Куклы-актёры

В одном старом городе с узкими кривыми улочками и маленькими площадями был театр-шапито. Каждое утро актёры этого театра вставали, и не успев протереть глаза, бежали в гримёрку, каждый к своей гляделке-экрану и жали на кнопочки. Когда Дзанни просыпался, он тоже шёл в гримёрку (он тоже иногда нажимал на кнопочки-гляделки). Там, в полутьме стояла такая духота, что колокольчики на колпачке звучали глухо, словно были обклеены войлоком, а воздух был такой спёртый, что хотелось повесить объявление о его розыске. Он пытался открыть окна, но актёры начинали пищать и говорить, что они простудятся. Полутьма раннего утра освечивалась мерцанием кнопочек-гляделок, за которыми сидели актёры. Они начинали потихоньку просыпаться и потягиваться. Потом они пили кофе, не отрываясь от экранов, и водили ручками по кнопочкам. 

Им нравилось это делать, тогда они чувствовали, что не только ими управляют, но и они сами на что-то влияют. Старый Учёный Лев до того нагляделся, что попал в клинику и ему пришлось приносить капли для глаз. Иногда актёры переговаривались о разных тряпочках и о том, сколько билетов продано на новый спектакль. Особенно они любили перемалывать косточки зрителям:

– Пришёл вчера один. Антрепризу от хула-хупа отличить не может, - говорила Коломбина, и все соглашались, что зритель уже хуже Глупого мышонка.
– Из-за этого господина  я так и не позвонила своей бабушке, и не успела накраситься, - жужжала Мальвина.

Дзанни предлагал выйти на травку перед шапито и сделать разминку, покидать гири, но актёры прятались за свои кнопочки-гляделки и притворялись, что не слышат. Он начинал их тормошить и говорил:
– Давайте поговорим о первом лицедее-динозавре.

Все ещё глубже уходили в кнопочки-гляделки. Или он подначивал:
– А давайте все хлопать ушами!
– Как здорово, наверное, делать зарядку и хлопать ушами,- пошевелила ротиком, кудряшками и глазками Мальвина. Но когда Дзанни предлагал выйти на поляну и сделать пару сальто-мортале, у неё сразу находились дела – напудрить носик или проверить кнопочки-гляделки.

Когда в гримёрку заходил хозяин театра Маэстро, все начинали что-то бурно делать – звонить в колокольчики, открывать коробки с гримом, сдувать пыль с реквизита, а Пьеро снимал мерку с Коломбины.

– Я приехал из полугодового заморского путешествия. По датскому замку всё ходит тень отца Гамлета,  – начинал рассказывать Маэстро, все затихали и открывали шире и так огромные глаза, –а вы сидите здесь и хлопаете ушами!
Иногда в гримёрку заходил старик Панталоне и говорил:

– Вы бездельники, глядите всё время на свои кнопочки-гляделки! Я за вас всё делаю сам – собираю дукаты, храню их и  пересчитываю! За вас постоянно приходится исправлять ошибки! Все лучшие лицедеи уже давно ушли в другие театры и вертепы! Давно надо прикрыть ваш балаган!

Актёры опускали свои большие глаза и начинали оправдываться. И никто не догадывался, что одинокий Панталоне сам в своей каморке только и нажимал на кнопочки-гляделки, потому что, по большому счёту, он больше ничего не умел делать.

Когда начиналось представление, шапито превращалось в настоящее царство цветов и огней. Петарды взлетали и взрывались вспышками оранжевых и розовых букетов. Ракеты оставляли после себя длиннющий голубой хвост, как у кометы. Море красных, белых и зелёных искр расходились по всему шапито спиралями и высвечивали жадно открытые глаза зрителей.

В антракте все галдели, мальчишки запускали хлопушки, а девочки бегали в буфет за мороженым. И вот спектакль продолжался, актёры  входили в раж. Дзанни прыгал на батуте под купол и показывал звёзды, Пьеро с Коломбиной устраивали такой фонтан слёз, так что на первых рядах зрителям приходилось открывать зонтики. Мальвина с Арлекином  ходили по канату на верхотуре с шестом, так что один зритель-дядя чуть не свернул себе шею. Потом все дружно строили пирамиды, которым бы позавидовал и фараон. На некоторое время все даже забывали про свои кнопочки-гляделки. Но после представления они снова бежали в гримёрку и брались за своё.
Однажды случилось ЧП. Когда все уткнулись в свои кнопочки-гляделки, обезьяна Чи-чи-чи сделала подкоп, ворвалась к Маэстро, взорвала хлопушку прямо у его уха и засыпала его розовой пудрой. Маэстро очень рассердился, затряс бородой, топнул ногой и, страшно вращая глазами, пророкотал:

– Устроили буффонаду!  Я за вас всех работаю! Дирижирую сводным хором мальчиков-зайчиков и девочек-пантерочек, пою басом и сопрано, играю на клавесине и на ослике. Завтра я танцую на одной руке и прыгаю на голове, встречаюсь с герцогом, иду в баню с послами и продаю билеты на представление! А вы за обезьяной уследить не можете! А отключить всем кнопочки-гляделки!

По гримёрке пролетела муха. Прошуршал таракан. Прогремела мышь.
Сначала никто не понял, что произошло. Подумали, что наступил конец света и цвета. Ничего не мерцало, не гудело и не было смысла нажимать на кнопочки. Мальвина тихо заплакала.

На следующий день даже сам Маэстро приуныл, потому что Техник по ошибке и ему отключил кнопочки-гляделки. Он приходил в гримёрку и грустно спрашивал:
– Ну что же нам делать? Как же теперь, - ведь он больше всех любил нажимать на кнопочки-гляделки.

Теперь все стали оглядываться. Оказалось, что Дзанни в гримёрке выращивал прекрасные пальмы и пахучие лимоны. У Панталоне была бородавка на носу. Арлекин посмотрел на Мальвину и молвил:

– О милейшая Мальвина, как я раньше не замечал ваши золотых кудряшек и  веснушки, которые раскинулись звёздами на млечном пути вашей красоты!  Разрешите подарить вам эти золотые колокольчики! Я  полюбил  вас с первого взгляда, выходите за меня замуж!

Мальвина оглядела Арлекина, зарделась и прошелестела:
– О прекраснейший Арлекин! Как чудесно звонят ваши колокольчики! Конечно, я выйду за вас!

Пьеро  увидел Коломбину и выдохнул:
– О, я был слеп! Никогда я не видел вашей красивой шеи! Такая шея была только у моей бабушки, и она прославила её на всю Италию! Будьте же моею!
Коломбина видела Пьеро в маске, гриме и только на представлениях.
– О, любезный Пьеро! В ваших бездонных глазах поместились бы два купола театра! Конечно, я буду вам принадлежать!

Для Дзанни мало что изменилось, он как и раньше делал свои кульбиты на поляне, играл на дудочке, поливал пальмы и лимоны. Хотя он был рад, что кнопочки-гляделки отключили, можно было больше времени по ночам смотреть на небо, как Большая Медведица играет в прятки с Малой.

Потом все, словно по общему согласию, взялись за руки и стали ходить кругом по шапито. К ним присоединялось всё больше кукол  и обезьяна Чи-чи-чи. Учёный Лев узнал обо всём и мигом примчался из клиники на действо. Образовалось два хоровода – один двигался в одну сторону, а другой, внешний, в обратную.

Потом присоединились Маэстро, Панталоне и акробаты. Дзанни залез на башню Ратуши и любовался как хороводов стало три, как актёры  и звери  высыпали за пределы театра, и всё закружилось вокруг площади, на которой стоял шапито, потом присоединились ещё горожане и большие потоки из возгласов, песен, объятий, поцелуев, прыжков и ужимок разлились радостно по всему городу. Дзанни пробормотал:

– Неплохо бы подсоединить обратно кнопочки-гляделки, а то начнётся перенаселение.

А многие после этого даже выбросили свои кнопочки-гляделки и город стал называться Городом проснувшихся.


Рецензии