Oh, ja, das ist Heidegger!
Нет, ничего не имею против Хайдеггера, Маркса и других. Каждый может писать или говорить что-угодно, делать такие или эдакие выводы, глядя из окна своего жилища. У кого-то это получается очень складно. И, как говорится, писатели пописывают, а читатели почитывают. Но начинает тошнить, когда наблюдаешь все это придыхания и воздыхания вокруг того или иного автора. Люди попроще восхищаются немецкой колбасой, другие автопромом, третьи вот вцепились в отвлеченную немецкую мысль. Хотя сколько раз Германия показывала, что весь ее высокий романтизм и философия заканчивается пушками и крематориями. Мне странно: почему никто не улавливает связи? Но, наверное, интеллектуальные развлечения, к которым принадлежит философия, очень жестоки. Мысль, рожденная чистой душой для достижения благих целей, не есть такой соблазнительной. Поэтому Библия и стала неинтересной. Людям всегда хочется новенького, фокусов и чудес. Почему-то интеллектуальная сфера выглядит для этого самой невинной. Именно философия состарила человечество до той стадии, в котором оно находится. Посмотрите, сколь счастливо живут жители Океании, других, не тронутых плодами цивилизации и особенно не тронутые западной мыслью, народы. И не немцам учить человечество, как выбираться из тупика. Они мыслят очередными ловушками. И чем более талантливый и трудолюбивый немец, тем ловушка искуснее.
Но почему у нас так любят немецкое? У нас давние традиции раболепия перед чужим. Обратите внимание, что наша страна это сплошное министерство иностранных дел. Мы только и делаем, что любим других, спешим с помощью туда и сюда, примеряем на себя все чужое. Это касается буквально всех сфер. Но своих мы не любим, не знаем и не хотим знать. И что же сказал Хайдеггер в качестве резюме ко всем трудностям, с которыми столкнулось человечество? Он сказал приблизительно то, что в России всегда говорили не мыслители, а даже простые крестьяне: всех нас спасет только чудо. Но как же не круто исследовать духовность в своей стране. Все же знают, что водку пить - не круто, а виски - очень. Так и тут.
Получается так, что наши философы не имеют что мыслить и заполняют пустоту очередными немцами. Ну а немцы, упершись мыслью в тесные пределы своей Германии, только и делают, что идут по пути дальнейшего дробления и мельчания мысли, пытаясь погрузить весь мир в свой макромир. Русским ли делать мелкие шажочки во всех этих феноменологиях во всех ее разновидностях? Что мы примеряем на себя их кургузые штанишки? Но дисциплинированные и обязательные во всяческих трудах немцы всегда напридумают нам, что мы можем думать. Я против того, чтобы национальные проблемы немцев переносить на нашу почву. Да, мир един, но он и своеобразен в каждой своей части. Зачем нам сливаться в канализацию европейского мира? Это же противно природе.
И вся немецкая философия есть исключительно то, что описал Гёте в «Фаусте». Только это, ничего другого. Все немецкие поиски истины заканчиваются Вальпургиевой ночью, где можно всё и - остановись мгновение, ты прекрасно. И как раз Хайдеггеру крупно повезло, он попал-таки на эту ночь - истинная мечта любого немецкого философа, ибо что было, то была такая грандиозная лаборатория и эксперимент германского умствования - царившей в Германии с приходом Гитлера, и, надо сказать, прекрасно проводил время в сотрудничестве с фашистами.И вот в этом пункте ценящие Хайдеггера говорят, ну, ошибался человек, такой незначащий эпизод в биографии, или что он очень, но так крупно повезло - выжил, но зато какая грандиозная философия, какой неоценимый вклад в развитие мысли, да он в корне изменил взгляд на вещи, дал надежду человечеству, потерявшемуся после гибели Бога. Я хотел бы знать, что сказали бы по этому поводу погибшие в немецких концлагерях.
И вот все носятся с категориями Хайдеггера. И так у него все классно, что даже на русский язык нет возможности перевести. И какой-нибудь лектор целый час слюни пускает по поводу немецкого неопределенного артикля. И меня посещает впечатление дежавю. Я помню лекции по марксизму, там было попроще в отношении переводов артиклей и приставок, но там тоже были свои рога и копыта, бойко навешиваемые лекторами в головы слушателей. Где всё это? Я смотрю на вашего Хайдеггера, господа, и в вашем изложении он ничем не отличается от бородатого Маркса!
Где ваше здоровое недоверие к чужому? Почему вы так раболепно пытаетесь вклеиться в мысли того, кто был врагом нашей страны во время войны? Если он такой большой философ, то почему он так странно ошибался в отношении фашизма? Или ему было пофиг на черные дымы из труб крематориев? Или все-таки не ошибался, а сделал сознательный выбор? Или просто был карьеристом? Тогда где его принципиальность? Если он беспринципный, то при чем тут философия? Или философия есть сфера нечеловечного? В Древней Греции так не считали. Но в Афинах люди не были испорчены Богом, который умер.
Безусловно, Хайдеггер был гениальным. Дьявол тоже таков. Может быть, новые ориентиры в философии и есть то, что Бог умер и да здравствует новый Бог, его имя Дьявол, существо, умеющее приспосабливаться к любым условиям. Конечно, это никакая не новость. Но искусство философии во многом заключается в том, чтобы известное сделать как бы новым, откровением. Хайдеггер на этом пути проделал грандиозный путь, он прошелся по всей классической философии, обратился к метафорике, к искусствам, и тут открылись туманные бездны мерцающих возможностей, что так привлекает сегодняшнего пластикового человека.
Что касается биографии Хайдеггера, то, как ни крути, нельзя не видеть связи, существующей между жизнью автора и его творчеством. А в своей жизни Хайдеггер умудрялся быть непотопляемым поплавком, при любой власти ему было неплохо, как-то умел он улаживать себя с имеющейся властью. Думаю, он бы и при Сталине не завял бы. Гениальный человек гениален во всем. Я имею возможность наблюдать гениальных по жизни людей и у нас, особенно на Украине, откуда я родом. Я знаю там людей, которые при СССР были ярыми коммунистами и атеистами, но в согласии с переменами, скажем так, в окружающей среде, они сначала стали и верующими, и сторонниками майдана, и что Америка нам поможет. Конечно, у Хайдеггера не все так прямолинейно, но все же вся эта его философия выживания любой ценой выглядит, мягко говоря, подозрительной.
И вот наши мудрецы, как классические фарисеи из Библии, носятся с фрагментами философии Хайдеггера, очарованы игрой разума, видениями, возникающих в результате толкований. О, Хайдеггер из тех, кто дает самую благодатную почву для толкований, и вот за это наши оголодавшие после краха коммунистической философии умники, схватились изо всех недюжинных сил.
Но глубинная философия Хайдеггера, не эти выхватываемые публикой блестки, тонет в темноте, и нет там просвета. Но еще в большей степени нет просвета в нашей отечественной мысли, традиционно погрязающей в националистическом болоте или в анархической психоделике.
Как видите, не говорю о философии Хайдеггера, но о раболепном к нему отношении, которое зашкаливает, стоит только глянуть ролики на ютубе. Если говорить о непосредственно самой философии, то всякая философия, если она таковая, включает в себя как рычаг познания обязательно критику. По поводу Хайдеггера я ни разу ни от кого не услышал ни слова в качестве критики. Такое раболепие просто возмутительно!
Свидетельство о публикации №217111701580