УСПЕХУ;

чтобы не ждать следующего УСПЕХА без усердной и повседневной работы.
 
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
 
Форма.

Речь пойдёт не о школьной форме для учеников.

Меня занимает сейчас форма подачи учебного материала
на уроках.

Форма урока  должна постоянно находиться в поле зрения учителя.

Подумать только(!!!) –
как много учитель должен делать  в самых разных направлениях своего педагогического труда.
За всем уследить, обо всём помнить,во всё вникать,и везде оставлять творческие следы своей работы.

Так что-же ФОРМА?

Общее понятие формы делится на
две категории:

Форма постоянная
и
Форма подвижная
(нетрадиционная).

Постоянная форма приучает к порядку, хорошо и надолго усваивается.
Она применяется в процессе учебного года на большинстве уроков.

К   формам подвижного рода можно отнести:

• Форму с применением на уроке технических средств;

• Форму тестового контроля знаний;

• Форму лекционную;

• Форму анализа;

• форму проблемную;

• Форму диалогического общения;

• Форму дискуссионную;

• Форму вопросно-ответную;

Форму пресс-конференции
и т.д.

Вне  всякого сомнения, работа с подвижными
(нетрадиционными) формами уроков
есть элемент высокого творчества.

Это требует большой работы.
Но это прямая обязанность любого учителя.
Это во -первых!

И во-вторых,

освоение и применение различных нетрадиционных форм урока разнообразит и оживляет весь процесс обучения и даёт учителю уверенность того, что он движется верным путём.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

24. Характер.

Самый простой способ определить характер человека - это прослушать, каковы его «да» и «нет».

Быстрое «да» и «нет» отличает живой, твёрдый, решительный характер.

Медленное «да» и «нет» - характер осмотрительный и боязливый.

НО этот вариант самый простой и может в итоге иметь погрешности.

Есть  другие, более основательные способы определения характера человека.
Но это длинный разговор.

 Слабый характер принадлежит к недостаткам, который исправить уже невозможно.
В этом случае работа в школе не может стать радостью.
Она превращается в тяжёлую ношу.

Учителю нужно обладать  характером сильным.
Ещё лучше  «доблестным»!
Ведь ему каждый день нужно
уметь пересиливать и направлять  множество других характеров,
которыми полна школа.

Эта особенность поддерживает давнюю мысль о том, что при приёме документов у абитуриентов педвузов  нужно проверять каждого на профессиональную пригодность  примерно так же, как при приёме в театральные вузы.

Слабохарактерность или бесхарактерность в школьном учителе хуже всего.
Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера.
Сегодня желает одного, завтра другого.
Сегодня следует одним правилам, а завтра другим.
Сегодня либерален, завтра жесток.
Говорит одно, а делает другое.
То это портрет слабохарактерного  учителя.
Работать в школе ему будет трудно.

Волевой же учитель не склонен к длинным нравоучениям и доказательствам полезности своих требований.
Не слово, а дело,
не наставления,а пример
являются его жизненной силой.
 
 Из уймы афоризмов мне приглянулся вот этот:

«От  учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется».


«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

25 Цель.

Для учителя этот вопрос имеет  принципиальное значение и требует от него постоянного и пристального к нему отношения.
 
У учителя в его  личном конспекте каждого урока после «Темы урока» должна стоять
 «Цель урока».

На практике укоренилась система переписывания цели урока из методических пособий.
Можно и так.

Но дальше-то в большинстве случаев ЦЕЛЬ УРОКА подвергается забвению.

Переписал и больше к этому не возвращаешься.
И не думаешь над осуществлением  этой темы.
Вот в этом уже ничего  хорошего нет.

 Цель должна пронизывать весь урок от его начала до его конца конкретным материалом, совокупностью различных условий и ситуаций.

Цель урока – это главный стержень урока.
И учитель должен  знать и помнить о тех целях, которые ставит  перед собой.

Без этого его работа не принесёт ему ни удовлетворения, ни радости.

«Если ты не знаешь куда грести, то никуда не приплывёшь».


«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

№ 26.ЧЕСТЬ.

Это не приветствие военнослужащих.

Это хорошее мнение о нас других людей.

Учитель должен быть  «Человеком Чести».

Я устал уже от частого употребления слова «ДОЛЖЕН»,
но такова эта профессия в своём высоком значении, что никуда от этого не уйти.

 Честь учителя  может возбуждать его учеников к прекрасным действиям.
Вот что очень важно!

В большом школьном коллективе, где бурно кипит жизнь,
 важно помнить об этом, чтобы не оступиться,не запятнать свою честь
или не утратить её совсем.



27. Школа.

Это второй дом,  как учителя, так и ученика.

Ученик живёт в этом доме 10 лет,
а учитель в несколько раз дольше.

Исходя из этого, учитель должен строить свои отношения  с учениками так, как он строит их  в своей семье со своими детьми.

Школа создаёт  для всех, кто живёт в ней, условия для работы и отдыха, общения со своими сверстниками,
даёт возможность для занятий физкультурой и спортом.

Школа вкладывает  в руки учеников интересную и полезную книгу с полок своей библиотеки,
учит мальчиков работать молотком, стамеской и гаечным ключом,
а девочек - шить   на швейной машинке и азам простейшей кулинарии.
Школа даёт  возможность каждому проявлять  и развивать свои творческие способности в художественной самодеятельности,
драматических и предметных  кружках.

Чем не родной  дом?
Чем не своя  семья?

Я вспоминаю свою работу, когда всякий день вставал с постели в полной ночной темноте в хорошем,  деятельном настроении.
Бесшумно приводил себя в порядок, съедал завтрак, одевался и так же бесшумно закрывал за собой входную дверь.
Выходил на морозную, тёмную улицу, радуясь всякому светящемуся фонарю, и шёл,  нарушая  тишину вокруг себя  скрипом своих шагов на снежной дороге, к автобусной остановке.
Садился  в холодный, пустой автобус  и долго ехал в той же темноте неоконченной ночи, обдумывая детали предстоящего дня.
После автобуса снова шёл и шёл почти в полном одиночестве, пока передо мной не появлялась громада большого школьного комплекса.
Стучал в дверь и тёмное окно школьного холла, иногда долго.
Проходил через две двери мимо заспанного вахтёра внутрь здания.
Расстёгивая на ходу пальто, проходил по тёмным, тихим и пустым коридорам, включая на своём пути освещение.

Входил в свой тёмный кабинет истории  и зажигал  над головой все лампы дневного света.
.
Затем школьная тишина  начинала наполняться звуками.
Сначала это были одиночные шаги в полной тишине коридоров.
Это учителя проходили каждый в свой кабинет.
Затем звуки шагов начинали перемешиваться с детскими голосами и постепенно наполнять собой здание.
Слышен был осторожный  стук в мою дверь,  и вот уже  первый  ученик, здороваясь, входит  в  кабинет.
За ним, в открытую дверь,   врывался  громкий шум начинающегося школьного дня.

Я занимаю место у своего стола, бросаю последний взгляд за окно, где  едва-едва забрезжила полоска серо-голубого света, и для меня начинался   длинный трудовой день, когда тихое время уроков периодически перемежается с  шумными переменами.
Каждый такой день - священнодействие,
которое состоит из  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ со многими сотнями детей и взрослых.
Монологи и диалоги…
Мягкая улыбка, направленная по конкретному адресу…
Укоризненный взгляд и поджатые губы…   Одобрительное похлопывание по плечу или  поглаживание стеснительной детской головки…
Любопытные вопросы и  ответы на них…
Детские доверительные откровения и твоя отзывчивость и внимание к ним…
Заботливая доброта во всех действиях и поступках…

Час идёт  за часом, и каждая их минута    наполнен делом, общением с проходящими перед твоими глазами сотнями учеников разного возраста, темперамента и настроения.


28.Щедрость.

На профессиональном уровне ЩЕДРОСТЬ  заключена в профессии учителя уже потому,
что он передаёт свои знания своим ученикам.

Отсюда всякий учитель объективно  является человеком щедрым.


29.Энтузиазм.

Великое чувство.
Без него любое дело не может рассчитывать на успех.

Без энтузиазма учитель
может быть справедливым,
может быть человеком чести
и иметь множество других положительных качеств,
но всего этого будет мало для этой профессии,
чтобы приподняться над планкой специалиста средней руки.

Учителя, проявляющие энтузиазм и вдохновение к своей работе,
могут вызвать у учеников заинтересованность и тягу к изучению предмета.
Ученики, которые имеют дело на уроках с вдохновленным учителем, скорее всего, читают дополнительные материалы по предмету и за пределами школьного времени.

Учителю должно нравиться преподавать.
Учитель также должен быть в восторге от предмета, который он преподаёт.
Дети мгновенно увидят это и обязательно высоко оценят.
Если искра энтузиазма, огонь вдохновения осенит учителя,
то его уже никто не остановит.

Для него станут уже неважны бытовые проблемы.
Он будет творить не думая о вознаграждении.

Только энтузиазм может вознаградить учителя такой оценкой,
как «Учитель от бога».



30. Юмор.

Юмор очень тонкая штука.
 Грамотно шутить – это талант.
Юмор поднимает настроение.

 Юмор прибавляет оптимизма.

 Юмор иногда позволяет разрядить обстановку.

Юмор - спасательный круг в самых сложных школьных ситуациях.

Он помогает перенести насмешку.
 
 Вернуть хорошее расположение духа, что немаловажно в учительском деле.
 
Берегите каждую потерянную минуту!
Юмором можно прекрасно заменить морализацию.

Для того, чтобы владеть практической стороной юмора,
необходимо быть начитанным в  разнообразных видах и формах  юмористической  литературы,
знать множество пословиц и поговорок, басен и анекдотов.



31. Язык
( Слово, РЕЧЬ).

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – Речь.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»

Много Слов на земле.
 Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны,
слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.


Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.


Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их красоту…

*************************************************************


Рецензии