Болеро - история любви

Олег Бочаров 47.
     У любви к песенке или музыкальной пьесе тоже может быть некоторая история. И, слушая её, эту свою любимую пьесу, я невольно возвращаюсь в то время, когда я, ученик 8 ого класса школы, сидел дома и учил уроки. Из-за стенки доносились звуки кларнета.  Это играл наш сосед, солист нашего ярославского симфонического оркестра. Он репетировал каждый день. Понемногу. В основном, днём. Чтобы не нервировать соседей. Звучали, как правило, мелодии сложные, из будущих концертов.  Сегодня зазвучала совершенно особенная мелодия. Её так и захотелось напеть. Повторить как-нибудь. Но, увы. Как можно повторить кларнет, если его у тебя нет?  А ещё через два дня к «нашему кларнету» добавилась валторна. После кларнета она как бы продолжала разговор, повела мелодию похожую на первую, но другую. 
    Я схватил гребёнку и стал пробовать подыгрывать валторне. ( В то время у нас все мальчики в классе на переменах  дудели на расчёсках.)  У меня получалось, и мне это доставляло массу удовольствия.  Несколько дней подряд мы с соседями «играли ансамблем». Потом всё прекратилось. Соседи больше эту мелодию не играли. Очевидно, концерт  в филармонии прошёл.
    Спустя какое-то время, по телевизору показывали концерт артистов балета из Киева. Среди прочего, танцевали «Болеро» на музыку Мориса Равеля. Из мрака сцены, едва слышно, доносились ритмичные постукивания малого барабана. Потом луч прожектора выхватил на сцене танцовщицу, и послышалась  еле-еле, мелодия.  Та самая, которую репетировал мой сосед на кларнете.  Как был построен танец, я уже не помню.  Да и как можно пересказать словами танец?  Ясно было одно: такую мелодию непременно нужно танцевать! А ритм, который выстукивает малый барабан?!  Это что-то завораживающее! Его надо обязательно выучить! 
    На переменах, между уроками, мальчики моего класса выстукивали ритмы популярных тогда песенок. На чём? На всём: на партах, стульях, столах, оконных стёклах. При этом они пели, или «мурлыкали» эти любимые мелодии.  И я тоже пробовал выводить голосом мелодию и выстукивать ритм болеро.  Но, не получалось.  Мне  не  удалось догадаться, что здесь мелодия и ритм две разные партии.  И сыграть  две партии одному исполнителю вряд ли возможно.
    Инициативу киевлян, показать по телевидению, на всю страну,  танцевальную версию «Болеро», подхватили другие коллективы.  За короткое время  мне удалось  увидеть  ленинградскую версию, две московские, французскую  версию «Болеро».  Всё красиво, интересно.  В предисловии к показу объявили, что соло в оркестре исполняют на: флейте, на гобое, на кларнете, на английском рожке, на фаготе, на саксофоне, на  валторне, на тромбоне, на малом барабане.  Так, можно было выучить тембры этих инструментов, чтобы узнавать их звучания на слух. Но были в звучании мелодий ещё какие-то тембры.  А это, оказывается, различные комбинации солирующих инструментов. Например: флейта с кларнетом, флейта с трубой. И много других вариантов.  Совершенно  особенное  соло  исполняется  на малом  барабане.  Оно  не просто  задаёт  темп и ритм.   Эта  жёсткая  конструкция,  как  клешнями  вцепилась  в  организм  оркестра,  и  не  даёт  ему  двинутся, ни вперёд  (невольно  хочется  ускорить  исполнение  мелодий),  ни назад  (замедлить темп исполнения).  Акценты в  ритмический  рисунок  добавляют  пиццикато  контрабасов,  а  потом  ещё  и литавры.  Тогда  звучание  становится  зловещим.
     Пьеса  БОЛЕРО  была  написана  для  танца,  по  заказу,  для  русской  балетной  труппы Иды  Рубинштейн.  Как  это  выглядело в начале  20  века?  Дошедшие  до  нас  отзывы  очевидцев  не  лестны.
     В  одной  из  книг  о  балете  написано,  что  сам  М.Равель  представлял  это  танцевальное  действие,  как «Фабрику, в  которой  двигаются  ритмично  разные  механизмы.   В  конце  действия  механизмы  не  выдерживают  принудительного  жёсткого  напряженного   ритма  и  всё  рушится».  Увы.  Все  виденные  мной  балетные  версии  БОЛЕРО  мне  не  нравятся!  Музыка  много  интересней,  чем  балет  под  неё.


Рецензии