Первая публикация

   Лето! Оканчиваем 9-й класс.
Городок полнится тополиным пухом, берёзовыми серёжками, первой ранней черешней. Впереди длинные летние каникулы. Мы юны, восторженны; годовые отметки - без троек, что прибавляет нам гордости и лёгкости души. После уроков встречаемся с друзьями - Мишка, Лёшка и я, играем в карты, жарим картошку. Иногда - бутылка вина, но редко.

Лёшка, друг мой школьный, один из нас троих...Невысокий, плотный, всегда серьёзный. Ему придавали очки вид очень серьёзного -  не мальчика - мужчины. Прозывали его в классе Пан Профессор, и чувствовалось в этом уважение.

Трудно было найти (при всём желании) более противоположного мне по характеру человека. Я - романтик, непрактичный и непоследовательный, читающий взахлёб, влюбляющийся, увлекающийся мечтатель. И в институт поступил - лишь бы быть среди студентов!

Леонид со школьной скамьи имел цель в жизни: закончить серьёзный и нужный ВУЗ. Выбрал строительный, ибо эта профессия гарантировала безбедное существование.

Пересеклись мы в 9 классе; набирали учеников в новую школу. Я приехал из деревни, а основной состав школяров был из городской, но другой школы. Перешли к нам и некоторые учителя из той же школы. И вот почему-то один из них, пожилой преподаватель немецкого языка, однажды сказал мне: "Не дружи с Леонидом, он тебя до добра не доведёт!"

А мы с Леонидом дружим уже почти полвека...И когда встречаемся, не можем наговориться, и нам никогда не бывает скучно.

Третий наш "мушкетёр", Мишка, заслуживает особого разговора. Красивое улыбчивое лицо, высокий рост, стройный - он на девчонок действовал магически. Боксёр, гитарист, окончил музыкальную школу по классу баяна! Начитан, обходителен. Обладал удивительной манерой поддерживать диалог: подхватывал последние слова собеседника (чем очень вдохновлял его) и как бы продолжал его речь и мысль. И вот уже оппонент целиком во власти обаяния Михаила!..

Мишка любил походы, обожал музыку и литературу, да и просто жизнь! Женился, учась в институте, на школьнице 10 класса, на 10 лет моложе. Родился у них прекрасный сын, и всё было замечательно, но...В какой-то миг увлёкся то ли сектой, то ли общиной под названием "Летающие йоги", и - пропал для семьи и общества. Ушёл к этим йогам, бросил семью и близких. А позже - другая крайность: "Свидетели Иеговы".

Жуткая история - потеряли мы друга, так любившего простую человеческую жизнь...
А он жалеет нас!

   Городок - зелёный и провинциальный, довольно тихий днём. И то сказать - все на работе; во времена нашей юности безработных не было. Не работать было позорно, такой человек казался неполноценным, что ли...Как и не служивший в армии парень. И это было НОРМАЛЬНО!

   И вот в один из таких летних замечательных дней в местной районной газете вышла подборка местных поэтов, и среди них - моё стихотворение! Надо сказать, что за две недели перед этим я посещал редакцию и представил (на высокий суд) несколько своих творений. Как жёстко, так мне показалось, редактор прошёлся по моим "опусам"! Я смиренно слушал, во многих местах не соглашался, но молчал. И мне даже жалко было листочки, которые перебирал толстыми пальцами лысоватый упитанный мужчина. А когда я узнал, что он тоже пишет стихи - очень удивился. Мне почему-то казалось, что у НАСТОЯЩЕГО поэта пальцы должны быть длинными, тонкими, как у пианиста...
   Ушёл я тогда удручённым и немного подавленным - ну не получилось, и не надо! Видимо, стихи мои слабые и печати не подлежат...

   И вот - одно стихотворение опубликовано! Мы с другом пробежались по киоскам городка и скупили все газеты; благо, газета стоила всего лишь 2 копейки...

   Теперь я думаю, какую глупость мы сотворили: люди могли почитать стихи, а я лишил их этого удовольствия.

   Непередаваемое чувство счастья, полёта, когда видишь свою первую публикацию! Это потом уже будут и другие, и последующие...Но первая ласточка! Да что там ласточка - лебедь!..

   Стихотворение на украинском языке, и оно до сих пор остаётся для меня самим дорогим...
                Зустрічає весну

Йшла дівчина легко, струнко,
Йшла, весела і грайлива.
По дорозі кроки лунко
Відбивалися на диво.

Навкруги дерева в росах,
Ранок тільки-но займався...
Йшла дівчина, а у косах
Мак червоний красувався.

Йде вона, золотокоса,
В марево ранкове...
З лісу промені підносять
Сонце світанкове.

На лиці усмішка сяє,
Мов веселка над рікою...
Весну дівчина вітає
Білосніжною рукою.
1971


Рецензии